Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы управления базами данных





 

Литература

1. Костоустова, Е. В. Информатика. Базы данных Microsoft Access [Текст]: метод. указания к практическим занятиям / Е.В. Костоустова, А.М. Матвиевская; Красноярский государственный технический университет. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005 (Красноярск). - 32 с.

2. Бебрыш, Т. Н. Офисные технологии Базы данных Microsoft Access [Текст]: методические указания к выполнению лабораторных работ / Т. Н. Бебрыш; Хакасский технический институт - Филиал СФУ. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. - 44 с.

Основные понятия базы данных

Объект – это то, о чем в системе должна накапливаться информация. Выбор объектов производится в соответствии с целевым назначением системы.

Классом объектов называют совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Свойство – это некоторая характеристика объекта, позволяющая установить его сходства и различия по отношению к другим объектам. Выделяют общие и индивидуальные свойства. Общими свойствами обладают товары одногонаименования.

Связь (или отношение) показывает, как объект связан с другими объектами предметнойобласти.

Типы связи. Выделяют следующие типы связей между информационными объектами предметной области:

– «один-к-одному»;

– «один-ко-многим»;

– «многие-ко-многим».

1. «Один-к-одному». Такая связь означает, что каждому значению атрибута А соответствует одно и только одно значение связанного с ним атрибута В, и наоборот. Например, каждому значению атрибута Номер паспорта соответствует единственное значение атрибута ФИО гражданина, и наоборот. Такую связь обозначают 1:1, графически эта связь изображается одинарными стрелками (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Связь «Один-к-одному»

 

2. «Один-ко-многим». Эта связь означает, что каждому значению атрибута А соответствует только одно или несколько значений связанного с ним атрибута В, а каждому значению атрибута В соответствует одно и только одно значение атрибута А. Например, для аэропорта, из которого осуществляется множестворейсов, характерна следующая связь между описывающими этот объект реквизитами: одному значению реквизита Название аэропорта соответствует несколько значений реквизита Номер рейса, а каждому значению Номер рейса соответствует только одно Название аэропорта. Такую связь обозначают 1:М, графически связь изображается одинарной стрелкой со стороны «один» и двойной со стороны «много» (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Связь «Один-ко-многим»

 

3. «Многие-ко-многим». Эта связь означает, что каждому значению атрибута А соответствует только несколько значений связанного с ним атрибута В, и наоборот. Например, преподаватель обучает нескольких студентов, а студенты слушают несколько дисциплин, читаемых разными преподавателями. Такую связь обозначают М:М, графически связь изображается двойными стрелками (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Связь «Многие-ко-многим»

База данных (БД) – систематизированное хранилище информации. Обычно БД создается для одной конкретной предметной области, организацииили конкретной прикладной задачи.

Для автоматизации работы с базами данных используются системы управления базами данных (СУБД, англоязычная аббревиатура DBMS – Database Management System) – специальные пакеты программ, обеспечивающие ввод, поиск, хранение, пополнение, корректировку данных, формирование отчетови ответов на запросы пользователей баз данных. Большинство современных экономических и информационно-справочных программных комплексов реализовано на основе применении той или иной СУБД.

Любая СУБД для реализации своих основных функций содержит:

– средства описания структуры базы данных и средства обеспечения целостности данных (таблицы);

– средства конструирования экранных форм, предназначенные для ввода и редактирования данных, их просмотра и обработки в диалоговом режиме (формы);

– средства создания запросов, предназначенные для выборки данных, удовлетворяющих заданным условиям, а также выполнения операций по их обработке (запросы);

– средства создания отчетов, предназначенные для просмотра и печати результатов обработки данных в табличном или графическом виде (отчеты);

– средства реализации нестандартных алгоритмов обработки данных (макросы);

– средства создания приложений пользователя, например, меню пользовательских панелей управления и т. д., позволяющих объединить различные операции по обработке данных в единый технологический процесс (модули).

Рассмотрим эти компоненты подробнее.

Таблицы. Таблица базы данных Access хранит сведения по конкретному вопросу. Например, таблица «Товары» содержит данные только о товарах; таблица «Поставщики» содержит данные о поставщиках этих товаров. В Access атрибуты (столбцы) носят названия полей, кортежи (строки) – названия записей. Для идентификации и связывания таблиц используют ключевые поля (простые и составные, первичные и вторичные).

Ключевым элементом данных называется такой атрибут (или группа атрибутов), который позволяетоднозначно определить экземпляр записи (т. е. значения других элементов данных).

Ключевой атрибут может быть первичным или вторичным.

Первичный ключ – это атрибут (или группа атрибутов), который уникальным образом идентифицирует каждый экземпляр объекта. Если первичный ключ состоит из одного атрибута, то он называется простым, если из нескольких – составным. Например, для объекта «Студент» (атрибуты объекта – фамилия, год поступления, группа, номер зачетной книжки, адрес, контактный телефон) экземплярами являются Иванов, Петров, Смирнов и т. д. Однозначно идентифицировать студентав такой реляционной таблице можно только по номеру зачетной книжки, поскольку экземпляры этого атрибута, в отличие от фамилий, не могут повторяться. Поэтому в качестве первичного ключа для данного отношения целесообразно выбрать именно номер зачетной книжки.

Вторичным ключом называется атрибут (или группа атрибутов), значение которого можетповторяться для нескольких записей (экземпляров объекта). Вторичные ключи необходимы для организации связей между реляционными таблицами. Например, для отношения Пассажир атрибут Код номера рейса для нескольких экземпляров (нескольких разных пассажиров) может повторяться, т. е. будет служить вторичным ключом для связи с отношением Рейсы.

В такой модели отношения представлены в виде двумерных таблиц, столбцы (поля) которых представляют собой атрибуты отношений, астроки (записи) содержат значения экземпляров атрибутов. Каждый атрибут может принимать некоторое подмножество значений из определённой области.

Каждое поле имеет определенный тип данных (текст, число, дата и т. д.), длину и уникальное имя, которое идентифицирует хранящуюся в этом поле информацию. Таблицы в Access содержат правила проверки данных для предотвращения введения некорректных значений.

В БД, как правило, содержится не одна, а несколько связанных таблиц логически сгруппированных данных. Связи между таблицами дают возможность совместно использовать данные из разныхтаблиц. Связь каждой пары таблиц обеспечивается одинаковыми полями в них ключом связи ( внешним ключом). Приложение, использующее несколько таблиц, может манипулировать данными более эффективно, чем при использовании одной большой таблицы.

Формы. Формы ввода данных помогают пользователям быстро, легко и без ошибокпоместить информацию в таблицу базы данных. Формы ввода и отображения данных обеспечивают более структурированный подход, чем использование режима таблицы. Тем не менее, по-прежнему можно просматривать, добавлять, изменять или удалять записи базы данных. Использование форм ввода данных – самый распространенный способ внесения данных в таблицу базы данных.

Формы ввода данных можно использовать для ограничения доступа к определенным полям в таблице. Кроме того, формы можно применять и для контроля правильности данных до их внесения в таблицу базы данных.

Формы ввода данных можно сделать похожими наобычные бумажные документы, что делает ввод данных интуитивно понятным пользователю, позволяет автоматически перемещать фокус ввода на нужные поля обновляемой таблицы.

Формы для отображения позволяют увидеть лишь определенные поля данной таблицы. С другой стороны, отображение одних полей и сокрытие других означает, что можно ограничитьдоступ пользователя к важным данным, в то же время, допуская запрос других полей.

Запросы. Для извлечения информации из базы данных используется запрос. Запросы создаются пользователем для выборки нужных данных из одной или нескольких связанных таблиц. С его помощью можно выбрать и определить группу записей, удовлетворяющих определенному условию. Использование запросов перед печатью отчета позволяет выводить на печать только нужные данные[1]. Запросы можно использовать и в процедурах, изменяющих, добавляющих или уничтожающих записи базы данных.

Выбранные записи называются динамическим набором, который может изменяться вместе с данными в оригинальныхтаблицах. После окончания работы запроса можно использоватьполучившийся динамический набор в форме либо напечатать его в отчете. Таким образом, можно ограничитьдоступ пользователя только к тем данным, которые соответствуют критерию, заданномупри создании динамического набора.

Отчеты. Отчеты используются для формирования выходного документа, предназначенного для вывода на печать.В одной БД можно создать несколько типов отчетов. Например, в отчете могут перечисляться все записи конкретной таблицы. Можно также создать отчет, в котором перечислены только записи, отвечающие заданному критерию. Это делается путем встраивания в отчет запроса.

Отчеты могут включать данные из разных таблиц, чтобы более полно представить сложные зависимости между различными наборами данных. Например, для печати накладной необходимо получить доступ к таблице клиентов, чтобы узнать имя и адрес клиента, и к таблицам продаж, чтобы напечатать отдельную информацию по странам для заказанных продуктов. После этого Access может рассчитать итоги и вывести их в указанном формате в форме. При проектировании таблиц данных важно предусмотреть, в каком виде будет получен результат.

Макросы и модули. Макросы содержат описание действий, которые должны быть выполнены в ответ на некоторое событие. Каждое действие реализуется макрокомандой. Выбор макрокоманд и задание параметров, используемых ими при выполнении, является простой автоматизированной операцией. Макрос позволяет объединить разрозненные операции обработки данных в одном приложении.

Модули содержат программы на языке Visual Basic, которые могут разрабатываться пользователем для реализации нестандартных процедур при создании конкретных программных приложений.

Физическое проектирование предполагаетопределение способов и мест размещения базы данных, оценку ее объема, других параметров.

Отправными точками для физического проектирования служат разработанная информационно–логическая модель данных и выбранная СУБД.

Применительно к СУБД Access физическое проектирование данных предполагает последовательное выполнение следующих действий:

1. Проектирование БД.

2. Создание таблиц БД.

3. Создание схемы данных.

4. Создание форм для ввода данных.

5. Организация запросов к БД.

6. Создание отчётов.

7. Создание форм для доступа к БД и макросов для управления БД.

 

Date: 2015-11-13; view: 489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию