Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конические зубчатые передачи
Применяются в передачах, где оси валов пересекаются под некоторым углом å. Они сложнее цилиндрических в изготовлении и монтаже. Для нарезания требуются специальные станки и инструмент. Кроме допусков на размеры зубьев здесь необходимо выдерживать допуски на углы å, d1, d2 (рис.5.38), а при монтаже обеспечивать совпадение вершин конусов. Выполнить коническое зацепление с той же степенью точности, что и цилиндрические значительно сложнее. Пересечение осей валов затрудняет размещение опор. Обычно одно из коническиъх колес располагается консолью. При этом увеличиваются неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. В коническом зацеплении действую осевые силы, усложняющие конструкцию опор. Из-за всего этого нагрузочная способность конической зубчатой передачи составляет около 85% от цилиндрической.
Рис. 5.38 Геометри-ческие осо-бенности прямозубого конического зацепления
Аналогами начальных и делительных цилиндров цилиндрических передач в конических являются начальные и делительные конусы с углами d1, d2. На рис. 5.39 показан общий вид зацепления.
Рис. 5.39 Общий вид конического зацепления
При коэффициенте смещения инструмента x1+ +x2= 0 начальные и делительные конусы совпадают. Конусы, образующие которых перпендикулярны образующим делительных конусов называют дополнительными конусами. Сечение зубьев дополнительным конусом называют торцовым сечением. Различают внешнее, внутреннее и среднее торцовые сечения. Размеры, относящиеся к внешнему торцовому сечению сопровождают индексом “e”, например de. Размеры в среднем сечении обозначают индексом “m”, например dm, и прменяют при силовых расчетах. Используются следующие характерные размеры: Re= Rm+ 0,5b - внешнее конусное расстояние (Rm - среднее конусное расстояние); de= dmRe/ Rm; mte= mtmRe/ Rm - торцовый модуль зацепления по внешнему дитаметру (mtm - торцовый модуль зацепления по среднему дитаметру). Для прямозубых передач торцовое “ t ” и нормальное “ n ” сечения совпадают. При этом значения mte= mnе округляют до стандартного. Как и у цилиндрических передач, передаточное число равно u= d2/d1= z2/ z1. Кроме того, выразив d1 и d2 через конусное расстояние R и углы конусов d1 и d2, получим u= sind2/ sind1, (5-56) а при å= d1 + d2 = 90° u= tgd2= ctgd1. (5-57) Силы в зацеплении определяются следующими соотношениями:
Ft= 2Mкр1/ dm1 - окружная сила; Fn= Ft/ cosa - нормальная сила; (5-58) Fr = Ft tga cosd1 - радиальная сила; Fa = Ft tga sind1 - осевая сила.
Для упрощения расчетов коническое колесо приводят к эквивалентному прямозубому цилиндрическому. Диаметры эквивалентных колес: due1= de1/ cos d1; due2= de2/ cos d2. (5-59) Для проектного расчета используют формулу de2= 1,7 { EnpMкр1КНb u/ [JH [sH]2 (1-Kbe)Kbe]}1/3, (5-60) где JH =0,85- опытный коэффициент; Kbe - коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния. Часто принимают Kbe = 0,285, тогда de2» 2,9{ EnpMкр1КНb u/ [JH [sH]2 }1/3. (5-61) Далее рассчитывают диаметр шестерни по среднему сечению dm1= de2 (1- 0,5 Kbe)/u (5-62) и толщину шестерни bw= 0,5Kbe(u2+1)1/2/u.. Контактные напряжения прямозубых конических передач вычисляют по формуле sH= 1,18{EnpMкр1КН (u2+ 1)1/2/u/(JHd2m1bwsin2a)}1/2£ [sH], (5-63) Конические колеса могут иметь непрямые зубья. Наиболее распространены колеса с косыми или тангенциальными зубьями и колеса с круговыми зубьями (рис.5.40). Чаще применяются круговые зубья.
Рис. 5.40. Колеса с непрямыми зубьями а) тангенциальные зубья; б) круговые зубья.
а) б)
Учитывая особое значение выбора m и z, для конических передач с прямозубым и круговым зубом разработаны специальные рекомендации. Сначала по формуле (5-61) определяют de2. Затем из графиков в зависимости от de1= de2/u и u определяют значение z’. После этого для твердостей колес, не превышающих 350НВ, вычисляют число зубьев шестерни z1= 1,6 z’. В случае более твердых колес предлагаются другие зависимости [4]. В общем случае рекомендуют число зубьев zmin = 17. При этом отсутствует подрезание. После этого определяется модуль mm= dm1/z1, (5-64) на основании которого по ряду выбирается ближайшее значение. В конических передачах с u> 1 для повышения сопротивления заеданию рекомендуют выполнять шестерню с положительнывм смещением (x1> 1), а колесо с отрицательным х2= - х1, причем x1= xn1» 2(1- u-2)(cos3bn/z1)1/2. Напряжения при изгибе рассчитываются с помощью соотношения sF= YFFtKF/(JFbwmm) £ [sF], (5-65) где JF = 0,85; YF - коэффициент формы зуба [4]; KF= KFbKFu - коэффициент нагрузки определяется по графикам. Суть работы непрямого зуба такая же, как и у косозубых цилиндрических передач. При этом силы зацепления определяются с помощью соотношений: Ft= 2Mкр1/ dm1 - окружная сила; Fr = (Ft /cosbn)(tga cosd1± sinbnsind1)- радиальная сила; (5-66) Fa = (Ft /cosbn)(tga sind1± sinbncosd1) - осевая сила.
Расчет прочности выполняют по параметрам биэквивалентных цилиндрических прямозубых колес: dun= de/ (cosd cos2bn) - диаметр; zun= z/ (cosd cos2bn)- число зубьев. Для круговых зубьев контактные напряжения вычисляют по специальным формулам.
Date: 2015-11-13; view: 632; Нарушение авторских прав |