Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте текст об основном вопросе философии и ответьте на следующие вопросы:





Прочитайте текст об основном вопросе философии и ответьте на следующие вопросы:

1) Кто и когда сформулировал основной вопрос философии?

2) Дайте общую формулировку основного вопроса философии.

3) Раскройте первый фундаментальный уровень основного вопроса философии. Какие стороны выделяют в его структуре?

4) Дайте определения понятиям: монизм, дуализм, материализм, субъективный и объективный идеализм, агностицизм.

 

Основной вопрос философии [2]

Первый, или основной, вопрос философии, по оценке Ф. Эн­гельса, это вопрос об отношении сознания к материи, или, духа к природе, мышления к бытию. Ос­новное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в бро­шюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии» (1886). Основной вопрос философии имеет сложную структуру.

Рассматривая первый, наиболее фундаментальный уровень основного вопроса философии, Энгельс различал в нем две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что явля­ется первичным – материя или сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных смысла: 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует; 2) что является свойством или проявлением; 3) что отражает другое.

Нередко используется иная формулировка вопроса о первичности-вторичности: что лежит в основе мира: материя или сознание.

Возможны два подхода к решению вопроса о первичности-вторичности, монистический и дуалистический. Монизм (от греч. monos – один, единственный) кладет в основу мира одно из двух «начал» материю или сознание. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) по существу отказывается от решения вопроса о первичности-вторичности и кладет в основу мира оба начала, материю и сознание. Так, фран­цузский философ XVII в. Р. Декарт считал материю и дух двумя неза­висимыми друг от друга началами.

Деление на монизм и дуализм не является в философии глав­ным и исходным. Важнейший водораздел философских взглядов су­ществует в рамках монистического подхода и заключается в делении философских воззрений на две основные философские концепции или направления – материализм и идеализм.

С точки зрения материализма материя является первичной в трех указанных смыслах слова, а созна­ние производно от материи.

Идеализм кладет в основу объяснения мира духовное начало.

Идеализм существует в двух основных фор­мах (с массой переходных между ними), различающихся по тому, как понимается сознание, которое идеализм считает первичным по отно­шению к материи. Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомисты и др.) утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, независящего от человека. Объектив­ное здесь означает существующее до, вне и независи­мо от сознания, которым обладает лишь человек, мыслящие существа вообще. В объективном идеализме «объективное» это особое, «ни­чейное» сознание, существующее само по себе, независимо от челове­ческого сознания, которое само есть порождение и проявление этого мирового сознания или духа. Например, Ге­гель рассматривал мир в качестве порождения и проявления логичес­кой идеи мысли, существующей до природы, времени и пространс­тва, развивающейся по своим объективным логическим законам, по­рождающей природу и затем человека, через сознание которого она приходит к познанию самой себя. Субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, экзистенциалисты, неопозитивисты и др.) считал первич­ной реальностью человеческие ощущения. Вещи, мир, с этих позиций, являются лишь совокупностью человеческих ощущений. Классические формулировки основного тезиса субъективного идеализма дал в Новое время английский философ Д. Беркли, «вещи суть комплексы ощуще­ний» и «существовать значит быть воспринимаемым» (esse is percipi). Будучи последовательно продолженным, субъективный идеализм неизбежно приводит к солипсизму (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам), т.е. к утверждению, что для каждого человека существует только он один, все же остальные люди есть лишь комплексы его ощу­щений. В силу своей очевидной абсурдности солипсизм как таковой отстаивался крайне редко.

Вторая сторона основного вопроса философии есть вопрос о познаваемости мира. Часть филосо­фов признают безусловную познаваемость мира для человека. Другие философы ее отрицают, являются агностиками (от греч. а – не, gnosis – знание) В Новое время классиками агностицизма были Д. Юм и И. Кант.

 

Date: 2015-11-13; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию