Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте текст об основном вопросе философии и ответьте на следующие вопросы:
Прочитайте текст об основном вопросе философии и ответьте на следующие вопросы: 1) Кто и когда сформулировал основной вопрос философии? 2) Дайте общую формулировку основного вопроса философии. 3) Раскройте первый фундаментальный уровень основного вопроса философии. Какие стороны выделяют в его структуре? 4) Дайте определения понятиям: монизм, дуализм, материализм, субъективный и объективный идеализм, агностицизм.
Основной вопрос философии [2] Первый, или основной, вопрос философии, по оценке Ф. Энгельса, – это вопрос об отношении сознания к материи, или, духа к природе, мышления к бытию. Основное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Основной вопрос философии имеет сложную структуру. Рассматривая первый, наиболее фундаментальный уровень основного вопроса философии, Энгельс различал в нем две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным – материя или сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных смысла: 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует; 2) что является свойством или проявлением; 3) что отражает другое. Нередко используется иная формулировка вопроса о первичности-вторичности: что лежит в основе мира: материя или сознание. Возможны два подхода к решению вопроса о первичности-вторичности, монистический и дуалистический. Монизм (от греч. monos – один, единственный) кладет в основу мира одно из двух «начал» – материю или сознание. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) по существу отказывается от решения вопроса о первичности-вторичности и кладет в основу мира оба начала, материю и сознание. Так, французский философ XVII в. Р. Декарт считал материю и дух двумя независимыми друг от друга началами. Деление на монизм и дуализм не является в философии главным и исходным. Важнейший водораздел философских взглядов существует в рамках монистического подхода и заключается в делении философских воззрений на две основные философские концепции или направления – материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной в трех указанных смыслах слова, а сознание – производно от материи. Идеализм кладет в основу объяснения мира духовное начало. Идеализм существует в двух основных формах (с массой переходных между ними), различающихся по тому, как понимается сознание, которое идеализм считает первичным по отношению к материи. Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомисты и др.) утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, независящего от человека. Объективное здесь означает существующее до, вне и независимо от сознания, которым обладает лишь человек, мыслящие существа вообще. В объективном идеализме «объективное» – это особое, «ничейное» сознание, существующее само по себе, независимо от человеческого сознания, которое само есть порождение и проявление этого мирового сознания или духа. Например, Гегель рассматривал мир в качестве порождения и проявления логической идеи – мысли, существующей до природы, времени и пространства, развивающейся по своим объективным логическим законам, порождающей природу и затем человека, через сознание которого она приходит к познанию самой себя. Субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, экзистенциалисты, неопозитивисты и др.) считал первичной реальностью человеческие ощущения. Вещи, мир, с этих позиций, являются лишь совокупностью человеческих ощущений. Классические формулировки основного тезиса субъективного идеализма дал в Новое время английский философ Д. Беркли, «вещи суть комплексы ощущений» и «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse is percipi). Будучи последовательно продолженным, субъективный идеализм неизбежно приводит к солипсизму (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам), т.е. к утверждению, что для каждого человека существует только он один, все же остальные люди есть лишь комплексы его ощущений. В силу своей очевидной абсурдности солипсизм как таковой отстаивался крайне редко. Вторая сторона основного вопроса философии есть вопрос о познаваемости мира. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Другие философы ее отрицают, являются агностиками (от греч. а – не, gnosis – знание) В Новое время классиками агностицизма были Д. Юм и И. Кант.
Date: 2015-11-13; view: 534; Нарушение авторских прав |