Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена
В рамках проведения государственного экзамена проверяется степень освоения выпускником компетенций, указанных в приложении 1.
Перечень основных дисциплин образовательной программы, выносимых для проверки на государственном экзамене и их содержание В программу включены вопросы и проблемы, изложенные в программах соответствующих дисциплин. Общие дисциплины направления 080200 Менеджмент: · История управленческой мысли · Теория организации · Экономика организации · Управление человеческими ресурсами · Основы менеджмента · Маркетинг · Методы принятия управленческих решений · Стратегический менеджмент · Бизнес-планирование · Корпоративная социальная ответственность · Управление изменениями
Специальные дисциплины профиля «Маркетинг»:
· Организация предпринимательской деятельности · Маркетинговые исследования · Маркетинговые коммуникации · Управление маркетингом · Коммерческая деятельность · Маркетинг в отраслях и сферах деятельности · Логистика · Организация и методика маркетинговой деятельности · Товароведение · Инновационный маркетинг · Правовое регулирование маркетинговой деятельности · Экономико-математические методы анализа рынка · Конкуренция и конкурентоспособность · Электронная коммерция · Поведение потребителей
Экзаменационные билеты государственного экзамена разрабатываются утверждаются выпускающей кафедрой маркетинга и рекламного менеджмента. В билеты государственного экзамена включаются вопросы для определения уровня сформированности умений и навыков по видам профессиональной деятельности, указанным во ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент для бакалавров.
Содержание дисциплин, включенных в программу государственного экзамена Общие дисциплины для направления подготовки 080200.62 Менеджмент
История управленческой мысли (ПК-1, ПК-25, ПК-26) Периодизация истории управленческой мысли. Социально-экономические факторы развития управленческой мысли. Предмет и методы исследования истории управленческой мысли. Функции предмета и его место в системе управленческих дисциплин. Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях. Управленческие представления раннего христианства. Управленческая мысль Западной Европы в период раннего и классического Средневековья. Структура управления Византией. Формирование государственной системы Древней Руси. Структура управления в Киевской Руси (IX–XI вв.). Представители экономической и управленческой мысли эпохи промышленного переворота. Основные труды и идеи в области управления К. Маркса и Ф. Энгельса. Школа научного направления (1885–1920 гг.). Работы Э. Уитни, Ч. Бэббиджа, Ф.У. Тейлора («Управление предприятием: основные положения», «Принципы научного управления». Тейлоризм. Работы Ф.Б. Гилберта «Деловая теория» Г. Форда как философия менеджера. Вклад Г. Эмерсона в теорию и практику управления. Концепция бюрократических организаций М. Вебера. Административная (классическая) школа (1920–1950). А. Файоль и его основные произведения. Вклад последователей А. Файоля в создание «универсальных принципов управления». Теоретические и методологические предпосылки формирования «школы человеческих отношений» (1930–1950). Взгляды Э. Дюркгейма, Г. Мюнстерберга. Проблемы трудовых отношений в представлениях социологов: В. Парето, К. Бюхера, А.Р. Радклифа-Брауна, Б.К. Малиновского, Т. Парсонса. Э. Мэйо и теория человеческих отношений. Формирование «школы науки управления» (У. Черчмен, Р.Л. Акофф, М.Д. Гарднер, Г.А. Саймон, Ф.Д. Райт). Школа поведенческих наук (бихевиоризм). Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. «Двухфакторная теория мотивации» Ф. Герцберга. Теории Х и Y Д. Мак-Грегора. Вклад К. Арджириса в науку о действии. «Теория четырех систем» Р. Лайкерта. Планирование как основа управления народным хозяйством. Системный подход в управлении производством. Теория оптимального функционирования экономики. Теория социального управления. Теория управления социально-экономическими процессами. Проблемы подготовки управленческих кадров. Управленческая мысль первой половины 1980-х годов. Американский, японский, европейский и скандинавский подходы к управлению. Новые направления исследований в управлении – управление как социальный институт: социальная ответственность бизнеса и корпоративная культура, этика бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти. Современный менеджмент как интеграция новых идей, взглядов и подходов к менеджменту.
Библиографический список: Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли. – М.: РГГУ, 2007. Мазур И.И., Шашеро В.Д., Ольдеррогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента / Под общ. ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. – М.: Изд. центр «ЕЛИМА», 2008. Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 730 с. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Тандем; ЭКСМОС, 2007.
Теория организации (ОК-5, ОК-6, ПК-3) Организация как система. Социальная организация. Типы социальной организации: механистическая, органическая, корпоративная, индивидуалистская организации. Хозяйственные организации и их виды. Организация и управление. Законы организации. Закон синергии. Понятие синергии. Механизм образования эффекта синергии. Закон информированности. Информация как мера неоднородности и характеристика многообразия. Закон самосохранения. Самосохранение как поддержание и воспроизводство внутренних взаимосвязей организации. Инструменты сохранения организации. Закон развития (онтогенеза) – закон индивидуального развития системы. Неравномерность развития, факторы ускорения и торможения. Онтогенез предприятия. Учет закона развития в расчетах экономической эффективности. Закон единства анализа и синтеза: диссимиляция, разделение, специализация, обособление, дифференциация, дезагрегирование с одной стороны и ассимиляция, объединение, концентрация, диверсификация, укрупнение, агрегирование, интеграция – с другой. Механизм действия и использования закона единства анализа и синтеза. Закон пропорциональности: необходимые соотношения между элементами системы, обеспечивающие ее целостность. Принципы организации. Принципы структуризации. Структура как организационная характеристика системы. Классификация структур. Характеристики структуры. Принципы структуризации как обобщенные правила построения рациональных структур. Критерии оценки качества структур. Принципы структуризации в приложении к структурам систем управления. Принцип процессуализации. Классификация процессов. Элементы процессов. Процесс как реализация поведения системы. Принципы процессуализации как обобщенные правила разработки рациональных процессов. Характеристики и критерии оценки качества процессов. Субъекты организаторской деятельности. Организационные задачи и организаторские проблемы. Организаторская деятельность. Субъективное в организаторской деятельности. Субъект управления как субъект организаторской деятельности. Предприниматель как организатор бизнеса. Библиографический список: Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. М инько Э.В., Минько А.Э. Теория организации производственных систем – М.: «Высшее образование», 2008. Парахина В.Н. Теория организации. - М.:КноРус, 2008. Рогожин С. Теория организации. – М.: Экзамен, 2002. Смирнов Э.А. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Управление человеческими ресурсами (ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-14, ПК-37) Персонал предприятия как объект управления. Методы управления персоналом. Принципы управления персоналом организации. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Система целей управления персоналом организации. Понятие найма персонала. Права наемного работника. Внутренние и внешние источники найма персонала. Формы и методы найма персонала. Понятие отбора персонала. Процедура отбора персонала. Критерии отбора. Методы отбора персонала. Понятие подбора и расстановки персонала. Принципы подбора персонала. Задачи подбора и расстановки персонала. Мотивация труда как фактор результативности труда. Современные концепции мотивации деятельности человека. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Комплексная система мотивации персонала, ее инструментарий.
Библиографический список: Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов. – М.:Экспо, 2008. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. Шинкаренко О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ИСО 9000:2000. – М.: Дело и Сервис, 2007. Экономика организации (ПК-8, ПК-30, ПК-50) Сущность и роль функционирования предприятий в рыночной экономике. Основные цели и задачи предприятия. Типы предприятий. Основные средства: понятие, состав, структура. Основные производственные и непроизводственные фонды. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация и методы ее исчисления. Применение ускоренной амортизации. Переоценка основных фондов и ее роль в условиях инфляции. Показатели и анализ использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования основных средств. Сущность, состав и классификация оборотных средств. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств. Источники формирования оборотных средств, пути ускорения их оборачиваемости. Производственная программа предприятия. Методы разработки производственной программы. Производственная мощность предприятия и факторы, ее определяющие. Планирование производственной мощности предприятия. Понятие себестоимости продукции. Виды себестоимости продукции. Элементы себестоимости и классификация затрат. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие. Калькулирование себестоимости продукции. Значение минимизации затрат на производство в условиях рынка. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Резервы снижения себестоимости, методы их выявления и использования. Сущность, функции и виды прибыли. Источники формирования прибыли и факторы, определяющие ее величину. Распределение и использование прибыли. Рентабельность предприятия. Виды рентабельности. Резервы повышения рентабельности. Цель, задачи, принципы и методы планирования. Характеристика планов в зависимости от уровня планирования. Методы планирования. Нормативная база планирования. Сущность экономической эффективности производства. Система показателей, используемых при оценке эффективности деятельности предприятия. Методика их расчета. Библиографический список: Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Экономистъ, 2007. Сергеева И.В. Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): Учебник - М: Проспект, 2010 Экономика и организация производства: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Дубровина И.А. ИТК Дашков и К, 2006 Изд. 2-е, доп., перераб. Экономика организации (предприятия): Учебник /Под ред. Грибова В.Д., Грузинова В.П., Кузьменко В. М: КноРус, 2009 Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина. 3-е изд., переаб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. Экономика организации: Учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов КноРус, 2010.
Основы менеджмента (ПК-2, ПК-4, ПК-8) Понятие менеджмента и его содержание. Менеджмент как вид деятельности и как система управления. Элементы системы менеджмента и их взаимодействие. Организационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом. Методология изучения менеджмента. Организационное и социально-психологическое содержание функций менеджмента. Состав функций менеджмента. Стратегическое планирование и разработка программ. Тактическое планирование. Организационная деятельность. Мотивация деятельности. Регулирование и контроль. Формы организации менеджмента. Понятие, сущность и основные черты организации. Организация как субъект и объект, условия и результат управления. Структура организации. Сущность и виды структурного деления. Принципы структуризации. Типы организаций по взаимодействию структурных подразделений. Традиционная организация. Дивизионная (отделенческая) организация. Проектная организация. Матричные организации. Инфраструктура менеджмента. Организация как часть большой системы. Внешняя среда организации и ее основные характеристики. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой. Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций. Внешняя среда и менеджмент. Прямое воздействие внешней среды на менеджмент. Косвенное воздействие внешней среды на менеджмент. Организационно-экономические характеристики менеджмента. Полномочия и ответственность. Виды полномочий. Линейные полномочия. Штабные (аппаратные) полномочия. Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. Делегирование полномочий. Факторы, определяющие степень децентрализации полномочий. Ответственность в контексте делегирования полномочий. Человек в организации. Организационная среда и организационное окружение. Модель взаимодействий человека и организационного окружения. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Восприятие человека окружением. Поведение человека в организации. Критериальная основа поведения человека в организации. Природа и суть конфликтов. Типология конфликтов. Причины конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в системе менеджмента. Обучение и модификация поведения человека. Компенсация. Типы и формы компенсаций. Руководство и лидерство в менеджменте. Природа руководства и лидерства. Цель лидерства. Функции руководства и лидерства. Делегирование полномочий как средство руководства и лидерства. Поведение и стили лидеров. Формирование поведения лидеров. Лидерство и управление. Коммуникации в менеджменте. Определение коммуникаций. Цели коммуникаций. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации. Руководитель и коммуникации. Невербальная коммуникация. Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
Библиографический список: Балашов А.П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардирики, 2005.. Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента: Учебник – М.: Экономика, 2008 Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Изд-во "Питер", 2006. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Изд-во Эксмо, 2006 Макашева З.М. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2004 Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. 3-е издание – М.: Вильямс, 2011. Радугина А.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 2000 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник, 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2008 Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. Менеджмент: учебное пособие, 2-е изд. М.:ОМЕГА-Л, 2008.
Маркетинг (ПК-10, ПК-29, ПК-30, ПК-36) Понятие маркетинга. Цели и задачи маркетинговой деятельности. Конъюнктура рынка. Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке. Природа каналов распределения. Структура каналов распределения. Товародвижение как система, его элементы. Выбор эффективного способа товародвижения. Организация сбыта. Функции основных субъектов действующих в сфере сбыта. Организация управления маркетингом. Организационные структуры маркетинга. Типы организационных структур маркетинга: функциональная, продуктовая, рыночная, ориентированная на покупателя, региональная, матричная. Управление маркетингом на предприятии. Маркетинговые службы предприятия и их основные подразделения. Кадры маркетинговых служб. Сущность, цели и роль ценовой политики и ценовых стратегий. Ценовые стратегии. Методы ценообразования: определение цен с ориентацией на ценностную значимость товара; определение цен на основе издержек производства; определение цен с ориентацией на конкуренцию; определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и соотношением рынка; параметрические методы ценообразования; метод статистических игр. Библиографический список: Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для бакалавров / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева; рец.: Г. Л. Азоев, В. С. Кабаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: КНОРУС, 2007. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учеб. / Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е издание/ Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского.- СПб: Питер,2002. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: учеб. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; науч. ред.: А. М. Немчин, В. А. Дуболазов; пер. с англ.: С. Жильцов, М. Жильцов, Д. Раевская. - 12-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Липсиц И.В. Маркетинг для топ-менеджеров. – М.: Эксмо, 2007.
Методы принятия управленческих решений (ОК-5, ОК-6, ОК-16, ОК-17, ОК-20, ПК-8, ПК-31) Функции решения в методологии и организации процесса управления; сущность и роль управленческих решений; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность; информационное обеспечение управленческого процесса.
Библиографический список: Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин И.Б. Управленческие решения: учебник.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008 Саак А.Э. Разработка управленческого решения: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2007
Стратегический менеджмент (ПК-9, ПК-15, ПК-30) Понятие и сущность экономической стратегии предприятия. Содержание и этапы стратегического планирования. Плановая и интуитивная стратегия. Уровни экономических стратегий предприятия: корпоративные стратегии, стратегии бизнеса, функциональные стратегии. Основные элементы стратегического плана предприятия. Миссия и стратегические цели предприятия. Анализ внешней среды как исходный пункт стратегического планирования предприятия. Анализ ситуации в отрасли. Конкурентные силы в отрасли. Модель пяти сил конкуренции М. Портера. Карта стратегических групп и ее значение для выработки стратегии предприятия. Ключевые факторы успеха в отрасли и оценка конкурентной позиции фирмы. Конкурентные преимущества и основные типы конкурентных стратегий фирмы. Стратегии лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования. Стратегический анализ издержек предприятия. Цепочка ценностей. Основные типы корпоративных стратегий. Стратегии интенсивного, интеграционного и диверсифицированного роста. Международная конкуренция и международные экономические стратегии. Стратегические альянсы. Основные методы выбора стратегии предприятия. Матрица выбора стратегии (Томпсона – Стрикланда). SWOT – анализ. Матрица Мак-Кинзи и Бостонской Консультативной Группы.
Библиографический список: Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: М.: Проспект, 2011 Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий /пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского.- СПб: «Питер», 2000. Пирс Дж., Робинсон Р. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2012. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. – М:Альпина Бизнес Букс,2005. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н.Петрова. – СПб.: Питер, 2012. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа: учебник для вузов- М.: Вильямс, 2012. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2009. Бизнес-планирование (ПК-30, ПК-35, ПК-43, ПК-48, ПК-49) Понятие и сущность бизнес-планирования. Назначение и виды бизнес-планов. Участники бизнес-планирования. Требования к бизнес-планам. Организация бизнес-планирования на предприятии. Основные разделы, включаемые в бизнес-план. Факторы, влияющие на структуру бизнес-плана. Подготовка резюме. Содержание и методика расчета основных показателей разделов бизнес-плана: общее описание компании; продукция и услуги; исследование и анализ рынка; маркетинг-план; конкуренция и конкурентные преимущества; план производства (операционный план); организационный план и риск-план. Финансовый план (план прибылей и убытков; план движения денежных средств). Понятие дисконтирования и выбор ставки дисконтирования проекта. Показателиоценкиэффективностипроекта: NPV (net present value); PI (profitability index); PP (discounted payback period); IRR (Internal rate of return). Анализ чувствительности проекта. Использование программных продуктов в бизнес-планировании. Структура и функциональные возможности ProjectExpert 7.0 Professional.
Библиографический список: Бизнес-планирование: Учебник /Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2002. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Н.А. Колесниковой. - М.: Финансы и статистика, 2000. Горохов Н.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1998. Максютов А.А. Бизнес – планирование развития предприятия. – М.: Изд. «Альфа – Пресс», 2005. Мирошкин В.А., Буров В.П. Бизнес-планирование. М.: Форум, 2012 Пелих А.С. Бизнес-план. М.: «Ось-89», 2012. Стрекалова Н.Д. Бизнес – планирование. СПб: «Питер», 2012. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
Корпоративная социальная ответственность (ОК-5, ОК-6, ОК-20, ПК-16, ПК-50 Концептуализация понятия корпоративной социальной ответственности организации; теоретические принципы корпоративной социальной ответственности; корпоративная социальная ответственность в контексте теории корпоративного управления; инструменты и направления корпоративной социальной ответственности; макрорегуляторы социального развития предприятий и социальная отчетность; внутренний и внешний контекст корпоративной социальной ответственности; оценка корпоративной социальной ответственности.
Библиографический список: 1. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. Изд. Высшая школа мен-та, 2010. - 272 стр. 2.Данилова Л. Г. Финансовые основы корпоративной социальной ответственности бизнеса: автореф. дис... канд. экон. наук/ Л. Г. Данилова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, Моск. гос. ун-т технологий и упр. - М.: [б. и.], 2006. - 22 с. 3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н.,проф. М.А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2008. 4. Перегудов С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии: [монография] / С. П. Перегудов, И. С. Семененко; Рос. Акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 447 с. 5. Полунин К. А. Государственное регулирование социальной ответственности российских корпораций: автореф. дис... канд. экон. наук/ К. А. Полунин; Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М.: [б. и.], 2009. - 24 с.
Управление изменениями (ПК-17, ПК-21, ПК-30, ПК-31, ПК-35) Философия развивающих перемен. Механизмы жизни и развития организаций. Содержание глобализации. Особенности организационных изменений. Содержание организационного развития. Группы факторов изменений. Контекстуальные различия организационных перемен. Структурные особенности организаций. Организационный контекст изменений. Основание технологий управления переменами. Анализ проблемного поля организации. Модель жизненного цикла, подхода. Обоснование рациональной технологии управления переменами. Типология организационных «беспорядков». «Калейдоскоп» изменений. Технологии «жестких» изменений. Технология управления изменениями. Технология организационного развития компании. Управление процессом сложных изменений. Изменение оргкультуры. Феноменология развивающейся организации. «Шкала» развития организационных структур. Тактическое пространство управления персоналом. Политические аспекты управления изменениями. Нейтрализация сопротивления изменениями. Управление конфликтами и командами. Дилемма конфликтов изменений. Управление изменениями и обучение. Самообучающаяся организация. Развивающий подход к обучению.
Библиографический список: Адизес У. Управление изменениями. – СПб., 2008 Джей Р. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. - СПб, 2004. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. Камерон Э., Грин М. Управление изменениями. – М.: «Добрая книга», 2006. Коротков Э.М. Менеджер исследовательского типа // Управление персоналом. 2008. № 1. Кутелевич Е.Н., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организации. Менеджмент 21 век. - М.: Экономика, 2007. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л.Вилкова, В. Таратухина. – М.: Эксмо, 2007. Специальные дисциплины профиля «Маркетинг» Организация предпринимательской деятельности (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8) Рыночная экономическая система как основа предпринимательства. Предпринимательская деятельность как тип экономического поведения в рыночном механизме. Предпринимательство как вид экономической деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Сущность и организационно-правовые формы предпринимательства. Классификация предприятий как хозяйствующих бизнес-единиц. Организация деятельности производственного предприятия. Создание собственного бизнеса и прекращение предпринимательской деятельности. Планирование и развитие бизнеса. Конкуренция в организации предпринимательской деятельности. Товарный обмен и товародвижение в организации предпринимательской деятельности. Культура организации предпринимательской деятельности. Предпринимательские риски.
Библиографический список: Хохлова, И. В. Организация предпринимательской деятельности: конспект лекций: - М.: Приор, 2007. Синяева, И. М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб. / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. - М.: Дашков и К, 2008. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент: учеб. пособие / под ред. В. М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2000. Предпринимательство: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2000. Крутик, А. Б. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. - М.: Академия, 2006. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. - 3-е изд., испр. - М.: Дашков и К, 2010. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина; рец.: Е. М. Ефимова, В. А. Алексунин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014.
Маркетинговые исследования (ПК-31, ПК-34, ПК-36) Понятие маркетингового исследования, его роль в бизнесе и удовлетворении информационно-аналитических потребностей маркетинга. Место маркетингового исследования в разработке стратегии маркетинга, планировании маркетинга и его контроллинге. Основные понятия, цели и задачи маркетинговых исследований. Предмет и объекты маркетингового исследования. Принципы маркетингового исследования. Типология маркетинговых исследований. Направления маркетинговых исследований: исследование рынка; исследование конкуренции; исследование потребителей; исследование товаров; исследование рекламы; исследование эффективности продаж; исследование системы сбыта; исследование экономики бизнеса. Разработка концепции маркетингового исследования. План маркетингового исследования. Выдвижение гипотез. Организация и проведение маркетингового исследования. Координация маркетинговых структур при заказах на исследование и при его проведении. Общая характеристика последовательности этапов проведения маркетинговых исследований. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. Определение проблемы маркетингового исследования. Этапы проведения маркетингового исследования: формулирование проблемы и постановка задач исследования; определение типа исследования; определение источников информации; определение методов исследования; обработка данных и представление отчета. Понятие маркетинговой информации. Значение информации для маркетингового исследования. Цель сбора информации. Носители маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система: сущность, трансформация, источники получения. Сбор информации, накопление и хранение информации, обработка информации (контроль, сводка, группировка), выдача информации пользователям. Типология маркетинговой информации. Источники маркетинговой информации. Внутренняя и внешняя информация, первичная и вторичная информация, полевая и кабинетная информация. Сводные носители информации. Обмен информацией в вертикальных и горизонтальных маркетинговых системах. Содержание и методы отдельных видов маркетинговых исследований в зависимости от направления и целей исследования Экономико-математические методы проведения маркетинговых исследований: 1) статистические методы обработки информации; 2) многомерные методы; 3) регрессионные и корреляционные методы; 4) имитационные методы; 5) методы статистической теории принятия решений; 6) детерминированные методы исследования операций; 7) гибридные методы, объединяющие детерминированные и вероятностные (стохастические) характеристики. Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований. Типы экспериментов. Проектирование экспериментов. Торговые панели. Разовые обследования предприятий, выборочные и сплошные (омнибусы). Трековые исследования Опросы. Методы организации опросов. Использование социометрических методов. Тестирование респондентов. Методика анкетирования. Метод саморегистрации и корреспондентский метод. Понятие и структура анкеты. Методология экспертных опросов. Формирование экспертной группы. Понятие маркетингового анализа как системы получения выводов из собранной и обработанной информации. Цели и задачи маркетингового анализа. Типология маркетингового анализа. Методология маркетингового анализа. Ступени маркетингового анализа. Констатационный анализ. Причинно-следственный анализ. Статистические методы анализа в маркетинговых исследованиях. Виды статистического анализа Конъюнктурный и стратегический маркетинговый анализ, их роль в маркетинговом исследовании. Анализ стратегической ситуации рынка. Модели потенциала рынка. Анализ производственного потенциала и емкости рынка. Оценки сбалансированности рынка. Стратегические проблемы и методы регионального анализа рынка. Понятие динамики рынка и его характеристика его параметров. Цели и задачи анализа динамики рынка. Понятия скорости и вектора развития рынка. Понятие темпов роста объема рынка. Методы и типы индексного анализа динамики рынка. Индексные и структурные модели динамики рынка. Трендовые модели и их использование при оценках характера тенденций развития рынка. Методы построения и интерпретации трендовых моделей. Прогнозирование развития рынка. Методология прогнозирования спроса: аналоговые модели, экстраполяция, многофакторные регрессионные модели, сценарии, экспертные расчеты Понятие устойчивости и колеблемости рынка, методы их анализа. Анализ колебаний и их интенсивности развития рынка. Анализ дифференциации рынка. Понятие анализа цикличных колебаний рынка. Методология построения индексов сезонности. Модели сезонных циклов. Направления исследования рынков: 1) определение величины рыночного спроса; 2) определение величины рыночного предложения; 3) определение показателей рыночной доли для конкретных рыночных сегментов. Подходы к изучению рынков: 1) посредством анализа вторичной информации; 2) путем исследования мотивации и поведения потребителей; 3) путем анализа выпускаемой и реализованной продукции. Понятие реакции рынка и взаимообусловленности маркетинговых действий. Формы реакций рынка на маркетинговые действия и изменение социально-экономических условий. Понятие эластичности рынка. Эластичность спроса/предложения как проявление действия закона спроса. Методы расчета коэффициентов эластичности. Эмпирический коэффициент эластичности (коэффициент Маршалла), способы его расчета. Понятие перекрестной эластичности. Методы расчета коэффициентов перекрестной эластичности спроса. Понятия конкуренции и конкурентного анализа. Задачи изучения конкуренции с позиции стратегического маркетинга и достижения конкурентного преимущества. Цель проведения маркетинговых исследований позиции предприятия в конкурентной борьбе. Выбор конкурентных стратегий. Выявление конкурентных опасностей. Комплексный анализ возможностей и опасностей фирмы на конкурентном рынке. Расчет доли фирмы на конкурентном рынке. Модель движущих сил конкуренции Портера. Матрица конкурентного преимущества. Матрица первичных характеристик конкурента. Методы изучения конкурентов: 1) SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон конкурентов; 2) Концепция 4 “Р”; 3) Метод функциональных карт; 4) Построение конкурентной карты рынка. Оценки рыночного риска. Определение вероятности риска. Шкалирование рисков. Расчет среднего уровня риска. Понятие покупательского поведения. Задачи анализа покупательского поведения. Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. Направления изучения потребителей. Критерии и модели покупательского поведения. Выявление и моделирование покупательских мнений и предпочтений. Типология покупателей по социально-экономическим и демографическим признакам. Анализ структуры потребителей. Оценки отношения потребителей к товару, выявление приверженцев товара/марки. Изучение побудительных факторов покупки. Изучение реакции потребителя на новый товар, его качество и цену.
Библиографический список: Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для бакалавров / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева; рец.: Г. Л. Азоев, В. С. Кабаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учеб. / Е. П. Голубков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г. Моосмюллер, Н. Н. Ребик. - М.: ИНФРА-М, 2009. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: Вуз. учеб., 2007. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: учеб. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; науч. ред.: А. М. Немчин, В. А. Дуболазов; пер. с англ.: С. Жильцов, М. Жильцов, Д. Раевская. - 12-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Просветов, Г. И. Маркетинговые исследования: задачи и решения: учеб.-практ. пособие / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2008. Сафронова, Н. Б. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для студентов бакалавриата / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева; рец.: Л. С. Латышова, В. А. Антонов. - Москва: Дашков и К, 2013. Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования / Гилберт А. Черчилль. - СПб.: Питер, 2003.
Маркетинговые коммуникации (ПК-6, ПК-7) Роль системы маркетинговых коммуникаций в комплексе маркетинга. Экономическая сущность и цели коммуникационной политики. Комплекс маркетинговых коммуникаций. Каналы коммуникации. Целевые адресаты маркетинговых коммуникаций. Элементы коммуникационного комплекса. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Основные характеристики рекламы, как коммуникационного средства. Оценка эффективности рекламной кампании. Организация и управление рекламной деятельностью на предприятии. Личные продажи, коммуникационные особенности и организационные формы. Приемы стимулирования сбыта. Характерные черты PR, как коммуникационного средства. Основные элементы фирменного стиля. Формирование бюджета маркетинговых коммуникаций.
Библиографический список: Ульяновский, А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. С учетом новейших тенденций, диктуемых современным рынком / А. В. Ульяновский. - М.: Эксмо, 2008. Дубровин, И. А. Маркетинговые коммуникации: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и экон. специальностям / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации / Е. Н. Голубкова. - М.: Финпресс, 2000. Романов, А. А. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, А. В. Панько. - М.: Эксмо, 2006. Мазилкина, Е. И. Маркетинговые коммуникации: учеб.-практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2007. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. А. Беркутова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. Дурович, А. П. Маркетинговые коммуникации: курс интенсивной подготовки: учеб. пособие / А. П. Дурович, Н. И. Гришко. - Минск: Соврем. шк., 2010. Симонян, Т. В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Симонян, Т. Г. Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Управление маркетингом (ПК-19, ПК-22, ПК-33, ПК-34) Место маркетинга в стратегическом управлении предприятием. Подходы к выработке стратегии предприятия. Управление маркетингом на корпоративном уровне. Портфельные стратегии. Стратегии роста малых, средних и крупных предприятий. Конкурентные стратегии. Управление маркетингом на функциональном уровне. Методы выбора целевого рынка. Организационные подходы к сегментации рынка. Управление маркетингом на инструментальном уровне. Управление товаром. Управление ценой. Управление каналами распределения. Управление коммуникационными маркетинговыми средствами. Организация службы маркетинга на предприятии, планирование и контроль маркетинга. Организационное построение службы маркетинга на предприятии. Стратегическое и оперативное планирование маркетинга на предприятии. Контроль, оценка и аудит маркетинга. Библиографический список: Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для бакалавров / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева; рец.: Г. Л. Азоев, В. С. Кабаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учеб. / Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. Капон, Н. Управление маркетингом: учеб. для вузов / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт; пер. с англ.: В. Кузина. - СПб.: Питер, 2010. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: учеб. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; науч. ред.: А. М. Немчин, В. А. Дуболазов; пер. с англ.: С. Жильцов, М. Жильцов, Д. Раевская. - 12-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Федосеев, В. Н. Управление маркетингом: учеб. пособие / В. Н. Федосеев. - М.: МарТ, 2006. Шаповалов, В. А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В. А. Шаповалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. Коммерческая деятельность (ПК-19, ПК-22, ПК-33, ПК-34) Понятие, задачи и виды коммерческой деятельности. Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности предприятия. Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Основные особенности и значение коммерческой деятельности в современных условиях. Содержание основных видов коммерческой деятельности. Организация системы товародвижения. Коммерческая работа по закупкам товаров. Коммерческая работа по продажам товаров. Государственное регулирование коммерческой деятельности. Система государственных закупок. Основы экономической безопасности в коммерции. Инновации и инвестиции в коммерции. Планирование в коммерческой деятельности. Система кадровой работы в коммерции Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны. Методика отнесения сведений к коммерческой тайне. Обеспечение защиты коммерческой тайны. Понятие, функции и виды коммерческих договоров. Структура и содержание коммерческого договора. Порядок заключения договоров. Ответственность сторон за нарушение условий договора. Понятие и виды коммерческих сделок. Технология и способы заключения коммерческих сделок. Проведение предварительных переговоров. Планирование закупочной деятельности. Организация коммерческих связей и выбор потенциального поставщика. Условия поставки и приемки продукции. Основные формы расчетов при закупке материальных ресурсов. Сущность и роль сбыта продукции на предприятии. Планирование сбыта продукции. Организация сбытовой деятельности. Функции упаковки и маркировки товаров. Оформление документов при реализации продукции. Задачи, функции, принципы и цели посреднической деятельности. Формы торгово-посреднических структур. Разновидность посреднических операций. Оптовая торговля: сущность, значение, функции, формы. Розничная торговля: сущность, значение, функции, виды предприятий розничной торговли. Сущность и значение посреднических услуг. Виды посреднических услуг. Оптовый рынок и его инфраструктура. Торговые дома. Оптовые магазины. Особенности организации оптовой торговли в зарубежных странах. Оптовые ярмарки и выставки-продажи. Торговые ярмарки и выставки. Аукционная торговля: организационные формы и техника проведения. Сущность, роль и тенденции развития биржевой торговли. Сущность и значение внутреннего и внешнего анализа коммерческой деятельности. Анализ закупочной коммерческой деятельности. Анализ сбытовой деятельности предприятия. Понятие и виды рисков. Способы оценки степени риска. Особенности выбора в условиях риска. Понятие деловых взаимоотношений, вербальное и невербальное общение. Этические принципы делового общения и методы воздействия на людей.
Библиографический список: Афанасенко, И. Д. Коммерческая логистика: учеб. для вузов для бакалавров и специалистов / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Кунявский, М. Е. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. Е. Кунявский, О. Т. Буданова, С. А. Санинский. - М.: Экон. газ., 2010. Осипова, Л. В. Основы коммерческой деятельности: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. В. Осипова, И. М. Синяева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учеб. / Ф. Г. Панкратов, Т. Г. Серегина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2000. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учеб. / Ф. П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2001.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (ПК-10, ПК-30, ПК-32) Содержание маркетинга в агробизнесе. Особенности рынков в комплексе агромаркетинга. Особенности сегментации сельскохозяйственных рынков. Специфика проведения маркетинговых исследований в агробизнесе. Маркетинговые стратегии и управление маркетингом в аграрной сфере. Основные характеристики промышленных рынков. Анализ внешней и внутренней среды промышленного предприятия. Промышленный потребитель: характеристики, модели поведения, потребности. Особенности сегментации в промышленности. Конкуренция и кооперация на промышленных рынках. Специфика маркетинговых исследований в промышленности. Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства. Основные характеристики рынка средств производства. Анализ внешней и внутренней среды в маркетинге средств производства. Потребители средств производства. Особенности сегментации. Конкуренция на рынке средств производства. Содержание маркетинга в сфере услуг. Общая характеристика маркетинга в сфере услуг. Выбор и реализация маркетинговой стратегии в сфере услуг. Управление маркетингом в сфере услуг. Содержание маркетинга в туризме. Основные характеристики рынков туристического продукта. Специфика проведения маркетинговых исследований на рынке туристических услуг: цели, направления, методы, этапы. Стратегии и управление маркетингом в туризме. Маркетинг в образовании. Характеристики рынков образовательных услуг. Анализ внешней и внутренней среды учреждений образования. Содержание маркетинга в оптовой и розничной торговле. Характеристика рынков. Анализ внешней и внутренней среды торгово-посреднических предприятий. Потребители: основные критерии выбора магазинов потребителем, влияние различных факторов на выбор потребителем торгового предприятия. Сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов: изучение требований потребителей к товарам, определение набора товарных групп. Оценка конкурентной среды торгового предприятия. Особенности и содержание маркетинга в сети Интернет. Анализ электронного бизнеса. Потребители: основные потребности, определение рыночной реакции. Особенности сегментации в электронном бизнесе Особенности комплекса маркетинга в сети Интернет. Содержание маркетинга гостиничных услуг. Основные характеристики рынков гостиничных услуг. Анализ внешней и внутренней среды предприятий гостиничной сферы. Библиографический список: Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; ред. Л. В. Речицкая; рец.: И. И. Кретов, Н. Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Мазилкина, Е. И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. / Е. И. Мазилкина. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. / под ред. Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сарат. гос. соц.-экон. ун-т; сост. И. М. Кублин, И. К. Бурмистрова. - Саратов: СГСЭУ, 2010. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. А. Нагапетьянц [и др.]; под общ. ред. Н. А. Нагапетьянца. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Вуз. учеб., 2014. Логистика (ПК-2, ПК-3, ПК-8) Экономическая сущность понятия «логистика». Подходы к определению логистики. Предпосылки и этапы развития логистики как научной дисциплины. Виды логистики. Ключевые функции логистики. Поддерживающие функции логистики. Логистический подход к проблемам управления потоковыми процессами. Понятие логистических потоков. Материальный поток и его основные характеристики. Классификация материальных потоков. Финансовый поток и его основные характеристики. Понятие финансовой операции. Классификация финансовых потоков. Понятие информационных потоков. Основные характеристики информационных потоков. Классификация информационных потоков. Сервисные потоки и их основные характеристики. Экономическая сущность понятия «логистическая система». Понятие логистической операции. Классификация логистических систем. Логистическая цепь. Звено логистической системы. Понятие запаса. Планирование и управление запасами. Функции запасов в логистической системе. Виды запасов и их характеристика. Виды запасов в зависимости от целевого назначения. Классификация запасов по месту нахождения. Совокупные запасы производства. Виды товарных запасов. Текущие запасы. Подготовительные запасы. Гарантийные запасы сезонные запасы. Переходящие запасы. Страховой запас: понятие, функции. Особенности расчета страхового запаса. Модели управления запасами. Особенности применения моделей управления запасами на предприятиях торговли. Базовая модель управления запасами. Уравнение общей стоимости основной модели управления запасами. Стоимость подачи заказов. Стоимость хранения запасов. Минимизация общей стоимости запасов. Модели планирования дефицита запасов. Планирование дефицита: после получения новых поставок заказы покупателей выполняются. Модель планирования дефицита: после получения новых поставок заказы покупателей не выполняются. Определение среднего размера дефицита. Уравнение общей переменной стоимости. Поиск максимального размера дефицита. Неопределенность и основная модель управления запасами. Понятие оптимального размера заказываемой партии продукции (материалов). Модель экономичного размера партии. Поиск оптимального размера заказываемой партии продукции (материалов). Экономичный размер заказа. Модель определения уровня повторного заказа. Определение интервала повторного заказа. Общая стоимость закупки и запасов. Цели и задачи закупочной логистики. Функции закупочной логистики. Характеристика логистических операций в управлении закупками: идентификация потребностей; определение и оценка требований потребителей; решение «делать или покупать»; определение типов закупок; анализ поведения рынка; идентификация возможных поставщиков; предварительная оценка всех возможных источников; оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика; доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис; контроль и оценка выполнения закупок. Методы исследования операций и принятия решений в снабженческо-заготовительной логистике. Способы определения потребности в материалах. Факторы, определяющие выбор способа и выбор метода закупок. Процесс планирования закупок. Характеристики основных методов закупок. Поиск оптимального решения с учетом введения скидок на количество системе закупочной логистики. Влияние скидки на стоимость покупки и запасов продукции. Критерии выбора поставщика в закупочной логистике. Алгоритм выбора поставщика. Методы выбора поставщика в логистике: метод рейтинговых оценок, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик, метод категорий предпочтения. Принятие решений о пролонгировании договорных отношений с поставщиками. Сущность производственной логистики. Цели и задачи производственной логистики. Логистическая концепция организации производства. Понятие внутрипроизводственных логистических систем. Традиционная концепция организации производства. Логистическая концепция организации производства. Типы производственных систем. Толкающие системы. Виды толкающих систем. Толкающие модели управления потоками. Характеристика и особенности систем МРП-1 и МРП-2. понятие и особенности функционирования тянущих систем. Виды тянущих систем и их характеристика. Система «Канбан». Система «Шодзинка». Система профессиональной ротации. Система «Дзидоко». Система «Точно во время». Система «Точно в срок». Система «ДЖИТ». Система «Семь 0». Система «CIM». Сравнительная характеристика толкающей и тянущей систем. Варианты логистических производственных систем. Модель производства партии продукции. Определение оптимального размера партии производимой продукции. Средний уровень запаса в модели производства партии продукции. Определение интервала выпуска партии продукции. Определение продолжительности производственного цикла. Определение эффективности производственной логистики. Критерии определения эффективности производственной логистики. Факторы, влияющие на выбор транспорта для доставки продукции. Достоинства и недостатки транспортных систем. Алгоритм решения транспортных задач. Поиск начального распределения перевозок. Метод минимальной стоимости в решении транспортной задачи. Метод «ступенек». Метод Вогеля в транспортной логистике. Методы проверки решения транспортных задач на оптимальность. Метод МОДИ при проверке на оптимальность транспортных задач. Поиск оптимального решения в транспортной логистике. Сетевое графическое планирование транспортных перевозок в логистике. Понятие сбыта и дистрибьюции. Виды каналов сбыта. Прямые, косвенные и смешанные каналы сбыта. Интегрированные каналы сбыта и их характеристика. Экономическое обоснование выбора каналов распределения. Оценка рентабельности продаж. Типы посредников, функционирующие в каналах сбыта. Основные функции логистического менеджмента фирмы и современные особенности в дистрибъюции. Классификация, структура логистических каналов и дистрибутивных сетей. Разработка оптимальных планов товародвижения. Сетевое планирование сбыта. АВС-анализ в сбытовой политике предприятий. XYZ-анализ в логистике в торговле. Роль складирования в логистической системе. Склады, их определение и классификация. Роль складов в логистике. Функции складов. Метод АВС-анализа в складской логистике. Склад как элемент логистической системы: определение оптимального количества складов в зоне обслуживания, места расположения склада на обслуживаемой территории. Склад как самостоятельная логистическая система. Показатели работы склада. Принципы логистической организации складских процессов. Моделирование и стандартизация складских процессов: разработка транспортно-технологических схем, технологических карт и технологических графиков складских процессов. Оценка потребности торговой организации в складских ресурсах. Грузовые единицы в логистике. Организация службы логистики торговой организации. Служба логистики в организационной структуре торговой организации. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, коммерцией, финансами. Межфункциональные конфликты в организациях торговли и межфункциональная логистическая координация по параметрам, относящимся к логистике. Логистический менеджмент: понятие. Построение организационной структуры службы логистики торговой организации, основные функции. Положение о службе логистики торговой организации. Квалификационные требования к логистам. Уровни развития логистики в организациях торговли.
Библиографический список: Ардатова, М. М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова. - М.: Проспект, 2004. Афанасенко, И. Д. Коммерческая логистика: учеб. для вузов для бакалавров и специалистов / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Голиков, Е. А. Маркетинг и логистика: учеб. пособие / Е. А. Голиков; рец. В. И. Степанов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2001. Григорьев, М. Н. Логистика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2007. Кретов, И. И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 080111 (061500) - "Маркетинг" / И. И. Кретов, К. В. Садченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2011. Неруш, Ю. М. Логистика: учеб. / Ю. М. Неруш; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) М-ва иностранных дел Рос. Федерации. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. Секерин, В. Д. Логистика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Д. Секерин. - М.: КНОРУС, 2011. Сергеев, В. И. Логистика снабжения: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич; под общ. ред. В. И. Сергеева. - М.: Рид Групп, 2011.
Организация и методика маркетинговой деятельности (ПК-18, ПК-31, ПК-33) Технология организации маркетинговой деятельности предприятия в свободной рыночной системе. Содержание и основные цели маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности как функция управления маркетингом. Типы полезности в процессе сочетания производственно-предпринимательской и маркетинговой деятельности предприятия. Исторический аспект развития маркетинговой деятельности в России. Основные приемы и методы маркетинговой деятельности. Главные приемы маркетинговой деятельности. Активный и пассивный маркетинг. Общенаучные методы исследования маркетинговой деятельности. Характеристика аналитико-прогностических методов и моделей. Характеристика методических приемов, заимствованных из различных областей знаний. Маркетинговые структуры предприятия: функциональная, дивизиональные, проектная, матричная. Системы маркетинговой интеграции. Развитие маркетинговых структур на предприятиях России. Организация службы маркетинга на предприятии. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга. Планирование в системе маркетинга. Общая схема планирования маркетинговой деятельности предприятия. Стратегическое маркетинговой планирование. Особенности планирования программы маркетинга. Значение маркетингового раздела бизнес-плана. Бюджет маркетинга и методы его определения. План ревизии и внедрение маркетинга. Контроль маркетинговой деятельности. Типы маркетингового контроля. Система контроля маркетинговой деятельности. Контроль результатов. Ревизия маркетинга. Маркетинговая логистика: понятие, структура, цели, решения, принимаемые в маркетинговой логистики, и опыт использования маркетинговой логистики. Библиографический список: Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для бакалавров / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева; рец.: Г. Л. Азоев, В. С. Кабаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учеб. / Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: учеб. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; науч. ред.: А. М. Немчин, В. А. Дуболазов; пер. с англ.: С. Жильцов, М. Жильцов, Д. Раевская. - 12-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2012.
Товароведение (ПК-28, ПК-29) Товароведение как наука. Этапы развития товароведения. Принципы товароведения: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация. Субъекты товароведения: товароведы-специалисты и потребители. Методы товароведения: эмпирические и аналитические. Эмпирические методы: измерительные и органолептические. Аналитические методы: методы научного познания (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование) и методы систематизации (идентификация, классификация, кодирование). Классификация как метод товароведения. Признаки классификации. Система классификации как совокупность методов и правил классификации. Степень и глубина классификации. Методы классификации: фасетный и иерархический. Правила классификации. Классификаторы. Структура классификатора. Кодирование товаров. Понятие кода и его структура. Алфавит кода (буквы, цифры, их сочетание, штриховой алфавит). Штриховое кодирование. Разряд, основание и длина кода. Методы кодирования: порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный. Товар – объект товароведной деятельности. Товароведная классификация товаров. Роды товаров. Классы и подклассы товаров. Группы и подгруппы товаров. Виды, разновидности и наименования товаров. Товароведные характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная. Ассортимент товаров как основной показатель специализации предприятия. Товарная номенклатура. Классификация ассортимента. Виды ассортимента. Промышленный (производственный) и торговый ассортимент. Простой и сложный ассортимент. Групповой, видовой, марочный, развернутый, сопутствующий и смешанный ассортимент. Рациональный и оптимальный ассортимент. Свойства (широта, полнота, глубина, новизна, устойчивость, сбалансированность, устойчивость) и показатели (коэффициенты) ассортимента. Структура ассортимента. Ассортиментный минимум. Принципы формирования ассортимента. Основные направления формирования ассортимента: сокращение, расширение, обновление, стабилизация, совершенствование, гармонизация. Факторы, влияющие на формирование ассортимента. Ассортиментная политика. Управление ассортиментом. Качество товаров: свойства, показатели, классификация. Требования к качеству. Уровни качества. Методы определения, оценка качества. Требования, предъявляемые к товарам: текущие и перспективные, общие и специфические. Потребительские свойства товаров: назначение (функциональное, социальное, классификационное, универсальное), надежность (показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости), эргономические (гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические), эстетические (форма изделия, цвет, целостность композиции, стиль, мода, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения), экологические, свойства безопасности потребления (виды безопасности: химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная). Факторы, влияющие на потребительские свойства товаров (формирующие, стимулирующие и сохраняющие). Градации качества. Стандартные и нестандартные товары. Устранимый и неустранимый брак. Отходы (ликвидные и неликвидные). Классификация дефектов. Товары, пригодные к использованию по назначению (стандартные товары, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений). Товары, условно пригодные для использования по назначению. Опасные товары, непригодные для использования по назначению. Сортамент товаров: природный и товарный. Факторы, влияющие на формирование товарного сорта: сырье, технология, условия и сроки хранения. Контроль качества товаров. Система контроля качества. Контроль качества товаров на производстве и в торговле. Управление качеством. Единицы изме Date: 2015-11-13; view: 408; Нарушение авторских прав |