Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ярослав
«Итак, третий сын Всеволода, Ярослав, княживший в Переяславле, решил положить в основу своего переяславского летописания Владимирский свод 1212 г. То ли обстоятельство, что у Ярослава минул возникший было интерес к ведению своего летописца, или то, что в Переяславле не достало литературных сил, но это переяславское суздальское летописание, только использовавшее Владимирский свод 1212 г. и продолжившее его изложением двух последующих лет, далее этого не пошло. Когда в 1239 г., как будет сказано ниже, составлялся великокняжеский свод во Владимире, при этом Ярославе, тогда уже владимирском великом князе, то сводчик не нашел переяславского Летописца для пополнения своих материалов, так что прекращение переяславского Летописца князя Ярослава на 1214 г. имело действительно место, а не является только случайностью уцелевших до нас летописных текстов… К сожалению, чтобы уяснить себе причину, побудившую Ярослава предпринять составление свода, излагающего на ростовском и владимирском материале историю всего Ростово‑Суздальского края, мы не имеем данных. Время первых лет после Батыева нашествия, как известно, так бедно дошедшими до нас фактами, летописание этих лет так сдержанно и кратко, что у исследователя нет возможности хотя бы в кратких чертах изложить княжение Ярослава, не говоря уже о приурочении свода 1239 г. к каким‑либо его политическим шагам и планам (М. Д. Приселков, «История русского летописания XI–XV ее.»). Да уж… темно ты, время батыевское! Как следует из слов Приселкова, Ярослав не стремился, чтобы широкая общественность впоследствии узнала подробности событий связанных с начальным периодом установления татарской власти на Руси. Если кто – то думает, что летописи составлялись монахами, которые, сидя в своих кельях, писали, что хотели, то очевидно, что он ошибается. Летописные дела всецело находились Под княжеским контролем и по сути представляли собой описания деяний соответствующих князей. Этакая канцелярия и делопроизводство. Если что, какие споры возникнут за уделы, так всегда можно посмотреть, кто когда родился и от кого, кто чем занимался и кто чем владел. Летописи имели практическое, сугубо прикладное значение, и что попало, исходя из мировоззрения летописца, в них не писали. Если уж чье – то мировоззрение и влияло на сообщения той или иной летописи, так это исключительно княжеское. В наше время уже невозможно в деталях восстановить реалии XIII века. Можно только предполагать. Однако несомненно, что Ярослав был в то время одной из ключевых политических фигур, более того, только изучив его действия, можно составить представление о событиях середины XIII века на Руси. Что мы о нем знаем? Немного. Но и не мало. Русские летописи о князе Ярославе Всеволодовиче (цитируется по книге А. Андреева «Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский», http://www.a‑nevskiy.narod.ru) сообщают: «В лето 6698 (1190). Родися у благоверного князя Всеволода сын месяца февраля 8 день, на память пророка Захария, и нарекоша в святом крещении Феодор, и тогда сущую князю великому в Переяславли в полюдь. В лето 6702 (1194). Быша постриги у благоверного князя Всеволода сына Юрьева сыну его Ярославу, месяца априля в 27 день, на память святого Симеона при блаженном епископе Иоанне, и бы радость велика в граде Володимири. В лето 6703 (1195). Великий князь Всеволод заложи град Переяславль. В лето 6708 (1200). Иде Святослав сын Всеволод, внук Юрьев, княжить Новугороду месяца 1 декабря в 14 день на память старца великомученика Спиридона, брата же проводиша и с честью Констянтин, Юрий, Ярослав, Володимир, и бы радость велика в граде Володимире. В лето 6709 (1201). Посла Всеволод сына своего Ярослава в Переяславль‑Русский на стол прадеда своего и деда, августа 3, тогда бяше князь великий в Переяславле Залесском с детми своими в полюдьи. В лето 6712 (1204). Ходиша Рустии князи на половцы Рюрик Киевский, Ярослав Переяславский, великого князя Всеволода сын, Роман Галицкий и Мстислав и инии князи, бысть же тогда зима люта, и половцам бысть тегота велика, и взяша Рустии князи вежи их и полон много, и стада их забраша и возвратишася во своя си с полоном многим. В лето 6713 (1205). На зиму великий князь Всеволод ожени сына своего Ярослава и приведоша завы Юрьевну Кончаковича. В лето 6715 (1207). Прииде Ярослав из Русского Переяславля с женою своею в Володимер Суждальский к отцу своему, великому князю Всеволоду, княжи в Руси лет 7. В лето 6717 (1209). Посла Всеволод сына своего Ярослава на стол в Резань. Того же лета седящу Ярослав Всеволодович в Рязани, и бысть ему весть, яко хотят и нити резанцы. Слышав же се Ярослав и посла к великому князю Всеволоду, к отцу своему в Владимир, повела беду свою. Слышав же се, великий князь Всеволод поиде вскоре к Резаню с дружиною своею, а полком себе повелел пойти, и тако пришед пожже Резань всю, и иных городов много пожгоша, и села все повоеваша, и, сотворив землю их пусту, поймав люди вси, и иде к Володимирю и разосла их по своим городам. В лето 6751 (1213). Преставися благоверный и христолюбивый великий князь Всеволод сын Гюргев, внук Владимира Мономаха, месяца априля в 16 день. Тогда же в животе своем розда волости детом своим большему Констянтину Ростов, а потом Гюргю Владимир, Ярославу – Переяславль, Володимеру – Гюргев. Гюрги же, веда непокорство брата своего Констянтина и другого Владимира, призвав к собе Ярослава и рече ему: «Брате Ярослав, аще пойдет на мя Констянтин или Володимир, буди ты с мною в помощь мне. Пакы ли на тя пойдет, то аз по тебе в помощь буду». Ярослав рече тогда: «Вельми, брате, тако буди». И тогда Ярослав целован крест с братом Гюргем, и еха в Переяславль, месяца априля в 18 день, и созвав вси переяславци к святому Спасу, и рече им: «Братия переяславцы, се отец мои иде к богово, а вас удал мне, а меня едал вам на руце. Да рците ми братия, аще хощете мя имели собе, яко же вместо отца моего, и головы своя за мя сложили?» Они же вси тогда рекоша: «Велми, господине, тако буди. Ты наш господин, ты Всеволод». И целоваша к нему вси крест. И тако седе Ярослав в Переяславли на столе, идеже родися. В лето 6722 (1214). Ведена бысть Ростислава из Новгорода, дщи Мстиславля Мстиславича, за Ярослава, сына великого князя Всеволода, в Переяславль Суждальский. В лета 6273 (1215). Новгородцы выгнаша от бе Мстислава Мстиславича и Ярослава Всеволодовича приведоша к себе на стол. Ярослав князь засяде Торжок, а гости боле 2000 исковав посади. Того же лета в Новегороде глад бысть. Тогда Мстислав Мстиславич слышав то зло, выехав Новгород и целоваша крест за едино и поиде с новогородцами на зятя своего Ярослава. И Ярослав выводе свою волость из Переяславля, Владимира с полки Юрия и Святослава. И ста Ярослав с братиею у Юрьева на репе Хзе. Мстислав и Костянтин и два Владимира с новогородцы к Юрию – кланяемся, нету нам обиды с тобою, обида нам с Ярославом, пусти мужи наши и волость отпусти, а мир с нами елми, а крови не проливай. Отвечаше же: не хощем мира, а мужи у мене, а далей шли есте и вышли есте акы рыба на сухо. И новогородцы сшедши с конь и порты пометаша без сапог боен и поидоша брат на брата, отцы на сыны, сыны на отцы, раби на господу, и бысть побоище зло априля 21 и победи Мстислав Ярослава и побеже Ярослав и пале Ярославлих без числа, а иных изымаша. Воздвиже котору диавол меж братии князем Констянтином, Юрьем, Ярославом, и бысть бои меж ими у Юрьева, и одоле князь Костянтин, и сяде Костянтин во Володимери, а Юрьи в Суздали, и умирися с ними меж себе. В лето 6726 (1218). Преставися христолюбивый великий князь Констянтин сын Всеваолож, внук Гюргев, правнук Владимира Мономаха. Слышав же Гюрги и Ярослав и вся братия его вскоре съехашася в Володимир и плаката по нем Плачем вельим. В лето 6731 (1223). Всеволод Юрьевич ушёл Новгорода к отцу своему во Владимир, а новгородцы призвали к себе на княжение Ярослава Всеволодовича из Переяславля. В то же лето пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары. В лето 6734 (1226). Того же лета воеваша литва Новогородскую волость и много зла сотвориша Новугороду, и около Торопца, и около Смоленска, и до Полтеска. И слышав князь Ярослав Всеволодович иде на них; Ярослав победи литву и много их изби, а князя их изыми, а полон весь отнял, а оттоле иде Ярослав в Новгород княжити. В лето 6735 (1227). Ярослав Всеволодович послав крестили множество корел, мало не вси люди. В лето 6738 (1230). Новгородцы по Ярослава послаша на всей его воли. В лето 6740 (1232). Ярослав же и Константиновичи идоша к Серенску, град пожгоша, ино же много воеваша, возвратишася во своя си. В лето 6742 (1234). Биша литву на Добровне Ярослав с новгородцы и убиша ту Федю Якуновича. В лето 6745 (1237). Поплени царь Батый много Русские земли. И нет ни одного места, и мало таких деревень и сел, где бы ни воевали татары на Суздальской земле. Взяли они в один месяц четырнадцать городов. Тогда убиша великого князя Юрия да Василка. Яко же избави праведного Ноя, наследника миру, от вселенского потопа, и Лота от содомского пожжения, тако защити преблагий Бог и сего наследника Русского, возлюбленного своего верного1 правителя, державного Ярослава Всеволодовича, ему же тогда в нашествие Батыево прешедшю ис Киева в Великий Новград, с ним же бяху и боголюбивая его супружница и благородные чада и прочий ближний ему. И тамо Богом снабдеваемы бяху от озлобления татарска. В лето 6746 (1238). Ярослав, сын великого Всеволода, седе на столе во Владимире. И была радость велия Христианом, их же избави Бог от безбожных татар. И начал князь творить суд, как говорит пророк: «Боже, даруй царю Твой суд, и сыну царя Твою правду – да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде». И потом он утвердился на своем честном княжении. В тот же год великий князь Ярослав отдал Суздаль брату своему Святославу. В тот же год было мирно. В лето 6747 (1239). Великий князь Ярослав Всеволодович повело принести тело брата своего, великого князя Юрия из Ростова в Володимер. Того же лета князь великий Ярослав ходи на Литву ратиею, смольнян бороня. В то же лето Ярослав выступил в поход из Смоленска против литвы, и победил литву, а князя их взял в плен. Тогда было смятение большое по всей земле, и сами люди не знали, кто куда бежит. В то же лето татары взяли Чернигов. В лето 6748 (1240). У Ярослава родилась дочь и была названа при святом крещении Марией. В то же лето взяли татары Киев. В лето 6749 (1241). У Ярослава родился сын и был назван при святом крещении Василием. В то же лето татары победили венгров. В лето 6750 (1242). Посла князь великий Ярослав сына своего князя Андрея в Великий Новгород, в помощь сыну своему Александру на Немцы. Приидоша Немци к Новугороду, и князь Алескандр с братом своим князем Андреем и с новогородцы стретишася с ними на Ладожском озере, и бысть бой велик, и побита князь Александр немец, а иных руками яша, а князь Андреи возвратился к отцу своему с честью великой. Того же лета приидоша Татарове в Суздаль к князю Ярославу Всеволодовичу, взяша его к царю Батыю. В лето 6751 (1243). Великий князь Ярослав поеха в Татаровы к Батыеви, а сына своего князя Константина посла к канови. Батый же князя Ярослава почтив даст ему великое княжение и старейшинство над Русскими князьми и отпусти его на Русь. Того же лета прииде князь великий Ярослав ис Татар в землю свою честно и славно, и бысть радость в Русской земле велика. И много пришельцев утеши и множество людей собра. Сами прихожаху к нему в Суждальскую землю от славные реки Днепра и от всех стран Русские земли: галичане волынский, кияне, черниговцы, переяславцы и славные киряне, торопчане, меняне, мещижане, смольняне, полочане, муромцы, рязаньцы и вси подражаху храбрости его и обевахуся ему живот свой полагали за избаву християнскую; и тако множахуся и всяким богачеством исполяхуся; и бысть необычной скорби радость велия християном и благодарствоваху Бога, преспевающе во благочестии. В лето 6753 (1245). Великий князь Ярослав с братиею своею и своими сыновцы покы поиде в Татары к Батыю царю. И того ради Богом подражательный самодержец храбрый душею и телом великий князь Ярослав второе прииде во Орду к беззаконному царю Батыю с ним же и братия его и сыновцы. Пришед же не устыдеся царские его темные власти, ни ужасеся бесстудные его ярости, добре подвизаяся о истинно глаголати за люди Божия земли, обличая поганых безумное веление. Его же ради Батый посла его к кановичем. И тамо ином образом инеми завистными винами оклеветан бысть от некоего Феодора Яруновича, тако именуема, и сипе, его же не начаяшеся страдали, и сия доблествено со благодарением претерпе от безбожных татар, и многу истому восприят за всю братию свою, и за множество христоименитого достояния, иже в Рустей земли. И таковым своим страданием доблий подвижник сотвори многу и благу пользу и валику помощь и ослабу христианству от тягости и от злого насильства татарского. В лето 6754 (1246). Тое же осени преставися князь великий Ярослав, сын Всеволода, в Татарах, на пути идучи от канович септемвриа 30 день. Князь великий Ярослав тогда бе у Канович, обижен Феодором Руновичем, и много пострела от безбожных Татар за землю Русскую, и много истомление подъят, и отпустиша его уже изнемогша, и пошел от Канович, преставися нужною смертью в иноплеменницех, месяца септебря в 30 день, на память святого великого Григория Великие Армениа. «Что убо сего больши» яко же Святое Писание глаголет, «еже положили душу свою за други своя?» И тако сии приснопамятный великий князь Ярослав в дальней земли, в Каноне Орде положи душу свою за святые домн церковные и за веру християнскую и за все люди земли Русския. И сего ради причте его Бог ко избранному своему стаду проведных селения. В лето 6755 (1247). Слыша князь великий Александр Ярославич отца своего смерть, прииде из Новагорода в Володимер. Того же лета седе на великое княжение Святослав Всеволодович». Что следует из летописных сведений? Принципиально, ничего сложного. Деятельность Ярослава была двух видов: 1) участие в междоусобной борьбе и борьбе за власть во Владимиро‑Суздальском княжестве; 2) борьба за Новгород, княжение в Новгороде и организация его обороны от Запада. За Новгород стоило побороться, поскольку он являлся крупнейшим центром транзитной торговли Восток – Запад. Его значение в этом смысле нельзя переоценить. Другое дело состояло в том, что Новгород знал свою силу и не очень – то церемонился с князьями, приглашая и удаляя их по своему желанию. С 1215 по 1236 год князья в Новгороде сменялись 14 раз. Управлял Новгородом тысяцкий, политику определяли бояре. В 1136 году наместник киевского князя был заключен под стражу, и с этого момента и по 1478 год власть перешла к народному собранию – вечу. Свое вече существовало так же и у Пскова. Д. Феннел писал: «Кто бы ни был князем (в Новгороде. – К. П.), он, как правило, мог рассчитывать на поддержку той или иной части бояр; но это также означало, что никакая группировка бояр не могла удержать власть без поддержки правящего в это время князя. В результате вместо того, чтобы формировать сплоченную оппозицию по отношению к княжеской власти и её привилегиям и вырабатывать какую – то форму олигархического республиканского правления, бояре были разобщены как раз по причине того, что город‑государство имел право выбирать своего князя, а также избавляться от него» («Кризис средневековой Руси 1200–1304»). Новгородское войско возглавлял князь. Он приглашался вечем по особому договору, который значительно ограничивал княжеские права, князь только командовал войском и не имел никаких прав на новгородские земли. За службу князь получал жалованье, часть военной добычи и имел право вести торговлю. Основой новгородского войска была княжеская дружина, насчитывавшая, как правило, 300–400 бойцов, стальная часть войска состояла из ополчения, которое выставляли бояре и купцы в военное время. Новгород был богат и имел развитую систему укреплений. «Система обороны северных новгородских земель проходила по нижнему течению реки Волхов и вдоль южного берега Ладожского озера до восточного берега Финского залива и состояла из крепостей Ладоги, Орехова, Копорья, Корелы и Тиверска, часть из которых начали строить в начале XII века. Водную дорогу прикрывало Копорье. Карельское и выборгское направления защищала Корела, построенная в устье реки Вуоксы. Крепость Ладога стала опорным пунктом новгородцев в Карелии и защищала торговые пути Новгорода с севера – Невско‑Ладожско‑Волховские речные дороги. Позднее новгородцы основали там и город Олонец. Западная система обороны проходила вдоль восточных берегов Чудского, Гнилого и Псковского озер до верховий реки Великой и её притоков и состояла из крепостей Гдова, Кобылы, Изборска, Острова, Вышегорода, Красного, Опочки. Строительство этих крепостей началось в XIII веке при Довмонте и продолжилось весь XIV век. Гдов и Кобыла прикрывали дорогу от Нарвы на Псков по восточным берегам Чудского и Псковского озер, Изборск контролировал прямую дорогу на Псков из Ливонии, Остров и Опочка (Колож), построенные Б среднем течении реки Великой, прикрывали Псков от Литвы. Торжок стоял на Яжелбицкой дороге к Москве и Твери. Торопец находился на смоленской дороге. Порхов и Великие Луки прикрывали Псков с юга, охраняя и полоцкую дорогу. При военных походах эти города нельзя было обойти, они прикрывали дальные подступы к Новгороду и первыми встречали войска неприятеля. Там и начинались военные действия, что позволяло Новгороду подготовиться к войне и собрать войска» (А. Андреев. «Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский»). Однако, несмотря на свою военную силу, Новгород был уязвим. Не имея в достатке собственного хлеба, Новгород зависел от его внешних поставок, которые легко было прекратить, заняв Торжок. Что, в частности, и делал Ярослав Всеволодович в случае конфликта, как о том повествуют летописи: «Ярослав князь засяде Торжок, а гости боле 2000 исковав посади. Того же лета в Новегороде глад бысть». (То есть Ярослав захватил в Торжке более 2000 новгородских купцов, из‑за чего в Новгород прервались поставки хлеба и там начался голод.) Особое значение в снабжении Новгорода хлебом занимало Переяславское (Залесское) княжество. «Переяславское (Залесское) княжество – феодальное княжество Руси XII–XIII веков с центром в городе Переяславле‑Залесском (Суздальском). Занимало территорию вокруг Плещеева озера. Возникло в 1175 году. Первым князем Переяславля‑Залесского был Всеволод Большое Гнездо. В 1238 году Переяславское княжество подверглось татарскому разорению, но и после оно продолжало играть важную роль в политической жизни Северо‑Восточной Руси, в системе земельных отношений великих князей владимирских, оставаясь обычно за старшим в роде». Цитирую историка и краеведа М. Смирнова по книге А. Андреева: «Ранней и основной базой образования русской народности, сформировавшейся в области Волги и Оки, было именно Нерльское ополье. Его города, в том числе Переславль‑Залесский, обязаны своим возникновением в первую очередь природным особенностям края. Город Клещин (предшественник Переславля‑Залесского. – А. А.), основанный смоленскими кривичами и зависевший от Смоленска, с течением времени, очевидно, по мирной договоренности перешел во владение княжества Переяславского (Южного), которому в качестве колонии принадлежала Залесская земля между Волгой и Окой. Князья Переяславлские очень ценили этот придаток. Мономах несколько раз лично приходил сюда через земли вятичей и в конце концов выделил его в особое феодальное княжество своему младшему сыну Юрию (Долгорукому. – А. А.). Вероятнее всего, при последнем и совершилась сделка относительно Нерльского Ополья, принадлежавшего Смоленску, за что залесский князь обязался ежегодно выплачивать условленную денежную сумму („дань“). Отличительной чертой географического положения Залесского княжества было владение берегами верхней и части средней Волги, магистральной торговой дорогой, особенно важной для предприимчивого Новгорода в его торговле с болгарами. Это обстоятельство, весьма выгодное для нового феодального княжества, ставило его в преимущественное положение перед Новгородом, что сказалось довольно скоро. Пока на юге было сравнительно спокойно, Новгород Великий, бедный своим хлебом, мог получать из Киева и Смоленска нужное ему продовольствие. Ополье кормило и поило свое население. Но когда Киевская Русь, снабжавшая Новгород излишками своего «жита», пришла в упадок от внутренних усобиц и половецких набегов, опольский хлеб стал предметом вывоза и получил не только экономическое, но и политическое значение. Таким образом, в руках залесского князя был и опольский и болгарский хлеб». Взглянем на даты «трудовой биографии» Ярослава Всеволодовича. Князь Переяславский в 1201–1206 гг. Князь Переяславль‑Залесский в 1212–1238 гг. Князь Новгородский в 1215, 1221–1223, 1224–1228, 1230–1236 гг. Князь Торжский в 1215–1216 гг. Великий князь Киевский в 1236–1238 гг. Великий князь Владимирский в 1238–124 6 гг. Обратите внимание, что с 1212 года Ярослав не выпускает из рук переяславль‑залесское княжение. А вот и любопытная энциклопедическая справка, приведенная в книге А. Андреева «Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский» – «Ярослав Всеволодович (8.11.1191– 30.09.1246), великий князь Владимирский (1238–1246), третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 году начал княжить в Переяславле‑Южном. Принимал активное участие в борьбе с половцами и в междоусобицах южнорусских князей. В 1206 году вынужден был оставить Переяславль‑Южный и вернулся к отцу. По завещанию отца Ярослав Всеволодович получил во владение Переяславль‑Залесский. В 20–30‑е годы неоднократно княжил в Новгороде Великом, активно воевал с его соседями, способствовал проведению владимирской великокняжеской политики своего брата Юрия. В 1238 году после гибели Юрия в битве с татарами занял владимирский великокняжеский стол и сделал попытку в начале 40‑х годов XIII века подчинить себе Киев с помощью Батыя. Опасаясь усиления Ярослава Всеволодовича, монголы вызвали его к великому хану Гуюку в Каракорум и там отравили». Итак, если владеть Киевом, Смоленском и Залесским княжеством, держа в своих руках поставки хлеба, то, таким образом, можно контролировать Новгород. Для полного контроля волжского пути и вообще транзитной торговли Восток – Запад следует подчинить также Волжскую Булгарию и низовья Волги. Именно этим занимались Ярослав и Батый в 30‑х годах XIII века. В. Н. Татищев сообщает (цит. по А. Андрееву), что в 1236 году: «… Ярослав Всеволодович, собрав новогородцов и взяв помочь от сыновцов Констянтиновичев, со всеми своими переславскими войски пошёл на Михаила. К Киеву идучи, область черниговскую, где не было кому оборонять, разорял и тяжкие окупы с городов взяв, пришел к Киеву. Сам сел на Киеве, а в Новграде поставил сына Александра и, одаря, новогородцев отпустил. Но не долго держав, учинил со Изяславом договор, что ему за Владимира окуп заплатить и Смоленск ему отдать, сам возвратился». Вспомним выдержки из летописей, приведенные выше. Во время батыевского похода Ярослав идет из Киева в Новгород: «ему же тогда в нашествие Батыево прешедшю ис Киева в Великий Новград, с ним же бяху и боголюбивая его супружница и благородные чада и прочий ближний ему. И тамо Богом снабдеваемы бяху от озлобления татарска». В 1238 Ярослав принимает великое княжение. В 1239 году, непосредственно после Батыевского похода, обороняет Смоленск от литовцев: «Того же лета князь великий Ярослав ходи на Литву ратиею, смольнян бороня». «В то же лето Ярослав выступил в поход из Смоленска против литвы, и победил литву, а князя их взял в плен». В 1240 году Батый берет Киев. Итак, из источников следует, что Ярослава интересуют прежде всего Новгород, затем Киев, Смоленск, а Переяславль‑Залесский в его руках по наследству. Развитие дальнейших событий показывает, что Батый и Ярослав – компаньоны, установившие фактический контроль над значительным сектором мировой торговли. Батый расчищает путь Ярославу к великокняжескому престолу (смерть Юрия Всеволодовича), громит непокорные земли (Рязань, Булгар, мордву, половцев, Киев) и совершает поход на Запад, который изрядно досаждал Руси своими миссионерскими потугами. Что можно сделать больше для Ярослава и Православной церкви? Из этого следует, что отсутствие войск Владимиро‑Суздальского княжества в печально известной битве на Калке можно интерпретировать определенным образом. Д. Феннел пишет: «Подозрительно отсутствие дружин (на Калке. – К. П.) из Новгорода и Пскова, не упоминаемых ни в одном из источников, но более всего – из Суздальской земли. Одна из летописей, Ипатьевская, подчеркивает, что „Юрья же князя великого Соуждальского не бы“ на военном совете в Киеве. Однако местный летописец Суздальской земли сообщает, что было направлено обращение к великому князю владимирскому и что Юрий послал чисто символическую дружину на юг под началом Василька Константиновича из Ростова. Не исключено, однако, что это лишь плод его воображения и не более чем попытка спасти честь Всеволодовичей и изменить впечатление их полной бездеятельности: „силы“ Василька не встретились с союзниками, и, как только Василько узнал о разгроме, он „възвратися от Чернигова“ – самая южная точка, которой он достиг, – „схранен Богомь и силою креста честнаго и молитвою [покойного] отца своего Костянтина и стрыя (дяди) своего“ Юрия. Не стоит и говорить, что ни в одном другом источнике „вклад“ Суздальской земли не упоминается» («Кризис средневековой Руси 1200–1304»). В битве на Калке участвовал Мстислав Мстиславович Удалой (ум. 1228, Торческ) – торопецкий князь с 1206, новгородский с 1210, галицкий с 1219. Сын новгородского князя Мстислава Ростиславича Храброго. В 1193 и в 1203 совершил походы на половцев. Приобрел славу искусного полководца и был прозван дружинниками «Удалой» за постоянное воинское счастье. В 1216 возглавил новгородское воинство против владимиро‑суздальских князей и на р. Липице одержал бесспорную победу в жестокой битве («И бысть сеча зла и брань велика, и всюду мертвыми лежаху»). В 1219 отправился освобождать от венгров и поляков Галицкое княжество и, захватив Галич, стал княжить там. В 1223 Мстислав вместе с другими русскими князьями участвовал в битве с монголо‑татарами на р. Калке, где из‑за разногласий и отсутствия единого плана русские потерпели поражение. В конце жизни боролся с поляками и венграми и, уступив в 1227 Галич венгерскому королю, княжил в Торческе (А. П. Шикман «Деятели отечественной истории». Биографический справочник. http://www.hrono.ru). Так вот. Мстислав Мстиславович приходился тестем Ярославу Всеволодовичу. «Ведена бысть! Ростислава из Новгорода, дщи Мстиславля Мстиславича, за Ярослава, сына великого князя Всеволода, в Переяславль Суждальский». Тем не менее родственные связи не воспрепятствовали жестокому конфликту, разгоревшемуся из‑за Новгорода, между Мстиславом и владимиро‑суздальскими князьями Всеволодовичами, Ярославом и Юрием. Этот конфликт привел в 1216 году к печально знаменитой битве на реке Липице, где Ярослав с Юрием были полностью разгромлены. То, что Юрий и Ярослав не помогли войску киевских князей, в коем одним из командующих являлся Мстислав, можно объяснить старыми обидами. Но не только в них дело. Все обиды отступали у князей перед практическими соображениями. Скорее всего, уже в 1223 году Ярослав тем или иным образом, был связан с Чингизидами. В этом нет ничего удивительного, если учесть тот факт, что, по свидетельству Плано Карпини, уже в 1216 году в великоханской монгольской ставке находились «русские клирики». Не только обиды, но и кровное родство было забыто. Примеров тому множество. В биографии Ярослава есть такой связанный с братом Юрием эпизод: «В кровавых событиях зимнего похода Батыя на Северо‑Восточную Русь князь Ярослав Новгородский никакого участия не принимал, хотя старший брат, великий князь Юрий Всеволодович, возлагал на него немалые надежды. Возможно, именно надежды на помощь новгородских полков князя Ярослава побудили Юрия оставить в начале февраля 1238 года свою столицу и отправиться с дружиной на север» на реку Сить – собирать новое войско для отпора захватчикам. Сюда, в воинский лагерь на Сити, должны были подойти войска из северных заволжских городов и Новгорода. В первую очередь из Новгорода! Об этом прямо пишет летописец: «Ждучи к собе брата своего Ярослава с полки…» И добавляет печально: «И жда брата своего Ярослава, и не бе его…» (В. В. Каргалов, статья «На крутом переломе русской истории»). «В „Истории Угедей‑каана“ Рашид‑ад‑Дина содержится прямое указание на то, что сразу после Ситской битвы татарские войска „ушли оттуда, порешив в совете итти ту менами облавой и всякий город, крепость и область, которые им встретятся на пути, брать и разорять… При этом походе Батый пришел к городу Козельску, в направлении, противоположном Новгороду!“ (В. В. Каргалов, статья „На крутом переломе русской истории“). Безусловно, именно в направлении, противоположном Новгороду! Поскольку не было необходимости идти на Новгород – там находился сын Ярослава, Александр Невский. То, что после битвы на реке Сить (было бы более верным сказать, «после убийства Юрия на реке Сить») батыевские войска рассыпались на мелкие отряды и стали уходить в сторону Козельска, легко объяснимо. Мелким отрядам легче найти фураж и продовольствие, а владимиро‑суздальские войска не угрожали батыевцам. Это, видимо, им гарантировал Ярослав. В. В. Каргалов пишет: «Гибель Юрия Всеволодовича автоматически открывала дорогу на великокняжеский стол его младшему брату] Ярославу. Сохранялась легитимность и преемственность великокняжеской власти. Сыграл ли этот личностный мотив решающую роль – остается только гадать…» («На крутом переломе русской истории»). Дело, однако, не только и не столько в великокняжеском титуле. Титулом сыт не будешь. Дело в контроле над торговыми путями. Вот где золотое дно. Поскольку Ярослав и Батый являлись союзниками и деловыми партнерами, то становится легко объяснимым то положение, которое занимала Северо‑Восточная Русь в быстро растущей после 1253 года Империи Моголов. «Именно такой (самостоятельной. – К. П.) страной осталась во времена „татарщины“ Северо‑Восточная Русь, она не стала „улусом“ Золотой Орды, то есть не вошла непосредственно в состав государства завоевателей. Арабский автор первой половины XIV века Эль‑Омари признавал, что русские выступают по отношению к ордынскому хану „как подданные его, хотя у них есть свои цари. Если они обращались к нему с повиновением, подарками и приношениями, то он оставлял их в покое; в противном случае делал на них грабительские набеги и стеснял их осадами“ (В. В. Каргалов, „На крутом переломе русской истории“). Нельзя не отметить, что при взгляде на события XIII века может возникнуть впечатление, будто княжеские междоусобицы имеют случайный характер и часто зависят только от прихотей или плохого настроения членов беспокойного семейства Рюриковичей. Но это не верно. «Обзор политической организации каждой русских территорий конца XII века и истории их предшествующего развития показывает, что к 1200 году Киев утратил то, что столетие назад казалось общепризнанным, – контроль над большей частью земель Руси – Волынью, Южным Переяславлем, Туровом и Смоленском на юге, а также Суздальской землей и Новгородом на севере – другими словами, над всеми русскими областями, кроме Чернигова, Рязани, Полоцка и Галицкой земли. А тем временем Всеволод III твердо взял в свои руки не только родовое владение – Суздальскую землю, но и Южный Переяславль, Муром, Рязань и Новгород. Становится понятным, почему общегосударственная власть переместилась, пусть даже только временно, с юга на север и почему князь развивающейся Суздальской земли стал вместо киевского князя наиболее влиятельным правителем на Руси» (Д. Феннел, «Кризис средневековой Руси 1200–1304»). Очевидно, что именно на XIII век приходится размежевание между Восточной Русью (Великороссией) и Западной Русью (Белоруссией и Малороссией) и формирование великоросского народа. «Я разумею… распадение народности на две новые ветви, начавшееся приблизительно с XIII в., когда население центральной среднеднепровской полосы, служившее основой первоначальной русской народности, разошлось в противоположные стороны, когда обе разошедшиеся ветви потеряли свой связующий и обобщающий центр, каким был Киев, стали под действие новых и различных условий и перестали жить общей жизнью» (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»). Можно предположить, что экономической опорой государственной организации Западной Руси являлся торговый путь «из варяг в греки», а экономической опорой государственной организации Восточной Руси – волжский торговый путь. Была ли неизбежна борьба между западом и востоком Руси? Вряд ли возможно ответить на этот вопрос. Произошло то, что произошло. Подобные явления и размежевания происходили в истории неоднократно. Достаточно только вспомнить гражданскую войну между Севером и Югом США. Поскольку волжский торговый путь и «путь из варяг в греки» сходились в одной точке, а именно в Новгороде, то именно вопрос принадлежности Новгорода или влияния на него и решал победу той или другой стороны. Можно считать войны XIII века междоусобными и говорить о раздробленности Руси. Но данные междоусобные войны также с полным правом, можно считать гражданской войной. Безусловно нельзя, как в случае с Севером и Югом США, выцедить единственный этап военной конфронтации, гражданская война на Руси была сильно растянута во времени и представляла из себя ряд мелких локальных конфликтов, которые тем не менее вели к одной цели, а именно к преобладанию политической власти великоросской нации. Нации, как и люди, рождаются в крови и в муках. Где могла искать себе союзников Западная Русь? Только на католическом Западе. Восточная Русь также искала и нашла себе союзников. Где? На Востоке.
Версия
Историки утверждают, что монголы пополняли свою армию «за счет покоренных народов». Надо сказать, это гениальное решение всех проблем. К примеру, Гитлер завоевал Францию в 1940 году, должен был бы, согласно этому утверждению, собрать армию из французов и послать ее на завоевание, предположим, Англии. Затем, если завоевание удалось, из оставшихся французов и англичан сформировать новую армию и отправить ее на войну против СССР. После завоевания СССР вновь сформировать армию из русских, французов и англичан и приступить к завоеванию Америки. И так далее, по схеме. В приложении ко Второй Мировой войне выглядит как полная чушь. Но почему – то историки предполагают, что во времена Чингисхана эта чушь стала былью. Действительно, как уже говорилось выше, в монгольском руководстве созрел проект использовать завоеванных китайцев против недобитых мусульман, а завоеванных мусульман против недобитых китайцев. Что за дерзновенные умы обретались в верхнем эшелоне монгольской власти! Однако мудрый Елюй Чуцай справедливо указал, что возникающие при транспортировке завоеванных вояк трудности способны погубить столь блестящую идею. Так что Батый получил 2000 воинов, участок степи для кочевья, «разрешение пополнять армию за счет покоренных стран» – и ничего больше. Предположим, Батый решил покорить Русь и для этого пополнить свою армию воинами. Где взять начальный капитал? Историки утверждают, что все улусы Монголии скинулись для Бату и помогли ему бойцами. Бату раздобыл железо, кузнецов, подковал лошадей, люди накосили сена, погрузили на возы и двинулись на Русь. Прошлись по Руси, пожгли, поубивали, поразоряли, ушли в приволжские степи. Потребовали дань. И что? До этого «монгольского нашествия» разве не происходили точно такие же нашествия, только печенежские да половецкие? А междоусобицы? Происходили. Причем неоднократно. Так же ходили по Руси и разоряли. Историки утверждают, что, не в пример прежним, Батыево нашествие являлось особо зверским. Русь вся запустела, а запуганные русские вынуждены были платить десятину и пополнять Батыево войско. Следуя такой логике, Гитлер, как еще более жестокий завоеватель, должен был набрать из русских многомиллионную армию и победить весь мир. Однако Гитлеру пришлось застрелиться в своем бункере. Но вот одно соображение, видимо, никогда не посещало историков: покорили монголы Русь, и что дальше? А дальше Батыю следовало вернуть «занятых» из других улусов монгольских бойцов, что, очевидно, он и сделал, поскольку в 1246 году, по сообщению Гумилева, у Батыя и его братьев были все те же 4000 воинов, что и до «завоевания» Руси. Значит, лично у Батыя их было всего 2000. Да и как иначе? Кому‑то из Чингизидов надо в Северном Китае порядок наводить, кому‑то в Средней Азии. Что дальше? Разведчики русских князей, того же Даниила Галицкого, доносят, что у Батыя осталось войска на один русский замах: всего 2000 воинов. И Даниил Галицкий, для которого «злее зла» была «честь татарская», через неделю бы прихлопнул оставшихся ордынцев как муху, и все пошло бы своим чередом. То есть по намеченному на Западе пути. Но что – то или кто – то помешал Даниилу. Нет, «феодальная раздробленность» ему не помешала бы. Он и своими силами был способен передавить оставшихся монголов, как лисица кур. Есть у некоторых мнение, что русские люди неполноценные, и потому они впали в прострацию… И еще русские – все рабы поголовно. К тому же – мазохисты. Им все время нужен «Батый», который их бил бы и мучил. Видимо, поэтому на Руси никто и ухом не повел, когда там узнали об отправке ограниченного контингента монгольских войск в метрополию. Что самое интересное, весь этот русофобский бред по поводу русских недочеловеков идет с Запада, который мы никогда бить не стеснялись. И очень хорошо, знаете ли, не стеснялись бить. И вот побитый Запад нам же внушает, что, русские подчинились Батыю, а вот если бы подчинились Западу, то стали бы полноценными арийцами. Или все же не стали? В любом случае мы, по мнению Запада – ущербный народ, годный лишь на удобрение западной цивилизации. В общем и целом официальная версия истории Батыева нашествия (подчеркиваю – версия!) явно не в ладах со здравым смыслом и в конечном итоге базируется на презрении к русскому народу. Естественно, что читатель может спросить: «А что можно предложить взамен?» И будет совершенно прав. Одной критики мало, концепцию побеждают не критикой, а другой концепцией. И такая концепция у автора есть. Никаких монголов, кроме Чингизидов и еще нескольких аристократических родов, на Руси не было. «Татарское иго» было. Но не в том смысле, что монголо‑татары завоевали Русь. Татарами назывались воины Орды. А Орда была не что иное, как русская регулярная армия, разбавленная половцами и, возможно, булгарами. «Иго» же есть не более чем жесткая власть, говоря сегодняшним языком – диктатура. Таким образом, «татарское иго» можно определить как военную диктатуру. Установление военной диктатуры на Руси было вызвано необходимостью противостоять военной и религиозной экспансии Запада. Южная Русь (Украина) была склонна переметнуться к папистам, как, впрочем, Новгород и Псков, например. Что делать? Ввести военные порядки и жестко карать отщепенцев. Кто стоял за этой русской «хунтой»? А тот, кому больше всех бы не поздоровилось, т. е. Русская Православная Церковь, под держаная потрепанной крестоносцами Византией и некоторыми Рюриковичами. Средства у церкви были, и большие средства. Во главе Орды должны были стоять люди, равнодушные к католичеству или к религии вообще. Где их взять? Взяли Чингизидов на Востоке, в той же Монголии. Почему в Монголии? А потому, что Монголия далеко и не могла реально повлиять на русские дела. Кроме того, в Монголии были сильны христиане. Поход Батыя на Русь, исходя из всего вышесказанного, является успешно осуществленным военным переворотом. «Примечательно, что монгольские войска были распылены на мелкие отряды, которые в случае активного сопротивления были бы легко уничтожены. Батый пошел на столь рискованный шаг, очевидно, зная, что этим отрядам серьезная опасность не грозит. Так оно и оказалось» (Л. Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая степь»). Конечно знал, более того, был уверен, поскольку за ним стояла Православная Церковь и антизападно настроенные князья. Кто такой Батый в русской истории? Батый – это наемный иностранный военный специалист высокого уровня, с большим опытом, призванный на Русь для организации регулярной русской армии. Ставка Батыя, согласно выделенному ему наследству, находилась по нижнему течению реки Волги. Контакт и контракт с Батыем осуществлялись через агентов Русской Православной церкви, которую Орда впоследствии всячески поддерживала. Поход Батыя на Русь – это, в первую очередь, мобилизация рекрутов для организации армии, затем организация налогообложения на содержание армии. Безусловно, и Ярослав, и Александр Невский находились абсолютно в курсе батыевских планов и всячески им способствовали. Конечно, установление новых налогов («ордынского выхода») не прошло без вооруженного сопротивления. Но когда же новые налоги встречали с радостью? А вот бунты при этом бывали очень часто. Ничего удивительного в привлечении иностранных военных специалистов и кочевых воинских контингентов для службы в степи на окраинах Руси в XIII веке нет. «Большое значение для борьбы с половцами имело привлечение на службу отдельных отрядов кочевников, „своих поганых“, которых русские князья селили в пограничных областях и использовали для сторожевой службы. „Замиренные“ печенеги, торки, берендеи, коуи, турпеи, половцы и другие группы кочевников, известные русским летописцам под общим название „черные клобуки“, в XI–XII вв. были расселены в Поросье, Верхнем Побужье, по притокам Тясмина и Синюхи, по левой, „переяславской“ стороне Днепра и верно несли службу киевским князьям по охране границ от своих „диких“ собратьев. Под предводительством русских князей и воевод, а порой и самостоятельно „черные клобуки“ неоднократно отбивали набеги половецких орд на Киевскую и Переяславскую землю. Летопись сообщает о сражениях служилых „черных клобуков“ с „дикими“ половцами в 1125, 1151, 1155, 1161, 1162, 1171, 1173, 1174, 1190 гг.» (В. В. Каргалов, «Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси»). Призванием Батыя русские князья не просто продолжили эту практику, но расширили ее и, так сказать, углубили. Поставили дело на широкую ногу и в соответствии с требованиями времени. Я считаю, что основной линией сделки между русским государством (Ярослав, Александр) и Церковью (митрополит Кирилл) и династией Чингизидов был взаимовыгодный обмен: с русском стороны предоставлялись люди и материальные ресурсы для организации войска‑Орды и в помощь военным действиям Чингизидов в Китае и Иране, со стороны Чингизидов выделялись политически надежные командные кадры для организации русской регулярной армии. Можно спросить: разве не нашлось бы у нас своих политически надежных командных кадров? Наверно, нашлось бы. Но мало… Многие русские князья, знаете ли, очень оказались чувствительны к папским увещеваниям и угрозам. Вот для ознакомления один из образчиков таких увещеваний и угроз:
Date: 2015-11-13; view: 403; Нарушение авторских прав |