Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Народная ветеринарія





1. Болѣзни лошадей. Весна берётъ. – Задержаніе мочи. – Заковка. – Запалёный (зажжёный) конь. – Исплечился конь. – Мокрецъ. – Мышаки́. – Нада́вы. – Надсада. – Наросты поверхъ копытъ. – „Не стоятъ кони“. – Нокоть. – Ныро́къ. – Окормъ. – Опой. – Спину ломаетъ. – Трешина на копытѣ (379-383).

2. Болѣзни коровъ. „Взяться не можетъ“. – Вши на языкѣ. – Глаза слезятся. – Грудница. – Же́лезы раздулись. – Мокрецъ. – Мышаки. – Очиститься не можетъ. – Поносъ. – Потеря жвачки. – Сухія коросты. – Тѣла не держитъ. – Хворь на коровъ (383-384).

3. Болѣзни собакъ и свиней. Собачье бѣшенство. – Укусы здоровой собаки. – Укусы змѣи. – Чума у собакъ. – Худоба́ у свиней (385).

4. Болѣзни домашнихъ птицъ. Повѣтрія на куръ. – Поетъ въ горлышкѣ. – Слабыя ноги у „цыплятъ-индѣятъ“ (385-386).

5. Общія болѣзни домашнихъ животныхъ. Бѣльма на глазахъ. – Вши. – Грыжа. – Молосникъ. – Падёжъ скота. – Переломы костей. – Пучитъ скотину. – Соринка въ глазу. – Споръ (запоръ). – Тѣла скотъ не держитъ. – Укусы змѣи. – Черви въ горлѣ. – Ящуръ (386-388).

 

 

379-388

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Народно-медицинскія средства.

 

I. Наговоры, молитвы, заговоры

1. Отъ гада. – 2. Отъ болѣзни горла. – 3. Отъ грудницы. – 4. „Грыжу загрызать“. – 5. Отъ думы. – 6. Отъ запоя. – 7. Отъ зубной боли. – 8. Отъ испугу. – 9. Заговоръ красокъ. – 10. Заговоръ крови. – 11. Отъ лихорадки. – 12. Отъ младенч. родимцу. – 13. Отъму́ки родильной. – 14. Отъ ногтю. – 15. Отъ обжогу. – 16. Отъ озѣву и отъ уроковъ. – 17. Отъ нолуно́шника – 18. Отъ поясницы. – 19. Отъ при́тки, банной погани. – 20. Отъ рожи. – 21. Отъ сглазу. – 22. Отъ сглазу вымени. – 23. Молитва отъ уроковъ. – 24. Отъ чирея. – 25. Молитвы церковныя (389-399).

 

 

389-399

 

II. Растенія мѣстнаго происхожденія

 

400-411

 

III. Средства животнаго происхожденія

 

411-415

 

IV. Различныя покупныя средства

 

415-418

 

V. Минералы

 

 

VI. Деготь, смола и сѣра

 

419-420

 

VII. Мази, пластыри и составы

 

420-421

 

VIII. Настойки на водкѣ и на водѣ

 

 

IX. Средства религіозныя

 

X. Средства домашняго обихода (подспорныя)

 

422-424

 

Приложенія.

 

Литература

 

425-426

 

2. Словарь къ „Матеріаламъ“

 

426-429

 

Азбучный указатель латинскихъ названій мѣстныхъ народно-медицинскихъ растеній

 

429-430

– ----

Сноски

 

 

Сноски к стр. [282]

[283]Настоящая статья была любезно просмотрѣна въ рукописи и въ корректурѣ А. А. Макаренко, которому редакція обязана многими цѣнными указаніями и дополненіями. Ред.

[284]О „знатки́хъ людяхъ“ см. у А. Макаренко: Матеріалы по народной медицинѣ Ужурской волости, Ачинскаго у., Енис. губ. Ж. С. 1897, в. I, стр. 59, 75; в. III-IV, стр. 382.

 

Сноски к стр. [285]

[286]Для объясненія значенія нѣкоторыхъ встрѣчающихся въ настоящихъ „Матеріалахъ“ словъ я прилагаю въ концѣ этой работы словарь.

[287]Заговоры, наговоры, волхи́жицы, молитвы, – всѣ эти названія знакомыя мнѣ лѣкарки употребляютъ, какъ синонимы.

[288]Нѣкоторыя изъ нихъ мною помѣщены въ „Сибирск. Архивѣ“, 1914 года, № 7-8, стр. 357-367.

 

Сноски к стр. [289]

[290]Свѣдѣнія эти помѣчены иниціалами „С. Ѳ. В-въ“.

 

Сноски к стр. [291]

[292]Программа эта пока еще не опубликована. На правахъ рукописи она была передана мною въ 1912 г. Г. С. Виноградову для руководства въ его занятіяхъ народной медициной въ Сибири. Отъ составленной мною „Инструкціи для собиранія матеріаловъ по народной медицинѣ“ (см. „Сборникъ инструкцій и программъ для участниковъ экскурсій въ Сибирь“, С.-Пб. 1912 г., изд. Общества изученія Сибири и улучщенія ея быта) упомянутая программа отличается тѣмъ, что: 1) въ ней схема „Инструкціи“ развита до полнаго объема прежней моей работы (Матеріалы по народной медицинѣ, Ужурской вол., Ачинскаго у., Енисейской губ. Ж. С. 1897) со всѣми ея отдѣлами и подзаголовками и 2) примѣненъ, кромѣ того, принципъ научной медицины въ дѣленіи по категоріямъ болѣзней, получившихъ народныя наименованія. На эту мысль натолкнулъ меня совѣтъ д-ра М. Л. Хейсина въ 1900 г. Въ этомъ направленіи, между прочимъ, мною почти закончена переработка указанной монографіи по народной медицинѣ для новаго изданія. Старый планъ ея и нѣкоторыя нововведенія, сдѣланныя въ отмѣченной выше программѣ, легли въ основаніе печатаемаго сочиненія Г. С. Виноградова.


Примѣч. А. А. Макаренко.

 

Сноски к стр. [293]

[294]Какъ извѣстно, болѣзнь эта поражаетъ не только дѣтей, но и взрослыхъ (Гундобинъ, Домашній лѣчебникъ, Спб. 1905. стр. 110). Это знаютъ и народные лѣкари. Поэтому свѣдѣнія о дифтеритѣ помѣщаю въ отдѣлъ общихъ, а не дѣтскихъ, болѣзней. На томъ же основаніи (Гундобинъ. стр. 196 и 404) въ отдѣлъ общихъ болѣзней я помѣстилъ свѣдѣнія о кори и скарлатинѣ.

[295]Шкура змѣи, сброшенная ею во время линьки: „межу́ камней больше сбрасывать“ (А. Г-хъ).

[296]„Крышу у избы доржитъ котора“ (К. Т. Р-на).

 

Сноски к стр. [297]

[298]Неклепаевъ, И. Я. Народная медицина въ Сургутскомъ краѣ, стр. 13.

[299]Поповъ, Г. Русская народно-бытовая медицина, стр. 281.

[300]Это требованіе относится ко многимъ случаямъ народнаго врачеванія. Даже при лѣченіи травами „лучше, чтобы больной не зналъ, что это за травы. Настоящая лѣкарка даетъ пить и говоритъ: пей да не гляди!“ (Е. А. В-ва).

 

Сноски к стр. [301]

[302]Скалозубовъ, Н. Л. Народная медицина въ Тобольской губ., стр. 8.

 

Сноски к стр. [303]

[304]Поповъ, 294.

 

Сноски к стр. [305]

[306]Демичъ, В. Ѳ. О змѣѣ въ русской народной медицинѣ, стр. 44, 57; Макаренко, А. А. Матеріалы по народной медицинѣ, стр. 89.

 

Сноски к стр. [307]

[308]Абрамовъ, И. Повѣрья, примѣты и заговоры etc., стр. 379.

[309]Красноженова, М. В. Матеріалы по народной медицинѣ, стр. 67.

 

Сноски к стр. [310]

[311]Красноженова, 72; Неклепаевъ, 23.

[312]Скалозубовъ, 21.

[313]Красноженова, 68; Скалозубовъ, 21; Макаренко, 83.

 

Сноски к стр. [314]

[315]Поповъ, 278, 304.

[316]Скалозубовъ, 24; Макаренко, 421.

 

Сноски к стр. [317]

[318]Логиновскій, К. Д. Матеріалы къ этнографіи забайкальскихъ казаковъ, стр. 56; Скалозубовъ, 8.

[319]Поповъ, 278.


 

Сноски к стр. [320]

[321]Макаренко, 73.

[322]Ѳ. М. Г-на особенно настойчиво подчеркиваетъ это правило; о немъ сообщаетъ Кытмановъ. А. И.: Матеріалы къ народной медицинѣ, стр. 11.

[323]Чеканинскій, И. Матеріалы по народной медицинѣ, стр. 269; Неклопаевъ, 21-22; Красноженова, 19.

[324]Макаренко, 80-81.

 

Сноски к стр. [325]

[326]Поповъ, 285.

[327]Кн. Костровъ. Колдовство и порча у крестьянъ Томской губ., стр. 2, 9-10.

 

Сноски к стр. [328]

[329]Поповъ, 261.

[330]Поповъ, 278.

 

Сноски к стр. [331]

[332]Позволю себѣ сказать здѣсь нѣсколько словъ о другомъ источникѣ здоровой воды, который пользуется большой извѣстностью не только въ Тулунѣ и окрестныхъ деревняхъ, но и въ Шарагулѣ, Манутѣ, Бадарѣ, Перфиловой, Икеѣ, Одонѣ, Шанаѣ, Кукшинѣ (послѣдніе три – бурятскіе улусы на р. Іѣ). Это – Арша́нъ.

Много разсказовъ приходилось слышать объ этомъ источникѣ. Онъ пользуется почетомъ не только у бурятъ, но и у русскихъ, – у однихъ не менѣе, чѣмъ у другихъ. Лѣтомъ 1913 г. мнѣ удалось побывать въ верхнемъ теченіи рѣки Іи на лѣвомъ берегу которой и находится этотъ „аршанъ“ (источникъ). Названіе источника перешло и на нарѣзанный здѣсь переселенческій участокъ, самый отдаленный (отъ Тулуна болѣе сотни верстъ) и еще никѣмъ не заселенный. Только на берегу стоитъ третій годъ рыбачья избушка „дяди Митрія“ (мужъ С. Н. В-вой). Отъ избушки „за́теси“ на деревьяхъ ведутъ до торной извилистой тропинки, по которой поднимаются на гору. „На этой тропкѣ шама́нятъ братскіе“, – объясняетъ хозяинъ избушки. По ту и другую сторону тропинки на сучьяхъ деревьевъ и вѣткахъ кустарниковъ развѣваются цвѣтныя тряпочки, ленточки. „Это братскіе навѣсили своёму богу, въ родѣ какъ свѣчки; здоровья вымаливаютъ“, – продолжаетъ охотникъ и рыбакъ. Тропинка приводитъ къ небольшому (сажень въ длину и полсажени въ ширину, на глазъ) углубленію, наполненному водой. Теченія незамѣтно. Вода оказалась холодною, пріятною на вкусъ, несмотря на присутствіе плавающихъ кусочковъ мха, въ которомъ копошились личинки насѣкомыхъ. На днѣ лежатъ мѣдныя и мелкія серебряныя монеты, набросанныя, по объясненію проводника, бурятами и русскими, которые пользуются цѣлебной водой аршана. (То же мнѣ сообщали и о Шарагульскомъ ключѣ). „Вотъ замѣтьте: кому легче будетъ отъ здоровой воды – яма, какъ чаша, стоитъ полная, а кому не поможетъ – вода въ одинъ секундъ сбудетъ, какъ только тотъ придетъ къ ключу: вся въ гору уйдетъ“… „Помогаетъ отъ всего, какъ есть отъ всего, если ужъ помочь. Больше пріѣзжаютъ животомъ кто мается: чиститъ аршанская вода, всего человѣка полируетъ“ (С. Н. В-ва). – На двухъ покосившихся деревянныхъ крестахъ вырѣзаны имена и фамиліи лѣчившихся здоровой водой („древнѣйшая“ запись помѣчена 1895 годомъ) и красуются такія же цвѣтныя тряпочки и ленточки, что и на вѣткахъ: языческое мирно уживается съ христіанскимъ… При спускѣ съ горы во многихъ мѣстахъ попадались мнѣ на глаза небольшія каменныя плиты (необдѣланныя), лежащія попарно, одна на другой. Приподнялъ верхнюю въ одномъ мѣстѣ – тамъ тряпочка; приподнялъ въ другомъ – тоже и т. д. „Братскій шаманилъ тутъ“, – коротко отвѣтилъ охотникъ.


 

Сноски к стр. [333]

[334]Макаренко, 74.

[335]Красноженова, 66.

[336]Макаренко, 76.

[337]Макаренко, 76.

[338]Поповъ, 213.

[339]Скалозубовъ 21.

 

Сноски к стр. [340]

[341]„Дума хуже порчи“. Поговорка.

 

Сноски к стр. [342]

[343]Красноженова, 14.

[344]Поповъ, 261.

[345]Нѣсколько иныя варіаціи сообщаютъ Абрамовъ, стр. 379 и Макаренко, стр. 79.

[346]Поповъ, 292.

[347]Поповъ, 210-211.

 

Сноски к стр. [348]

[349]Неклепаевъ, 17.

[350]Макаренко, 80.

[351]Скалозубовъ, 20; Поповъ, 217.

 

Сноски к стр. [352]

[353]Въ подпольѣ, на томъ мѣстѣ, куда ставятъ помело, вырывается ямка; въ эту ямку и зарываютъ нитку съ узлами.

[354]Макаренко, 69.

[355]Макаренко, 69.

[356]Макаренко, 76 и 390.

 

Сноски к стр. [357]

[358]Поповъ, 193; Макаренко, 87.

[359]Логиновскій, 54; Скалозубовъ, 19.

[360]Логиновскій, 54.

[361]Ср. Макаренко, 77.

 

Сноски к стр. [362]

[363]Гуляевъ, С. И. Этнографическіе очерки южной Сибири, стр. 51.

 

Сноски к стр. [364]

[365]Гуляевъ, 58; Логиновскій, 53; Неклепаевъ, 18; Скалозубовъ, 20.

[366]Скалозубовъ, 20.

[367]Макаренко, 90.

 

Сноски к стр. [368]

[369]Демичъ, 43.

[370]Макаренко, 78.

[371]Въ дѣтствѣ я много разъ слышалъ такой разсказъ. Споритъ однажды Богъ съ сатаной… Сатана говоритъ:

– Я отъ тебя въ дерево спрячусь.

– А я дерево расщеплю и въ деревѣ тебя найду, – отвѣчаетъ Богъ.

– Тогда я спрячусь въ камень.

– И въ камнѣ я тебя найду.

– А я въ рабу твою спрячусь.

– Я рабу свою убью, тебя тамъ найду, а рабу грѣхамъ прощу.

Съ тѣхъ поръ во время грозы сатана прячется – то въ дерево, то въ скотину, то въ человѣка. Если дерево разобьетъ грозой, говорятъ: „ишь, вѣдь, куда спрятался – проклятый!..“ А про убитыхъ грозой людей говорятъ: „Богу достойный…“

Очень похожій сюжетъ записанъ М. Синозерскимъ въ Витебской губерніи. „Живая Старина“, 1896, в. III-IV, стр. 537.

[372]Овчинниковъ, М. Народныя средства при собачьемъ бѣшенствѣ.

[373]Макаренко, 89; Скалозубовъ, 22. Этимъ широко распространеннымъ повѣрьемъ пользуются при сборѣ милостыни попрошайки-цыганки: имъ вездѣ отказываютъ, – тогда онѣ просятъ „помочь несчастному укушенному“ (Тулунъ).

 

Сноски к стр. [374]

[375]Макаренко, 78.

[376]Неклепаевъ, 30.

 

Сноски к стр. [377]

[378]Поповъ, 330.

[379]Примѣты б, в и г существуютъ не только у русскихъ: Ф. Конъ отмѣчаетъ ихъ у качинцевъ. Русскій Антропологическій Журналъ 1900, кн. 4, стр. 58.

 

Сноски к стр. [380]

[381]Это – обычная плата бѣдняковъ баушкѣ за трудъ, если не считать „харчи“; зато баушка въ первые дни послѣ родовъ, когда роженица еще не встаетъ, смотритъ и за ребятами родившей и за ея хозяйствомъ. Кто посостоятельнѣе, „благодарятъ“ хлѣбомъ, сахаромъ, покупаютъ „си́тчику“ на юбку; даютъ и деньгами.

[382]Поповъ, 333.

 

Сноски к стр. [383]

[384]„У насъ со стари́нки водится обыкновеніе: съ какой-нибудь работой – шитво́мъ, пряжей, дранкой – идутъ къ сусѣдямъ; тамъ за разговоромъ работа идетъ незамѣтно“.

 

Сноски к стр. [385]

[386]Поповъ, 339.

[387]Поповъ, 339. – У гиляковъ это дѣлаетъ мужъ во время родовъ жены; онъ „развязываетъ на себѣ все: волосы, сплетенные въ косы, поясъ, ремешки обуви, нарукавники“ и пр. Пилсудскій, стр. 26.

[388]Горячія припарки къ животу роженицы – обычный пріемъ не только у русскихъ баушекъ. Ф. Конъ (стр. 60) отмѣчаетъ его у качинокъ.

[389]Поповъ, 341.

[390]Поповъ, 349.

 

Сноски к стр. [391]

[392]Это т. наз. „мокры ро́ды“, которые считаются лучше сухихъ родовъ. „Сухи́ роды, когда воды прольютца задолго до (выхода) ребенка, другой разъ за день, а то и за два, а то ужъ послѣ ребенка идутъ во́ды“ (К. И. Б-ая). „Сухи роды бываютъ больше у людей безъ тѣла, у сухихъ людей“ (Е. А. В-ва).

[393]При трудныхъ родахъ считается необходимымъ присутствіе мужа и у качинцевъ. Ф. Конъ, стр. 60.

[394]При трудныхъ родахъ качинки, по сообщенію Ф. Кона (стр. 60), „подъ юртой, неожиданно для роженицы, раздаются выстрѣлы“.

[395]Въ 1870 г.

[396]Поповъ, 262.

 

Сноски к стр. [397]

[398]Въ такомъ же случаѣ къ этому прибѣгаютъ (при помощи различныхъ средствъ) и туземцы о. Сахалина. Пилсудскій, стр. 24, 32.

[399]Поповъ, 350.

 

Сноски к стр. [400]

[401]Здѣсь выясняется одна изъ многихъ причинъ неохотнаго обращенія къ „ученой“ акушеркѣ, которая не видитъ надобности „обихаживать мѣсто“.

[402]Скалозубовъ, 14.

[403]Его указываетъ Н. Рудинскій для Рязанской губерніи, но въ своихъ подробностяхъ онъ значительно разнится отъ сообщаемаго мною. Ж. С. 1896, в. II, стр. 179.

 

Сноски к стр. [404]

[405]Гиляки въ этомъ случаѣ кладутъ у входа въ юрту топоръ. Пилсудскій, 27.

 

Сноски к стр. [406]

[407]Кривошапкинъ, Енисейскій округъ и его жизнь. Спб. 1865, т. II, гл. I, стр. 2.

 

Сноски к стр. [408]

[409]„Сибиряки при крещеніи новорожденныхъ дѣтей это святое имя предпочитаютъ всѣмъ прочимъ именамъ“. С. В. Максимовъ, Сибирская святыня, стр. 192. Собр. соч., т. XVI, Спб. 1910. Если не это дѣйствительно любимое и распространенное имя, то выбираютъ имя кого-нибудь изъ родныхъ – „поба́шше“.

 

Сноски к стр. [410]

[411]Эту же примѣту знаютъ и качинцы. Ф. Конъ, стр. 60.

[412]Ф. Конъ, 60; Макаренко, 98; Пилсудскій, 24-25; Поповъ, 189, 361.

[413]Ф. Конъ, 60; Поповъ, 189.

 

Сноски к стр. [414]

[415]Макаренко, 100.

[416]Макаренко, 100.

[417]Макаренко, 100.

[418]Неклепаевъ 25; Поповъ, 189.

 

Сноски к стр. [419]

[420]Чеканинскій, 274.

[421]Красноженова, 12.

 

Сноски к стр. [422]

[423]Объ обычаѣ „прониманія“ черезъ дерево см. у Попова, стр. 204.

[424]Похожій способъ описываетъ Неклепаевъ, стр. 25; Кривошапкинъ, т. II, стр. 3.

 

Сноски к стр. [425]

[426]Красноженова, 75; Макаренко, 238.

[427]Макаренко, 238.

 

Сноски к стр. [428]

[429]Фиктивная передача ребенка въ чужую семью, какъ лѣчебное средство, примѣняется не только у русскихъ; къ ней прибѣгаютъ, подобно якутамъ, и качинцы, какъ о томъ сообщаетъ Ф. Конъ, стр. 61.

[430]Очень похожая процедура описывается у Неклепаева (стр. 24), только „колокольная вода“, по его сообщенію, примѣняется сургутянами въ другомъ случаѣ – отъ испугу.

 

Сноски к стр. [431]

[432]Образецъ этого „подфигуриванія“ даетъ одна плясовая пѣсенка, отрывокъ изъ которой записанъ мною на Иннокентьевскомъ заводѣ:

 

…Двѣ Алёнки

Въ пеленкахъ лежатъ,

Двѣ Наташки

У чашки сидятъ,

 

Двѣ Парашки

Кашку варятъ,

Двѣ Машки

Въ чумашкахъ ѣдятъ. И т. д.

 

Сноски к стр. [433]

[434]Макаренко, Сибирскій народный календарь, стр. 176.

[435]Можетъ-быть, это – „ладошки или пять палъцевъ“ (различные виды Orchis), о которыхъ сообщаетъ Макаренко (стр. 242, 399, 493).

[436]Макаренко, стр. 242.

 

Сноски к стр. [437]

[438]Гилячка въ нѣкоторыхъ случаяхъ называетъ регулы тоже описательно: „гость пришелъ“. Пилсудскій, 27.

[439]Близкій варіантъ приводитъ Красноженова, стр. 71.

 

Сноски к стр. [440]

[441]Семенъ Ѳедоровичъ Виноградовъ (†), тулуновскій крестьянинъ; въ молодыхъ годахъ жилъ въ Нижнеудинскѣ, затѣмъ – въ Худоелани, Шабартѣ, Курзанѣ; послѣднія 35 лѣтъ – въ Тулунѣ. Около сорока лѣтъ былъ почтаремъ: „безъ малаго сорокъ годовъ съ козелъ не слѣзалъ… Съ лошадямъ-то пожалуй что больше дѣловъ имѣлъ, чѣмъ съ людямъ“, – вотъ его собственное признаніе.

 

Сноски к стр. [442]

[443] Прилаживать – придѣлывать, отъ слова ла́дитъ – дѣлать.

 

Сноски к стр. [444]

[445]Клеменцъ, Наговоры и примѣты у крестьянъ Минусинскаго округа, стр. 39; Логиновскій, 74.

[446]Логиновскій, 74.

 

Сноски к стр. [447]

[448]Способъ этотъ, видимо, очень старый, когда-то примѣнявшійся въ научной медицинѣ. „Новый Энциклопедич. Словарь“ Брокгауза-Ефрона, т. XVIII, стр. 62.

 

Сноски к стр. [449]

[450]Бываетъ и у овецъ.

 

Сноски к стр. [451]

[452]Овчинниковъ. Сибирскій Архивъ, 1913. № 2.

[453]Овчинниковъ. Сибирскій Архивъ, 1913. № 2.

[454]Н. Рудинскій сообщаетъ о существованіи этого повѣрья у крестьянъ Рязанской губ. Ж. С. 1894, в. II, 187.

[455]Красноженова, 15.

 

Сноски к стр. [456]

[457]„Завѣчаютъ“ не только „на курину голову“. „Какъ у насъ ребяты померли, намъ и говорятъ: вы, должно быть, свой домъ на дѣтскую голову завѣтили, а въ это время у насъ была куплена своя избенка“ (Е. А. В-ва).

 

Сноски к стр. [458]

[459]Скалозубовъ, 5; Макаренко, Почитаніе деревяннаго огня у крестьянъ-сибиряковъ Енисейской губ. Ж. С. 1897, в. II, стр. 248; Гуляевъ, 124.

[460]Изъ Западной Сибири.

[461]Абрамовъ, 378; Зеленинъ. „Обыденныя“ полотенца и обыденные храмы. Ж. С. 1911, в. I, стр. 1-7.

[462]Неклепаевъ, 21.

 

Сноски к стр. [463]

[464]„Нынѣ и присно“.

 

Сноски к стр. [465]

[466]„Отнынѣ и до вѣку“.

[467]Близкій варіантъ этого діалога приводятъ многіе авторы: Красноженова, 14; Поповъ, 235; Чеканинскій, 269.

 

Сноски к стр. [468]

[469]Близкій варіантъ приводитъ Красноженова, стр. 71.

 

Сноски к стр. [470]

[471]Перечисленіе всѣхъ тетокъ вызывается тѣмъ досаднымъ обстоятельствомъ, что сразу опредѣлить, которая изъ тетокъ трясетъ, – нѣтъ никакой возможности. Перечисляются всѣ 12 въ увѣренности, что „на котору-нибыть нападешь“…

 

Сноски к стр. [472]

[473]Ср. похожій сюжетъ „Сна Богородицы“ у Д. Клеменца – Наговоры и примѣты у крестьянъ Минусинскаго округа, стр. 37.

[474]Этотъ текстъ примѣняется, когда болѣзнь у нѣсколькихъ лошадей; а когда наговоръ читается на одну лошадь, называютъ ея масть, напр.: „вынь изъ саврасой лошадп“…

 

Сноски к стр. [475]

[476]Ясёнъ.

 

Сноски к стр. [477]

[478]Молитва эта употребляется наряду съ наговорами въ Томской губерніи. Гуляевъ, 52.

 

Сноски к стр. [479]

[480]Неклепаевъ, 15.

[481]Мартьяновъ, 3; Стуковъ, 21.

 

Сноски к стр. [482]

[483]Карагасы, турецкое племя.

[484]Мартьяновъ, 3.

[485]Въ этомъ же значеніи употребляется слово: наваръ.

[486]Мартьяновъ, 22.

[487]Макаренко, 394.

[488]Макаренко, 393; Мартьяновъ, 3; Стуковъ, 13.

[489]Кытмановъ, 14; Прейнъ, 5.

[490]Стуковъ, 35; Чеканинскій, 269.

[491]Кытмановъ, 5; Стуковъ, 35.

[492]Макаренко, 394.

 

Сноски к стр. [493]

[494]Красноженова, 83; Макаренко, 401, 404; Мартьяновъ, 15.

[495]Прейнъ, 3.

[496]Макаренко, 407.

[497]Стуковъ, 36.

[498]Мартьяновъ, 18.

[499]Макаренко, 395; Скалозубовъ, 12; Чеканинскій, 275.

[500]Макаренко, 405.

[501]Кытмановъ, 10; Макаренко, 395.

 

Сноски к стр. [502]

[503]Кытмановъ, 15.

[504]Кытмановъ, 11.

[505]Макаренко, 395; Мартьяновъ, 5; Поповъ, 279; Скалозубовъ, 19.

[506]Кытмановъ, 13; Скалозубовъ, 10.

[507]По другимъ: байзенская, полынь (предпочтительнѣе – каменная) и др.

[508]Кытмановъ, 17; Макаренко, 396; Мартьяновъ, 6.

[509]Кривошапкинъ (Енисейскій округъ и его жизнь, Спб., 1865), т. I, 135; Мартьяновъ, 26.

 

Сноски к стр. [510]

[511]Кытмановъ, 9, 20; Макаренко, 396; Мартьяновъ, 7; Стуковъ, 19.

[512]Кытмановъ, 21; Мартьяновъ, 7.

[513]Прейнъ, 5.

[514]Стуковъ, 19.

[515]Мартьяновъ, 13.

[516]Мартьяновъ, 7.

[517]Макаренко, 397; Мартьяновъ, 9; Стуковъ, 14.

[518]Мартьяновъ, 10; Стуковъ, 31.

 

Сноски к стр. [519]

[520]Стуковъ, 18.

[521]Стуковъ, 22.

[522]Мартьяновъ, 11.

[523]Макаренко, 398 Скалозубовъ, 9.

[524]Мартьяновъ, 11; Макаренко, 398.

[525]Кытмановъ, 23.

 

Сноски к стр. [526]

[527]Стуковъ, 21.

[528]Мартьяновъ, 9.

[529]Стуковъ, 28.

[530]Мартьяновъ, 8; Прейнъ, 41; Стуковъ, 36.

[531]Макаренко, 399.

[532]Кытмановъ, 15; Макаренко, 395; Мартьяновъ, 13.

[533]Кытмановъ, 25.

 

Сноски к стр. [534]

[535]Кытмановъ, 13; Макаренко, 397; Стуковъ, 27.

[536]Мартьяновъ, 14.

[537]Кытмановъ, 8; Мартьяновъ, 19.

[538]Кытмановъ, 16.

[539]Кытмановъ, 10.

[540]Макаренко, 401; Неклепаевъ, 14; Скалозубовъ, 6; Стуковъ, 28.

 

Сноски к стр. [541]

[542]Красноженова, 82; Кытмановъ, 8; Макаренко, 402; Стуковъ, 26.

[543]Мартьяновъ, 18; Стуковъ, 26.

[544]Неклепаевъ, 15.

[545]Кытмановъ, 12; Мартьяновъ, 17; Неклепаевъ, 20; Скалозубовъ, 24; Стуковъ, 27; Красноженова, 85.

[546]Макаренко, 402.

[547]Мартьяновъ, 10; Прейнъ, 3.

[548]Красноженова, 83; Кытмановъ, 18-19; Мартьяновъ, 18, 21; Стуковъ, 9.

[549]Макаренко, 402; Стуковъ, 22.

[550]Кытмановъ, 10; Стуковъ, 30.

[551]Мартьяновъ, 7.

[552]Мартьяновъ, 20.

 

Сноски к стр. [553]

[554]Чеканинскій, 267.

[555]Мартьяновъ, 5, 20.

[556]Макаренко, 404; Мартьяновъ, 8, 20; Стуковъ, 33.

[557]Кытмановъ, 13; Стуковъ, 36.

[558]Кытмановъ, 10; Макаренко, 405; Мартьяновъ, 20; Неклепаевъ, 20; Стуковъ, 31.

[559]Кытмановъ, 7.

[560]Стуковъ, 10.

[561]Макаренко, 404.

 

Сноски к стр. [562]

[563]Кытмановъ, 16.

[564]Объ этомъ читаемъ въ одномъ судебномъ дѣлѣ 1731 года. Чубинскій, Матеріалы и изслѣдованія, т. I, в. I, стр. 343.

[565]Красноженова, 85; Стуковъ, 36.

[566]Кытмановъ, 14; Макаренко, 405.

[567]Красноженова, 72; Кытмановъ, 11; Макаренко, 409; Мартьяновъ, 24.

[568]Макаренко, 405; Мартьяновъ, 25; Скалозубовъ, 11; Стуковъ, 32.

[569]Кытмановъ, 25; Макаренко, 406.

[570]Кытмановъ, 20.

 

Сноски к стр. [571]

[572]„Сборъ“ травъ, впрочемъ, нельзя считать неизмѣняемымъ: нѣкоторыя изъ перечисленныхъ травъ могутъ быть замѣнены другими.

[573]Красноженова, 82; Кытмановъ, 20; Мартьяновъ, 25.

[574]Макаренко, 406.

[575]Демичъ, 45, 58; Костровъ, 4; Макаренко, 413; Мартьяновъ, 26; Логиновскій, 68; Неклепаевъ, 15; Поповъ, 189; Скалозубовъ, 6.

[576]Демичъ, 57-58.

[577]Скалозубовъ, 12.

[578]Макаренко, 413; Мартьяновъ, 26; Поповъ, 304.

[579]Скалозубовъ, 13.

 

Сноски к стр. [580]

[581]Мартьяновъ, 27; Овчинниковъ („Сиб. Арх.“ 1913, № 2).

[582]Макаренко, 413.

[583]Чеканинскій, 274; Макаренко, 413.

[584]Красноженова, 20.

[585]Кытмановъ, 12; Макаренко, 413.

[586]Неклепаевъ, 15.

[587]Скалозубовъ, 12.

[588]Макаренко, 237; Скалозубовъ, 11.

[589]Неклепаевъ, 21; Рудинскій, 179; Скалозубовъ, 18.

 

Сноски к стр. [590]

[591]Мартьяновъ, 27.

[592]Неклепаевъ, 17.

[593]Неклепаевъ, 19; Скалозубовъ, 24.

[594]Скалозубовъ, 24.

[595]Макаренко, 414; Скалозубовъ, 20; Чеканинскій, 277.

 

Сноски к стр. [596]

[597]Скалозубовъ, 9.

[598]Поповъ, 278, 304.

[599]Макаренко, 414; Мартьяновъ, 26.

[600]Скалозубовъ, 23.

[601]Скалозубовъ, 23; Макаренко, 414.

[602]Скалозубовъ, 24.

[603]Скалозубовъ, 20.

 

Сноски к стр. [604]

[605]Макаренко, 414; Неклепаевъ, 16, 18; Скалозубовъ, 20; Чеканинскій, 280.

[606]Поповъ, 278; Скалозубовъ, 19.

[607]Красноженова, 70; Макаренко, 414; Скалозубовъ, 19.

[608]Мартьяновъ, 34.

[609]Макаренко, 417.

[610]Макаренко, 417; Скалозубовъ, 15.

[611]Скалозубовъ, 7; Чеканинскій, 278.

 

Сноски к стр. [612]

[613]Чеканинскій, 278; Скалозубовъ, 7.

[614]Мартьяновъ, 34.

[615]Макаренко, 418; Скалозубовъ, 19.

[616]Красноженова, 73; Логиновскій; 56; Макаренко, 418; Скалозубовъ, 8; Чеканинскій, 278.

[617]Красноженова, 70; Макаренко. 418; Мартьяновъ, 35; Скалозубовъ, 19.

 

Сноски к стр. [618]

[619]Макаренко, 417; Мартьяновъ, 35.

[620]Макаренко, 418; Скалозубовъ, 10.

[621]А. Баловъ. Свѣчи и ладанъ въ народныхъ повѣрьяхъ. Ж. С. 1896, стр. 262.

[622]Макаренко, 418; Мартьяновъ, 29; Скалозубовъ, 12.

[623]Красноженова, 73; Логиновскій, 56; Мартьяновъ, 29; Скалозубовъ, 8; Чеканинскій, 278.

[624]Скалозубовъ, 13.

 

Сноски к стр. [625]

[626]Макаренко, 418; Поповъ, 274; Чеканинскій, 277.

[627]Макаренко, 419.

[628]О разведеніи и обработкѣ балаганскаго табака см. въ „Иллюстрир. описаніи быта сельскаго населенія Иркутской губерніи“ Кулакова и Молодыхъ, изд. Вост.-Сиб. Отд. И. Р. Г. О., Спб., 1896, стр. 206-209.

[629]Неклепаевъ, 17; Поповъ, 277; Скалозубовъ, 10; Чеканинскій, 269.

[630]Макаренко, 419; Мартьяновъ, 37; Скалозубовъ, 18.

 

Сноски к стр. [631]

[632]Мартьяновъ, 29.

 

Сноски к стр. [633]

[634]Красноженова, 69; Макаренко, 416.

[635]Пихтовая сѣра, какъ средство лѣченія при глазныхъ заболѣваніяхъ, извѣстна остякамъ на р. Юганѣ. Скалозубовъ, Хроника Тобольскаго музея за 1900 г., стр. 3.

 

Сноски к стр. [636]

[637]„Съ гробницы его больные берутъ землю“, – пишетъ С. В. Максимовъ. – „Сибирская Святыня“, стр. 249. Собр. соч., т. XVI, Спб. 1910.

[638]Красноженова, 71; Макаренко, 79; Поповъ, 265.

[639]Поповъ, 263-264; Макаренко, Сибирскій народный календарь, стр. 154.

[640]Поповъ, 265.

 

Сноски к стр. [641]

[642]Поповъ, 280.

 

Сноски к стр. [643]

[644]Указанія на литературу важны ужъ по одному тому, что даютъ возможность судить о степени распространенности тѣхъ или другихъ народно-медицинскихъ средствъ, тѣхъ или иныхъ народныхъ повѣрій.

 

Сноски к стр. [645]

[646]Въ этотъ словарь я не помѣщаю тѣхъ словъ, объясненіе которыхъ дано въ текстѣ.

 

Сноски к стр. [647]

[648]Азбучнаго указателя русскихъ названій растеній я не привожу, такъ какъ эти названія въ текстѣ „Матеріаловъ“ (стр. 400-411) расположены въ удобномъ для справокъ азбучномъ порядкѣ, а здѣсь обозначены цифрами, указывающими порядковый нумеръ того или другого растенія на соотвѣтствующихъ страницахъ.

 


[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

Рожа

[17]

[18]

ниже

[19]

[20]

[21]

ниже

[22]

[23]

[24]

[25]

средства противъ этой болѣзни

простуды

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

Соринка въ глазу

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

[39]

[40]

[41]

Посѣки и порѣзы

[42]

[43]

[44]

[45]

[46]

[47]

[48]

[49]

[50]

[51]

[52]

Чирій

[53]

Летучій огонъ

[54]

[55]

[56]

[57]

[58]

[59]

[60]

[61]

выше

отдѣлъ дѣтскихъ болѣзней

Укусъ дурной собаки

[62]

[63]

[64]

[65]

[66]

[67]

[68]

[69]

[70]

[71]

[72]

[73]

[74]

[75]

[76]

[77]

[78]

[79]

[80]

[81]

[82]

[83]

[84]

[85]

[86]

[87]

[88]

[89]

[90]

[91]

[92]

[93]

[94]

[95]

[96]

[97]

[98]

отдѣлъ общихъ болѣзней

отдѣлъ общихъ болѣзней

Родимецъ

[99]

[100]

отдѣлъ общихъ болѣзней

[101]

[102]

[103]

[104]

[105]

[106]

[107]

[108]

[109]

[110]

Животомъ скудатца

Смёртны ключи красокъ

[111]

[112]

Надсада

[113]

[114]

[115]

[116]

[117]

Мышаки

ч. II, отд. 2, № 115

[118]

[119]

[120]

[121]

[122]

[123]

[124]

[125]

[126]

[127]

[128]

[129]

[130]

[131]

[132]

[133]

[134]

[135]

[136]

[137]

[138]

[139]

[140]

Кукушкины слезки

[141]

[142]

Горля́нка

[143]

Вѣтренка

[144]

[145]

[146]

[147]

[148]

[149]

[150]

[151]

[152]

[153]

[154]

[155]

верба трехгодовалая

[156]

[157]

[158]

[159]

[160]

Ла́постникъ

Копытникъ

[161]

[162]

Нырокъ

[163]

[164]

[165]

[166]

[167]

[168]

[169]

[170]

Полынь каменная

[171]

[172]

Смородина красная

[173]

[174]

[175]

[176]

[177]

[178]

[179]

[180]

[181]

Копеечникъ

[182]

[183]

[184]

[185]

[186]

[187]

[188]

[189]

[190]

[191]

[192]

[193]

[194]

[195]

[196]

[197]

[198]

[199]

[200]

[201]

[202]

[203]

[204]

[205]

[206]

[207]

[208]

[209]

[210]

[211]

[212]

[213]

[214]

[215]

[216]

[217]

[218]

[219]

[220]

[221]

[222]

[223]

[224]

[225]

[226]

[227]

Помётъ

[228]

[229]

[230]

[231]

[232]

[233]

[234]

[235]

[236]

[237]

[238]

[239]

[240]

[241]

[242]

[243]

[244]

[245]

[246]

[247]

[248]

[249]

[250]

[251]

[252]

Водка

Гагоръ

[253]

[254]

[255]

[256]

[257]

[258]

[259]

[260]

[261]

[262]

[263]

[264]

[265]

[266]

[267]

[268]

[269]

[270]

[271]

[272]

[273]

[274]

[275]

[276]

[277]

[278]

[279]

[280]

[281]

[282]

[283]

[284]

[285]

[286]

[287]

[288]

[289]

[290]

[291]

[292]

[293]

[294]

[295]

[296]

[297]

[298]

[299]

[300]

[301]

[302]

[303]

[304]

[305]

[306]

[307]

[308]

[309]

[310]

[311]

[312]

[313]

[314]

[315]

[316]

[317]

[318]

[319]

[320]

[321]

[322]

[323]

[324]

[325]

[326]

[327]

[328]

[329]

[330]

[331]

[332]

[333]

[334]

[335]

[336]

[337]

[338]

[339]

[340]

[341]

[342]

[343]

[344]

[345]

[346]

[347]

[348]

[349]

[350]

[351]

[352]

[353]

[354]

[355]

[356]

[357]

[358]

[359]

[360]

[361]

[362]

[363]

[364]

[365]

[366]

[367]

[368]

[369]

[370]

[371]

[372]

[373]

[374]

[375]

[376]

[377]

[378]

[379]

[380]

[381]

[382]

[383]

[384]

[385]

[386]

[387]

[388]

[389]

[390]

[391]

[392]

[393]

[394]

[395]

[396]

[397]

[398]

[399]

[400]

[401]

[402]

[403]

[404]

[405]

[406]

[407]

[408]

[409]

[410]

[411]

[412]

[413]

[414]

[415]

[416]

[417]

[418]

[419]

[420]

[421]

[422]

[423]

[424]

[425]

[426]

[427]

[428]

[429]

[430]

[431]

[432]

[433]

[434]

[435]

[436]

[437]

[438]

[439]

[440]

[441]

[442]

[443]

[444]

[445]

[446]

[447]

[448]

[449]

[450]

[451]

[452]

[453]

[454]

[455]

[456]

[457]

[458]

[459]

[460]

[461]

[462]

[463]

[464]

[465]

[466]

[467]

[468]

[469]

[470]

[471]

[472]

[473]

[474]

[475]

[476]

[477]

[478]

[479]

[480]

[481]

[482]

[483]

[484]

[485]

[486]

[487]

[488]

[489]

[490]

[491]

[492]

[493]

[494]

[495]

[496]

[497]

[498]

[499]

[500]

[501]

[502]

[503]

[504]

[505]

[506]

[507]

[508]

[509]

[510]

[511]

[512]

[513]

[514]

[515]

[516]

[517]

[518]

[519]

[520]

[521]

[522]

[523]

[524]

[525]

[526]

[527]

[528]

[529]

[530]

[531]

[532]

[533]

[534]

[535]

[536]

[537]

[538]

[539]

[540]

[541]

[542]

[543]

[544]

[545]

[546]

[547]

[548]

[549]

[550]

[551]

[552]

[553]

[554]

[555]

[556]

[557]

[558]

[559]

[560]

[561]

[562]

[563]

[564]

[565]

[566]

[567]

[568]

[569]

[570]

[571]

[572]

[573]

[574]

[575]

[576]

[577]

[578]

[579]

[580]

[581]

[582]

[583]

[584]

[585]

[586]

[587]

[588]

[589]

[590]

[591]

[592]

[593]

[594]

[595]

[596]

[597]

[598]

[599]

[600]

[601]

[602]

[603]

[604]

[605]

[606]

[607]

[608]

[609]

[610]

[611]

[612]

[613]

[614]

[615]

[616]

[617]

[618]

[619]

[620]

[621]

[622]

[623]

[624]

[625]

[626]

[627]

[628]

[629]

[630]

[631]

[632]

[633]

[634]

[635]

[636]

[637]

[638]

[639]

[640]

[641]

[642]

[643]

[644]

[645]

[646]

[647]

[648]







Date: 2015-11-13; view: 326; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.731 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию