Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненный тренинг. Предположим, у вас есть проблема: вас постоянно оскорбляют и
Предположим, у вас есть проблема: вас постоянно оскорбляют и унижают, а вы не можете ничего поделать. В какой-то момент
вы решаете исправить свою жизнь и научиться защищаться от оскорблений и посягательств. Прежде всего проанализируйте себя. Определите свою проблему, мешающие вам стереотипы и чувства, привычки, их причины, цель изменения. Результаты ваших размышлений могут выглядеть как последовательность вопросов и ответов. Примерно таких. ♦ В каких ситуациях обнаруживается моя проблема? à Когда меня оскорбляют и унижают. ♦ Что я обычно делаю, когда это случается? à Я весь сжимаюсь и терплю. ♦ Какой стереотип, предрассудок заставляет меня вести себя так? à Плохо быть агрессивным, я не могу защитить себя. ♦ Какие чувства заставляют меня терпеть унижения? à Страх, растерянность. ♦ Почему я веду себя так? à Отец безжалостно наказывал меня, когда я осмеливался выказывать недовольство. ♦ Каково желаемое поведение? à В ответ на оскорбление давать обидчику отпор. Все это взаимосвязано. Пока ваша жизнь протекает обыч- ным образом, все в порядке. И вдруг вы попадаете в травми- рующую ситуацию: кто-то вас оскорбил. Естественная реакция — дать обидчику отпор. Но вы верите, что плохо быть агрес- сивным. И в то, что вы не можете себя защитить (стереотип). Поэтому вы испытываете растерянность и страх. В итоге вы терпите обиду, как привыкли. Как в этом случае применить жизненный тренинг? 1. Определить проблемные ситуации и проранжировать их по степени сложности для вас. Например: ♦ ситуация 1 — вас оскорбляют в общественном транспорте (самое простое); ♦ ситуация 2 — вас оскорбляет шеф; ♦ ситуация 3 — вас оскорбляет мать (сложнее всего). 2. Для каждой ситуации определить альтернативное, жела- тельное поведение. Для этого попробуйте ответить на следую- щие вопросы. ♦ Что я должен (хочу) сделать?
à Поставить хама (шефа, маму) на место. ♦ Чего я боюсь? à Последствий. Что нанесу повреждения, и придется раз- бираться с милицией. Что меня уволят с работы. Что ма- ма перестанет меня любить. ♦ Что я могу говорить (кричать, орать, шептать)? à Конкретные фразы. ♦ Какие мои действия допустимы? à Послать к черту, закричать, оттолкнуть, швырнуть тарел- ку в стенку. ♦ Какие действия недопустимы? à Сталкивать обидчика с балкона 12-го этажа, шинковать ножом, как капусту, избивать до состояния бифштекса с кровью.
Ответили на все вопросы — продумайте возможные реакции хама (шефа, мамы) и свои ответы на них. 3. Затем подготовьтесь к встрече с тем, что вас пугает. При- думанные вами фразы и действия проиграйте в уме несколько раз. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете естествен- ность в их исполнении. А когда все начнется, вы будете уже го- товы и не наделаете глупостей. Очень полезной оказывается работа с зеркалом. Для этого, находясь в уединении, представьте себя в травмирующей си- туации, встаньте перед зеркалом, а теперь говорите и делайте то, что вы придумали. Ведите себя так, как хотели бы вести се- бя перед обидчиком. Очень важно вообще начать, а потом про- играть желаемое поведение несколько раз. Когда вы преодолее- те смущение, то сможете отрабатывать детали поведения: ин- тонации, мимику, жесты. 4. Затем начинайте тренироваться, соблюдая постепенность. Сначала опробуйте новое поведение в ситуации, максимально похожей на травмирующую, и при этом контролируемой вами, безопасной и комфортной. Например, в психотерапевтической группе. Особенно подойдут группы, работающие по методу пси- ходрамы. Или попросите друзей разыграть небольшой спек- такль. Проделайте это несколько раз. Возможно, друзья, увидев ваше поведение, дадут вам дельные советы по поводу того, что
вы могли бы делать и говорить. И только потом опробуйте свое новое поведение в жизни. Сначала в самых простых ситуациях, потом в сложных. Вы должны сознательно выбирать ситуации — сначала с менее, а потом с более высокой степенью напряже- ния. Вы должны делать то же, что атлет, регулирующий вес сво- ей штанги. 5. Если раньше вы старались избегать травмирующих ситуа- ций, то теперь вы должны их искать. Ведь эти ситуации — ваш тренажер, средство вашего роста и изменения. Если вы будете пассивно ждать, когда ситуация наступит, то процесс измене- ния может затянуться на долгие месяцы и годы. Поэтому созна- тельно привлекайте нужные вам ситуации. Для этого ответьте на вопросы:
¨
¨
Где и когда я могу оказаться в нужной ситуации? (Где вас могут оскорбить, причем максимально болезненно?) Как спровоцировать ситуацию? (Что нужно сделать и сказать, чтобы обидчик набросился на вас?)
Бывайте в местах, где нужная вам ситуация может произой- ти. Провоцируйте ситуацию сами, а потом справляйтесь с ней. 6. Когда вы находитесь в ситуации, вы должны действовать сознательно, используя новое поведение, а не автоматически, руководствуясь старыми привычками. При этом ваше поведе- ние сначала не будет согласовываться с чувствами. Чувства бу- дут старыми, привычными — растерянность и страх. А поведе- ние должно быть новым, придуманным и выбранным вами са- мими. Обязательно наблюдайте за своими чувствами. Сначала они будут очень интенсивными. Вас буквально будет трясти. Но по мере накопления опыта интенсивность эмоций станет ослабе- вать и вы будете все более спокойным. У вас появится возмож- ность наблюдать не только за своими чувствами, но и за проис- ходящим, подмечать детали ситуации. Вы сможете импровизи- ровать, отвечать достойно сразу по ходу дела и даже просчиты- вать развитие ситуации на несколько шагов вперед. 7. Ваша проблема включает много аспектов. Вы не можете непосредственно воздействовать на свои стереотипы и эмоции, а также не можете вычеркнуть часть прошлого опыта, в кото- ром коренится причина ваших трудностей. Все, что вы можете, — это изменить свое поведение.
Потом изменятся эмоции. Может быть, на место страха и растерянности придут возбуждение, гнев и негодование на не- справедливость. В конце концов вы научитесь быть спокойным при встрече с проблемной ситуацией и прежние чувства пере- станут мешать вам действовать эффективно. Изменятся также ваши мысли. Убежденность в том, что пло- хо быть агрессивным, сменится пониманием очевидной исти- ны: каждый человек имеет право защищать свое достоинство. Уверенность в неспособности защитить себя сменится знанием того, как надо защищаться, и памятью об одержанных победах. 8. Тренируйтесь постоянно, так часто, как это возможно. Вы обязательно захотите в какой-то момент оставить все как есть, настолько страшной будет вам казаться ситуация или последст- вия вашего нового поведения. В этом случае надо взять себя в руки и продолжать. Только так можно добиться успеха.
♦ Вовремя поймите, что тренируемый навык уже освоен. Это значит, что вы привыкли к новому поведению в проблемной ситуации, достигаете своей цели и остаетесь невозмутимым. Если это так, поздравьте себя, вы достигли успеха, и одной проблемой в вашей жизни стало меньше. Переходите к дру- гим затруднениям и решайте их. Не стоит останавливаться на чем-то одном.
Итак, этапы жизненного тренинга:
♦ определить проблемные ситуации; ♦ придумать желательное поведение; ♦ подготовиться с помощью проигрывания ситуации в уме и зеркала; ♦ тренироваться, соблюдая постепенность: от простого к слож- ному; ♦ искать ситуации, провоцировать их; ♦ действовать осознанно, по-новому, наблюдать за чувствами; ♦ тренировать поведение, чувства и мысли изменятся сами; ♦ тренироваться постоянно, не бросать; ♦ когда проблема решена, заняться чем-то другим.
Date: 2015-11-13; view: 288; Нарушение авторских прав |