Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Объясните положение «Синтаксическая однородность выявляется только в предложении (не в словосочетании) и определяется как тождество синтаксической
Задание 1. Объясните положение «Синтаксическая однородность выявляется только в предложении (не в словосочетании) и определяется как тождество синтаксической позиции, а последнее возможно лишь при объединении сочетающихся словоформ в сочиненный ряд. Следовательно, однородными являются члены предложения, которые определяют одинаковость их синтаксической позиции в предложении» (См. Н. С. Валгина. Современный русский язык. – М., 1973. – С. 206). Почему однородные члены предложения характеризуются сочинительным типом отношений? Назовите основные признаки однородных членов предложения (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 379-382; Н. С. Валгина. Современный русский язык. – М., 1973. – С. 206-209).
Задание 2. Прочитайте положение «В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами. Грамматические значения блока однородных членов выражаются интонацией (в устной речи), сочинительными союзами и некоторыми лексико-грамматическими средствами» (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 383). В приведенных ниже примерах найдите блоки однородных членов и назовите средства связи их членов.
1. Его спокойствие, мягкий голос и простота лишь ободряли мать (М. Г.). 2. Я видел, как она готова упасть в обморок от страха и негодования (Л.). 3. С детских лет мне захотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек (К. Пауст.). 4. Он не играет и не поет, но имеет какое-то отношение к музыке и пению (Ч.). 5. Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими просто жить (К. Пауст.). 6. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма (Е. Долм.).
Задание 3. Как вы понимаете положение «языковым (логико-грамматическим) значением блока однородных членов является однотипность понятий, выражаемых однородными членами» (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 383)? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Задание 4. Какими средствами связи может уточняться, видоизменяться, дифференцироваться общее значение блока однородных членов? В чем особенности отношений градации в блоке однородных членов? Какие средства могут быть актуализаторами при градации? Рассмотрите способы, при помощи которых устанавливаются отношения градации в следующих предложениях. 1. А ты, младое вдохновенье… Не дай остыть душе поэта. Ожесточиться, очерстветь. И наконец окаменеть (Пушк.). 2. – Черти. Пересквернили, перепоганили, перемерзили! Пропал сад! Погиб сад! (Чех.). 3. У Ули глаза были большие, темно-карие, – не глаза, а очи (А. Фад.). 4. Глаза у него были неприятного цвета. Они не смотрели, а высматривали. Не глаза, а гляделки (Н. Пог.).5. Это было настолько же приятно и удобно в одном случае, насколько неудобно и унизительно в другом (Кат.). 6. От деревьев, от кустов, от высохших стогов сена побежали длинные тени (Т.).
Задание 5. При помощи каких средств в блоке однородных членов устанавливаются разделительные, противительные, причинно-следственные, временные отношения? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 385-386). Выпишите иллюстрации к своему ответу из этого же источника.
Задание 6. Дайте характеристику обобщающим словам. Почему чаще в роли обобщающих слов выступают слова с предметным значением, нежели со значением действия? В каких случаях однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком «тире» (вместо обычного в таком случае двоеточия)? При ответе используйте справочник Н. С. Валгиной, В. Н. Светлышевой «Русский язык. Орфография и пунктуация». – М., 2000. – С. 247 – 248. Подберите несколько примеров из современных публикаций.
Задание 7. От чего зависит координация сказуемого с однородными подлежащими в числе и роде? Для ответа используйте учебные пособия: Н. С. Валгина. Современный русский язык. – С. 216; Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык, 1991. – С. 435 – 436. Объясните форму сказуемого в следующих предложениях. 1. Пылились книги на полках, портьеры, старая мебель (К. Пауст.). 2. На всех лицах выражались оживление и тревога (Л. Т.). 3.Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (Сер.). 4. Все радовались тому, что на свет появилась не какая-нибудь Клава, Лера или Людмила, а Васютка (Буб.). 5. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая береза с мелкими клейкими листьями (Л. Т.). 6. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак (П.). 7. И она, и я полюбили театр. Иванов и я по-разному смотрим на жизнь. И мы, и вы идём к одной и той же цели.
Задание 8. Назовите критерии разграничения однородных и неоднородных определений (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 388 – 390). Определите однородность / неоднородность определений в следующих предложениях. Объясните пунктуацию при однородных членах предложения. 1. Забавно пестрели своими розовыми, лиловыми, палевыми шляпочками приземистые сыроежки (Т.). 2. Мягкая, рыхлая, лишенная травы земля была покрыта, как войлоком, сплошным слоем светло-палевых старых хвой (С. Степняк-Кравч.). 3. Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими (И. Бун.). 4. Сонные разноцветные огоньки мерцают вдоль путей и убегают на мою родину (И. Бун.). 5. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака (И. Тург.). 6. Роскошная августовская ночь висела над морем (В. Кат.). 7. Его ловкое, юркое, щуплое тело скользнуло во тьму (А. Фад.). 8. После душной ночи потянул на рассвете восточный, свежий ветерок (Акс.). 9. Стояла свежая, безлунная, звездная ночь ранней южной осени (А. Фад.).
Задание 9. В чем особенности стилистического использования однородных членов предложения в разных стилях речи? Законспектируйте ответ на вопрос, используя учебное пособие Голуб И. Б. «Грамматическая стилистика современного русского языка». – М., 1989. – С. 173 – 180.
Задание 10. Обратите внимание на речевые ошибки, которые допускаются при употреблении однородных членов предложения. Объясните причины ошибок в следующих предложениях. 1. В хозяйстве увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров, птицы. 2. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 3. Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к литературе, музыке. 4. Повара кухни – искусные мастера своего дела. Их забота, чтобы питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно оформлено. 5. Он научил Виктора не только профессиональным приемам, но и открыл красоту профессии фрезеровщика. 6. Студенческий коллектив получил задания: а) исследование языка и стиля газеты; б) выпустить очередной номер газеты; в) отражать студенческую жизнь на страницах газеты «Журналист».
Date: 2015-11-13; view: 1017; Нарушение авторских прав |