Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анютины глазки
Бабочка, совсем черная, с тонкой белой каймой, как треугольник. А среди этих же маленьких бабочек есть голубая, всем очень знакомая. Эта, когда сядет на былинку, делается как цветок. Пройдешь мимо, и за бабочку ни за что не сочтешь – цветок и цветок: «анютины глазки». (По М. Пришвину).
Упр. 4. Определите разновидность неполных предложений (контекстуальные, ситуативные, эллиптические, диалогические). Чем обусловлен пропуск того или иного члена?
– Ну, не скучай смотри, – говорил отец, когда, наконец, меня снова снаряжали в город. – Теперь и не увидишь, как наступит весна. Каких-нибудь два месяца, а там и святая, и лето. Приедешь тогда – жеребчика верхового тебе подарю, будем верхом вместе ездить, за перепелами ходить… Мне было очень грустно покидать родной дом, но я вполне соглашался с отцом: теперь уж скоро весна! – А ведь правда, папа, совсем весной пахнет! – говорил и я, когда утром мы садились в сани, переваливались в воротах через высокий сугроб, набитый вчерашней метелью, и глубоко вздыхали свежим ветром с запахом молодого снега. – А ты любишь весну? – спрашивал отец с улыбкой. – Люблю, папа! Очень люблю! – А деревню любишь? – Конечно, люблю… – Это хорошо, – прибавлял отец. – Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо… Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много – вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, – помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них… И хорошо можно жить в деревне! (По И. Бунину).
*** Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев. торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. (По К. Пауст.).
*** Но это еще больше оттеняло лесную, здешнюю тишину. Тишину и суть нашего состояния. Суть же нашего состояния заключалась в том, что кругом нас и в нас самих жил отрадный, добрый, засыпающий лес, и жила июльская ночь, и была везде наша родина… (По В. Белову).
*** Каменные гряды, мертвые днем, оживают вечером. Косяками идут окуни. Идут поверху, всплескивая, будто хлопают высунуты из воды ладоши. Идут стремительно. Наголодавшись в глубинах и теперь рвут и мечут направо и налево, хватают корм своими отсвечивающими голубым перламутром широко разинутыми ртами. (По С. Воронину).
Упр. 5. Найдите в текстах «именительный представления». Определите стилистическую функцию этой конструкции.
Сама Россия!.. Я вспомнил о Бобришином угоре на моей родине. Осенью, когда похолодает, и по утрам река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, когда на мокрой от росы траве посверкивает паутина, а в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, – вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой. Мы щедрые! Ветерок их оглаживает и ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой… (По А. Яшину). *** Тишина… Как отрадна и нетревожна бывает она порой, как хорошо тогда жить. И это была как раз та счастливая тишина. Хотя где-то неопределенные и по происхождению явно человеческие звуки выявляли окрестные деревни. (По В. Белову). *** Герои, герои, герои… Как часто думается о том, что мужество живет только под толстой, ни к чему не чувствительной кожей, а сила рождает одну жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестокости? Может, есть мужество без насилия? Нельзя жить, не веря в такую возможность. (По В. Белову). *** Белый город… До него не так-то легко добраться, надо плыть и плыть, в саму Ладогу, и не дай бог, если подымется ветер… Но при чем здесь опасения? Пора бы от них отвыкать! Как они мешают человеку быть честным, благородным, смелым! Белый город. Я смотрел на него и уже знал – побываю в нем. (По С. Воронину).
Упр. 6*. Определите условия для постановки тире. 1. В сердце у меня – смутное что-то. И в глазах… И все кажется мне, что это – не настоящее… (М. Г.). 2. В каморке стоял большой, старый, уродливый стол, перед ним – глубокое кресло (М. Г.). 3. А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.). 4. Мой отец служил в Омском пехотном полку, и среди офицеров я искал Вершинина и Тузенбаха, а среди своих товарищей по классу – гимназистов Гарина-Михайловского (Кав.). 5. В конце концов мы стали бы встречаться, тем более, что она – это я знал – интересовалась моими стихами. Свидания сперва были бы редкие, потом – ежедневные. Возможно, что она стала бы ревновать меня, а я – доказывать, что ревность – низменное, пошлое чувство (Кав.). 6. Я был самым младшим в компании, Валя – самой старшей (Кав.). 7. Самоуверенность соединилась с застенчивостью, педантическое упорство – с ожиданием чуда (Кав.). 8. Он считал, что у Бетховена своя «Лунная соната», а у него – своя, и еще неизвестно, которая лучше (Кав.). 9. Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза, Иван Никифорович – один раз (Г.).
Упр. 7. Найдите соединительное и выделительное тире. Определите условия (смысловые, стилистические) его употребления. 1. И вообще всем им – цены нет (Ш.). 2. Мне надо заготовить дровишек на ночь, стан оборудовать, словом, я – по хозяйственной части, а ты – обеспечиваешь рыбой (Ш.). 3. И книги читали, классику – опять-таки для себя (Д. Г.). 4. Откуда он – в нашей-то Липяговке? (Крут.). 5. У поповского дома расстаемся: мне идти на Кончановку – прямо, а ей на Низовку – налево (Крут.). 6. А за селом – зеркально потрескивает нетронутый наст (Крут.). 7. Здесь, в изумительно тонкой и чуткой музыке второй части повести, в самой «партитуре» ее звучит не только дуэт «автор-герой»… Здесь – трио (газ.). 8. Вот и мы с Татьяной – разобрались, выяснили. Разгребли. Распутали. Обновили списки, расставили по своим местам персональные карточки (газ.). Упр. 8. Определите условия употребления тире. Сформулируйте правила постановки тире. Укажите предложения, в которых тире могло бы и не быть. Какие смысловые оттенки утратят эти высказывания без тире?
1. Самые щедрые рассветы – осенью. Всему они раздают свои цвета, все окрашивают в теплую утреннюю радость, одаривают остатками летнего тепла. Незвонкую мель – полям и лесам, раскаленное серебро – облакам, синь-хрусталь – рекам, алость – стае лебедей. Щедры осенние рассветы – всем раздают свои цвета. (В. Бурлак)
2. Сегодня мы все задумываемся над этим, пытаясь осознать феномен гения. Величие Пушкина – в его удивительной простоте и его духовной неисчерпаемости. Вспомним, как входит он в нашу жизнь. В дошкольные годы – поэтической сказкой, чудесным Лукоморьем, открытием живописной красоты родной русской природы. В школьные и юношеские годы – богатейшей гаммой глубоких человеческих чувств, высотой гражданских дум, поэзией становления личности. (Ю. Черепанов) Основная литература
1) Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 414 – 419, 425 – 426. 2) Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 147 – 178, 194 – 203. 3) Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – М., 2000. – С. 228 – 236.
Дополнительная литература
1) И. Б. Голуб. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 152-161. 2) Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 326-349, 363-373.
Date: 2015-11-13; view: 947; Нарушение авторских прав |