Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. Задание 1.Сравните два определения предложения:





 

Задание 1. Сравните два определения предложения:

1) «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли» (Грамматика АН – 60. Т. II. Ч. I. – С. 15. – Виноградов В. В.).

2) «Простое предложение – это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения) и в регулярных реализациях и имеет коммуникативную задачу, в выражении которой всегда принимает участие интонация» (Грамматика – 80. Т. II. – С. 89 – 90. – Шведова Н. Ю.).

Задание 2. И даже в тех случаях, когда предложение по объёму совпадает со словом (равно одному слову), оно отличается от слова своим грамматическим значением и функцией речи.

Покажите это различие, сравнивая слово «зима» и предложение в тексте: «Зима! Что делать нам в деревне!» (П.).

Задание 3. Объясните определение понятия предикативности: «Предикативность – это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим» (Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С 292).

Какие синтаксические категории образуют предикативность? Покажите это на примере предложений.

 

Задание 4. В чём различие объективной и субъективной модальности? (См. А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 325; Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 145).

 

Задание 5. Перечислите функции интонации в предложении. Прочитайте о роли интонации в синтаксисе в энциклопедии: Русский язык / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 97 – 98.

 

Задание 6. Что называется грамматической организованностью предложения? В чём заключатся структурный аспект предложения? Приведите примеры структурных схем из учебных пособий: Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 640 – 642; А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 334).

 

Задание 7. Дайте определение парадигмы предложения. Приведите парадигмы предложения. Для ответа используйте энциклопедию: Русский язык / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 197).

 

Задание 8. Назовите способы актуализации коммуникативного центра высказывания. Для ответа используйте учебное пособие: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. II. – М., 2001. – С. 305 – 310.

 

Задание 9. Прочитайте положение «Актуальное членение предложения зависит от ситуации, от коммуникативной установки говорящего, т. е. от того, что он хочет сообщить, выделить в высказывании, как бы отвечая на вопрос. Поэтому одно предложение может члениться по-разному. Варианты членения различаются местом паузы и мелодической вершины» (См. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 298).

Какое актуальное членение может иметь предложение Два года назад старший брат закончил педагогический университет? В каждом конкретном примере назовите тему и рему.

 

Задание 10. Прочитайте положение «Важнейшим средством выделения коммуникативного центра предложения в устной и письменной речи является порядок слов.

Функции порядка слов в русском языке разнообразны. Из них наиболее существенными являются структурная (грамматическая), коммуникативная и стилистическая. На прямой (обычный) порядок слов часто не обращается внимания: он привычен, а между тем порядок слов способен быть средством выражения коммуникативной, стилистической и других функций лишь на фоне прямого порядка слов, выявленного в структурном аспекте» (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – С. 306).

Что представляет прямой и обратный порядок слов? Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов в следующих предложениях: 1) Пришла зима, и, крутясь, загудели метели (Сер.). 2) Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая (Г.). 3) Ноги подкашиваются от усталости (Тург.). 4) Да поймите же, я сделал это не со зла (Г.). 5) Бодро, хорошо идти по земле ранним утром (Сол.). 6) Ей скучен был их звонкий смех (Пушк.).

 







Date: 2015-11-13; view: 640; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию