Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы дисциплины и виды занятий
Темы и краткое содержание I. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации. Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. II. Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка. Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог (полилог). Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический). Жанры текстов. Разговорная речь. Язык художественной литературы. III. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка. III-a. Порождение и понимание текстов разных жанров. 1. Жанры-побуждения: приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация. Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение. Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров. 2. Жанры-ретроспекции: отчет, обзор. Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный). Отчет о командировке, отчет о социологическом опросе (тесте, проверке), о проделанной работе. Языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций. Сочинение и подчинение, соединительные и присоединительные конструкции. Однородные члены и обобщающие слова при них. Способы выражения времени в русском языке. 3. Жанры-полилоги: собрание, совещание, переговоры, интервью. Начало и окончание собрания. Представление докладчика. Повестка дня. Поздравление. Тактика и стратегия научной и деловой дискуссии. Приемы выражения критических замечаний. Общение “в команде”. Активное слушание. Переговоры. Языковые средства и специальные приемы жанров-полилогов. Этикетные формулы русского языка. Структуры вопросов. Переспрос. Выражение согласия/несогласия. Вступление в разговор, выход из него. 4. Жанры-описания: описание человека, предмета, пространства (пейзаж, интерьер). Возможные речевые ситуации для этих жанров (презентация товара, путеводитель, экскурсия и т.п.). Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. Локативные предложно-падежные конструкции, наречия и глаголы. Сравнительные конструкции. Адъективное управление. 5. Повествовательные жанры: пересказ, комментарий динамического видеоряда, рассказ о дорожно-транспортном происшествии. рассказ-рекомендация (покупка квартиры, изучение иностранного языка и т.п.), автобиография. Языковые средства и специальные приемы повествовательных жанров. Модели глагольного управления и семантической сочетаемости в русском языке. Видо-временные функции глаголов. Способы “управления” динамикой повествования. 6. Жанры-рассуждения: обоснование (темы, проекта, предложения), аргументация, мотивация, обобщения, выводы. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Причинно-следственные связи между словами, предложениями, частями текста. Выражение целевых и уступительных отношений. Вводно-модальные слова и конструкции. 7. Рекламные жанры: презентация, реклама. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров. Способы выражения оценки в русском языке. Фразеологизованные синтаксические конструкции делового стиля и разговорной речи. Соотношение вербальных и невербальных компонентов в рекламе. Языковая “игра” в рекламе. III-б. Функциональные разновидности русского языка. 1.Официально-деловой стиль. Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция. Внутренний меморандум. Ответ на запрос, жалобу. Юридические тексты. Нормативно-правовые акты. Контракты, договоры и другие юридические документы, оформляющие юридические отношения между конкретными субъектами, индивидуальными и коллективными. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы деловых, коммерческих, юридических жанров. Особенности структурирования и оформления этих жанров. Сложные синтаксические конструкции. Употребление причастных и деепричастных обороты и знаков препинания при них. 2. Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия, тезисы (статьи, доклада). Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки. Заголовок научной статьи. Уровни заголовков в научных трудах. 3. “Публицистический” стиль в его устной и письменной разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Взаимодействие научного и официально-делового стиля с публицистическим. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте. 4. Литературная разговорная речь. Жанры городского общения. Разграничение разговорности и просторечия. 5. Художественная литература как высшая форма существования русского языка. III-в. Активное чтение. Чтение текстов разных видов. Жанр и композиция текста. Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста. Основные причины возникновения двусмысленности и способы их преодоления. Влияние неправильного построения и пунктуационного оформления синтаксической конструкции на смысл текста. III-г. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект, аннотация, сокращение текста или распространение подробностями. Трансформация невербальных средств подачи информации в вербальные. 1. Переход от письменного текста к устному: выступление на защите диплома, инструкция, речь-биография на мемориальном собрании, личное резюме и собеседование при поступлении на работу. Произносительные нормы русского языка (орфоэпия). Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Невербальные средства устной коммуникации. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей. 2. Переход от устного текста к письменному: запись устного выступления, протокол собрания. Описательные предикаты (адъективно- и глагольно-именные перифразы). Конверсивы. Способы выражения “я” автора. Орфографическое и пунктуационное оформление текста. Возможности компьютерных текстовых редакторов. 3. Переход от текста-структуры к связному тексту: расписание поездки, план выставки, реклама, повестка дня, финансовый отчет. Переход от различных видов схематического представления информации к словесному тексту. Чтение и комментирование схем, графиков и таблиц. Склонение числительных. Глаголы изменения и сопоставления. Фазисные и модальные средства. 4. Переход от изображения к словесному тексту: комментарий статической картинки (например, слайда), комментирование динамического видеоряда. Средства адресации. Способы отсылки к изображению. 5. Переход от словесного текста одного жанра / функционального стиля к словесному тексту другого жанра / стиля: интервью Я а статья и др. Прямая и косвенная речь. IV. Способы подготовки и самоконтроля речи. Использование справочных материалов. Механизмы, управляющие устной и письменной речью, ее порождением и пониманием. Типы речевой культуры. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Основные критерии языкового качества текста. Содержание дисциплины ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи курса. Русский язык как способ русского национального сознания и русской культуры. Русский язык конца ХХ – начала ХХ1 вв. Новые явления в русском языке. 1 ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ 1.1 Структурные и коммуникативные свойства языка Язык как знаковая система. Язык и речь. Общение. Виды общения. Структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Универсальные постулаты коммуникации. 1.2 Разновидности речи Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре. 2 ОРТОЛОГИЯ (КУЛЬТУРА РЕЧИ) 2.1 Русский литературный язык и его нормы. Структура русского общенационального языка. Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны). Проблема молодежного жаргона (сленга). Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия. Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. 2.2 Культура речи Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация. Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования. Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними. 2.3 Качества речи Коммуникативный аспект культуры речи. Две ступени культуры речи (речь правильная и речь хорошая). Коммуникативные качества речи: богатство, точность, чистота,уместность,выразительность. Логичность речи. 3. УСТНАЯ РЕЧЬ Устная речь, ее стилевые и жанровые разновидности. Спонтанность устной речи. Неподготовленная, частично подготовленная и подготовленная устная речь. Профессионально значимые жанры устной речи. 3.1 Устная публичная речь. Риторика Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Ораторская речь. Понятие о риторике как искусстве красноречия. Классическая и современная риторика (неориторика). Подготовка устного публичного выступления. Античный риторический канон: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение речи. Развитие риторического канона в современной науке (введение посткоммуникативной фазы). Этапы и приемы подготовки речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Риторические фигуры. Культура общения с аудиторией. Культура дискуссивно-полемической речи. Искусство спора. Стратегия и тактика спора. Способы аргументации и убеждения. Дискуссия и ее организация. 3.2 Устная деловая речь Особенности служебно-делового общения. Деловая беседа. Цели и задачи деловой беседы. Выражение просьбы, требования, приказа, совета. Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления. Деловое совещание, собрание. Организация общения. Роль координатора (ведущего). «Мозговой штурм». Выступления в прениях. Культура критики. Особенности телефонной коммуникации. Использование современных технических средств в деловой коммуникации. 3.3. Устная научная речь Лекция (минилекция). Научный доклад, сообщение (устный реферат). Этапы их подготовки. Культура цитирования. 4. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Письменная речь, ее стилевые и жанровые разновидности. 4.1 Письменная деловая речь Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Типы документов: распорядительные, инструктивно-методические, коммерческие. Новые тенденции в практике русского делового письма. Контракт. Резюме. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. 4.2 Письменная научная речь Языковые особенности научного стиля речи. Основные виды переработки и сокращения текста. План, тезисы, конспект. Аннотирование и реферирование научного текста. Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Требования к написанию курсовой (дипломной) работы. 4.3. План семинарских занятий СЕМИНАР № 1. Язык, речь, общение. 1.Понятие общения. Виды общения. 2.Структура речевой коммуникации. 3.Вербальное и невербальное общение. Требования к вербальному общению в различных стилях речи. Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 17, 20. СЕМИНАР № 2. Разновидности речи 1. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. 2.Функционально-смысловые типы речи. 3.Общая характеристика функциональных стилей речи. 4.Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре. Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 20, 22. СЕМИНАР № 3. Русский литературный язык и его нормы 1.Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны). 2.Проблема молодежного жаргона (сленга). 3. Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия. 4.Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка. 5. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. 6.Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 15, 16, 19. СЕМИНАР № 4. Культура речи 1. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. 2.Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация. 3.Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. 4.Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования. 5.Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 16, 19. Семинар № 5. Устная публичная речь. Риторика 1.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. 2.Ораторская речь. Понятие о риторике как искусстве красноречия. Классическая и современная риторика (неориторика). 3.Подготовка устного публичного выступления. Античный риторический канон: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение речи. 4.Развитие риторического канона в современной науке (введение посткоммуникативной фазы). Этапы и приемы подготовки речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Риторические фигуры. Культура общения с аудиторией. 5. Культура дискуссивно-полемической речи. Искусство спора. Стратегия и тактика спора. Способы аргументации и убеждения. Дискуссия и ее организация. Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 20. Семинар № 6. Устная деловая речь 1.Особенности служебно-делового общения. 2.Деловая беседа. Цели и задачи деловой беседы. Выражение просьбы, требования, приказа, совета. 3.Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления. 4.Деловое совещание, собрание. Организация общения. Роль координатора (ведущего). «Мозговой штурм». Выступления в прениях. Культура критики. 5.Особенности телефонной коммуникации. Использование современных технических средств в деловой коммуникации. Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 17, 20. Семинар №7. Письменная деловая речь 1.Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. 2.Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. 3.Типы документов: распорядительные, инструктивно-методические, коммерческие. 4.Новые тенденции в практике русского делового письма. Контракт. Резюме. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основная литература: 6, 1, 10. Дополнительная литература: 12, 15, 16. Семинар № 8. Письменная научная речь 1.Языковые особенности научного стиля речи. 2.Основные виды переработки и сокращения текста. План, тезисы, конспект. 3.Аннотирование и реферирование научного текста. 4.Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. 5.Требования к написанию курсовой (дипломной) работы. Основная литература: 6, 1. Дополнительная литература: 23, 29. Date: 2015-11-13; view: 957; Нарушение авторских прав |