Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы дисциплины и виды занятий





Темы Всего час. Лекций Семинаров СРС
Тема.1. Введение        
Тема 2.Язык, речь, общение        
Тема.3. Разновидности речи        
Тема.4.Русский литературный язык и его нормы. Культура речи        
Тема.5. Культура речи. Орфоэпия   -    
Тема.6. Культура речи. Грамматика   -    
Тема.7.Устная публичная речь. Риторика        
Тема.8.Устная деловая речь   -    
Тема.9.Письменная деловая речь. Служебная документация        
Тема 10.Письменная научная речь. Аннотирование и реферирование   -    
Всего:        

Темы и краткое содержание

I. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации. Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

II. Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка.

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

Устная и письменная речь. Монолог и диалог (полилог). Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический). Жанры текстов. Разговорная речь. Язык художественной литературы.

III. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка.

III-a. Порождение и понимание текстов разных жанров.

1. Жанры-побуждения: приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация.

Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение.

Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров.

2. Жанры-ретроспекции: отчет, обзор.

Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный).

Отчет о командировке, отчет о социологическом опросе (тесте, проверке), о проделанной работе.

Языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций. Сочинение и подчинение, соединительные и присоединительные конструкции. Однородные члены и обобщающие слова при них. Способы выражения времени в русском языке.

3. Жанры-полилоги: собрание, совещание, переговоры, интервью.

Начало и окончание собрания. Представление докладчика. Повестка дня. Поздравление.

Тактика и стратегия научной и деловой дискуссии. Приемы выражения критических замечаний.

Общение “в команде”. Активное слушание.

Переговоры.

Языковые средства и специальные приемы жанров-полилогов. Этикетные формулы русского языка. Структуры вопросов. Переспрос. Выражение согласия/несогласия. Вступление в разговор, выход из него.

4. Жанры-описания: описание человека, предмета, пространства (пейзаж, интерьер). Возможные речевые ситуации для этих жанров (презентация товара, путеводитель, экскурсия и т.п.).

Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. Локативные предложно-падежные конструкции, наречия и глаголы. Сравнительные конструкции. Адъективное управление.

5. Повествовательные жанры: пересказ, комментарий динамического видеоряда, рассказ о дорожно-транспортном происшествии. рассказ-рекомендация (покупка квартиры, изучение иностранного языка и т.п.), автобиография.

Языковые средства и специальные приемы повествовательных жанров. Модели глагольного управления и семантической сочетаемости в русском языке. Видо-временные функции глаголов. Способы “управления” динамикой повествования.

6. Жанры-рассуждения: обоснование (темы, проекта, предложения), аргументация, мотивация, обобщения, выводы.

Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Причинно-следственные связи между словами, предложениями, частями текста. Выражение целевых и уступительных отношений. Вводно-модальные слова и конструкции.

7. Рекламные жанры: презентация, реклама.

Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров. Способы выражения оценки в русском языке. Фразеологизованные синтаксические конструкции делового стиля и разговорной речи. Соотношение вербальных и невербальных компонентов в рекламе. Языковая “игра” в рекламе.


III-б. Функциональные разновидности русского языка.

1.Официально-деловой стиль.

Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция. Внутренний меморандум. Ответ на запрос, жалобу.

Юридические тексты. Нормативно-правовые акты. Контракты, договоры и другие юридические документы, оформляющие юридические отношения между конкретными субъектами, индивидуальными и коллективными.

Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы деловых, коммерческих, юридических жанров. Особенности структурирования и оформления этих жанров. Сложные синтаксические конструкции. Употребление причастных и деепричастных обороты и знаков препинания при них.

2. Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия, тезисы (статьи, доклада).

Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки.

Заголовок научной статьи. Уровни заголовков в научных трудах.

3. “Публицистический” стиль в его устной и письменной разновидности.

Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории.

Взаимодействие научного и официально-делового стиля с публицистическим.

Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте.

4. Литературная разговорная речь. Жанры городского общения.

Разграничение разговорности и просторечия.

5. Художественная литература как высшая форма существования русского языка.

III-в. Активное чтение.

Чтение текстов разных видов. Жанр и композиция текста.

Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста. Основные причины возникновения двусмысленности и способы их преодоления. Влияние неправильного построения и пунктуационного оформления синтаксической конструкции на смысл текста.

III-г. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект, аннотация, сокращение текста или распространение подробностями. Трансформация невербальных средств подачи информации в вербальные.

1. Переход от письменного текста к устному: выступление на защите диплома, инструкция, речь-биография на мемориальном собрании, личное резюме и собеседование при поступлении на работу.

Произносительные нормы русского языка (орфоэпия). Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Невербальные средства устной коммуникации. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей.

2. Переход от устного текста к письменному: запись устного выступления, протокол собрания.

Описательные предикаты (адъективно- и глагольно-именные перифразы). Конверсивы. Способы выражения “я” автора.

Орфографическое и пунктуационное оформление текста. Возможности компьютерных текстовых редакторов.


3. Переход от текста-структуры к связному тексту: расписание поездки, план выставки, реклама, повестка дня, финансовый отчет.

Переход от различных видов схематического представления информации к словесному тексту. Чтение и комментирование схем, графиков и таблиц.

Склонение числительных. Глаголы изменения и сопоставления. Фазисные и модальные средства.

4. Переход от изображения к словесному тексту: комментарий статической картинки (например, слайда), комментирование динамического видеоряда.

Средства адресации. Способы отсылки к изображению.

5. Переход от словесного текста одного жанра / функционального стиля к словесному тексту другого жанра / стиля: интервью Я а статья и др.

Прямая и косвенная речь.

IV. Способы подготовки и самоконтроля речи. Использование справочных материалов. Механизмы, управляющие устной и письменной речью, ее порождением и пониманием. Типы речевой культуры. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Основные критерии языкового качества текста.


Содержание дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса. Русский язык как способ русского национального сознания и русской культуры. Русский язык конца ХХ – начала ХХ1 вв. Новые явления в русском языке.

1 ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ

1.1 Структурные и коммуникативные свойства языка

Язык как знаковая система. Язык и речь. Общение. Виды общения. Структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Универсальные постулаты коммуникации.

1.2 Разновидности речи

Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре.

2 ОРТОЛОГИЯ (КУЛЬТУРА РЕЧИ)

2.1 Русский литературный язык и его нормы.

Структура русского общенационального языка. Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны). Проблема молодежного жаргона (сленга). Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия.

Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.

Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.

2.2 Культура речи

Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация.

Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования.


Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними.

2.3 Качества речи

Коммуникативный аспект культуры речи. Две ступени культуры речи (речь правильная и речь хорошая). Коммуникативные качества речи: богатство, точность, чистота,уместность,выразительность. Логичность речи.

3. УСТНАЯ РЕЧЬ

Устная речь, ее стилевые и жанровые разновидности. Спонтанность устной речи. Неподготовленная, частично подготовленная и подготовленная устная речь. Профессионально значимые жанры устной речи.

3.1 Устная публичная речь. Риторика

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

Ораторская речь. Понятие о риторике как искусстве красноречия. Классическая и современная риторика (неориторика).

Подготовка устного публичного выступления. Античный риторический канон: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение речи. Развитие риторического канона в современной науке (введение посткоммуникативной фазы). Этапы и приемы подготовки речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Риторические фигуры. Культура общения с аудиторией.

Культура дискуссивно-полемической речи. Искусство спора. Стратегия и тактика спора. Способы аргументации и убеждения. Дискуссия и ее организация.


3.2 Устная деловая речь

Особенности служебно-делового общения.

Деловая беседа. Цели и задачи деловой беседы. Выражение просьбы, требования, приказа, совета.

Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

Деловое совещание, собрание. Организация общения. Роль координатора (ведущего). «Мозговой штурм». Выступления в прениях. Культура критики.

Особенности телефонной коммуникации. Использование современных технических средств в деловой коммуникации.

3.3. Устная научная речь

Лекция (минилекция). Научный доклад, сообщение (устный реферат). Этапы их подготовки.

Культура цитирования.

4. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Письменная речь, ее стилевые и жанровые разновидности.

4.1 Письменная деловая речь

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Типы документов: распорядительные, инструктивно-методические, коммерческие. Новые тенденции в практике русского делового письма. Контракт. Резюме. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

4.2 Письменная научная речь

Языковые особенности научного стиля речи.

Основные виды переработки и сокращения текста. План, тезисы, конспект. Аннотирование и реферирование научного текста.

Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты.

Требования к написанию курсовой (дипломной) работы.


4.3. План семинарских занятий

СЕМИНАР № 1. Язык, речь, общение.

1.Понятие общения. Виды общения.

2.Структура речевой коммуникации.

3.Вербальное и невербальное общение. Требования к вербальному общению в различных стилях речи.

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

17, 20.

СЕМИНАР № 2. Разновидности речи

1. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог.

2.Функционально-смысловые типы речи.

3.Общая характеристика функциональных стилей речи.

4.Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре.

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

20, 22.

СЕМИНАР № 3. Русский литературный язык и его нормы

1.Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны).

2.Проблема молодежного жаргона (сленга).

3. Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия.

4.Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка.

5. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.

6.Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

15, 16, 19.

СЕМИНАР № 4. Культура речи

1. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

2.Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация.

3.Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

4.Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования.

5.Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

16, 19.

Семинар № 5. Устная публичная речь. Риторика

1.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

2.Ораторская речь. Понятие о риторике как искусстве красноречия. Классическая и современная риторика (неориторика).

3.Подготовка устного публичного выступления. Античный риторический канон: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение речи. 4.Развитие риторического канона в современной науке (введение посткоммуникативной фазы). Этапы и приемы подготовки речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Риторические фигуры. Культура общения с аудиторией.

5. Культура дискуссивно-полемической речи. Искусство спора. Стратегия и тактика спора. Способы аргументации и убеждения. Дискуссия и ее организация.

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

20.

Семинар № 6. Устная деловая речь

1.Особенности служебно-делового общения.

2.Деловая беседа. Цели и задачи деловой беседы. Выражение просьбы, требования, приказа, совета.

3.Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

4.Деловое совещание, собрание. Организация общения. Роль координатора (ведущего). «Мозговой штурм». Выступления в прениях. Культура критики.

5.Особенности телефонной коммуникации. Использование современных технических средств в деловой коммуникации.

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

17, 20.

Семинар №7. Письменная деловая речь

1.Официально-деловой стиль, сфера его функционирования.

2.Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

3.Типы документов: распорядительные, инструктивно-методические, коммерческие.

4.Новые тенденции в практике русского делового письма. Контракт. Резюме. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Основная литература:

6, 1, 10.

Дополнительная литература:

12, 15, 16.

Семинар № 8. Письменная научная речь

1.Языковые особенности научного стиля речи.

2.Основные виды переработки и сокращения текста. План, тезисы, конспект. 3.Аннотирование и реферирование научного текста.

4.Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты.

5.Требования к написанию курсовой (дипломной) работы.

Основная литература:

6, 1.

Дополнительная литература:

23, 29.







Date: 2015-11-13; view: 957; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию