Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синтаксическая норма
Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено нарушением 1. порядка слов в предложении; 2. координации между подлежащим и сказуемым; 3. согласования определений и приложений; 4. правил управления; 5. правил употребления причастных и деепричастных оборотов. Рассмотрим каждый из указанных типов ошибок. 1. В русском языке относительно свободный порядок слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения.Однако существует более или менее принятый порядок слов в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) – реме (новой информации). Если это положение не соблюсти, мы можем получить двусмысленное предложение, например такое:»Солнце закрыло облако». Обратный порядок слов (инверсия) используется в разговорной речи и в художественной литературе для придания речи особой выразительности.
2.Координация (согласование) подлежащего и сказуемого – это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Законы координации носителями языка хорошо усваиваются естественным путем, но есть случаи, вызывающие затруднения. Они связаны с колебаниями форм числа и рода. 2.1.Подлежащее выражено так называемым счетным оборотом (счетное слово + Р.п. мн. ч.). Как правило, сказуемое употребляется в форме мн.ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в форме ед.ч., если речь идет о предметах неодушевленных: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. 2.2. При подлежащем, включающем слова много, мало, немного, немало, сколько сказуемое употребляется обычно в ед.ч.: Много птиц сидело на ветках. Сколько мыслей проносится в голове! 2.3.При подлежащем, выраженном сложным словом, сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает более широкое понятие: Песня-романс стала популярной. Кресло-кровать стояло у окна. 2.4.Если подлежащее представляет собой сложносокращенное слово, то возможны два варианта согласования: А). Сожносокращенное слово склоняется. Согласование не представляет никаких трудностей: ВУЗ приглашает абитуриентов на День открытых дверей. Б). Сложносокращенное слово не склоняется. Сказуемое подчиняется ведущему слову: НПО (объединение) не выдержало конкуренции.
3.При согласовании определений и приложений трудности возникают с географическими названиями. 3.1. Названия городов, состоящие из одного слова, склоняются: в городе Казани, у города Витебска, проезд по городу Королеву. 3.2. Составные названия городов не склоняются: у города Великие Луки, с городом Нижний Новгород. 3.3.Не склоняются составные и малоизвестные названия рек: Приток реки Аксай, с рекой Северский Донец. Названия островов, полуостровов, проливов, заливов, бухт не склоняются: к полуострову Ямал, вблизи пролива Босфор, на полуострове Камчатка.
4. Знание правил управления позволяет грамотно построить словосочетания. Необходимо правильно использовать падежные формы и предлоги. Большую трудность вызывает употребление предлога по в сочетании с дательным и предложным падежами. А) В значении предлога «после» предлог по требует предложного падежа: по истечении срока, по окончании работ, по получении распоряжения и т.д. Б) В сочетании с глаголом скучать предлог «по» требует в основном дательного падежа, но при употреблении местоимений 1-го и 2-го лица, он требует предложного падежа: скучать по ней, скучать по близким, но скучать по вас. 4.2.Предлоги благодаря и вопреки требуют дательного падежа: благодаря хорошему образованию, вопреки указаниям. 4.3. Двусмысленность может возникнуть при неправильном использовании родительного падежа, который может быть как субъектом действия, так и объектом действия. Так, в предложении «Лечение Петрова оказалось бесполезным» невозможно понять, является Петров врачом или пациентом. 4.4. В письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Особенно часто этот речевой недостаток встречается при попытке выразить родственные отношения: Книга племянницы мужа учительницы моей жены. 4.5. Если глаголы требуют разного управления, а используется одно, то мы имеем дело с серьезным нарушением стилистической нормы: любить и интересоваться музыкой, лечить и заботиться о больных. При исправлении такого рода ошибок одно из существительных необходимо заменить местоимением: Любить музыку и интересоваться ею; лечить больных и заботиться о них.
5. Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил: Определяемое слово в причастном обороте должно стоять или до или после оборота. Стилистической ошибкой будет помещение определяемого слова в середину причастного оборота: Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах в ракетостроении. В данном предложении причастный оборот «приведенные в докладе» относится к определяемому слову «факты», которое находится внутри него. При исправлении такого рода ошибок необходимо поставить причастный оборот или до или после определяемого слова: Факты, приведенные в докладе, свидетельствуют о больших успехах в ракетостроении. Распространенной ошибкой является также соединение причастного оборота с придаточным предложением с помощью сочинительного союза:В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой. При правке данного предложения можно из одного предложения сделать два: В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он сужил жильцам полкой.
6. Трудности употребления деепричастного оборота не связаны с его местом в предложении, так как он может стоять в начале, в конце и в середине предложения. Распространенной ошибкой при употреблении деепричастного оборота является игнорирование того факта, что действие в предложениях такого типа должно совершаться одним и тем же лицом. Если не учитывать данное обстоятельство, то мы получим следующие ошибочные предложения:Подъезжая к городу, начался сильный ветер. Исправление данного предложения связано с внесением второго лица действия и ликвидацией деепричастного оборота: Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. Использование деепричастного оборота в безличном предложении очень ограничено. Деепричастный оборот возможен только при наличии инфинитива: Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом. Иначе мы сталкиваемся с такого рода ошибочными предложениями. Например: «Открыв окно, запахло соснами». При ликвидации ошибки мы вынуждены убрать деепричастный оборот и внести субъект действия: Когда я открыл окно, в комнате запахло соснами. Необходимо помнить, что некоторые глаголы не образуют деепричастия настоящего времени (с суффиксом А/Я). Это такие глаголы, как писать, бежать, беречь, бить, мазать. Вязать, мочь, жать, петь, чесать и др.
Date: 2015-11-13; view: 547; Нарушение авторских прав |