Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологическая норма





1.Ошибки в формообразовании существительных

1.1 Ошибки, связанные с нарушением категории рода. Чаще всего эти ошибки связаны со следующими группами существительных:

- существительные общего рода: растеряха. грязнуля.,копуша, сластена, задира и т.д., которые могут относиться как к лицам мужского, так и к лицам женского пола.

- существительные, имеющие форму мужского рода, но относящиеся как к лицам мужского пола, так и к лицам женского пола: доктор, адвокат, профессор, геолог, академик, хирург и т.д.

- несклоняемые существительные: эссе, дежавю, бра, конферансье и т.д.

1.2 Ошибки, связанные с нарушением категории числа. Трудности связаны, как правило, с употреблением существительных следующих групп:

-существительные, имеющие только форму единственного числа: латунь, серебро, солома, мебель, оружие, продовольствие и т.д.

- существительные, имеющие только форму множественного числа: счеты, ножницы, грабли, белила, каникулы, брюки и т.д.

2.Ошибки формообразования прилагательных

2.1.Ошибки, связанные с нарушением употребления полной и краткой формы. Некоторые полные и краткие формы прилагательного имеют значительные смысловые отличия и не могут быть взаимозаменимы:плохой человек – пациент плох, глухой от рождения – глух к просьбам.

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: должен, намерен, рад, готов и т.д. Употребление их в полной форме является стилистической ошибкой.

2.2.Ошибки, связанные с употреблением степеней сравнения.

Ряд прилагательных не имеет простой сравнительной степени, а только сложную: дружеский – более дружеский, вялый – более вялый, боевой – более боевой.

Некоторые русские прилагательные вообще не имеют сравнительной степени: глухой, кривой, косой, слепой, сытый, лысый и т.д.

Характерной ошибкой является также объединение простой и сложной форм сравнительной степени: самый способнейший студент, наиболее высочайшие здания и т.д.

3. Ошибки формообразования местоимений

Специфика местоимения как части речи состоит в том, что оно является дублером имени. С неправильным дублированием имени связаны основные речевые ошибки.

Неправильное употребление местоимения свой

Рассмотрим ошибки такого типа на конкретных примерах:

Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель. В тексте возникает двусмысленность. Исправленный вариант должен выглядеть так: Мария Сергеевна попросила меня принести ее(мой) портфель.

Несогласованность местоимения с тем словом, которое оно замещает:

Дворянство боялось, что они могут лишиться власти. Исправленный вариант должен выглядеть так: Дворянство боялось, что оно может лишиться власти.

Ошибки, связанные с влиянием просторечия:

Они замечательные актеры, от их создается хорошее настроение. Исправленный вариант: Они замечательные актеры, от них создается хорошее настроение.

4.Ошибки формообразования имени числительного.

Имя числительное – лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, употребление числительных связано с большим количеством ошибок.

4.1.Употребление составных форм числительных. Основная ошибка – неполное или неправильное склонение всех входящих в составное числительное форм:

Скорость течения реки достигает сто двадцать метров в минуту. Исправленный вариант: Скорость течения реки достигает ста двадцати метров в минуту.

4.2.При образовании словосочетаний числительное + существительное, имеющее только множественное число, используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: двое, трое, четверо суток или пять, шесть, семь суток.

4.3.Употребление собирательных числительных оба, обе часто влечет многочисленные ошибки. Чтобы их избежать, необходимо помнить о родовой принадлежности существительного:

М.р., ср.р. оба стола, оба окна обоими столами, обоими окнами

Ж.р. обе руки обеими руками

4.4.От родовой принадлежности существительного зависит и употребление числительного полтора.

 

М.р., ср.р. И.п., В.п., полтора человека, полтора окна, в остальных падежах - полутора.

 

Ж.р. И.п., В.п. полторы штуки, в остальных падежах – полутора.

 

Таким образом, в косвенных падежах формы мужского, женского и среднего рода совпадают.

 

5.Ошибки формообразования глагола.

5.1.Неверное образование глагольной основы

Образование ненормативной основы настоящего времени при опоре на основу инфинитива часто встречается среди глаголов непродуктивного класса: дремать – дремаю (правильно- дремлю), шептать – шептаю (правильно – шепчу), жаждать – жаждаю (правильно – жажду) и т.д.

5.2.Несоблюдение чередований в основе настоящего времени.

Чередование согласных з/ж, г/ж, к/ч, с/ш наблюдается у ряда глаголов внутри основы настоящего времени. При этом формы 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн.ч. оказываются противопоставленными всем другим формам и могут влиять на них: в речи довольно часто встречаются ошибочные формы «берегет», «стерегет» и т.д.

5.3. Унификация основ инфинитива и прошедшего времени.

У подавляющего большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.Но есть группа глаголов, у которых эти основы различны: сечь – секли, печь - пекли, течь – текли, гибнуть – гибли и т.д. Особенно часты ошибки в глагольных формах, имеющих суффикс -ну-: мокнул под дождиком (правильно –мок), сохнул на солнышке (правильно –сох) и т.д.

5.4.Ошибки, связанные с влиянием просторечия: бегим домой, «хочут свою образованность показать» (так говорит одна из героинь рассказа А.П. Чехова).

5.5. Заполнение «пустых клеток» в парадигме.

Ряд русских глаголов имеет неполную парадигму, то есть в системе их форм не хватает тех или иных образований. Так, некоторые глаголы с основой на д, т, з не имеют нормативной формы 1 лица ед. ч. настоящего или будущего времени: дерзить, победить,очутиться, дудеть, гудеть, ощутить, ерундить, шкодить, затмить, убедить. При необходимости употребления именно этой формы пользуются описательной конструкцией: я попытаюсь убедить, я смогу победить и т.д.

 

Date: 2015-11-13; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию