Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стили и жанры письменной речи. Книжные стилиЯзык художественнойРазговорный стиль
Письменная речь
Книжные стилиЯзык художественнойРазговорный стиль литературы
Научный Публицистический
Официально-деловой
Письменная форма речи для книжных стилей является первичной, для разговорного стиля – вторичной (напр., личное письмо, дневник). Перевод устной речи в письменную возможен 3 способами: 1. стенографическая запись, 2. расшифровка магнитофонной ленты и 3. протокольная запись. Протокольная запись передает только содержание речи говорящего, ее смысл (убирается дублирующая информация, второстепенная информация, средства поддержания контакта, происходит сжатие текста и т.д.). Запись студентами лекций обычно близка к протокольной.
3.1. Письменная научная речь Письменная научная речь – это язык монографий, научных статей, учебников, справочников. Качества научной речи и её особенности: = Объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания; = Логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными, причины, условия, следствия, предложения с вводными словами: во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы); = Доказательность – научная речь состоит из цепочки рассуждений, аргументацией определенных положений и гипотез; = Точность, которая достигается использованием терминов, однозначности слов, четким оформлением синтаксических связей слов; = Обобщенность и отвлеченность, которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова, имена существительные с абстрактным значением, конкретные существительные в обобщенном значении), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, страдательные обороты). Основные типы речи в научном стиле – описание и рассуждение. Читая или слушая научный текст, вы следите за развитием мысли автора (последовательностью, логикой рассуждения, выделяете главную и второстепенную информацию и т.д.). Специальные обороты типа необходимо учесть, в результате, из этого вытекает, допустим, предположим, таким образом и др. помогают автору акцентировать внимание на важнейших моментах рассуждения. Виды связности текста. В научном тексте информация должна передаваться в строгой логической последовательности. Связь предыдущего и последующего, причинные, следственные, уступительные и иные отношения должны быть обозначены с помощью различных видов связности текста. Обычно говорят о следующих средствах связности: 1. «Содержательные» повторы, позволяющие воспроизвести содержание предыдущего предложения в последующем. Здесь часто употребляются местоимения, напр.: Состояние русского языка в настоящее время представляет собой острейшую проблему для всего государства, для всего общества. Это объясняется тем, что в языке представлен весь исторический опыт народа (подумайте, как раскрывается здесь содержание слова «это»). 2. Союзы, союзные слова, вводные слово, местоимения, указывающее на причинно-следственные, противительно-уступительные и др. отношения, напр.: поэтому, тем самым, ввиду этого, напротив, таким образом и т.д. 3. «Сигналы» развития мысли автора: - активизация мысли: выясним, чем отличаются; перейдем к рассмотрению… - логическое выделение мысли: необходимо подчеркнуть, следует указать … - связь с вышесказанным: как уже было отмечено … - связь с последующим: в дальнейшем остановимся на … - оценка информации с точки зрения её достоверности: безусловно, как известно… Виды информации в научном тексте: основная, дополнительная (конкретизирующая, иллюстрирующая основную), дублирующая. Специфика научного стиля речи с точки зрения функционирования языковых единиц: - термин – слово или словосочетание, обозначающее какое-либо научное понятие. В каждой области научных знаний складывается своя терминосистема, в которой термин должны быть однозначен. - терминированные слова – это слова общелитературного языка, получившие в научном тексте специальное значение, напр.: пазуха листа, юбка. - слова общелитературного языка, используемые в общепринятом значении. Именной характер научной речи означает, что здесь чаще, чем глаголы, используются имена, особенно имена существительные. Типичны для научной речи цепочки Род. падежа, напр.: В современном научном стиле не принято, хотя встречается, использование единственн ого и множественн ого числ а перв ого лиц а глагол а и местоимен ия. Синтаксические особенности. Научные тексты основаны на логико-понятийном, строго логическом воспроизведении результатов познания с представлением исходного, доказываемого и доказанного, поэтому синтаксис их, отражая сложность предмета изложения, часто бывает сложен: широко представлены причастные и деепричастные обороты, сложные предложения с разными типами придаточных, составные подчинительные союзы (несмотря на то, что …). Для научных текстов типично: - преобладание составных именных сказуемых, напр.: Художественная речь – высшая форма творческого использования языка. - употребление глагольно-именных словосочетаний в роли сказуемого, напр.: Оказывать воздействие, приходить к заключению… - употребление глагольных и причастных пассивных конструкций, напр.: Программа разрабатывается. – Программа разработана. - употребление следующих видов простых предложений: ặ Различа ют несколько видов корневой системы. Установ или (установлено), что …. ặ Помест или в … Вывед ем формулу из …. ặ Считает ся, что …. Указывается на то, что …. Не следует придавать значения. ặ Можно определить (установить) …. Объективный порядок слов в научной речи означает, что новая информация располагается в конце предложения.
Жанры письменной научной речи. Аннотация и реферат текста – это вторичные тексты, составленные на основе текста-источника в результате анализа, сжатия и обобщения информации. Реферат – краткое, но адекватное по смыслу изложение содержания первоисточника. Существуют разные классификации видов рефератов. М.Ю.Федосюк и др. в книге «Русский язык для студентов-нефилологов.: Учебное пособие» (1997, с. 226 и др.) приводят следующую классификацию: Виды рефератов репродуктивные продуктивные
реферат-конспект реферат-резюме реферат-обзор реферат-доклад (информативный)
В информативном реферате в обобщенном виде содержатся все основные положения первичного текста, приводится аргументация данных положений, сведения о методах исследования, даются выводы, к которым пришел автор. В реферате-резюме кратко излагаются выводы, результаты проведенной работы. Реферат-обзор – изложение и сопоставление существующих точек зрения на какой-либо вопрос. Пишется на материале 2-х и более источников. Реферат-доклад предполагает анализ, переработку и оценку информации, содержащейся в первичных текстах, точку зрения составителя реферата на состояние проблемы. Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» (Федосюк М.Ю., с. 22).
Date: 2015-11-13; view: 477; Нарушение авторских прав |