![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Прогресс и его критерии
Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному, передовому. Прогресс более наглядно проявляется в развитии производительных сил, менее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою очередь, создает основы развития техники. Противоположно прогрессу понятие «регресс». Это тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, деградация, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Регресс имеет всегда пространственную и временную характеристику (страна, цивилизация и т. д.). Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться - это называется стагнацией. Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Платон, Аристотель представляли историю общества как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сенека рассматривали историю общества как регрессивный процесс, направленный по нисходящей линии. Многие древнекитайские мыслители считали, что «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые сформировалась идея религиозного понимания развития общества как проявление воли Бога, осуществление заранее предначертанного божественного плана «спасения» человека. С бурным развитием капиталистических отношений и реальным ускорением общественного развития появились оптимистические представления о всесилии человеческого разума и научного познания, о беспредельной способности человека к прогрессивному развитию. Господствовало мнение, что не нужно оглядываться на древних, необходимо расстаться с «идолами» прошлого и уверенно идти вперед. Важным моментом в обществознании является определение критериев прогресса. Французский философ-просветитель Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон (1760-1825) утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. По мнению немецкого философа Шеллинга (1775-1854), прогресс в науке и технике - скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г.Гегелю (1770-1831). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. В марксизме критерием прогресса выступало развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и на этой основе добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере. Прогресс многомерен: и в том смысле, что идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности, и в том, что у него есть побочные эффекты, отрицательные последствия. Развитие человека в его духовном и телесном измерении - в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие фундаментальные показатели развития общества, как средняя продолжительность жизни человека; детская и материнская смертность; состояние здоровья; уровень образования и воспитания; развитие различных сфер культуры и искусства; интерес к духовным ценностям; чувство удовлетворенности жизнью; степень соблюдения прав человека, потребность в общении, отношение к природе и т. п.
Date: 2015-11-13; view: 577; Нарушение авторских прав |