Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогресс и его критерии





Прогресс - это направление раз­вития, для которого характерен пере­ход от низшего к высшему, от просто­го к более сложному, движение вперед к более совершенному, передовому. Прогресс более на­глядно проявляется в развитии производительных сил, менее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою очередь, создает основы развития техники. Противоположно прогрессу понятие «рег­ресс». Это тип развития, для которо­го характерен переход от высшего к низшему, дегра­дация, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Регресс имеет всегда пространственную и временную ха­рактеристику (страна, цивилизация и т. д.). Человечество в це­лом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться - это называ­ется стагнацией. Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Платон, Аристотель представляли историю общества как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сене­ка рассматривали историю общества как регрессивный про­цесс, направленный по нисходящей линии. Многие древнеки­тайские мыслители считали, что «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые сформировалась идея рели­гиозного понимания развития общества как проявление воли Бога, осуществление заранее предначертанного божественно­го плана «спасения» человека. С бурным развитием капита­листических отношений и реальным ускорением обществен­ного развития появились оптимистические представления о всесилии человеческого разума и научного познания, о бес­предельной способности человека к прогрессивному разви­тию. Господствовало мнение, что не нужно оглядываться на древних, необходимо расстаться с «идолами» прошлого и уве­ренно идти вперед. Важным моментом в обществознании является определе­ние критериев прогресса. Французский философ-просветитель Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794) считал критерием про­гресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон (1760-1825) утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. По мнению немецкого философа Шеллинга (1775-1854), прогресс в науке и технике - скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное прибли­жение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на об­щественный прогресс принадлежит Г.Гегелю (1770-1831). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное раз­витие общества. В марксизме критерием прогресса выступало развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и на этой основе добиться соци­альной гармонии и прогресса в духовной сфере. Прогресс многомерен: и в том смысле, что идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности, и в том, что у него есть побочные эффекты, отрицательные последствия. Развитие человека в его духовном и телесном измерении - в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие фундаментальные показатели развития общества, как средняя продолжительность жизни че­ловека; детская и материнская смертность; состояние здо­ровья; уровень образования и воспитания; развитие различных сфер культуры и искусства; интерес к духовным ценностям; чувство удовлетворенности жизнью; степень соблюдения прав человека, потребность в общении, отношение к природе и т. п.

 

Date: 2015-11-13; view: 516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию