Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество и природаСтр 1 из 9Следующая ⇒ Общество связано с природой: во-первых, оно есть ее важнейший элемент; во-вторых, оно через человеческую деятельность целенаправленно воздействует на природу, изменяя ее. Взаимодействие общества и природы порождает большое количество противоречий. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны. Природа - естественное условие существования людей. Все природные и общественные системы являются динамическими или изменяющимися во времени. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Технические средства, облегчающие жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. В эпоху Античности природа трактуется как совершенный космос, противоположный хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношение человека с природой должно быть гармоничным. В средневековой культуре с утверждением христианства природа мыслилась как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом - душой. В эпоху Возрождения природа стала трактоваться как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как образца гармонии и совершенства, единения человека и природы. На этой основе вызревают идеи романтизма и эстетического отношения к природе, а отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека. В Новое время, в результате активного освоения природы, развития экспериментального естествознания формируется идея подчинения природы человеком. Природа рассматривается как объект экспериментирования. Ф. Бэкон идею господства над природой посредством развития науки выразил фразой: «Знание - сила». Понимание природы как области приложения научных идей человека, как объекта преобразования и подчинения человеком, удовлетворения человеческих желаний стало доминирующим в рамках западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени. Отголоском этих идей является утверждение: «человек - царь природы». Вместе с тем в рамках традиционных восточных культур (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон) сформировалось совершенно противоположное видение природы и отношение к ней человека. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. Человек такой культуры не противопоставлял себя природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, исключал враждебное к ней отношение и относился к ней с любовью и благоговением. Вектор преобразующей деятельности человека был направлен не вовне, на природу, а внутрь человека, на его личное самосовершенствование, поиск гармонии с собой и природой. Подобные, гуманные по отношению к природе, к космосу, взгляды, разрабатывали в середине XIX в. русские космисты. Для них - спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения природы, восстановления нарушенных связей между человеком и природой. С точки зрения В. И. Вернадского, идея господства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта должны смениться идеей гармонизации человека и природы, человека и космоса, возрастанием ответственности человека перед последующей эволюцией Земли. Гармония между человеком и природой связана с достижением ноосферы (сферы разума) на всей планете, что ведет к преодолению необратимых, опасных, трагических для человечества процессов. Современная наука, особенно междисциплинарное направление - синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных системах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом. В связи с этим на современном этапе возникает необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целостного организма, отношение к которому следует строить с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы.
|