Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние, факторы и тенденции развития регионов
Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц инфраструктур, согласования эк и соц развития,комплексного решения проблем. Но пробема в том, что рег стр-ра инертна(плохо перестраивается).Территория каждого региона может рассматриваться как условие и фактор размещеия произв сил, определяющие эфф-ть создания и функц-я производств. Факторы:минерально-сыревые,водные, лесные, трудовые и т.д. С целью обеспечения устойч развития страны регион политика г-ва д.б. напрвл на создание в кажд регионе ресурсофинансового потенциала, достаточного для решения осн задач соц-эк развития;рац исп-е соц-эк и эколог потенциалов,исп-е преимуществ территор раздел-я труда, а т.ж. сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сел. Факторы повыш-я конкуретоспособности регионов: Выгодное геогр пол-е, выс Ур разв-я производств и инновац потенц, наличие историко-культ среды. Для соверш-ния соц-экон системы отд регионов страны необходимо: • обеспечить рациональную специализацию хозяйства каждого региона; • стимулировать развитие предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территории, формированию и развитию региональных рынков — трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; • повысить уровень обеспеченности областей потребительскими товарами; • снизить эколог. нагрузку в крупных индустр. центрах; • ускорить развитие отраслей социальной сферы, прежде всего в регионах, где уровень ее обеспечения ниже среднересп., учитывая демографическую структуру населения и специфику системы расселения. 36 Проблемы перехода от централизовано плановой к рыночной экономике Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену. Переходный период включает три этапа: • первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике; • второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка; • третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков. Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая определена следующими предпосылками: - отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения; - формальное существование товарно-денежных отношений и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции; - подавление хозяйственной инициативы директивным планированием низким уровнем производительности; - неспособностью эффективно реализовать научные достижения. Основными факторами переходного периода являются следующие: - экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения); - технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень); - организационно-управленческие (кризис управления); - мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы); - социальные (падение уровня жизни, конфликтность общества); внешние (сдерживающие или разрушительные воздействия внешних условий). 37 Цели и функции гос. регулирования Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности. Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: • бюджетно-налоговая политика; • денежно-кредитная политика; • ценовое регулирование; • амортизационная политика; • прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Функции государственного регулирования экономики: За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции: • эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование; • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования; • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений; • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги); • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды; • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий; • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами; • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения; • поддержка социально незащищенных групп населения; • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем; • формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др. 38 Структура государственного управления в Республике Беларусь Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата. В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д. Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств (Мин-во архитектуры и строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный;пограничных войск;госкомитет по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам,геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизвоству) и 8 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога). Министерства и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления (функциональными или отраслевыми), проводящими госуд. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других респуб. органов госуд-го управления РБ. В центральных аппаратах министерств, госуд. комитетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ. Структурные подразделения местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реализацию на своей территории госуд. политики в отдельных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления. Необходимо отметить, что сложившаяся система госуд-го управл. экономикой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления. Формирование в РБ социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффект-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию. 39 Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос.регулирования. Важн. Прогнозные и программные док-ты по соц-эк. развитию РБ. Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: 1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь. 40 Перспективная модель национальной экономики Беларуси Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем. Исходное состояние системы - это первое, что определяет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: - сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; -чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции; - размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ; - неконкурентосп-ть отечеств. продукции на мир-х рынках из-за ее низкого качества; Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: - длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; - истор. вера в необх-сть сильного госуд-ва обусловила сохранение ведущей роли государства в рын-х преобразованиях; - традиц. сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рын-м реформам, отказ от «шокового» пути преобразований; - неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения. Типовая модель соц. ориентированной экономики отлич. следующими чертами: - «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля госуд. собственности; - Макроэконом. регулирование осущ-ся не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения; - особое значение для гос.. органов имеет поддержание конкурентных отношений, кот-е обесп-ся ср-ми структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; - развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета. Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл. госуд. политики, определяющей контуры будущего общества: - общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы; - формирование развитого граждан. общества и самоуправления; - повышение эффект-ти производства и страновой конкурентоспособности; - следование экологическим стандартам. Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисного состояния и с учетом нац. контекста, были выдел. три этапа преобраз-ия эконом. системы: - стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике - структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда; - экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах. Нац-ая стратегия устойчивого соц.-эконом. развития на период до 2020 г. определяет стратегич. цель как динамичное повыш. уровня благосостояния, нравственности на основе интеллект-но-инновац-го разв.эконом-ой, соц-ой и дух-ой сфер, сохранения окруж. среды для нынешнего и будущего поколений. Date: 2015-11-13; view: 420; Нарушение авторских прав |