Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР





Распад СССР вызвал обвальные межнациональные конфликты во многих союзных и автономных республиках; территория бывшего СССР стала зоной этнического бедствия.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами: политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры в общении, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и др. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а нередко и субъективно, тот или иной народ чувствует себя в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, когда решение многих проблем он видит лишь в национальном самоутверждении.

Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.

Как результат насилия необходимо рассматривать и несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастают в межэтнические конфликты.

Такова природа конфликтов-бунтов конца 1980-х — начала 1990-х годов — ферганских, душанбинских, ошских — и других подобных событий. Чаще всего этническая общность, «подвергшаяся нападению», выступала в роли «козла отпущения».

Переход к демократизации, сопровождавшийся борьбой в обществе старых и новых политических элит, стал детонатором, который в полиэтническом обществе привел к тому, что борьба «приобрела этнополитическую окраску». К обострению этнополитических конфликтов приводили неумелые, непоследовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить дезинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские 1990 г., вильнюсские 1991 г.).

Некоторые конфликты являются следствием распада Союза ССР, когда в отделившихся республиках в борьбу «за свою долю политического и территориального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие ее получить (Абхазия, Южная Осетия — в Грузии, Гагаузия и Приднестровье — в Молдове, Карабах — в Азербайджане).
Вопрос 3.

В рамках развивающихся в современную эпоху межнацио­нальных отношений можно выделить следующие наиболее ха­рактерные процессы:

• этническую консолидацию народов, т.е. развитие их поли­тической, экономической, языковой и культурной само­стоятельности, упрочение национально-государственной целостности;

• межэтническую интеграцию, которая заключается в рас ширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей как в настоящее время, так и в будущем;

• ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы раство­ряются в других, более развитых; как правило ассимили­руются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и

ус­воившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными.

Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной на­циональной политики. Во всяком случае национальная полити­ка должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объек­тивных и субъективных факторов.[5]
Заключение

Объективно в интересах каждого народа (этноса, нации) та­кое развитие событий, которое способствует упрочению его по­ложения в системе отношений с другими народами, решению экономических и политических проблем, развитию духовной культуры. Другими словами, национальные интересы затраги­вают различные стороны национального самоутверждения того или иного народа (этноса). Их содержание прямо вытекает из содержания существующих национальных отношений. Можно, пожалуй, сказать, что национальные отношения проявляются как национальные интересы.

Способность многонационального общества вовремя пред­видеть и разрешать цивилизованными способами межнацио­нальные конфликты — важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регу­лирование межнациональных отношений, составляющее важ­нейшую сферу деятельности правового государства. Всесторон­нее развитие гражданского общества, демократизация полити­ческой системы и создание правового государства — важней­шие социальные предпосылки цивилизованного решения на­ционального вопроса в современных условиях.
Список использованной литературы

1. Этносоциология, Учебное пособие для вузов, АСПЕКТ ПРЕСС,Москва 1999, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов.

2. Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, С69 НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

3. А.Ю. Коркмазов «Природа и типология межэтнических конфликтов», Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» №1 (13), 2005.
Приложение. Часть 1. Важнейшие социологические понятия и термины


адаптация социальная (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание) — приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социаль­ными обстоятельствами.

аксиология (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, мате­риальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и от­дельных личностей.

Анархизм (от греч. апагсЫа — безвластие) — система взгля­дов, обосновьгвающая решаюпгую роль свободы личности в функционировании общества. Однако понятие «свободы» тол­куется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества как отсутствие всяких социальных ограничений. Де­виз анархизма — «предоставьте вещи их естественному тече­нию». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наи­более видные анархисты — французы Ш. Фурье и Я. Прудон, немец М. Штирнер и русские М. Бакунин и Я. Кропоткин.

брак — санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Се­мейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

государство — ведущее звено политической системы обще­ства. Выступает как некий аппарат законодательной, исполни­тельной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государствен­ной власти данные силы закрепляют свое политическое господ­ство и влияние не только в сфере политических, но и социаль­но-экономических, идеологических и других общественных от­ношений.

гражданское общество (civil society) — взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетво­рения их социальных потребностей и интересов. Различая по­нятия государства и гражданского общества,Гегель характери­зовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных от­ношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современ­ная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.

демографические группы — группы населения, выделен­ные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).

деятблънсчггный подход в изучении личности — социо­логическая теория, которая исходит из того, что изучение ие­рархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена «личность».

идеал <фр. ideal)- образец, нечто совершенное,, высшая

цель) — социально значимая и устойчивая цель, выступающая в определенной эмоциональной окраске, как цель возвышенная и прекрасная, стимулирующая деятельность и поведение людей на протяжении больших периодов их жизни в обществе.

интерес — внешне предстает как направленность внимания субъекта на то, что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетворению его потребностей. Таковы материальный, по­знавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой интерес.

классы — большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отно­шению к средствам производства, месту в системе обществен­ного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы пред­принимателей, крупных земельных собственников (помещиков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном по­ложении классов обусловливают появление у них разных эко­номических, политических и нередко духовных интересов, ко­торые определяют их деятельность.

классовые отношения — отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условии их существования в обществе и реализации их классовых инте­ресов.

конкуренция — борьба между социальными субъектами, прежде всего классами за лучшие условия существования, в том числе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли (экономическая конкурен­ция). Политическая конкуренция проявляется в борьбе за по­литическую власть. Отношения конкуренции могут возникнуть между другими социальными группами (большими и малыми), национальными общностями и отдельными личностями. В ходе конкуренции одни соперники стремятся опередить других в достижении тех или иных целей.

контркультура — комплекс норм и ценностей, противоре­чащих образцам поведения, господствующих в данном общест­ве и в традиционной культуре.

КОНФЛИКТ (от лат. conflìctus) — столкновение сторон, мне­ний, сил, противоположных интересов и целей субъектов соци­ального взаимодействия.

культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование) — уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию социальной ори­ентации в обществе.

латентносгь — скрытое, неявное протекание каких-либо
процессов.

личность — выражение социальной сущности и содержа­ния человека как субъекта деятельности и общественных отно­шений. Личность выступает как носитель общих и специфиче­ских социальных свойств человека, характеризующих его на­циональную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, инте­ресы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

массовая культура — развлекательно-поверхностный вари­ант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.

материалистическое понимание истории — система взглядов, согласно которой общественное бытие людей опреде­ляет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего мате­риального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указы­вается, что «идеальные побудительные силы» деятельности лю­дей и в целом их общественное сознание определяются объек­тивными факторами их общественного бытия и в целом исто­рического процесса, обобщенным выражением которых являет­ся действие объективных социальных законов.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ– форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

метакоммуникация — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

метод социологии— метод социологического исследования общественных явлений, заключающийся в определенных подходах и способах их изучения, выявления существующих связей и отношений между ними. Большую роль в разработке метода социологии как самостоятельной науки сыграли работы Э. Дюркгейма, пре­жде всего его труд «Метод социологии».

мировоззрение — система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и разви­тии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества.

нации (от лат natio — племя, народ) — исторические общ­ности людей, характеризующиеся общностью их происхожде­ния, языка, территории, экономического уклада, а также пси­хического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания. Содержание и на­правленность деятельности наций определяются их националь­ными интересами.

национальные отношения — отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утвер­ждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения непо­средственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

неопозитивизм — «естественно-научное» направление в социологии, цель которого — выявление закономерностей со.-циальной жизни на основе изучения эмпирических явлений посредством точных и объективных методов социологического исследования.

общественно-экономическая формация - общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Эта категориямарксистской социологии указывает на общество как целостный социальный организм, отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки соци­ально однородных обществ. Выделяются такие типы общест­венно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистиче­ская, первой стадией которой выступает социалистическое об­щество.

общественное мнение — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным про­блемам общественной жизни, выраженное в разного рода суж­дениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мне­ние характеризуется той или иной распространенностью, опре­деленной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью.

общественный прогресс — поступательное развитие обще­ства от низшего состояния к высшему, от простого к сложно­му: В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы, в том числе: развитие познавательной дея­тельности людей и ее высшего проявления — науки (О. Конт, Г. Спенсер"), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности (Я. Лавров, Н. Михайловский), разви­тие современной науки и техники (представители современного технократического направления в социологии Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер и др.).

общество — совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологиче­ских, духовных и т.д., опосредующих их социальную деятель­ность. Достоянием общества является вся присущая ему мате­риальная и духовная культура как результат деятельности про­шлых и нынешних поколений людей.

органическая теория общества — рассматривает развитие общества как взаимосвязанную систему биологических и сопи­альных факторов. Любая деятельность людей и социальных ин­ститутов анализируется в рамках общества как целостного со­циально-природного организма. Основоположник теории — английский мыслитель Г. Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма.

плюралистическая социология — концепция, согласно которой в развитии общества одинаково важную роль могут иг­рать не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологиче­ские, нравственные, религиозные и т.д.

поведенческая концепция личности — социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.

позитивизм социологический — направление в социо­логии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам — биологиче­ским, «астрономическим» (космическим) и социальным. Исхо­дит из того, что в основе общественного развития лежит созна­ние людей, их познавательная деятельность, высшей формой которой является наука. Основоположник направления — О. Конт, идеи которого получили развитие в трудах Т. Спенсера, Э. Дюркгейма и других социологов.

политическая система общества — совокупность учреж­дений и организаций, деятельность которых носит политиче­ский характер, т.е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей.

понимающая социология — система взглядов, согласно которым социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, т.е. уяснены цели этих действий и средства их достижения, а во-вторых, ориен­тированы на других субъектов, учитывают влияние на них дан­ных действий и их ответную реакцию на это. Ставится задача — разобраться в субъективных мотивах деятельности людей и в тех духовных ценностях, которыми они руководствуются. Это означает — понять содержание духовного мира субъекта соци­ального действия. Основные положения понимающей социо­логии обоснованы М. Вебером.

потребность — выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их разви­тия. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в по­литической свободе, как побуждения к творческой деятельно­сти и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как ос­нова возникновения их разнообразных интересов.

ролевая концепция личности - социологическая концеп­ция, согласно которой личность рассматривается как совокуп­ность выполняемых ею социальных ролей и функций.

семья — социальный институт и малая группа, в основе ко­торой лежат родственные связи и которая регулирует отноше­ния между супругами, родителями и детьми, а также ближай­шими родственниками. Формы современной семьи: традицион­ная, неотрадиционная, эгалитарная.

символический ИНТЕракционизм — направление в совре­менной западной социологии, уделяющее основное внимание изучению символически опосредованного взаимодействия от­дельных людей и социальных групп. В качестве символов вы­ступают вербальные (словесные) и невербальные средства об­щения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные кон­такты, жесты и другие действия. Основные представители Т.Мид, А. Роуз, Т. Шибутании др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспо­собление личности или социальных групп к условиям социаль­ного существования, процесс усвоения ими накопленного со­циального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Со­циализация субъекта предполагает его активность и избира­тельное отношение к условиям общественной жизни.

социальная коммуникация — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

социальная конвергенция - концепция, согласно которой возможно слияние в одно целое прежде различных обществен­ных устройств. По мнению ее автора П. А. Сорокина, такого ро­да интегральное общество «объединит большинство, позитив­ных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа* сливающихся обществ.

социальная мобильность — перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объектив­ных и субъективных факторов; отражающая эти процессы тео­рия социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означа­ет переход людей из одних социальных трупп в другие, нахо­дящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится город­ским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность — это социальные пере­мещения людей в иерархическом порядке, например, из низ­шего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате1 труда или же обратно — из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды Я. А. Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.

социальная роль — модель поведения, объективно задан­ная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.

социальная структура общества — совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социаль­ных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся: клас­сы, сословия, люди города и деревни, умственного и физиче­ского труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), национальные общности. Почти все названные выше социаль­ные группы и национальные общности неоднородны по соста­ву и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, пред­стающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаи­модействии с другими субъектами.

социальной стратификации теория — делит общество на различные слои — страты (от лат. Пгагат), различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятель­ности, политическим взглядам, культурным ориентациям и тд. Основоположник теории П.Л. Сорокин характеризовал социаль­ную стратификацию как естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим разде­лением труда, имущественным неравенством, разными полити­ческими интересами людей и т.д. К основным формам соци­альной стратификации он отнес профессиональную, экономиче­скую и политическую.

социальные группы — группы людей, объединенные об­щим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совме­стной деятельности. Выделяют социальные группы, склады­вающиеся объективно, т.е. независимо от сознания и воли лю­дей, — классы, нации, демографические группы, а также груп­пы, формирующиеся в ходе сознательной и организующей дея­тельности самих людей, — политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества итд. Среди данных групп социологи выделяют формальные и неформальные. Формальные действуют чаще на основе принятых ими уставов и программ (политические партии и др.), у неформальных дей­ствия осуществляются на основе личных контактов входящих в них людей, а также путем организации собраний, митингов, массовых движений и т.д.

социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним можно отнести институты семьи, образования, власти и др. Социаль­ные институты выполняют общественно значимые функции и обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений людей в рамках того или иного общества.

социальные организации - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определенных целей. Социологи выделяют произ­водственные, политические, военные, научные, творческие и иные организации.

субкультура — специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. в социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С. Коэн и др.).

субъективный метод в социологии — метод анализа об­щественных явлений исходя из представлений о решающей ро­ли сознания людей в их деятельности и поведении. Особое внимание обращается на интеллигенцию как носителя наибо­лее просвещенного общественного сознания, а также на роль выдающихся личностей в развитии общества и в историческом процессе. Основная задача социологии усматривается в изуче­нии мотивов поведения и деятельности людей, их нравствен-, ных идеалов. Делается акцент на их «солидарных» действиях, направляемых их общими интересами. Метод всесторонне обоснован в работах русских мыслителей ПЛ. Лаврова и Я К. Михайловского.

феноменологическая социология — исходит из того, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от их толкова­ний человеком. При этом способ объяснения ситуации и опре­деление того, что возможно, допустимо, а что исключено, зави­сит от системы ценностей, которую данный человек усвоил в процессе его жизнедеятельности в обществе. Основные пред­ставители феноменологической социологии А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн.

цель — один из атрибутов сознательной деятельности лю­дей, моделирование в их сознании результатов деятельности, их мысленное предвосхищение. В силу этого цель выступает как важная побудительная сила и непосредственный мотив дея­тельности социальных субъектов.

ценности (от греч. axios — ценность) — все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в Том числе их духов­ные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоот­ношений и тд. Выделяют нравственные, эстетические, религи­озные, политические, правовые, материальные и другие соци­альные ценности. Социологическая теория ценностей была всесторонне обоснованаМ. Вебером.
Приложение. Часть 2. Список персоналий

Бардт (Bahrdt) Ханс Пауль (03.12.1918, Дрезден) -западно-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский университет, с 1958 г.- профессор Ганиоверской высшей технической школы, с 1962 г.- Геттингенского университета. Социологические взгляды Бардта сформировались под влиянием М. Вебера. Бардту принадлежат работы по промышленной социологии и социологии знания, однако главной сферой научных интересов Бардта является город, который он рассматривает как важный источник обществ, прогресса.
Барнз (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер (15.06.1889, Нью-Йорк - 1968) - американский социолог, историк культуры, публицист. Преподавал социологию, а также пенологию и криминологию в ряде университетов и колледжей США. Основная область исследований - политические, экономические и культурные аспекты западной цивилизации и общественной мысли. Резко критиковал официозную ("традиционную") историю с ее упором на изучение войн, правящих династий, политики за неспособность понять "основные каузальные факторы и процессы" в историческом развитии.
Беккер (Becker) Говард Пол (09.12.1899, Нью-Йорк- 08.06.1960, Мэдисон, Висконсин) - американский социолог, представитель макросоциологической теории социального действия; историк культуры; работал в отделе стратегического обеспечения армии США, занимавшемся пропагандой, нацеленной на нацистскую Германию. С 1957 г.- профессор социологии в университете штата Висконсин.
Белл (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) - американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30-х и в 40-е гг. Белл принимал активное участие в леворадикальном движении, был сотрудником и одним из издателей журналов "New Leader" (1939-1944) и "Fortune" (1948- 1958). В начале 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма.
Белла (Bellah) Роберт H. (p. 1927) - американский социолог, профессор социологии и сравнительных исследований в департаменте социологии Калифорнийского университета, г. Беркли. Основные труды посвящены проблемам социологии религии. В 60-е гг. активно занимался изучением восточных религий (Китай, Япония), в частности продолжая традиции М. Вебера, пытался определить роль этих религий в процессе индустриализации и модернизации общества.
Бирнбаум (Birnbaum) Норман (21.07.1926, Нью-Йорк) - американский социолог леворадикального направления, стоял у истоков движения "новых левых", создания журнала "The New Left Review". Основные сферы интереса: социальная теория, социология религии, социология политики. В духе так называемой "критической социологии" Бирнбаум рассматривает состояние современного капиталистического общества и всех его основных социальных институтов как кризисное.
Блау (Blau) Питер Микаэл (07.02.1918, Вена) - американский социолог, профессор социологии Колумбийского ун-та, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974). В первых своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом (Функциональный подход в социологии), Блау предпринимает попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном капиталистическом обществе.
Блейлок (Blalock) Губерт Морсе младший (23.08.1926, Балтимор) - американский социолог, профессор социологии Вашингтонского университета, президент Амер. социол. ассоциации (1978-1979). Блейлок - один из ведущих методологов эмпирической социологии США. Базируясь на неопозитивистской трактовке научного знания, считает главной задачей социального познания построение эмпирически проверяемых дедуктивных теорий по образцу физических наук (Неопозитивизм в социологии).


Блур (Bloor) Дэвид (р. 1942) - английский социолог и психолог науки. Работает лектором Эдинбургского университета, входит в группу социологов, которые на рубеже 70-х гг. выступили инициаторами в разработке когнитивной социологии науки. Специалист в области социологии научного, в частности математического, знания. Блур - автор так называеймой "сильной программы" в социологии знания, целью которой является ликвидация барьеров на пути социологического изучения научного знания.

Боулдинг (Boulding) Кеннет Эварт (18.01.1910, Ливерпуль) - социолог, экономист, писатель, специалист по общей теории систем. С 1937 г. живет в США, с 1968 г. работает в Колорадском университете. Первый президент "Общества по исследованию в области общей теории систем" (1954). Исходит, из принципа изоморфизма всех мыслимых систем в природе и обществе, из которого выводит необходимость создания общей теории систем как "скелета науки", на который наращиваются "плоть и кровь отдельных дисциплин и отдельных предметов исследования в их движении к упорядочению и последовательно построенному телу знаний".

Вебер (Weber) Макс (21.04.1864, Эрфурт - 14.06.1920, Мюнхен) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) уневерситетах. Начинал как исследователь в области экономической истории.

Гайгер (Geiger) Теодор (09.11. 1891. Мюнхен - 1952) - немецкий социолог. Получил юридическое образование; с 1929 по 1933 г.- проф. в Брауншвайге; с 1933 по 1945 г. находился в эмиграции в Дании (проф. в Архусе); после возвращения являлся одним из ведущих социологов Западной Германии. В понимании социальной реальности примыкал к феноменологической теории Фиркандта. Проделал эволюцию от социал-демократизма к критике социализма.

Бугле (Bougie) Селестен (1870, Сен-Брие - 25.01.1940, Париж)- представитель школы Дюркгейма, проф. Тулузского и Парижского ун-тов, директор (с 1935) Высшей нормальной школы в Париже. Будучи в целом приверженцем взглядов Дюркгейма, он отказался от его антипсихологизма и в то же время продолжил дюркгей-мовскую традицию критики биологизма в социологии: социального дарвинизма, органицизма и расово-антропологической школы.
Будон (Boudon) Раймон (27.01.1934, Париж) - французский социолог, профессор методологии социальных наук в Сорбонне и Женевском университете, руководитель Центра социологических исследований Национального центра научных исследований, профессор университета Рене Декарта в Париже, автор книг и статей по проблемам методологии, социологии, социальной мобильности, социальных изменений, социологии образования.
Бурдьё (Bourdieu) Пьер (10.08. 1930, Денгин) - французский социолог, руководитель исследовательской группы "Социология образования и культуры" в парижской Высшей школе социальных наук, профессор Коллеж де Франс; начинал с эмпирических исследований в Алжире. Основные труды посвящены социологии культуры, образования, искусства, социолингвистике и общим проблемам эпистемологии социальных наук. Социология Бурдьё сформировалась под влиянием Маркса, М. Вебера.
Бут (Booth) Чарлз (30.03.1840, Ливерпуль-23.11.1916, Уитвик) - английский общественный деятель, предприниматель и реформатор, исследователь проблем бедности, занятий и условий жизни в промышленном городе. Сыграл значительную роль в развитии эмпирических социологических исследований, переписей и обследований населения, один из предшественников течения, изучавшего экологию города.
Выдающийся американский социолог, создатель теории миросистемного анализа, один из авторитетнейших в современной науке критиков либеральной идеологии, а также глобальной системы капитализма в целом.
Ван Ден Берге (Van den Berge) Пьер Луи (30.01.1933) - американский социолог, социальный антрополог и африканист, профессор социологии Вашингтонского университета, активный сторонник и пропагандист социал-биологизма.
Вах (Wach) Иоахим (1898- 1955) - немецкий социолог, занимавшийся проблемами религии. В 1935 г. эмигрировал в США. С 1945 г. был профессором истории религии в университете г. Чикаго. Следуя за немецким теологом и релитиоведом Р. Отто, Вах утверждал, что конечным источником религии является непосредственная связь человеческой души с Абсолютом.
Вебер (Weber) Альфред (30.07. 1868, Эрфурт-2.05.1958, Гейдельберг) - немецкий социальный философ, социолог и экономист. Профессор Пражского (1904-1907) и Гейдельбергского (с 1907) университетов.
Вебер (Weber) Макс (21.04.1864, Эрфурт - 14.06.1920, Мюнхен) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) уневерситетах. Начинал как исследователь в области экономической истории.
Веблен (Veblen) Торстейн Бунд (30.07.1857, Като, штат Висконсин, США-03.08.1929, Пало Алто, штат Калифорния, США) - американский социолог, экономист, социальный критик. Определяющее влияние на формирование взглядов Веблена оказали Дж. Кларк, Самнер, Л. Лафлин, Милль, Кант, К.Маркс.Преподавал в университетах Чикаго, Миссури, Нью-Йорка. Представитель институциональной школы.
ВИЗЕ (Wiese und Kaiserwaldau) Леопольд фон (02.12.1876, Глац - 11.01.1969, Кёльн) - немецкий социолог, представитель так называемой формальной школы в социологии, профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (наряду с Шелером) и профессор (с 1919) Института социальных наук Кёльнского университета, основатель и издатель (1921-1954) журнала по социологии и социальной психологии (с 1921 по 1934 г.- "Kolner Vierteljahreshefte fur Sozio-logie", в 1948 г. возобновлен как "Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Socialpsychologie").
Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).
Вольтман (Woltmann) Людвиг (18.02.1871, Золинген-30.01.1907, Генуя) - немецкий философ, социолог и публицист, по образованию - врач -окулист, основатель журнала "Politisch-Anthropologische Revue" (1902).
Вормс (Worms) Рене (08.12.1869, ренн - 12.02.1926, Париж) - французский социолог и философ, основатель журнала "Revue internationale de sociolo-crie" (1893), Международного институтата социологии (1894) и Парижского социол. об-ва (1895). Вольтман начинал как сторонник органицизма в социологии.
Гайгер (Geiger) Теодор (09.11. 1891. Мюнхен - 1952) - немецкий социолог. Получил юридическое образование; с 1929 по 1933 г.- проф. в Брауншвайге; с 1933 по 1945 г. находился в эмиграции в Дании (проф. в Архусе); после возвращения являлся одним из ведущих социологов Западной Германии. В понимании социальной реальности примыкал к феноменологической теории Фиркандта. Проделал эволюцию от социал-демократизма к критике социализма.
Американский социолог, создатель этнометодологии.
Арнольд -(29.01. 1904, Лейпциг-30.01.1976, Гамбург) - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал влияние Шопенгауэра, Ницше, Н. Гартмана, феноменологии и др. Проф. в Лейпциге (с 1934), Кенигсберге (с 1938), Вене (с 1940), Шпейере (с 1947), Ахене (1962-1969).
Гиддингс (Giddings) Франклин Генри (23.03.1855, Коннектикут, США,-11.06.1931, Нью-Йорк)- американский социолог, президент Американского социологического общества (1908). Первым в США получил должность "полного профессора" социологии в Колумбийском университете в 1894 г.
Гинсберг (Ginsberg) Морис (14.05.1889, Литва (?) - 31.08.1970, Лондон) - англ. социолог, ученик Хобхауса. Возглавлял отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук с 1929 г. Крупный исследователь современных ему европейской и американской социологии.
Гоббс (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери - 04.12.1679, Хардуик) - англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии "Основы философии": "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642). Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).
Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас".
     


Гольдман (Goldmann) Люсьен (20.07.1913, Бухарест - 09.10.1970, Париж) - франц. социолог, основоположник генетического структурализма. Руководил Центром национальных научных исследований в парижской Высшей практической школе, возглавлял Социологический центр при Брюссельском университете.

Горц (Gorz) Андре. Псевдоним, настоящее имя теоретика ХОРСТ Жерар (09.02.1923, Вена) - леворадикальный социолог. С 1946 г. живет и работает в Париже. Сотрудник левых газет и журналов, где печатается и под др. псевдонимом (Боске Мишель).
Гоулднер (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью-Йорк- 15.12.1980, Сан-Луис, Миссури) - амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. Основной заслугой Гоулднера в исследовании промышленной бюрократии явился анализ действия системы безличных правил, существующих в этих организациях.
Гоффман (Goffman) Ирвинг (1922-1982) - американкий социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе`.


Гиддингс (GiddingsGiddings) Франклин Генри (23.03.1855, Коннектикут, США,-11.06.1931, Нью-Йорк)- американский социолог, президент Американского социологического общества (1908). Первым в США получил должность "полного профессора" социологии в Колумбийском университете в 1894 г Во второй период своей научной деятельности, начавшийся в 20-е гг., Гиддингс становится одним из самых активных пропагандистов новых концепций позитивизма (Э. Мах, К. Пирсон, Б. Рассел) и статистического метода исследования, оказав заметное влияние на формирование эмпирической социологии США. Соответственно изменяется и его трактовка предмета социологии, к которому в это время он относит изучение "плюралистического поведения", истолковываемого в бихевиористском смысле - как совокупность реакций индивидов на стимулы среды.

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858(18580415), Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

1. Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.

3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.

Парето (Pareto) Вильфредо (15.07.1848, Париж-20.08.1923, Селиньи, Швейцария) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии". Пафос позитивистской по своей сущности методологии Парето состоял в критике априорных, метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами.

Ко́нт Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́(фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 19 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). JОн считал, что предметом социологии являются законы общественного развития. Эти законы не зависят от волевых эмоциональных свойств человека.
Тард (Tarde) Габриэль (12.03.1843, Сарла - 13.05.1904, Париж) - французский социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Стремился освободить социологию от биологизма и органицизма, полемизировал с Дюркгеймом и его школой с позиций номинализма. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека.



[1] Этносоциология, Учебное пособие для вузов, АСПЕКТ ПРЕСС,Москва 1999, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов

 


[2] Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, С69 НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.


[3] Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, С69 НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.


[4] А.Ю. Коркмазов «Природа и типология межэтнических конфликтов», Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» №1 (13), 2005.


[5] Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, С69 НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

1 2

Введение

Этническая социология изучает весьма сложную сферу нацио­нально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них вы­ражаются природные и социально-психологические качества этниче­ских общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих яв­лений и отражающих их понятий, а таюие в содержании национально-этнических отношений и исторических Тенденциях их развития, в со­держании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.
Вопрос 1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей.

Предмет и объект этнической социологии

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.[1]

Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совмест­ным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе терми­ны «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти при­знаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в ко­тором он осознает свое единство, прежде всего — общ­ность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его проис­хождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

Типы этнических общностей. К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и

социальных связях. Каждое племя обладало признаками этни­ческой общности: они отличались друг от друга своим проис­хождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до от­носительно высокоразвитой. У каждого племени формирова­лось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытно­общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американ­ского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общ­ности, — народу. Все народы как этнические общности на ста­дии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Епптга, Индии или Китая, а в более поздние периоды — народы Франции, Германии или России) всегда отличались и от­личаются поныне своими особыми социально-этническими призна­ками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этно­графы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры мно­гих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена смени­лись формирующимися древними народами — нациями, дос­тигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производ­ства и капиталистического рынка, связавшего все районы и об­ласти той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активи­зировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и националь­ного характера.

Такой подход несколько расходится с тем подходом к про­блеме развития исторических общностей людей, согласно кото­рому первобытно-общинные племена развивались в народно­сти, а последние — в нации. При этом народности и нации на­делялись По сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчер­кивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобный, как выяснилось, во многом искусственный кри­терий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неяс­ным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую — народно­стью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин - употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в ка­честве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах «Об очередных зада­чах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вред­ным», ибо искусственно порождало новые межэтнические про­тиворечия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других — к народностям. Как и многие другие эт­нографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «на­роды» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное.

Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан(1823— 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со вре­мени разложения империи Карла Великого...».

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан спра­ведливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемеши­вания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители ко­торой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природ­ным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации явля­ется общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводит­ся к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, эконо­мической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность инте­ресов входящих в нее людей. Общность интересов обусловли­вается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью исто­рии и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется бо­лее или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация — это душа», — заявляет Э, Ренан.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способ­ности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства наро­да, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию». Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Рим­ляне, по его словам, имели очень сильный идеал.

Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вы­шли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Лат.) ворот, его душа уже была мертва».

Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и раз­вивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут зна­ния по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обыча­ям4.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что на­ция как «естественная общность» исходит из «физически обу­словленной наследственности, посредством которой детям пе­редаются свойства родителей». Однако главными отличитель­ными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда об­разует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известны­ми культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Тео­ретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру... достоянием всего на­рода и таким, единственно возможном образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность».

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, харак­теризующаяся общностью ее происхождения, языка, террито­рии, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

Национальное в любых своих проявлениях связано с уни­кальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические от­ношения приобретают национальное содержание ровно на­столько, насколько они связаны с решением этнических про­блем жизни народов — наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими от­ношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Националь­ный характер они приобретают тогда, когда их социальное со­держание органически соединяется с этническим, «переплав­лено» с ним.

В дальнейшем будем употреблять термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терми­нов по сути одинаковы. То же относится к украинскому, казах­скому, грузинскому или же французскому и немецкому наро­дам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терми­нам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма из­вестные, демонстрируют именно такой подход к данному; во­просу. Как тождественные употребляет понятия «этнос» и «народ» Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый-этно­граф, предлагает вместо понятий «народность» и «нация» употреблять одно понятие — «народ».

Понятие национальность обозначает этнические Признаки не только целых наций, компактно проживающих на опреде­ленных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.[2]
Вопрос 2. Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты.

Национально-этнические отношения

Как отмечалось, национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся ус­ловий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, тра­диций, культуры, сохранения их самобытности и т.д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этни­ческие отношения» по сути тождественны.

Объективной предпосылкой возникновения и развития на­циональных отношений является существование отдельных на­ций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, ка­сающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные отношения не существуют как бы в чистом ви­де, в отрыве от других общественных отношений, они вплете­ны в эти отношения (политические, духовные, языковые, эко­номические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этни­ческих проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.

Национальные отношения носят, как правило, комплекс­ный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, посколь­ку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом неред­ко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрас­судки и мифы. В этом — одна из особенностей проявления на­ционально-этнических отношений между народами.

Субъекты национальных отношений.

Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы). Это такие великие народы, как русский, французский, китайский и т.д., и малые (в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и амери­канского Севера, других регионов Земли.

В качестве субъектов национальных отношений могут вы­ступать как представители этносов (наций) и по поводу реше­ния национально-этнических проблем — разного рода соци­альные группы и слои населения.

Разумеется» среди этносов как субъектов национальных от­ношений существуют более или менее развитые с точки зрения достигнутого уровня развития экономики, государственности, культуры. Это не может не сказаться на характере их взаимоот­ношений. Данное обстоятельство породило проблему социаль­ной справедливости в национальных отношениях, в том числе в отношениях между большими и малыми народами, а также ме­жду более и менее развитыми из них.

Проблема социальной справедливости возникает в отноше­ниях между так называемыми коренными и некоренными на­циями (народами).

К коренным обычно относят нации, которые компактно проживают на тех или иных территориях и дали имя сущест­вующему государственному образованию. Исходя из этого к коренным нациям относятся, например, украинцы на Украине армяне в Армении, татары в Татарстане и т.д.

К некоренным нациям относятся так называемые националь­ные группы, проживающие на территориях коренных наций, например, те же украинцы в Литве, армяне в России, русские в Эстонии и т.д. Отсюда возникла проблема национальных мень­шинству осуществления их прав и свобод в условиях тех нацио­нальных государственных образований, в которых они проживают.

Содержание межнациональных отношений. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических», политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, эт­носов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, тортовых связей между народами, так и на уровне межго­сударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автоно­миями и тд. Объективной основой межнациональных экономиче­ских отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяй­ственно-экономические связи между ними.

Политические межнацио

Date: 2015-11-13; view: 11683; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию