Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы риторики. Особенности публичного выступления





1. Понятие риторики, ораторского искусства.

2. Композиция речи.

3. Этапы подготовки к публичному выступлению.

4. Методы изложения материала.

 

Основные теоретические сведения

Риторика, ораторское искусство – это теория и искусство красноречия; способность, умение говорить красиво, убедительно. Риторикой называют также учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

При подготовке к выступлению сначала следует сформулировать тему выступления. Название речи должно быть ясным, по возможности кратким. Далее необходимо определить цель выступления. Следующий этап – поиск и отбор материала. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного. Обязательно следует делать записи прочитанного. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Во вступлении необходимо подчеркнуть актуальность темы, значение ее для данной аудитории, сформулировать цель выступления, кратко изложить историю вопроса. В главной части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность. В заключении подводится итог всему выступлению.

 

Упражнения

 

1. С кем из двух величайших ораторов древности – Демосфеном или Цицероном – вы согласны в определении требований к личности оратора? Сформулируйте ваше представление об идеальном ораторе.

…Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько ненавидит и любит тех же людей, каких и отечество (Демосфен, речь “О венце”);

Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев (Антоний в трактате Цицерона «Об ораторском искусстве»).

 

2. Какие части из речи Исократа (она написана ок. 358-355 гг. до н.э.) приведены ниже? Подчеркните глаголы, обозначающие коммуникативные намерения оратора. Какова основная мысль высказывания Исократа?

Все, кто выходит на эту трибуну, обычно заявляют, что вопрос, по которому они будут выступать, очень важен и заслуживает величайшего внимания нашего героя. И если подобное предисловие было вполне уместно в других случаях, то мне представляется, что с этого же следует начать речь и о нынешних наших делах. Ведь мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей…

Можно еще много и хорошо говорить на эту тему, но два обстоятельства побуждают меня прекратить свое выступление: длина моей речи и мои годы. Я прошу и призываю тех, кто моложе меня и имеет больше сил произносить и писать такие речи, чтобы склонить с их помощью наиболее сильные гражданские государства, привыкшие причинять зло остальным, обратиться к добродетели и справедливости. А в обстановке процветания Эллады лучше условия и для ученых занятий.

3. Связаны ли для вас понятия «содержа-тельность» и «продолжительность речи»? Прочитайте пословицы и известные изречения. О каком качестве речи в них говорится? Что в них является общим, чем они различаются?

В многословии не без пустословия.

Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.

Веревка хороша, когда длинна, а речь, когда коротка.

Краткость приятна, когда она сочетается с ясностью. (Дионисий)

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх)

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть. (Б. Паскаль)

Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. (Цицерон)

Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление. (М. Горький)

Никогда не бываешь многословным, если говоришь то, что хочешь сказать. (Э. Делакруа)

4. Подготовьте небольшое выступление не информативного характера, а убеждающее, агитационное или побуждающее к действию, на 5-10 минут по какой-либо актуальной проблеме политики, культуры, нравственности, экономики, экологии и др.

 

Список литературы

 

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 211-301.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.95 - 147.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 467 - 483.

 

 







Date: 2015-11-13; view: 955; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию