Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лексические нормы русского языка
1. Лексика русского языка как источник образности и выразительности: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы. 2. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова, термины, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. 3. Лексика русского языка в динамическом аспекте: устаревшие, новые слова. 4. Исконно русские и заимствованные слова. 5. Новые слова.
Основные теоретические сведения
Лексика – это словарный состав языка. Изобразительные и выразительные возможности русской лексики многообразны. В лексическом составе языка выделяется несколько разрядов слов. М н о г о з н а ч н ы е с л о в а – слова, имеющие несколько значений (например, слово земля имеет 6 значений). Стилистическое использование многозначных слов основано на том, что в текстах могут использоваться как прямые, так и переносные значения слов. С и н о н и м ы – слова, сходные или тождественные по значению. Различают а б с о л ю т н ы е с и н о - н и м ы – слова, полностью совпадающие по значению и употреблению: бегемот – гиппопотам, языкознание – языковедение; и д е о г р а ф и ч е с к и е с и н о н и м ы, различающиеся отдельными компонентами понятийного значения: скорый – быстрый – проворный – стремитель-ный, небрежность – неряшливость; с т и л и с т и ч е с- к и е с и н о н и м ы, различающиеся характером субъективной оценки и сферой употребления слов: смотреть – взирать (устарев.), откровенно – напрямик (разговор.). Часто встречается совмещение признаков, в этом случае выделяют с е м а н т и к о - с т и л и с т и ч е- с к и е с и н о н и м ы: присвоить – урвать (разговор.), смотреть – уставиться (разговор.). Выделяют также о д н о к о р е н н ы е с и н о н и м ы: жилище – жилье (разг.), бунтовщик – бунтарь (устар.). А н т о н и м ы – слова, противоположные или контрастные по значению: высокий – низкий, тяжелый – легкий. О м о н и м ы – слова, совпадающие по форме (в произношении и на письме), но разные по значению: лама – 1) монах, лама – 2) животное; нота – 1) музыкальная, нота – 2) дипломатическая. П а р о н и м ы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению: экономный – экономический – экономичный; надеть – одеть. Ф р а з е о л о г и з м ы – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением: точить лясы, бить баклуши, как кровь с молоком. С точки зрения употребления слов в речи выделяется лексика общеупотребительная (общенародная), которая составляет ядро, основу языка, и ограниченная по употреблению. Социально ограниченная лексика включает специальные слова (термины, профессионализмы) и жаргонную лексику. К территориально ограниченной лексике относятся диалектизмы. П р о ф е с с и о н а л и з м ы – слова, используемые в речи людей той или иной профессиональной группы. Например, склянка – в речи моряков полчаса; муравьятник, овсяник, стервятник – в речи охотников названия разновидностей бурого медведя. Д и а л е к т и з м ы – слова, характерные для речи жителей определенной территории: скибка – долька арбуза (в Ставропольском крае). Поскольку язык представляет собой живое, динамичное явление, в нем постоянно появляются новые слова, другие слова устаревают. Новые слова называются н е о л о г и з м а м и. Это, например, Интернет, мобильный телефон. Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы: 1) и с т о р и з м ы и 2) а р х а и з м ы. Историзмы обозначают реалии, ушедшие в прошлое и не характерные для современной ситуации: ямщик, боярин, секира и др. Архаизмы представляют собой вышедшие из употребления слова, замененные синонимами: ведать – знать, выя – шея. При использовании лексических средств языка в речи возможны такие ошибки, как тавтология, речевая избыточность (плеоназм), смешение, неразличение паронимов, неудачный выбор синонима, немотиви-рованный выбор просторечных, жаргонных и диалектных слов, алогизм и др. Упражнения
1. Запишите по 2-3 примера к каждой лексической группе (синонимы, антонимы и др.).
2. Используя словари, определите значения многозначного слова корпус в различном контексте. 1. Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе. 2. Генерал-майор Голицын, со своим корпусом, должен был заградить Московскую дорогу. 3. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. 4. Мимо протянулась трибуна, высокое деревянное здание в двести лошадиных корпусов длиною. 5. Ухающие раскаты вздымленной воды, удары о железный корпус судна, завывание в рангоуте, свист в углах надстроек, беспрерывный гул всего простора – все эти звуки сливались в одну нескладную, но чрезвычайно могучую симфонию. 6. Весь корреспондентский корпус был захвачен этой веселой работой. 7. Типография обладала в то время богатейшим набором шрифтов… В математическом шрифте было 4 размера букв: корпус, петит, мелкий петит и конпарель. 8. Фон картины был написан корпусом. 9. В библиотеке был корпус басен Крылова.
3. Подберите синоним и антоним к прилагательным свободный, свежий в следующих словосочетаниях: 1) свободный народ, свободный вход, свободное дыхание, свободное платье, свободная квартира, свободное время; 2) свежий хлеб, свежий вечер, свежий огурец, свежий вид, свежий взгляд, свежий снег.
4. Составьте словосочетания паронимов деловитый – деловой – дельный – деляческий со словами: отношения, хватка, походка, работник, женщина, характер, критика, секретарь, муравей, рассказ, картина, книга, статья. 5. Выпишите из текста устаревшие слова, укажите их разряды (историзмы и архаизмы). Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение…Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах… ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать их еж себя погодно добрых и правдивых людей, - кого они меж себя похотят…» (А. Толстой. Петр Первый) 6. Отредактируйте предложения, устраните речевые ошибки. 1. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. О моей автобиографии я уже рассказывал. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. 6. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 7. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 10. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 11. Поэт стоял у источников новой поэзии. 12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм. Список литературы
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 93-103. 2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.293-323. 3. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 33–107.
Date: 2015-11-13; view: 3270; Нарушение авторских прав |