Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орфоэпические ошибки





ХАРАКТЕР ОШИБОК ПРИМЕРЫ
1. Ассимиляция (уподобление звуков) Лабо р атория (НЕлабо л атория); бран дсп ойт (НЕ бран сб ойт); ко р идор (НЕ ко л идор); би д он (НЕ би т он); кар т он (НЕ кар д он).
2. Эпентеза (неоп­равданная вставка звуков) Беспрец ед ентный (НЕ беспрец е н д ентный; вое на чальник (НЕвое нно начальник); дерматин (НЕ дерма н тин); дикобраз (НЕдико о браз); комп ет ентный (НЕ компе н тентный); компром ет ировать (НЕ компроме н тировать); конкурен то способный (НЕ конкурент н оспособный); конст ат ировать (НЕ конста н тировать); лет ос числение (НЕ лето и счисление); пе рс пектива (НЕпер е спектива); пе рт урбация (НЕ пер е турбация); п ос кользнуться (НЕ по д скользнуться); светопр ес тавление (НЕ светопре д ставление); чр езвычайный (НЕ ч е резвычайный, яс тва (НЕ я в ства). Следует запомнить: конъ юнк ктура – «создавшаяся в какой-либо области обстановка, ситуация»; конъ ек тура – «восстановление испорченного текста на основании догадки».
3. Диереза (ошибочное устранение звуков) Следует говорить брел о ка (Р.п., ед.ч.), а НЕ брелка; Азерба й джан, а НЕАзербаджан; время пре провождение, а НЕ времяпровождение.
4. Метатеза (мена звуков), опрощение Скр упулёзный (НЕ ск ур пулёзный); травма (НЕтра мв а); ду ршлаг (НЕ д ру шлаг).

Описание орфоэпических норм можно найти в литературе по культуре речи, в специальных лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Орфоэпические словари фиксируют слова, вызывающие трудности с точки зрения произношения и образования грамматических форм.

Слова расположены в словарях в алфавитном порядке и снабжены ударением. Для отображения правильного произношения слов в словарях используется выборочная транскрипция.

Орфоэпические словари включают наиболее важные явления акцентологии, необходимые для формирования грамотной речи. Так, в орфоэпических словарях приводятся пары слов, одно из которых является нормой, а второе нет по каким-либо причинам. Например, в парах в Ы боры – выбор А, договор Ё нность – догов О ренность, доц Е нт – д О цент вторая форма признаётся неправильной (её использование является распространённой речевой ошибкой).

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 31 – 33; 61 – 62)

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61)

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

? Что такое литературная норма?

? В чем проявляется динамический характер нормы?

? Что относится к источникам изменения нормы в языке?

? Как соотносятся между собой языковые варианты и норма?

? В чем отличие императивных норм от диспозитивных?

? Каковы причины речевых ошибок?

? Каковы характеристики русского ударения?

? Какие функции присущи русскому ударению?

? Какие нормы называются орфоэпическими?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

? Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

? Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?

 

 

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.

Задание 2. Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией.

Задание 3. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие акцентологические и орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?

Задание 4. Напишите рассуждение на тему: «Зачем нужны языковые нормы?»

 

 

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка»

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Правильность речи означает её соответствие:

a) общепринятым нормам поведения;

b) распространенному употреблению языковых единиц;

c) нормам литературного языка;

d) коммуникативным качествам.

Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:

a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

b) Языковые нормы выдумываются писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

d) Нормы защищают язык от просторечия, жаргона, диалектов.

Тест 3. Динамический характер нормы не связан с развитием

a) языка;

b) общества;

c) литературы;

d) мышления.

Тест 4. Не относится (ятся) к источникам изменения норм:

a) неологизмы;

b) разговорная речь;

c) диалекты;

d) заимствование.

Тест 5. Речь идет о диспозитивных нормах в ряду:

a) кузен [зэ];

b) амнезия [нэ];

c) антенна [тэ];

d) д´епо [допуст. дэ].

Тест 6. Речь идет об императивных нормах в ряду:

a) маркетинг (допуст. маркетинг);

b) лорн´ет [допуст. нэ];

c) де-факто [дэ];

d) лот’ерея [допуст. тэ].

Тест 7. Равноправные акцентологические варианты представлены в ряду

a) издр Е вле – И здревле

b) издалек А – издал Ё ка

c) изд Ё вка – изд Е вка

d) изнутр ИИ знутри

Тест 8. Не являются вариантами формы

a) пл Е сневелый - плеснев Е лый

b) м И зерный - миз Е рный

c) овсян О й – овс Я ный

d) одновр Е менный – одноврем Е нный

Тест 9. Соответствует слову кворум значение:

a) общее количество присутствующих на собрании;

b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;

c) наиболее авторитетная часть присутствующих;

d) любое собрание.

Тест 10. Соответствует слову брифинг значение :

a) пресс-конференция;

b) инструктаж;

c) встреча с глазу на глаз;

d) вид спорта.

ТЕСТЫ «Акцентологические нормы русского языка»

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Ударение в русском языке называется разноместным, т.к

a) оно может падать на любой слог в разных словах;

b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;

c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;

d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Тест 2. Противоречит действительности утверждение:

a) ударение в русском языке служит для различения семантики слов;

b) ударение в русском языке служит для отличия одного многозначного слова от другого;

c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

d) ударение помогает различать не только значение слов, но и их формы.

Тест 3. В словах А тлас и атл А с ударение служит:

a) для различения семантики слов;

b) для указания на разную грамматическую форму слова;

c) для различения значения слов и их формы;

d) для указания на варианты слова.

Тест 4. Не соответствует действительности утверждение: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

a) подвижностью;

b) разноместностью;

c) динамическим характером;

d) фиксированностью ударения на определенном слоге.

Тест 5. Оба варианта являются литературной нормой в ряду:

a) ж А люзи – жалюз И;

b) л О сось – лос О сь;

c) к У хонный – кух О нный;

d) ход А тайство – ходат А йство.

Тест 6. Является верным при анализе ударения в словах к О мпас и комп А с рассуждение:

a) оба ударения соответствуют литературной норме;

b) одно ударение – к О мпас – является нормой, а комп А с – просторечное;

c) одно ударение – комп А с – присуще профессиональной речи;

d) одно ударение – комп А с – устаревшее.

Тест 7. Ударение служит для разграничения значения слов в ряду:

a) тв О рог – твор О г;

b) щ А вель – щав Е ль;

c) м Ы шление – мышл Е ние;

d) в Я занка – вяз А нка.

Тест 8. Чаще всего допускаются акцентологические ошибки в словах:

a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

c) очевидный, невероятный, отчаянный, доходный;

d) играть, звонить, сидеть, висеть.

Тест 9. Равноправные варианты представлены в ряду

a) алк А ть – А лкать;

b) зак У порить – закуп О рить;

c) к А шлянуть – кашлян У ть;

d) м И нуть – мин У ть.

Date: 2015-11-13; view: 1749; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию