Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Орфоэпические ошибки
Описание орфоэпических норм можно найти в литературе по культуре речи, в специальных лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Орфоэпические словари фиксируют слова, вызывающие трудности с точки зрения произношения и образования грамматических форм. Слова расположены в словарях в алфавитном порядке и снабжены ударением. Для отображения правильного произношения слов в словарях используется выборочная транскрипция. Орфоэпические словари включают наиболее важные явления акцентологии, необходимые для формирования грамотной речи. Так, в орфоэпических словарях приводятся пары слов, одно из которых является нормой, а второе нет по каким-либо причинам. Например, в парах в Ы боры – выбор А, договор Ё нность – догов О ренность, доц Е нт – д О цент вторая форма признаётся неправильной (её использование является распространённой речевой ошибкой).
Использованная литература 1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 31 – 33; 61 – 62) 2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61) ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ ? Что такое литературная норма? ? В чем проявляется динамический характер нормы? ? Что относится к источникам изменения нормы в языке? ? Как соотносятся между собой языковые варианты и норма? ? В чем отличие императивных норм от диспозитивных? ? Каковы причины речевых ошибок? ? Каковы характеристики русского ударения? ? Какие функции присущи русскому ударению? ? Какие нормы называются орфоэпическими? ? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков? ? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков? ? Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е? ? Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?
Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы. Задание 2. Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией. Задание 3. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие акцентологические и орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются? Задание 4. Напишите рассуждение на тему: «Зачем нужны языковые нормы?»
ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка» Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Правильность речи означает её соответствие: a) общепринятым нормам поведения; b) распространенному употреблению языковых единиц; c) нормам литературного языка; d) коммуникативным качествам. Тест 2. Не соответствует действительности утверждение: a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка. b) Языковые нормы выдумываются писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература. c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность. d) Нормы защищают язык от просторечия, жаргона, диалектов. Тест 3. Динамический характер нормы не связан с развитием a) языка; b) общества; c) литературы; d) мышления. Тест 4. Не относится (ятся) к источникам изменения норм: a) неологизмы; b) разговорная речь; c) диалекты; d) заимствование. Тест 5. Речь идет о диспозитивных нормах в ряду: a) кузен [зэ]; b) амнезия [нэ]; c) антенна [тэ]; d) д´епо [допуст. дэ]. Тест 6. Речь идет об императивных нормах в ряду: a) маркетинг (допуст. маркетинг); b) лорн´ет [допуст. нэ]; c) де-факто [дэ]; d) лот’ерея [допуст. тэ]. Тест 7. Равноправные акцентологические варианты представлены в ряду a) издр Е вле – И здревле b) издалек А – издал Ё ка c) изд Ё вка – изд Е вка d) изнутр И – И знутри Тест 8. Не являются вариантами формы a) пл Е сневелый - плеснев Е лый b) м И зерный - миз Е рный c) овсян О й – овс Я ный d) одновр Е менный – одноврем Е нный Тест 9. Соответствует слову кворум значение: a) общее количество присутствующих на собрании; b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным; c) наиболее авторитетная часть присутствующих; d) любое собрание. Тест 10. Соответствует слову брифинг значение : a) пресс-конференция; b) инструктаж; c) встреча с глазу на глаз; d) вид спорта. ТЕСТЫ «Акцентологические нормы русского языка» Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Ударение в русском языке называется разноместным, т.к a) оно может падать на любой слог в разных словах; b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове; c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги; d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое. Тест 2. Противоречит действительности утверждение: a) ударение в русском языке служит для различения семантики слов; b) ударение в русском языке служит для отличия одного многозначного слова от другого; c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова; d) ударение помогает различать не только значение слов, но и их формы. Тест 3. В словах А тлас и атл А с ударение служит: a) для различения семантики слов; b) для указания на разную грамматическую форму слова; c) для различения значения слов и их формы; d) для указания на варианты слова. Тест 4. Не соответствует действительности утверждение: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения: a) подвижностью; b) разноместностью; c) динамическим характером; d) фиксированностью ударения на определенном слоге. Тест 5. Оба варианта являются литературной нормой в ряду: a) ж А люзи – жалюз И; b) л О сось – лос О сь; c) к У хонный – кух О нный; d) ход А тайство – ходат А йство. Тест 6. Является верным при анализе ударения в словах к О мпас и комп А с рассуждение: a) оба ударения соответствуют литературной норме; b) одно ударение – к О мпас – является нормой, а комп А с – просторечное; c) одно ударение – комп А с – присуще профессиональной речи; d) одно ударение – комп А с – устаревшее. Тест 7. Ударение служит для разграничения значения слов в ряду: a) тв О рог – твор О г; b) щ А вель – щав Е ль; c) м Ы шление – мышл Е ние; d) в Я занка – вяз А нка. Тест 8. Чаще всего допускаются акцентологические ошибки в словах: a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство; b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница; c) очевидный, невероятный, отчаянный, доходный; d) играть, звонить, сидеть, висеть. Тест 9. Равноправные варианты представлены в ряду a) алк А ть – А лкать; b) зак У порить – закуп О рить; c) к А шлянуть – кашлян У ть; d) м И нуть – мин У ть.
|