Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геликон





Гора в Средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали покрови­тельствовавшие искусствам музы; поэтому их иногда называли геликонидами, геликонскими девами или повелительницами Г. На Г. находился источник Гиппокрена, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса.

ГЕЛИОС, Гелий

Бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос. Древнейшее доолимпийское божество, своей стихийной силой да­рующее жизнь и наказывающее сле­потой преступников. Находясь вы­соко в небе, Г. видит дела богов и людей, чаще всего дурные. Г. «всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Это Г. сообщил Деметре, что Персефону похитил Аид. Г. изо­бражается в ослепительном свете и сиянии, с горящими страшными глаза­ми, в золотом шлеме, на золотой колеснице. Он обитает в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней.

На мифическом острове Тринакрия пасутся тучные стада бело­снежных быков Г., на которых, несмот­ря на запрет, покусились спутники Одиссея. Дочь Г. немедленно донесла об этом отцу, и Зевс в ответ на просьбу Г. разбил корабль Одиссея молнией. Г. днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Г. породили: океанида Персеида колхидского царя Ээта, волшебницу Кирку и Пасифаю — супругу Миноса, нимфа Климена — сына Фаэтона и четырех дочерей, нимфа Рода — семерых сыновей. Потомство Г. часто отличалось дерзостным нравом (Фаэтон) и склонностью к колдовским силам (Кирка, Пасифая, внучка Г. — Медея).

ГЕЛЛА

Дочь Афаманта и богини обла­ков Нефелы, сестра Фрикса. Мачеха Г. и Фрикса Ино возненавидела детей Нефелы и стремилась их погубить. Своими кознями она вызвала в стране засуху и, чтобы избавиться от нее, потребовала (ссылаясь на оракул) принести Г. и Фрикса в жертву Зевсу. Нефела спасла своих детей; окутав тучей, она отправила их на златорун­ном баране в Колхиду. Г. погибла в пути, упав в воды пролива, полу­чившего ее имя — Геллеспонт (древ­нее название Дарданелл), а Фрикс достиг владений царя Ээта в Колхиде.

ГЕМОН

Сын фиванского царя Креонта, жених Антигоны. Г. безуспешно пытается внушить отцу, что Антиго­на за совершенное ею погребение брата Полиника заслуживает не смерти, а почета. Убедившись в не­преклонности отца, Г. проникает в пещеру, где замурована девушка, застает ее повесившейся и, увидев приближающегося Креонта, бросает­ся на него с мечом. Креонт уклоняет­ся от удара, а Г. вонзает меч в себя и умирает, обняв тело Антигоны.

 

ГЕРА

Супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была прогло­чена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссо­рах. Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль игра­ла именно Г. Супружество Г. определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса. Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста. Однако Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа, откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону. Она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса. К древним функциям Г. относится ее помощь женщинам во время родов. Она — мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, то есть рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу.

Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трех богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам.

Культ Г. был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса).

ГЕРАКЛ

Герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). В отсутствие Амфит­риона (воевавшего против племен телебоев) Зевс, приняв его облик, явился к Алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Г. от Зевса. В день, когда Г. предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властво­вать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы — жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с опрометчи­вой клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом. К колыбели Г. и Ификла Ге­ра послала двух чудовищных змей, но младенец Г. задушил их. Согласно некоторым вариантам мифа, Зевс или Афина хитростью заставили Геру кормить Г. грудью, но младенец сосал с такой силой, что Гера отшвырнула его, а из капель молока возник Млеч­ный путь. Лучшие учителя — мудрый кентавр Хирон, Автолик, Эврит, Кастор — обучали Г. различным ис­кусствам, борьбе, стрельбе из лука; игре на кифаре Г. обучал Лин, но когда он в процессе обучения прибег к наказанию, Г. в припадке гнева убил Лина ударом кифары. Испуган­ный силой и вспыльчивостью Г., Амфитрион отослал его на гору Киферон (на восток от Фив) к пастухам. Там, восемнадцати лет от роду, Г. убил киферонского льва, опустошав­шего окрестности. Возвращаясь с охоты, Г. встретил глашатаев Эргина, царя соседнего Орхомена, тре­бовавших дань с фиванцев. Г. отрубил им носы, уши и руки и велел отнести Эргину вместо дани. В начавшейся войне Г. убил Эргина и обратил его войско в бегство, но Ам­фитрион, сражавшийся вместе с сы­ном, погиб. Фиванский царь Креонт в награду за доблесть Г. выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Г., насла­ла на него безумие, в припадке ко­торого он убил своих детей. При­дя в себя, Г. уходит в изгнание. Он прибывает в Дельфы, чтобы спросить у бога, где ему поселиться. Оракул прика­зывает ему носить имя Геракл (до этого его имя было Алкид) и пове­левает поселиться в Тиринфе, слу­жить Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего Г. станет бессмертным. Выполняя приказания Эврисфея, Г. совершает 12 знамени­тых подвигов.

Первый: он душит голыми руками немейского льва, неуязвимого для стрел. Второй: убивает лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрест­ностях Лерны. В этом подвиге ему помогал племянник Иолай, который прижигал головы, чтобы они не отрастали вновь. Из-за помощи Иолая царь Эврисфей отказался признать этот подвиг. Третий подвиг — поимка керинейской лани. У лани, принадле­жавшей Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Г. преследовал ее целый год, дойдя до земли гипербо­реев, и поймал, ранив стрелой. Аполлон и Артемида хотели отобрать у него лань, но Г. сослался на приказ Эврисфея и при­нес лань в Микены. Четвертый подвиг — поимка эриманфского вепря. Пятый: очищение Авгиевых конюшен. Г., заранее выговорив себе у царя Элиды Авгия в виде платы десятую часть его скота, проделал отверстия в стенах помещения, где находился скот, и отвел туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промы­ла стойла. Но когда Авгий узнал, что Г. выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплатиться, а Эврисфей, в свою очередь, объявил этот подвиг не идущим в счет, так как Г. выполнял его за плату.

Шестой подвиг — изгнание стимфалийских птиц с острыми же­лезными перьями, которые водились на лесном болоте около города Стимфала (в Аркадии) и пожирали людей. Получив от Афины изготовленные Гефестом медные тре­щотки, Г. шумом спугнул птиц и потом перебил их; по другому варианту мифа, часть птиц улетела на остров в Понте Эвксинском, откуда их впоследствии криком прогнали аргонавты. Седьмой подвиг: при­вести критского быка, отличавшегося необыкновен­ной свирепостью. Восьмой: Г. было назначено привести свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, который держал их при­кованными железными цепями к медным стойлам и кормил человеческим мясом Г. убил Диомеда, а кобылиц пригнал к Эврисфею.

Девятый подвиг: по просьбе своей дочери Адметы Эврисфей приказал Г. добыть пояс Ипполиты — царицы амазонок. Десятый подвиг: доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, лежащего далеко на западе в океане. Достигнув Таргесса, Г. поставил на северном и южном берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, две каменные стелы — так называемые Геракловы столпы (вариант: раздвинул закрывавшие выход в океан горы, создав Гибралтарский пролив). Одиннадцатый подвиг: принести золотые яблоки от Гесперид. Дорога к ним вела сначала через Тартесс в Ливию, где Г. пришлось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Г. оторвал его от земли и задушил в воздухе, так как тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землей. Дойдя до Кавказских гор, Г. освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Только после этого Г. через Рифейские горы (Урал) пришел в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод, Атлант. По совету Прометея Г. послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принес три яблока и выразил желание отнести их к Эврисфею, с тем чтобы Г. остался держать небо. Однако Г. удалось перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хо­чет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Г. за­брал яблоки и отнес к Эврисфею (вариант: Г. сам взял яблоки у Гесперид, убив сторо­жившего их дракона).

Двенадцатым и последним подви­гом Г. на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стра­жем преисподней Кербером. Около входа Г. увидел приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем). Г. оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась и Г. вынужден был отступить. Владыка преисподней Аид разрешил Г. увести Кербера, если только он сумеет одолеть его, не пользуясь оружием. Г. схватил Кербера и стал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Кербера вместо хвоста, кусал Г., тот укротил Кербера и привел к Эврисфею, а затем по его приказу отвел обратно.

Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Г. сводятся в основном уже к воен­ным походам, взятию городов, рож­дению многочисленных детей, потомки которых царствовали в разных городах-государствах Греции.

Г. женился на дочери Ойнея Деянире (вариант: еще во время путешествия Г. в царство мертвых за Кербером встретившийся ему там Мелеагр просил Г. взять в жены его сестру Деяниру). Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевез­ти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Г. выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Г.

Когда впоследствии Г., взяв город Эхалию и убив царя Эврита, увел с собой в качестве пленницы его дочь Иолу, Деянира из ревности про­питала кровью Несса хитон Г., полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Г., сама превратилась в яд. Хитон, принесенный Лихасом (посланцем Деяниры), сразу прирос к телу надевшего его Г., и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Г. отправился на гору Эту, разложил костер, взошел на него и попросил спутников зажечь огонь. Разжег костер случайно оказавшийся на Эте Пеант, так как спутники отказывались это сделать. Г. подарил Пеанту свой лук и стрелы. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Г., с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Г., и он вступил в брак с богиней юности Гебой, до­черью Зевса и Геры.

Культ Г. был широко распростра­нен во всем греческом мире, и жерт­воприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других — по ритуалу, обычному для героев. Г. почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед, иногда его почитали вместе с Герме­сом — покровителем торговли.

Date: 2015-11-13; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию