Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существующее состояние туризма в Российской Федерации





Исследование современного состояния туризма в Российской Федерации позволяет сделать выводы о стабильной положительной динамике в развитии данной сферы. Отмечается ежегодный умеренный рост внутреннего и въездного туристского потока. В 2012 году в Российскую Федерацию с целью туризма въехало на 10% больше граждан иностранных государств.

Анализ данных по туристическому въезду-выезду за 2012 год (Приложение 6) показывает, что Россия все еще остается донором туристского потока, однако показатели выезда после значительного сокращения в 2009 году растут умеренными темпами, а количество иностранных граждан, въехавших в РФ с целью туризма в 2012 году выросло на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Международный туризм

Всего в 2012 году россияне совершили за рубеж 47 млн. 813 тыс. поездок, это на 9,3% больше, чем в 2011. С целью туризма наши сограждане съездили за границу 15332,1 тыс. раз, увеличение составляет всего 5,8%, что нетипично для предыдущих годов. В 2011 году по сравнению с 2010-м рост был 15%, а средний показатель за последние 5 лет (с 2008 года) - 11% в год.

Основными причинами таких показателей можно считать сокращение количества предложений низкобюджетных туров, напряжение международной политической обстановки и череда громких скандалов с разорением крупных туроператоров.

Состав лидирующей десятки самых популярных направлений выезда россиян остается неизменным последние пять лет. Рейтинг, по-прежнему, возглавляет Турция - 2516,1 тыс. туристических прибытий из России в 2012 году. Динамика турпотока из России в эту страну ухудшается с каждым годом. В 2010 году рост въездного турпотока составил 20,4%, в 2011-м – 13,3%, а в 2012-м въезд в Турцию снизился на 6,2%. Основной причиной является рост цен и то, что данное направление уже все меньше удивляет российских туристов новизной впечатлений. Сегодня Греция и Испания наиболее напряженно конкурируют между собой за туристский поток из России. Традиционно вторым по популярности направлением среди российских туристов является Египет. По итогам 2012 года поток российских туристов в Египет составил 1 906,6 тыс. поездок, что на 31,2% больше показателей 2011 года, когда в результате политических катаклизмов это направление потеряло 34% турпотока из России. Однако возобновившиеся беспорядки в 2013 году значительно сокращают количество россиян, готовых поехать в эту страну на отдых. Потеря традиционного бюджетного направления отдыха россиян в Египте усилило мощность туристопотока в Турцию, несмотря на рост цен. Турецкие власти ждут рекордного количества россиян по итогам года, которое может превысить даже количество граждан Германии, традиционно лидирующее на данном направлении.

Тунис несколько лет активно восстанавливал туристский поток, однако также пострадал в результате политической нестабильности.

Япония в 2012 году почти вернула российский турпоток. После трагических событий в марте 2011 года въезд в эту страну из России упал на 50%. В 2012 году потерю удалось восполнить почти полностью: россияне совершили в Японию почти 25 тыс. поездок, это чуть меньше показателя 2010 года, рост составил 89%.

Еще одно лидирующее направление выезда россиян с туристической целью – Китай. Российский турпоток в эту страну в 2012 году упал на 11,5%. Вырос турпоток в Таиланд (4-е место по популярности среди российских туристов). Также позитивные сдвиги показала Испания, в том числе за счет лояльной визовой политики, Германия (рост 1,5%), Греция (12,7%), ОАЭ (39,2%), Италия (на уровне 2011 года). Традиционно активно россияне посещают Финляндию и Прибалтику.

Наибольший рост показателя въезда в Россию с туристкой целью в 2012 году показал Китай. 2012-й год был объявлен Годом российского туризма в Китае. Его результатом стал рост турпотока на 47%. 2013 год является ответным Годом Китая в России. Также приятно отметить рост въезда турецких граждан на 25% как ответный отклик на упрощение визовых формальностей. Страны Западной Европы Франция, Германия, Великобритания демонстритуют умеренный прирост количества туристских прибытий на уровне 5-8%. Те же члены Европейского союза, которых затронул экономический кризис, существенно сократили туристские поездки, так Испания демонстрирует спад турпотока на 30%, Италия на 5%, Греция 15%, Кипр 47%. Также сократился турпоток из стран Северной Европы. Япония демонстрирует значительный рост турпотока в Россию (+18%, 44,67 тыс. прибытий).

Отмена виз для туристов из Таиланда и Турции дало наглядные положительные результаты. Если раньше граждане Турции ехали в Россию, в основном, в составе корпоративных групп, то сейчас идет большой поток индивидуальных поездок на выходные дни в Москву, Санкт-Петербург, Казань, на различные культурные события. Отрадно отметить, что данный въездной поток отличается низкой сезонной дифференциацией показателей, т.е. гости приезжают в течение всего года, что важно для равномерной загрузки предприятий туристской инфраструктуры.

Также прирост туристского потока можно отнести к заслугам активного и грамотного продвижения России как туристского направления на международных рынках, в том числе на крупнейших мировых выставках.

Принимающие российские туроператоры, тем не менее, испытывают значительные проблемы с обслуживанием иностранных туристов. Наиболее часто можно встретить сетование на высокие внутренние цены. Для многих европейцев Россия сегодня является слишком дорогим направлением, а туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают. Этому способствует также высокая степень расслоения населения этих стран по уровню доходов. Те туристы, которые решили поехать посмотреть Европу, а заодно по пути Россию или Балтию, готовы платить за туристские услуги.

К сожалению, высокие внутренние цены во многом являются препятствием к росту количества путешествий самих россиян внутри страны.

В целом по стране цены в 2012 году выросли на 6,6%, при этом туристская отрасль демонстрирует более интенсивный рост внутренних цен. Так, стоимость размещения в гостиницах в среднем по стране в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросла на 7,8% и составила 1660,42 руб. в сутки, при этом в Москве стоимость размещения выросла всего на 2% (с 2086 руб. до 2030 руб. в сутки), а в Санкт-Петербурге и вовсе сократилась на 3% (с 1886 руб. до 1826 руб в сутки). Это показывает, в том числе, остроту конкуренции среди гостиниц крупных туристских центров, а рост среднего показателя по стране определил ввод в эксплуатацию новых гостиниц более высокого класса обслуживания в регионах.

Наиболее активно росли цены на билеты в театр (23%) и в кинотеатр (20%) в основном в регионах, т.к. в Москве данный показатель изменился на 2%, выросла стоимость ночи в домах отдыха (на 16% за период с 2010 по 2011 г.г.) и в санаториях (на 10%).

Во многом высокая стоимость путешествия для россиян связана с дороговизной транспортного обслуживания ввиду больших расстояний и неразвитости нерегулярных перелетов внутри страны. По данным Министерства транспорта РФ в 2011 году на внутренних пассажирских авиарейсах было перевезено 28340663 человека, из них регулярными рейсами 26635993 пассажиров и нерегулярными коммерческими рейсами 1704670 пассажиров, т.е. чартерные перевозки составляют на внутреннем рынке всего 6% всего объема услуг, в то время как на международных рейсах этот показатель равняется 34,2%. Отсюда высокие эксплуатационные издержки авиакомпаний на внутренний авиалиниях и цена на билеты, превышающая международные аналоги.

Другой проблемой въездного туризма отмечается недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неэффективного график аработы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через Интернет.

Третьей наиболее часто упоминаемой проблемой на пути роста въездного турпотока является емкость отельной базы, в том числе в бюджетном сегменте. Сегодня проводится масса мероприятий в крупных российских городах и туристских центрах для стимулирования роста событийного туризма. Ведутся работы по составлению ежегодного национального календаря туристских событий.

Однако, как это ни парадоксально, событийный туризм иногда становится препятствием для организации традиционных видов туров: экскурсионного, культурно-познавательного, делового. Так, принимающие туроператоры отмечают ряд трудностей, возникающих в период организации крупных спортивных или выставочных мероприятий: плановое резервирование мест в лучших гостиницах для посетителей данных мероприятий, перекрытие доступа к достопримечательностям и проезда по центру города, изменение режима работы музеев и проч. Таким образом, необходимо разработать подходы к определению формата проведения подобных мероприятий, обеспечивающего в том числе комфортные условия для организаторов и участников традиционных, регулярно действующих туристских программ.

Если касаться географии въездного туризма, то здесь бесспорными лидерами остаются традиционные туристские центры: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, небольшой поток иностранных туристов едет в Екатеринбург и Казань. Также иностранных туристов очень интересуют природные достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, однако здесь негативное влияние оказывают опять же высокие транспортные тарифы и длительность всей туристской программы, которая также приводит к удорожанию тура.

По состоянию на 2012 год в России насчитывается 1282 санатория и пансионата с лечением, общей вместимостью 342 тыс. койко-мест, сократилось количество домов отдыха с 140 в 2011 году до 102, баз отдыха, кемпингов и других организация отдыха с 1636 до 1600 в 2012 году, при этим их вместимость уменьшилась всего на 1 тысячу мест и составила 194 тыс. мест. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в стране в 2012 году выросло на 6,8% и составило 8406 единиц общей вместимостью 585 тыс. мест. Также на 19,7% в 2012 году выросло число туристских баз, при этом незначительно (6%) возрос показатель их вместимости и сегодня составляет 17 тыс. мест.[2]

В части других показателей туристской инфраструктуры можно отметить существенное увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием с 665 (2011 г.) до 728 тыс. км (2012 г.). Оборот предприятий общественного питания ежегодно прирастает на 6%, в 2012 году он достиг цифры 1013,6 млрд. руб.

Положительную динамику показывают все учреждения культуры. Всего в Российской Федерации насчитывается 74 361,967 тыс. музеев. Число посещений музеев, резко снизившееся в 2009 году, ежегодно увеличивается умеренными темпами примерно на 4% в год. Каждый год в стране появляется 4-5 новых музеев. При этом максимальное количество сотрудников музеев и экскурсоводов отмечается в Москве (4142 чел.) и Санкт-Петербурге (3917 чел.). Необходимо отметить, что темпы роста и абсолютные показатели индивидуальных посещений музеев превышают показатели числа туристов из экскурсионных групп. Это говорит о том, что музеям во многом следует ориентироваться на индивидуальных посетителей, развивая интерактивный компонент экспозиции. С другой стороны, это показывает имеющийся потенциал роста экскурсионного обслуживания.

При неизменном числе театров в Российской Федерации растет количество занимаемых ими помещений и вместимость залов. В 2012 году, как никогда, много было реализовано новых театральных постановок (112), значительно, в 2,4 раза, увеличились показатели зарубежных гастролей в 2011 и 2012 годах, растет число зрителей и заполняемость залов, преимущественно при проведении спектаклей театрами на своих прощадках. Следует отметить повышение активности театров в организации различных, в том числе выездных, мероприятий. Данные исследований и статистика посещаемости учреждений культуры как важной части туристской инфраструктуры достаточно убедительно свидетельствуют о росте реальной аудитории.

Необходимо обратить внимание на то, что значительные изменения происходят и с характеристиками потребителей предприятий сферы культуры и туристских услуг в целом. Социальный портрет и потребности целевой аудитории учреждения культуры и сферы туризма значительно изменился[3], а сама целевая аудитория увеличилась в своем объеме за счет расширения таких параметров, как возраст, профессиональный статус, место проживания. Повысился культурный и образовательный уровень целевой аудитории, подавляющее большинство являются активными интернет-пользователями. Причем следует обратить пристальное внимание на существенное снижение возраста целевой аудитории при резком росте их уровня образованности и мобильности.

Выявленные тенденции должны привести к изменению целевых установок при построении стратегии управления туризмом. Но вместе с тем многие учреждения культуры, являющиеся объектами туристского показа, становятся все больше островками застылости, неподвижности, теряют области культурного, символьного и деятельностного совпадения с реальностью. В результате многие из них становятся неинтересны детям и молодежи, требующим высокой интерактивности процессов познания и обучения. Как и традиционные туристские программы.

Реалиями сегодняшнего дня является всеобщий процесс глобализации, Во многом влияющий на туристскую отрасль, который приводит к упрощению визовых формальностей, унификации правил и стандартов обслуживания, формированию феномена «массовой культуры». Туризм в свою очередь вносит весомый вклад в становление и распространение массовой культуры - социальный феномен эпохи всеобщей грамотности и развития информационных технологий.

Сегодня предприятиям сферы туристских услуг, в том числе учреждениям культуры и искусства необходимо, с одной стороны, максимально использовать существующие характеристики массовой культуры для привлечения туристов, расширения потребительской аудитории и повышения конкурентоспособности российских туристских программ на внутреннем и международном рынке. С другой стороны, еще одной задачей индустрии туризма является приобщение общества к высоким достижениям культуры, т.е. на сегодняшнем этапе необходимо активно влиять на процессы формирования массовой культуры и пытаться сделать «высокую», «истинную» культуру – массовой. В этом серьезная гуманитарная роль туризма в формировании духовно-нравственной платформы развития гражданского общества.

Необходимо обеспечить потенциальным российским и иностранным туристам возможность потребления туристских услуг в удобной, динамичной и современной информационной среде, а именно:

- создать условия для централизации и унификации информационных ресурсов сети Интернет для поиска туров по России,

- предоставить прозрачную систему оценки качества предлагаемых туристских услуг (в том числе посредством системы классификации и обязательной сертификации),

- обеспечить возможность частичного ознакомления с экспозицией музеев, достопримечательностями, природным миром, туристскими маршрутами в режиме он-лайн (технологии визуализации, виртуальные экскурсии, видеоролики, фотоматериалы),

- создать условия для предварительного бронирования и оплаты всех видов туристических услуг индивидуальными туристами и организациями;

- предоставить всю необходимую информацию для самодеятельных туристов – расписание транспорта, карты местности, путеводители, правила поведения, режим работы туристских объектов и проч.

Доля рекреационных и медицинских услуг в структуре платных услуг населению остается в последние годы неизменной на уровне 11,4%, что составляет значительную долю рынка и не описывает полностью туристскую отрасль, т.к. не включает сферу транспорта, общественного питания, культурно-досуговых учреждений. Население России все больше и больше приобщается к туризму, в том числе культурно-просветительскому его виду. Экскурсии, путешествия, культурные походы становятся неотъемлемой потребностью россиян, это можно проиллюстрировать резким ростом потребления культуры в малых городах и в деревнях России.

Одним из резервов пополнения целевой аудитории предприятий сферы туристских услуг сегодня являются внеклассные формы и методы работы с детьми и молодежью. Как известно, в Москве – 49%, в крупных городах – 47%, в небольших городах – 37%, в селах – 43% школьников занимаются
в художественных кружках, студиях, специальных школах. Кроме того, существует явная корреляция между возрастом первого посещения учреждения культуры и последующей частотой и глубиной приобщения
к культурным мероприятиям.

Анализ потребительских предпочтений россиян[1] показывает, что большинство (86%) респондентов предпочитают отдых за границей. Страны СНГ как желаемую туристическую дестинацию рассматривает только 1% опрошенных. При этом в течение последнего года реально путешествовали по России 28% опрошенных, а в странах СНГ побывали 10%. Это говорит о низкой мотивации российских потребителей к путешествиям по своей стране. При этом россияне являются активными путешественниками, 67% респондентов путешествуют хотя бы один раз в год, а 23% более двух раз в год. У подавляющего большинства респондентов туристская поездка обычно длиться от недели (44%) до двух и более недель (23%). Это говорит о готовности к пролонгированным турам даже по собственной стране.

Российские потребители являются очень любознательными туристами. Почти каждый третий указал на первостепенную важность познавательной компоненты путешествия. Подавляющее большинство россиян (77%) заранее готовятся к поездке, на это уходит у них не менее месяца, однако есть особая категория путешественников (16%), которые обычно принимают спонтанные решения о путешествии, при этом только 6% респондентов при этом преследуют экономическую выгоду, обычно пользуясь «горящими» турами. При бронировании услуг большинство респондентов (57%) прибегают к услугам турагентств, активно используя ресурсы Интернета на этапе самостоятельного подбора тура. Довольно значительная часть (20%) полностью самостоятельно бронирует туристские услуги через Интернет, не задействуя профессионалов турбизнеса.

В части основных причин, по которым респонденты были бы готовы предпочесть внутренний туризм выездному, опрошенные указали наличие интересных туристских программ, высокий уровень качества туристских услуг и сервиса и конкурентоспособные цены.

___________

[1] Комплексное исследование состояния дел в туризме во взаимосвязи с культурой в регионах Российской Федерации с целью развития культурно-познавательного туризма// Отчет НИР - Минкультуры, 2013 г. -736 с.

 

 

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить позитивные и негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации.

Позитивные тенденции:

- наращивание объектов туристкой инфраструктуры всех категорий, положительная динамика количества средств размещения и числа лиц, обслуженных ими;

- наличие значительной сети учреждений культуры и традиционный подход к раннему приобщению к россиян к их посещению в процессе дошкольного и внешкольного образования;

- сформировавшийся устойчивый спрос среди россиян на туристские услуги и рост располагаемого дохода населения создает позитивный фон для привлечения части потребительского спроса на продукт отечественной туриндустрии;

- наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;

- наличие и рост спроса на природоориентированные, преимущественно самодеятельные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);

- рост патриотических настроений гражданского общества России, в том числе в среде молодежи;

- преимущественное наличие свободных трудовых ресурсов в регионах Российской Федерации;

- сложившаяся система профессионального туристского образования всех уровней, в том числе осуществляемая ведущими вузами страны;

- наличие положительного опыта применения программно-целевых механизмов управления отраслью;

- установки на инновационный характер развития российской экономики на федеральном уровне.

Среди факторов, тормозящих развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно указать наличие следующих проблем:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;

- неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);

- дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);

- устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;

- отсутствие подъездных путей, оборудованных площадок для самодеятельного природоориентированного туризма;

- плохое экологическое состояние и замусоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий, используемых традиционно самодеятельными туристами;

- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов, наличие административных барьеров;

- недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;

- наличие тенденции к монополизации рынка туристских услуг со стороны крупных федеральных игроков туристского бизнеса;

- негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски в силу компенсационного характера возмещения убытков покупателей при обнаружении финансовой несостоятельности или недобросовестном поведении туроператоров;

- высокая стоимость отечественного турпродукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма по цене;

- высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность «низкого сезона» в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;

- несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;

- слабая практическая ориентация в подготовке профессионалов турбизнеса;

- традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по России, способных удовлетворить динамичному и взыскательному спросу современного потребителя;

- отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, требование модернизации их услуг;

- несовершенство порядка выдачи российских виз туристам из миграционно безопасных иностранных государств;

- недостаточное продвижение туристского продукта России на внутреннем рынке;

- низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов России, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;

- отсутствие моды на путешествие по России, негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по России.

Указанные тенденции определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации.

Date: 2015-12-11; view: 395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию