Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема системы врачебной науки Тибета 2 page





Присутствовали тут же друзья Наставника из чужих: дед Эсрун (Брама), великий небесный дух – Цогун Кукултэ (Вишну), повсюду известный, молодой Шестилицый и многие другие сотоварищи-небуддисты, а из своих: счастливый Манзошри, достойный Хоншим-Бодхисаттва, Вачирвани, Ананда, Цо-жед-шонну и многие другие сотоварищи-буддисты.

Великий Наставник поучал, а слушатели старались понять его учение, соответственно объяснениям, которые руководитель им давал.

 


II

Лица, желающие быть здоровыми, лечить больных, долго жить, желающие приобретать познания, богатства, разумно и с пользой для себя и других провести жизнь, избавлять всех живущих от страданий, желающие почета от глав народов, и вообще все те, кто желает заботиться как о своих делах, так и о делах своих ближних, должны изучать врачебную науку.

Для этого необходимо изучать сочинение «Чжуд-ши» – «Четыре основы» – и точки зрения этого сочинения на организм; части и главы его: «Главную основу» (введение в медицину), «Повествовательную основу», «Основу терапии и хирургии» и «Прибавочную основу».

В «Чжуд-ши» излагаются следующие сведения: 1) об организме взрослого человека; 2) о детском организме; 3) о женском организме; 4) о нервно-истерических субъектах; 5) о ранах и язвах; 6) о ядах и отравлениях; 7) о старческом организме; 8) о поддержании и укреплении организма в старости.

Необходимо также изучать одиннадцать частей «Повествовательной основы»: 1) введение; 2) о развитии зародыша; 3) о здоровом и больном организме; 4) об образе жизни; 5) о пище, поддерживающей жизнь; 6) о лекарствах; 7) о наружных средствах и хирургических инструментах; 8) о безболезненном существовании; 9) о распознавании здорового и больного организма; 10) о способах лечения; 11) о практикующих врачах.

Следует изучать пятнадцать частей «Основы терапии и хирургии»: 1) о лечении расстройств трех жизненных процессов, совершающихся в организме; 2) о лечении расстройств питания внутренних органов; 3) о лечении расстройств питания в организме при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты; 4) о лечении расстройств питания верхнего отдела организма; 5) о лечении расстройств питания плотных и полых органов; 6) о лечении расстройств питания органов urogenitalium у мужчин и женщин; 7) о лечении часто встречающихся расстройств питания; 8) о лечении наследственных язв; 9) о лечении расстройств питания в детском организме; 10) о лечении расстройств питания в женском организме; 11) о лечении нервно-истерических больных; 12) о лечении ран (различного рода повреждений); 13) о лечении расстройств питания, происходящих от отравления; 14) о лечении расстройств питания в старческом организме; 15) об укрепляющем старость способе лечения.

Следует изучать четыре части «Прибавочной основы»: 1) о наблюдении пульса и урины; 2) о лекарствах, действующих успокаивающим образом; 3) о средствах, радикально излечивающих расстройства питания в организме; 4) о наружных способах лечения, применяемых осторожно, но решительно.

Также необходимо изучать следующие 156 глав:

1) вступление; 2) содержание «Чжуд-ши»; 3) о системе врачебной науки; 4) о распознавании (общая диагностика); 5) о способах лечения; 6) перечисления (общие выводы). Эти шесть глав составляют «Главную основу».

«Повествовательная основа» состоит из следующих глав: 1) введение в общие сведения медицины; 2) законы развития зародыша; 3) уподобление (некоторые анатомические сведения); 4) общее положение (анатомические сведения); 5) сущность жизненных процессов в организме; 6) деление (по полам, возрастам и темпераментам); 7) предвестники разрушения организма; 8) причины расстройств питания в организме; 9) условия, при которых развиваются расстройства; 10) расстройство питания в организме (процесс заболевания организма); 11) признаки расстройств питания в организме; 12) деление расстройств питания; 13) о постоянном образе жизни; 14) об образе жизни по временам года; 15) об обыкновенном образе жизни; 16) о значении пищи вообще; 17) при каких условиях пищевые вещества становятся вредными; 18) об умеренном употреблении пищи и питья; 19) о вкусе и усвоении веществ; 20) о силе (действии) лекарственных веществ на организм; 21) об искусстве приготовления лекарств; 22) о способах хирургического лечения и о хирургических инструментах; 23) о безболезненном существовании; 24) о распознавании расстройств питания в организме; 25) о распознавании расстройств питания в организме на основании причин, вызывающих определенные расстройства; 26) о точном распознавании излечимых и неизлечимых расстройств питания; 27) о правилах общего лечения; 28) об особенных способах лечения; 29) о лечении голоданием и питанием; 30) о способе рационального лечения; 31) о практикующих врачах.

Таким образом, в «Повествовательной основе» насчитывается 11 частей: в трех – по одной главе, в четырех – по три главы; в одной – четыре главы, в одной – пять глав, в одной – шесть глав; сверх того, одна глава составляет введение; всего – 31 глава.

«Основа терапии и хирургии» состоит из следующих глав: 1) введение; 2) расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха; 3) расстройства жизненных процессов желчи; 4) расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; 5) совместные расстройства упомянутых трех жизненных процессов, совершающихся в организме; 6) катары первых путей пищеварения и усвоения; 7) опухоли и наросты; 8) отеки; 9) переходящие опухоли; 10) водянка; 11) истощающий хронический катар легких, бугорчатка; 12) расстройства питания в организме (с повышением температуры, т. е. с усилением прирожденной энергии жизненно-живой теплоты); 13) о возможности ошибок при распознавании расстройств питания в организме с усилением или ослаблением прирожденной энергии жизненно-живой теплоты; 14) о состоянии организма в период ослабления прирожденной энергии жизненно-живой теплоты после расстройств питания с высокой температурой; 16) о незрелом периоде (о расстройствах питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме до периода ее наибольшего напряжения); 16) о зрелом периоде (о расстройствах питания в организме при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в период ее наибольшего напряжения); 17) о пустом периоде (о расстройстве питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме с одновременным расстройством восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха); 18) о скрытом периоде (о расстройствах питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме с одновременным расстройством жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха); 19) о хронических расстройствах питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме; 20) о мутном периоде (о расстройствах питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме с одновременным расстройством питания лимфы); 21) о распространенном периоде (о расстройствах питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме с одновременным расстройством питания крови); 22) об измененном периоде (о расстройстве питания при усилении прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме с одновременным расстройством жизненных процессов желчи); 23) о расстройствах питания под влиянием инфекции, усиливающей прирожденную энергию жизненно-живой теплоты в организме; 24) об оспе; 25) о брюшном тифе и кровавом поносе; 26) о расстройстве питания в зеве под влиянием инфекции и о сибирской язве; 27) о гриппе (эпидемическом) – таких 16 глав;

расстройства питания в верхнем отделе организма: 28) головы; 29) зрительного аппарата; 30) слухового аппарата; 31) обонятельного аппарата; 32) полости рта; 33) опухоли желез – всего 6 глав;

расстройства питания плотных и полых органов: 34) сердца; 35) легких; 36) печени; 37) селезенки; 38) почек; 39) желудка; 40) тонких кишок; 41) толстых кишок – таких 8 глав;

расстройства питания органов urogenitalium:

42) мужчин; 43) женщин – всего 2 главы;

распространенные расстройства питания:

44) потеря голоса; 45) потеря аппетита; 46) жажда; 47) икота; 48) одышка; 49) острое расстройство первых путей пищеварения; 50) паразиты; 51) рвота; 52) понос; 53) запоры; 54) задержание урины; 55) мочеизнурение; 56) понос с усилением прирожденной энергии жизненно-живой теплоты в организме; 57) подагра и цинга; 58) ревматизм; 59) расстройства питания лимфы; 60) расстройства питания мышц и нервов (парез и параличи); 61) расстройства питания кожи; 62) маловажные расстройства питания – таких 19 глав;

63) наследственные язвы; 64) геморрой; 65) рожа; 66) опухоли (абсцессы, нагноения); 67) опухоли лимфатических желез; 68) расстройства питания в мошонке и грыжа; 69) цинготное состояние с глубокими воспалениями; 70) язвы мочеиспускательного канала – таких 8 глав;

71) особенные расстройства питания в детском организме; 72) обыкновенные расстройства питания в детском организме; 73) расстройства питания нервной системы в детском организме – всего 3 главы;

74) общие расстройства питания, свойственные женскому организму; 75) особенные расстройства питания, свойственные женскому организму; 76) часто встречающиеся расстройства питания женского организма – всего 3 главы;

77) расстройства питания у нервно-истерических больных; 78) бешенство; 79) потеря памяти; 80) паралитическое состояние; 81) хронические расстройства питания у нервно-истерических больных – всего 5 глав;

82) раны; 83) раны головы; 84) раны шейной области; 85) раны туловища; 86) раны верхних и нижних конечностей – всего 5 глав;

87) отравления искусственными ядами; 88) случайные отравления; 89) отравления естественными ядами – 3 главы;

90) питание стариков; 91) поддержание старости; 92) укрепление старческого организма.

Таким образом, в «Основе практической медицины и хирургии» насчитывается 15 частей: одна часть содержит 1 главу; две – по 2 главы; три – по 3 главы; одна – 4 главы; две – по 5 глав; две – по 6 глав; две – по 8 глав; одна – 16 глав; одна – 19 глав и одна глава является введением; всего 92 главы.

«Прибавочная основа» заключает в себе следующие главы: 1) о пульсе; 2) об урине; 3) об отварах; 4) о порошках; 5) о пилюлях; 6) о пастах; 7) о лекарственных маслах; 8) о лекарственных золах; 9) о кашках; 10) о лекарственных винах; 11) о минеральных лекарствах; 13) о лекарственных травах; 13) о маслянистых втираниях; 14) о слабительных средствах; 15) о рвотных средствах; 16) о лекарствах, употребляемых через нос; 17) о питательном способе лечения; 18) о клизмах; 19) о лечении расстройств питания кровеносных сосудов; 20) о кровопусканиях; 21) о прижиганиях (способ, применяемый, главным образом, при расстройствах нервной системы); 22) о компрессах; 23) о ваннах; 24) о мазях; 25) о хирургических способах лечения.

Таким образом, в «Прибавочной основе» четыре части: одна часть содержит 2 главы, одна – 10 глав, одна – 7 глав, одна – 6 глав; всего 25 глав.

Итак, в «Главной основе» содержится 6 глав, в «Повествовательной основе» – 31 глава, в «Основе практической медицины и хирургии» – 92 главы, в «Прибавочной основе» – 25 глав. Всего в «Четырех основах» содержится 154 главы, а с главами, в которых сведены воедино общие выводы, – 156 глав.

Главы «Основы практической медицины и хирургии» идут в следующем порядке: 1) 70 глав о расстройствах питания в организме взрослого человека; 2) 3 главы о расстройствах питания в детском организме; 3) 3 главы о расстройствах питания в женском организме; 4) 3 главы об отравлениях; 5) 5 глав о расстройствах питания у нервно-истерических больных; 6) 5 глав о ранах и язвах; 7) 1 глава о поддержании старости; 8) 2 главы об укреплении старческого организма. Остальные главы содержатся в трех упомянутых «Основах».

 


III

В «Главной основе» сокращенно излагается выработанная экспериментально, в течение многих веков, система врачебной науки.

Врачи пришли к заключению, что прежде всего необходимо изучить состояние здорового и больного организма, способы, с помощью которых возможно точно узнать то или другое состояние, и, наконец, условия и средства, необходимые для сохранения здоровья и излечения больного организма.

Эти положения врачебной науки изложены в девяти следующих ее отделах:

1) отдел о здоровом организме (эмбриология, анатомия и физиология);

2) отдел о больном организме (патологическая анатомия и патологическая физиология);

3) отдел о способе распознавания здорового и больного организма посредством осмотра;

4) отдел о способе распознавания посредством ощупывания;

5) отдел о способе распознавания посредством правильного расспроса;

6) отдел о пище и питье для здорового и больного;

7) отдел об образе жизни (гигиена);

8) отдел о лекарственных веществах (фармакогнозия и фармакология);

9) отдел о способах лечения, включая хирургический (терапия и хирургия).

В этих девяти отделах содержатся 47 общих практических сведений, которые подразделяются на 224 частных сведения.

Врачебной наукой по «Чжуд-ши» преследуются две цели: сохранение здоровья и долголетие.

Благодаря этой науке, человечество сможет: 1) жить разумно и счастливо, 2) приобретать знания и 3) пользоваться благосостоянием.

Все общие и частные сведения для врача расположены в следующем порядке.

Прежде всего следует обратить особенное внимание на три жизненных процесса, совершающихся в организме, и на значение тканей и выделений. Если жизненные процессы совершаются в них нормально, то организм процветает; с нарушением жизненных процессов в организме возникают различного рода расстройства.

Тремя жизненными процессами считаются:

восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха: 1) жизненное – эмбриональное; 2) дыхательное; 3) тканевое; 4) при пищеварении и усвоении; 5) при всякого рода выделениях;

жизненные процессы желчи: 1) жизненный процесс желчи и его роль при пищеварении и всасывании; 2) его роль при усвоении; 3) его роль в кровеносной системе; 4) его роль для зрительного аппарата; 5) его роль при окрашивании всех тканей;

жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы: 1) жизненный процесс слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и его роль во всем организме; 2) его роль в первых путях пищеварения; 3) его роль в полости рта при ощущении вкуса; 4) его роль в мозгу; 5) его роль в суставах, сухожилиях, сочленениях, в связках и соединениях.

Итак, эти три жизненных процесса, совершающиеся в организме, распадаются на пятнадцать процессов.

Затем должны обращать на себя внимание врача семь веществ: млечный сок – хилус, кровь, мышцы, жир, кость, костный мозг – нервы, sperma– menstrua и три выделения: экскременты, урина и пот.

Если три условия – поступление в организм воздуха, пищевых веществ и питья, усвоение их и образ жизни – будут благоприятны для организма, то последний совершенствуется; если же эти условия неблагоприятны, то в нем развиваются различные расстройства питания.

Жизненные процессы расстраиваются в организме по трем причинам, при одновременном действии четырех благоприятствующих тому обстоятельств. Прежде всего расстройства питания обнаруживаются в шести областях организма. Эти расстройства питания распространяются на верхний, нижний и средний отделы организма пятнадцатью путями. В зависимости от возраста, местных условий и времени года развивается одно из девяти состояний, ведущих организм к смерти, и происходят двенадцать сложных расстройств. Прирожденная энергия жизненно-живой теплоты в организме, при всех расстройствах питания, или повышается, или понижается.

Таким образом развиваются 63 расстройства питания в организме.

Неумение управлять своими страстями, отсутствие истинной доброты и неведение считаются тремя причинами, расстраивающими восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, жизненные процессы желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

Четыре обстоятельства ослабляют или усиливают влияние этих причин; это: образ жизни, пища и питье, времена года и индивидуальная восприимчивость.

Расстройства упомянутых выше трех жизненных процессов, совершающихся в организме, прежде всего отражаются: на коже, на мышечной и костной системах, на проводниках (сосудах и нервах), на органах плотных и на органах, имеющих полость.

В эмбриональном периоде жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы прежде всего возникают в головном мозгу. По мере развития зародыша эти процессы особенно энергично проявляются в грудной области, с образованием лимфатических сосудов.

В этом же периоде возникают, прежде всего в области печени и желчного пузыря, жизненные процессы желчи, и, по мере развития зародыша, они проявляются во всем организме.

Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха в зародыше возникает прежде всего в поясничной области. По мере развития зародыша процесс восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очшцения-расходования воздуха особенно ясно обнаруживается в толстых кишках.

Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха и жизненные процессы желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы совершаются: в костной системе, в аппарате органа слуха, в области осязания, в сердце, в аорте, в толстых кишках, в крови, в области потоотеления, в органах зрения, в печени, в желчном пузыре, в тонких кишках, в хилусе, в мышечной и жировой тканях, в костном мозгу, в sperma, при образовании экскрементов и урины, в носу, на языке, в легких, в селезенке, в желудке, в почках, в мочевом пузыре, в пяти отделах организма, в тканях, в выделениях, в районах шести чувств, в органах плотных и полых.

Старческий возраст преимущественно подвержен нарушению восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, юношеский возраст – нарушению жизненных процессов желчи, младенческий возраст – нарушению жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

В холодной и ветреной местности легко нарушается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха; в сухой, жаркой и открытой местности легко нарушаются жизненные процессы желчи; в сырой черноземной, плодородной местности легко нарушаются жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

В летнее время, по вечерам и на рассвете, легко нарушается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха; осенью в полдень и в полночь легко нарушаются жизненные процессы желчи; весной в сумерки и рано утром легко нарушаются жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

Девять состояний, ведущих организм к смерти: 1) смерть от старости, 2) смерть от одновременного существования в организме двух совершенно противоположных расстройств питания: ослабления и усиления энергии жизненно-живой теплоты; при лечении одного из этих расстройств другое обостряется и влечет за собой гибель организма; 3) смерть вследствие неразумного употребления (в результате незнания основ врачебной науки) пищи и питья, применения лекарственных веществ и наружных способов лечения, ведения неправильного образа жизни, усиливающих энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с усилением ее и ослабляющие энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с ослаблением ее; и ослабляющих энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с ослаблением ее; 4) смерть от повреждения важных для жизни органов; 5) смерть от неисправимого расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха; 6) смерть от усиления энергии жизненно-живой теплоты выше пределов, переносимых организмом; 7) смерть от ослабления энергии жизненно-живой теплоты ниже пределов, переносимых организмом; 8) смерть от истощения организма при различных обстоятельствах и от различных причин, при которых восстановление частиц, тканей и органов сделалось невозможным; 9) моментальная смерть вследствие неисправимого расстройства питания физической и умственной сферы, возникшего от неумения управлять своими страстями.

Двенадцать сложных расстройств происходят вследствие одновременного усиления или ослабления трех жизненных процессов в организме.

Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, совместно с жизненным процессом слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, действует на организм как холодная вода, т. е. понижающим образом на прирожденную энергию жизненно-живой теплоты, тогда как кровяная ткань, совместно с жизненным процессом желчи, имеет свойство огня, т. е. действует повышающим образом на прирожденную энергию жизненно-живой теплоты; паразиты и лимфа обладают в этом отношении и теми, и другими свойствами. Таковы 88 общих и частных сведений, которые дают возможность безусловно знать сущность всех расстройств питания в организме.

 


IV

Следует точно распознавать расстройства питания в организме, пользуясь для этой цели осмотром, ощупыванием и расспросом. При помощи зрения следует делать осмотр, изучать язык и урину. Способы такого исследования излагаются в учении об осмотрах. Пальцами следует ощупывать, осязать теплоту, определять состояние пульса. Способы такого исследования излагаются в учении об ощупывании. При помощи расспросов выясняются условия, при которых развилось данное расстройство питания в организме, самоощущения больного, пища, употребленная им. Все это излагается в учении о выслушивании и о том, как вести правильно расспросы.

Красный, сухой, жесткий язык, водянистая с обильным количеством пены урина, толстый, но пустой, останавливающийся по временам, пульс указывают на расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме.

Бледно-желтый, толстый, весь покрытый налетом язык, красновато-желтая, с большим количеством пара и с неприятным запахом урина, быстрый, ясный и сильный пульс указывают на расстройство жизненных процессов желчи.

Бледный, тонкий, малокровный, мягкий и влажный язык, белая, с небольшим количеством пара и слабым запахом урина, хоть и ясный, но слабый, медленный пульс указывают на расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

Расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме обнаруживается при продолжительном употреблении малопитательной грубой пищи и при истощающем и утомляющем образе жизни – зевотой, дрожью, потягиванием, ощущением холода и боли в пояснице, костях и суставах, покалыванием в различных местах, напрасными позывами к рвоте, притуплением шести чувств, дурным настроением; эти признаки усиливаются в голодном состоянии и исчезают при употреблении маслянистой питательной пищи.

Расстройство жизненных процессов желчи в организме возникает при продолжительном употреблении острой горячительной пищи и при сильном утомляющем физическом труде и обнаруживается горечью во рту, головными болями, ощущением чрезмерной теплоты в организме, коликами в грудной области, усиливающимися после пищеварения; в прохладе и при приеме прохладной пищи и питья признаки эти исчезают.

Расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме происходит от продолжительного употребления тяжелой и жирной пищи, ленивого и спокойного образа жизни и обнаруживается отсутствием аппетита, трудным усваиванием пищи, рвотой, ощущением неприятного вкуса во рту; появлением вздутия в области желудка, отрыжкой, ощущением общей тяжести и холода внутри и снаружи; эти признаки усиливаются после еды, а после приема тепловатой пищи и пребывания в теплоте проходят.

Тридцатью восемью подобного рода способами наблюдения возможно безошибочно распознавать все расстройства питания в организме.

 


V

Расстройства питания излечиваются при помощи четырех следующих средств: пищи и питья, образа жизни, лекарственных веществ и наружных способов лечения, к которым относится и хирургия. Пищевые вещества, полезные для людей с расстройством восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, следующие: конина, ослятина, мясо сурка, мясо, сохранявшееся год в сушеном виде, вообще всякое мясо, укрепляющее организм; растительные масла, тростниковый сахар, лук простой и репчатый, молоко, жареная мука из корней зава и рамни (род женьшеня), вино из тростникового сахара, навар из костей (бульон).

Пищевые вещества, полезные для субъектов с расстройством жизненных процессов желчи в организме: кислое молоко, кефир из коровьего и козьего молока, свежее масло, мясо диких коз, козлятина, свежее мясо буйвола, вареные зерна ржи, жидкий соус из зелени жабой и хурма, вообще жидкие соусы и супы (овсянка), холодная вода и кипяченая холодная вода.

Пищевые вещества, полезные для субъектов с расстройством жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме: баранина, оленина, мясо хищных животных, рыба, мед, жидкая горячая каша, похлебка из муки из старых зерен хлебных растений, растущих в сухой местности, кислое молоко, кефир из молока буйволицы, густое вино, кипяченая холодная вода.

Лица, у которых произошло расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, должны жить в теплом климате, окружать себя людьми вполне приятными; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов желчи в организме, должны жить в прохладной местности, в спокойной обстановке; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов в слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме, должны вести деятельный образ жизни и жить в теплом климате.

Лица, у которых произошло расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, должны для своего излечения прибегать к лекарствам приятного, кислого, соленого вкуса и к маслянистым, тяжелым и мягким лекарственным веществам; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов желчи в организме, должны для своего излечения прибегать к лекарствам приятного, горького и вяжущего вкусов и к прохладительным, жидким и успокаивающим лекарственным веществам; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме, должны для своего излечения прибегать к лекарствам жгучего, кислого, вяжущего вкусов, к грубым и рыхлым лекарственным веществам.

Лекарства, приготовляемые тибетскими врачами на основании известных им шести вкусов1, по жизненному действию бывают двух родов: успокаивающие и излечивающие. Лекарств, успокаивающих расстройства энергии восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, два: бульоны и маслянистые вещества; для успокоения расстройств жизненных процессов желчи нужно употреблять отвары и порошки; для успокоения расстройств жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы нужно употреблять пилюли и кашицы.

Бульоны бывают из костей, из четырех костей, заключающих в себе питательный сок, и из костей черепа.

Маслянистые лекарства: масло из мускатного ореха; из репчатого лука; масло из трех сушеных фруктов; из пяти корней, вместе с мясом, укрепляющим организм.

Отвары готовятся: из корней enulae, gentianae, из цветков gentianae.

Порошки готовятся: из камфары, кипариса, шафрана, белой глины.

Пилюли готовятся из различных солей и radix aconiti.

Кашицы готовятся: из граната, из листьев рододендрона, из растения «годмаха», из поваренной соли и из «жон-ши» (камни из целебных источников).

Способом, излечивающим расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, служат питательные клизмы; расстройства жизненных процессов желчи излечиваются слабительными средствами, а расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы – рвотными средствами.

Питательные клизмы готовятся: жидковатые, жидкие и густые; слабительные – обыкновенные слабительные, сильно и слабо действующие; рвотные – сильные и слабые. Наружные средства, применяемые для излечения расстройств питания в организме: втирания с массажем, массаж, монгольский способ прижиганий, потогонный способ лечения, кровопускание, лечение водой, компрессы, чередуемые с прижиганием; таких 98 способов лечения. Кто ими пользуется умело и очень внимательно, убежденный в том, что система врачебной науки излагает только истину, тот может избавиться от всяких расстройств питания в организме.

 


VI

Итак, изучение состояния здорового и больного организма, изучение способов, при посредстве которых распознается здоровое и болезненное состояние организма, изучение условий и средств, необходимых для сохранения здоровья и излечения больного организма, изложены в девяти отделах практической медицины, а именно: в отделе о здоровом организме (эмбриология, анатомия и физиология), в отделе о больном организме (патологическая анатомия и патологическая физиология), в отделе о способе распознавания здорового и больного организма посредством осмотра (диагностика), в отделе о способе распознавания посредством ощупывания, в отделе о способе распознавания посредством правильного расспроса, в отделе о пище и питье для здорового и больного, в отделе об образе жизни (гигиена), в отделе о лекарственных веществах (фармакогнозия и фармакология) и в отделе о способах лечения, включая сюда и хирургические способы лечения (терапия и хирургия).

Date: 2015-12-10; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию