Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема системы врачебной науки Тибета 1 page
Врачебная наука Тибета[69] свою стройную, логически последовательную систему изображает схематически в виде девяти деревьев, растущих из трех самостоятельных корней. Из первого корня растут два дерева, имеющие двенадцать ветвей, восемьдесят восемь листьев, два цветка и три плода. Под первым деревом подразумевается здоровый человек, а под вторым – человек, у которого произошло расстройство питания (больной). Из второго корня растут три дерева, имеющие восемь ветвей и тридцать восемь листьев. Первое дерево изображает диагностические приемы осмотра, второе – ощупывание и третье – правильные расспросы. Диагноз здорового организма и организма, у которого произошло расстройство питания (больного), производится при помощи шести чувств: 1) зрения, 2) слуха, 3) обоняния, 4) вкуса, 5) осязания-ощущения и 6) ощущения полной удовлетворенности (физической или умственной), зависящей от индивидуальности и являющейся результатом первых пяти чувств. Из третьего корня растут четыре дерева, имеющие двадцать семь ветвей и девяносто восемь листьев. Первое дерево изображает пищу и питье, второе – образ жизни, третье – лекарственные вещества и четвертое – наружные способы лечения, к которым относится и хирургия. Первое дерево – схематическое изображение здорового и больного человека – имеет три ветви, двадцать пять листьев, два цветка и три плода. Первая ветвь – три жизненных процесса, вторая – ткани, третья – выделения. Первая ветвь имеет пятнадцать листьев. Первый лист – восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха в эмбриональном периоде, второй лист – тот же процесс в легких, третий – в тканях, частицах и в коже, четвертый – в первых путях пищеварения, пятый – в нижних сферах тела, шестой – жизненный процесс желчи в первых путях пищеварения, седьмой – жизненный процесс желчи, при помощи которого происходит уподобление, восьмой – тот же процесс в кровеносной системе, девятый – в области зрительного аппарата, десятый – жизненный процесс желчи, влияющий на окраску тканей и кожи, одиннадцатый – жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в грудной области, двенадцатый – тот же процесс в первых путях пищеварения, тринадцатый – в полости рта и на языке, четырнадцатый – в области головного мозга и пятнадцатый – в области суставных поверхностей, влагалищ, полостей и щелей. Вторая ветвь – ткани – имеет семь листьев: первый лист – хилус, второй – кровяная ткань, третий – мышечная ткань, четвертый – жировая ткань, пятый – костно-хрящевая ткань, шестой – нервная и костномозговая ткань и седьмой – sperma и menstrua. Третья ветвь – выделения – имеет три листа: первый – урина, второй – экскременты и третий – пот. Как у здорового, красиво растущего дерева появляются цветы и плоды, так и результатом цветущего состояния организма являются два эмблематических цветка: 1) безболезненная жизнь и 2) продолжительная жизнь. Тремя эмблематическими плодами цветущей жизни считаются: 1) счастливая и разумная жизнь, знание и богатство, 2) слава, 3) такое совершенное состояние после смерти, какого ограниченный ум человеческий и представить не может. Второе дерево – схематическое изображение человека, у которого произошло расстройство питания, – имеет девять ветвей, шестьдесят три листа.
Схематичное изображение человека здорового (дерево слева) и больного (дерево справа).
Первая ветвь с тремя листьями изображает три причины, заключающиеся в самом субъекте и вызывающие расстройство питания: 1) неумение управлять своими страстями, 2) отсутствие истинной доброты, 3) отсутствие знания. Вторая ветвь с четырьмя листьями изображает четыре внешние причины, вызывающие расстройство питания: 1) времена года, 2) индивидуальная чувствительность, 3) пища и питье, 4) образ жизни. Третья ветвь с тремя листьями изображает три области: 1) первоначальное возникновение в эмбриональном периоде желчи в области печени, под диафрагмой и появление ее затем во всех тканях, 2) начало развития в эмбриональном периоде слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в области головного мозга и дальнейшее развитие ее в грудной полости и в других частях тела, 3) начало в эмбриональном периоде восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в области поясницы и проявление этого процесса в толстых кишках. Четвертая ветвь с шестью листьями изображает шесть областей, в которых начинается расстройство питания: 1) полые органы, 2) плотные органы, 3) область кожи, 4) область мышечной системы, 5) область сосудисто-нервной системы и 6) область костно-хрящевой системы. Пятая ветвь с пятнадцатью листьями изображает расстройство питания в организме в пятнадцати отделах вследствие расстройства: а) восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, б) жизненного процесса желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Самым чувствительным местом при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха считаются: 1) семь тканей, 2) из шести чувств – область слухового центра, 3) район осязания и потоотделения, 4) из плотных органов и сосудов – сердце, грудная и брюшная аорта, 5) из полых органов – тонкие кишки. Самым чувствительным местом при расстройстве жизненного процесса желчи считаются: 6) кровяная ткань, 7) область потоотделения, 8) из шести чувств – область зрительного аппарата, 9) из плотных органов – область печени, 10) из полых органов – желчный пузырь и толстые кишки. Самым чувствительным показателем расстройства слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы являются: 11) урина и экскременты, 12) из полых органов – желудок и мочевой пузырь, 13) из плотных органов – легкие, почки и селезенка, 14) из шести чувств – область обоняния и вкуса, 15) из тканей – мышечная, нервная и жировая ткань, ткань костного мозга, sperma и menstrua. Шестая ветвь с девятью листьями изображает: 1) три возраста, три местности и три времени года, в которых играют роль три жизненных процесса. Легко расстраиваются: 1) в старческом возрасте восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, 2) в юношеском – жизненные процессы желчи, 3) в детском возрасте – слизисто-серозная и млечно-лимфатическая система, 4) в холодной, ветреной стране – восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, 5) в сухой и жаркой – жизненные процессы желчи, 6) в сырой черноземной полосе – слизисто-серозная и млечно-лимфатическая система; наконец, легко расстраиваются: 7) летом рано утром и поздно вечером – восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, 8) осенью в полдень и в полночь – жизненные процессы желчи, 9) весной утром и вечером – слизисто-серозная и млечно-лимфатическая система. Седьмая ветвь с девятью листьями изображает описание девяти случаев смерти, при которых излечение невозможно: 1) смерть от старости, 2) смерть от одновременного существования в организме двух совершенно противоположных расстройств питания: ослабления и усиления энергии жизненно-живой теплоты; при лечении одного из этих расстройств другое обостряется и влечет за собой гибель организма, 3) смерть вследствие употребления, по непониманию основ врачебной науки, пищи и питья, применения лекарственных веществ и наружных способов лечения, ведения образа жизни, усиливающих энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с усилением ее и ослабляющих энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с ослаблением ее, 4) смерть от повреждения важных для жизни органов, 5) смерть от неисправимого расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, 6) смерть от усиления энергии жизненно-живой теплоты выше пределов, переносимых организмом, 7) смерть от ослабления энергии жизненной-живой теплоты ниже пределов, переносимых организмом, 8) смерть от истощения организма при различных обстоятельствах и от различных причин, при которых излечение частицы тканей и органов сделалось невозможным, 9) моментальная смерть вследствие неисправимого расстройства питания физической и умственной сферы, возникшего от неумения управлять своими страстями. Восьмая ветвь с двенадцатью листьями изображает 12 осложнений расстройства жизненных процессов. Расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха вызывает расстройство: 1) жизненных процессов желчи и 2) слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха после излечения вызывает расстройство: 3) жизненных процессов желчи и 4) слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; расстройство жизненных процессов желчи вызывает расстройство: 5) восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и 6) слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; расстройство жизненных процессов желчи после излечения вызывает расстройство: 7) восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и 8) слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; расстройство слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы вызывает расстройство: 9) восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищениярасходования воздуха и 10) жизненных процессов желчи; расстройство слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы после излечения вызывает расстройство: 11) восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и 12) расстройство жизненных процессов желчи. Девятая ветвь с двумя листьями изображает синтез расстройства питания в организме: 1) расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы вызывает ослабление энергии жизненно-живой теплоты, а 2) расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи вызывает усиление энергии жизненно-живой теплоты. Из второго корня растут три дерева с 8 ветвями, 38 листьями. При помощи этих схематических изображений деревьев возможно досконально ознакомиться с состоянием здорового человека и безошибочно распознать расстройство питания в организме. Первое дерево – исследование организма при посредстве осмотра – имеет 2 ветви и б листьев.
Схематичное изображение диагностического приема врачебного осмотра (первое дерево слева), ощупывания (второе дерево) и правильность распросов (третье дерево).
Первая ветвь – исследование языка – имеет 3 листа: 1) язык при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха – красный, сухой, жесткий, 2) при расстройстве жизненных процессов желчи – клейкий, с беловато-желтым толстым налетом, 3) при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы – бледный, толстый, мягкий и влажный. Вторая ветвь – исследование урины: 1) при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха урина имеет синеватый цвет, при взбалтывании пенится, 2) при расстройстве жизненных процессов желчи урина красновато-желтого цвета, с большим паром и сильным запахом, 3) при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы она бледного цвета, с ограниченным паром и запахом.[70] Второе дерево изображает диагностические приемы ощупывания. Три ветви этого дерева имеют по одному листку. Первая ветвь изображает расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и лист – признак этого расстройства: пульс толстый на ощупь, при давлении легко спадающий и прерывистый. Вторая ветвь изображает расстройство слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и лист – признак этого расстройства: пульс едва заметный, слабый и медленный. Третья ветвь изображает расстройство жизненных процессов желчи и лист – признак этого расстройства: пульс скорый, ясный, при давлении непрерывный, сильный и тонкий. Третье дерево – диагностические приемы правильных расспросов – имеет 3 ветви, 29 листьев. Первая ветвь – первоначальный способ правильных расспросов – имеет 3 листа, каждый из них означает определенные пищевые вещества и известный образ жизни, считающиеся причинами расстройств трех жизненных процессов: 1) две главные причины, вызывающие расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха: а) пищевые вещества, подобные по своему действию козлятине и чаю, легкие и грубые пищевые вещества, голодание, тяжелая работа, охлаждение под влиянием ветров и низкой температуры, б) легкомысленный и безнравственный образ жизни; 2) две главные причины, вызывающие расстройство жизненных процессов желчи: а) растительные масла, маслянистые и жирные вещества, спиртные напитки, острые и горячительные пищевые вещества и питье, пребывание в жаре и духоте, б) энергичный и возбуждающий образ жизни; 3) две главные причины, расстраивающие слизисто-серозную и млечно-лимфатическую систему: а) пищевые вещества, подобные по своему действию мясу сурка, старая зелень, тяжелые и жирные пищевые вещества и питье, б) пребывание в сырости, изнеживание себя, обтирания и массаж. Вторая ветвь – симптомы расстройства трех жизненных процессов – имеет 23 листа. Симптомы расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха: 1) зевота и дрожь, 2) потягивание, 3) ощущение холода, 4) постоянная боль в пояснице, в костях и суставах, 5) колющие боли в разных местах, 6) сухой кашель, 7) ослабление шести чувств, особенно зрения, 8) беспокойное состояние, 9) боль в кишках в голодном состоянии. Симптомы расстройства жизненных процессов желчи: 10) горечь во рту, 11) постоянная боль головы, 12) тело на ощупь горячее обыкновенного, 13) колющие боли в грудной области, 14) постоянная боль после всасывания пищи. Симптомы расстройства слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы: 15) постоянное беспокойное состояние, 16) всякая пища вредно действует, так как не переваривается, 17) постоянная рвота, 18) всякая пища вызывает беспокойство в первых путях пищеварения, 19) ощущение внутреннего и наружного холода, 20) общая тяжесть, удрученное физическое и нравственное состояние, 21) постоянная отрыжка, 22) ощущение расширения желудка, 23) отсутствие вкуса и ощущение клейкости во рту. Третья ветвь изображает диагностические приемы правильных расспросов, при которых улучшаются три жизненных процесса. Она имеет три листа: 1) при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха приносят пользу маслянистые и питательные пищевые вещества; 2) при расстройстве жизненных процессов желчи – прохладные пищевые вещества и питье, 3) при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы приносит пользу все теплое (пищевые вещества, помещение, одежда). Из третьего корня растут 4 дерева с 27 ветвями, 98 листьями. Первое дерево с б ветвями, 35 листьями изображает пищевые вещества и питье, излечивающие расстройства трех жизненных процессов. Первая ветвь – пищевые вещества, полезные при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, – с девятью листьями: 1) конина, 2) ослятина, 3) мясо сурка, 4) сушеное мясо, 5) питательное мясо, 6) свежие растительные масла, 7) старые животные масла, 8) чеснок, 9) лук, 10) сахар. Вторая ветвь – питье, полезное при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, – с четырьмя листьями: 1) теплое молоко, 2) спирт, получаемый при обработке корней заба и рамни, родственных женьшеню, 3) спирт из тростникового сахара, 4) спирт, получаемый при особенной обработке костей. Третья ветвь – пищевые вещества, полезные при расстройстве жизненных процессов желчи, – с семью листьями: 1) простокваша из коровьего и козьего молока, 2) масло из коровьего и козьего молока, 3) мясо дичи, 4) кефир из козьего и коровьего молока, 5) каша из свежих зерен, 6) мясо породистого рогатого скота, 7) козлятина. Четвертая ветвь – жидкие пищевые вещества и питье, полезные при расстройстве жизненных процессов желчи, – с пятью листьями: 1) соус из листьев цветка хурман, 2) соус из самого цветка, 3) жидкая овсянка, 4) снежная и ключевая вода, 5) кипяченая вода. Пятая ветвь – пищевые вещества, полезные при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, с шестью листьями: 1) баранина, 2) мясо яка, 3) кашица из зерен, растущих в теплой стране, сухой местности, 4) мед, 5) рыба, 6) мясо хищных птиц и зверей. Шестая ветвь – питье, полезное при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, с тремя листьями: 1) простокваша и кефир из молока буйволицы, 2) крепкие и сладкие вина, 3) кипяченая, горячая вода. Второе дерево с тремя ветвями, шестью листьями изображает образ жизни. Первая ветвь – расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме; она требует (два листа) для излечения: 1) пребывания в жарком климате, спокойного образа жизни, 2) общества лиц добрых и спокойных (вредно противоречие). Вторая ветвь – расстройство жизненных процессов желчи; она требует (два листа) для излечения: 1) пребывания в умеренном климате близ воды, 2) спокойного, но деятельного образа жизни. Третья ветвь – расстройство слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; она требует (два листа) для излечения: 1) пребывания в теплом климате и 2) постоянных прогулок на солнце.
Схематичное изображение пищи и питья (первое дерево слева), образ жизни (второе дерево), лекарственных веществ (третье дерево) и наружных способов лечения, в том числе и хирургических (четвертое дерево).
Третье дерево изображает способ лечения и лекарственные вещества, имеет оно пятнадцать ветвей, пятьдесят листьев. Первая ветвь с тремя листьями – вкусовые вещества, полезные при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха: 1) вещества приятного вкуса, 2) соленого, 3) кислого. Вторая ветвь – вещества, полезные при расстройстве жизненных процессов желчи, имеет три листа: 1) вещества приятного вкуса, 2) вяжущего, 3) горького. Третья ветвь с тремя листьями – вкусовые вещества, полезные при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы: 1) вкусовые вещества жгучего вкуса, 2) вяжущего и 3) кислого. Четвертая ветвь с тремя листьями изображает свойства веществ, полезных при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме: 1) свойство маслянистое, 2) плотное, 3) мягкое. Пятая ветвь с тремя листьями – свойства веществ, полезных при расстройстве жизненных процессов желчи: 1) прохлаждающие, 2) успокаивающие, 3) жидкие. Шестая ветвь с тремя листьями – свойства веществ, полезных при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы: 1) острые, 2) легкие (неплотные), 3) грубые. Седьмая ветвь с тремя листьями – бульоны, способствующие успокоению расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме: 1) бульоны, особым образом приготовленные из костей баранины, 2) бульоны, особенно тщательно приготовленные из черепной кости барана, 3) свежие масла, бульоны, супы, старое вино и особым образом приготовленные бульоны, указанные в 4-й книге «Чжуд-ши». Восьмая ветвь с пятью листьями изображает маслянистые лекарственные вещества, способствующие успокоению восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Сюда относятся маслянистые лекарственные вещества, особым образом приготовленные: 1) из чеснока, 2) из трех плодов ми-робалана, китайского яблока и барура, 3) из пяти корней – рамни, жаба, нишен, бабруба и сэмэ; все эти корни родственны женьшеню; т. е. содержат много питательных веществ, 4) из мускатного ореха, 5) из корня аконита. Девятая ветвь с четырьмя листьями изображает отвары, способствующие успокоению расстройства жизненных процессов желчи: 1) отвар из корня ману (radix enulae), 2) отвар из цветка дигдэ (f lores gentianae), 3) отвар из трех плодов – fructus mirobalani, fructus pomi chinensis и барура, 4) отвар из корня ледре. Десятая ветвь с четырьмя листьями изображает лекарственные вещества в виде порошков, способствующих успокоению расстройства жизненных процессов желчи. Сюда относятся порошки, главным составом которых являются: 1) камфара, 2) шафран, 3) белая глина, 4) кипарис. Одиннадцатая ветвь с двумя листьями изображает пилюли, способствующие успокоению расстройства слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Особым образом приготовленные пилюли из шести превосходных компонентов: 1) белая глина, 2) шафран, 3) гвоздика, 4) мускатный орех, 5) кардамон и 6) гагула. Пилюли из соли харусы и других солей. Двенадцатая ветвь с пятью листьями изображает порошки, способствующие успокоению слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Сюда относятся порошки, главным составом которых являются: 1) гранат, 2) годмаха; 3) жонши, 4) дали, 5) остатки жженых солей. Тринадцатая ветвь с тремя листьями изображает способы лечения, способствующие успокоению расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Все эти листки изображают употребление питательных клизм, приготовленных особым образом, описанным в 4-й книге «Чжуд-ши». Четырнадцатая ветвь с четырьмя листьями изображает четыре способа послабляющего метода лечения, специально описанного в 4-й книге «Чжуд-ши». Употребляется это лечение при расстройстве жизненных процессов желчи в организме. Пятнадцатая ветвь с двумя листьями изображает два способа возбуждающего рвоту лечения при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Четвертое дерево – часть наружных способов лечения, к которым относится и хирургия. Имеет оно три ветви, семь листьев. Первая ветвь с двумя листьями изображает наружные способы лечения при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме: 1) разминание, массаж, пассивная и активная гимнастика, натирание маслянистыми и теплыми веществами, согревающие компрессы, 2) теплые ванны, прижигание, искусственное нагревание, вообще все согревающие маслянистыми веществами лечения. Вторая ветвь с тремя листьями изображает наружные способы лечения при расстройстве жизненных процессов желчи: 1) кровопускание, 2) употребление охлаждающего лечения, 3) употребление потогонного способа лечения. Третья ветвь с двумя листьями изображает наружные способы лечения при расстройстве слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы: 1) лечение прижиганием, 2) чередующиеся охлаждение и согревание. Синтез всех способов лечения расстройства питания в организме заключается в том, что все расстройства питания в организме, как было сказано выше, сводятся к двум расстройствам питания – усилению и ослаблению энергии жизненно-живой теплоты. При усилении прибегают к четырем охлаждающим способам, а при ослаблении – к четырем согревающим способам лечения. Четырьмя охлаждающими и согревающими способами считаются: 1) пищевые вещества, ослабляющие усиление энергии жизненно-живой теплоты, 2) образ жизни, 3) лекарственные вещества, 4) наружные способы лечения.
Первая книга «Чжуд-ши»[71]
I Поклоняюсь главе врачей и врачебной науки, трудящемуся из чувства сострадания на пользу всех, излечивающему различные расстройства питания, зависящие от расстройства трех жизненных процессов, совершающихся в организме: восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Дошли до нас сведения о существовании великолепного города, пользовавшегося дарами пяти драгоценных врачебных средств, т. е. незагрязненной почвой, чистым воздухом и водой, теплотой-светом, и занимавшего обширное пространство. Название его было: «Привлекательный город врачебной науки». Город этот служил местожительством риши и был полон разного рода драгоценностей, составлявших принадлежность врачебной науки. Эти драгоценности излечивают 404 расстройства питания (патологических процессов) в организме, возникающих под влиянием расстройств восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, или же от одновременного расстройства двух из них и, наконец, от расстройства всех трех одновременно. Эти драгоценные врачебные средства понижают повышенную температуру или поднимают пониженную, что происходит при определенных расстройствах питания в организме. Они устраняют 80000 причин, которые способствуют расстройствам питания. Эти 80000 причин перечислены в особом отделе врачебной науки, трактующем расстройство организма как следствие легкомысленного отношения к образу жизни, злоупотребления пищей и питьем, неумения приспосабливаться к колебаниям температуры в различное время года и вообще к климатическим условиям, неумения разумно пользоваться шестью нашими чувствами. На южной стороне города, на горах, называемых Винтообразными, наиболее согреваемых солнцем, расположены сады и леса, наполненные целебными растениями. Там растут гранатовые, различных видов перцовые и другие деревья; получаемые из этих деревьев лекарства приводят в норму ослабленную энергию жизненно-живой теплоты в организме. Вкус этих лекарств: жгучий, кислый, соленый; они обладают свойством согревать и укреплять организм; их корни, стебли, стебельки, ветви, листья, цветы и плоды – также лекарства. Местность имеет привлекательный вид; здесь чувствуется полное довольство, воздух насыщен ароматным запахом целебных растений. Здесь не могут существовать причины, которые ослабляли бы в организме прирожденную энергию жизненно-живой теплоты. На северной стороне города, на ярко освещенных лунным светом горах, называемых Снежными, расположены целебные сады и леса, в которых растут кипарисы, пальмы, камфарные, лимонные и другие деревья; лекарства, получаемые из них, приводят к норме усиленную энергию жизненно-живой теплоты в организме. Вкус этих лекарств: горький, приятный, вяжущий; они обладают свойством охлаждать и успокаивать; их корни, стебли, стебельки, ветви, листья, цветы и плоды – также лекарства. Местность имеет привлекательный вид: здесь чувствуется полное довольство, воздух насыщен целебным ароматом. Здесь не могут существовать причины, которые усиливали бы прирожденную энергию жизненно-живой теплоты в организме. На восточной стороне города, на горах, называемых Благовонными, расположены сады и леса, в которых растут миробаланы. Корнями этих деревьев излечиваются расстройства питания костей, стеблями – мышц, ветвями – проводников (сосудов и нервов) и сухожилий, корой – кожи, листьями – полых органов, цветами – органов чувств, плодами – плотных органов и сердца. На этих деревьях созревают пять сортов миробалана, которые обладают шестью вкусами, восемью отличительными признаками, обнаруживающимися при действии на организм, тремя определенными качествами при усвоении и семнадцатью определенными свойствами; миробаланы излечивают всевозможные расстройства питания в организме. Местность эта имеет привлекательный вид: здесь чувствуется полное довольство, воздух насыщен ароматным запахом лекарств. Здесь не могут существовать причины, вследствие которых развилось бы одно из 404 расстройств питания в организме. На западной стороне города, на горах, называемых Малая, растет шесть прекрасных лекарственных деревьев. Лекарства, получаемые из них, излечивают все расстройства питания в организме. Здесь же, на этих горах, имеется пять сортов «жон-ши» (камни из целебных источников), пять сортов горных смол, пять различных холодных целебных источников и пять различных теплых целебных источников. Почва покрыта цветами шафрана и воздух насыщен ароматами; камни на всех горах обладают целебными свойствами, здесь же находятся все сорта солей. На деревьях этих садов и лесов водятся павлины, фазаны, попугаи и другие птицы, оглашающие воздух криком и пением. В лесах обитают слоны, медведи, кабарги и другие животные, из которых получаются тоже прекрасные лекарства. В этих лесах и садах нет недостатка ни в каких лекарственных веществах из животного, растительного и минерального царств. В городе, на троне из бирюзы редкого качества восседал Наставник, сам победоносный, поддерживающий жизнь, глава врачей и медицины. Он сидел, окруженный друзьями – небесными духами и риши, своими и чужими. Из небесных духов его друзьями были: врач небесных духов, властелин всех живущих – Нюрба (Тургэн, Скороспел) и другой врач небесных духов – Асвин, а друзьями из риши: великий риши – сын Всезнающего, Огнеподобный, Держащий обруч, сын Пекущегося обо всех живых существах, Родившийся от падшей женщины, Свершивший два подвига, Известный в степях, Родившийся от Борнавасы и многие другие сотоварищи. Date: 2015-12-10; view: 346; Нарушение авторских прав |