Теория Э. Эриксона возникла на практике психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность».
На каждой стадии ребенок приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
1 ст. (младенческий возраст) ребенок выделяет себя как отдельного индивида.
|
Базисное доверие против недоверия
|
При хорошем уходе за ребенком, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса:
Биологический (кормление, сон, уход)
Психологический (организация индивидуального опыта)
Общественный (культурная организация взаимосвязанных людей - этнос)
| Отсутствие заботы, непоследовательное отношение, запреты и ограничения оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для недоверия к окружающему миру.
|
2 ст. (ранний возраст) формируются и отстаиваются ребенком автономия и независимость.
|
Автономность против Стыда и сомнений
|
Начинается с навыков ходьбы, самообслуживания. Обретает чувство уверенности в себе. Стремление действовать независимо от родителей. Формируется автономность.
| Борьба за опрятность против неряшливости, связанная с неудачами, создает основу чувства стыда и сомнения.
|
3 ст. (возраст игры) появляется интерес к своим гениталиям. Происходит осознание своей половой принадлежности, познается окружающий мир в игре через воображаемые и моделируемые ситуации.
|
Инициативность против Чувства вины.
|
Исследовательская активность переноситься за пределы собственного тела. В игре формируется: активная предприимчивость, инициативность.
| Агрессивное поведение ребенка ограничивается, критикуется, наказывается. С ограничением чувства вины и тревожности. Привыкает быть виновным.
|
4 ст. (школьный возраст) происходит обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности.
|
Трудолюбие против Неполноценности
|
При росте компетентности в разных областях развиваются навыки и умения. Активно учатся тем типам техники, которые значимы в данном обществе. Трудолюбие оценивается. Эго-идентичность достигает реальной силы
| Постоянный неуспех сдерживает активность ребенка. Он переживает свою неумелость и видит себя обреченным на неуспех. При сравнении негативном оценивании ребенка возникает чувство неполноценности.
|
5 ст. (подростковый возраст) происходит формирование первой цельной эго-идентичности.
|
Идентичность против Диффузной идентичности.
|
Трудности развития идентичности связаны с кризисом развития: физический рост и половое созревание; озабоченность тем «как я выгляжу», «что я собой представляю»; необходимость найти свое призвание, отвечающая способностям и требованиям общества; необходимость решать старые задачи: доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений, которые создадут новую ценность личности
| При неудачах возникает смешение ролей (диффузная идентичность). Происходит задержка в развитии. Синдром патологии идентичности, отсрочка обретения взрослого статуса, смутное состояние тревоги, пребывание в состоянии ожидания чего-то лучшего, страх перед общением, неспособность эмоционального воздействия на лиц другого пола. Может быть поиск негативной идентичности, «стремление стать ничем как способ самоутверждения»
|
6 ст. (молодость) ведется поиск спутника жизни. Желание тесного сотрудничества с другими.
|
Интимность против Изоляции
|
Основой для сближения с окружающими служит полное овладение своим поведением. Готовность к проявлению зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой де5ятельности
| Избегание контактов, требующих близости, ведет к одиночеству, к «проблемам характера»,, к психопатологии. Может быть стремление не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир.
|
7 ст. (зрелость) происходит развитие личности. Дети подтверждают субъективные ощущения своей нужности другим.
|
Творчество против Застоя.
|
Заботы о воспитании нового поколения, труд и творчество. Во все вкладывается частица своего Я, и это приводит к личностному обогащению.
| При плохой ситуации развития проявляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению.
|
8 ст. (старость) происходит достижение новой завершающей формы эго-идентичности.
|
Интеграция против Разочарования в жизни.
|
Созревает плод всех 7 стадий – целостность личности: личностная уверенность в порядке и осмысленности, свой жизненный путь принимается как единственно верный, привязанность к принципам прошлых времен.
| Отсутствие личностной интеграции вызывает страх смерти, Возникает отчаяние, т.к. мало времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, для достижения целостной личности.
|
| | |