Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятия семинарского типа
Председатель НМСУ
___________ М.В. Румянцев
подпись инициалы, фамилия
«_____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОсОФИЯ
Дисциплина _ Философия ________________________________________
индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВО и учебным планом
Направление
подготовки/специальность все направления подготовки и специальности
шифр и наименование направления подготовки/специальности
Красноярск 2015
Содержание разделов и тем лекционного курса
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Наименование занятий
|
Объем в акад. часах
|
всего
| в том числе в инновационной форме
|
| Модуль 1.
| Генезис и предмет философского знания. Исторические типы философии. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Функции философии. Философия как мыслящее отношение к миру и форма знания. Предметное самоопределение философии. Исторический характер предмета философии.
Основные культурно-исторические центры зарождения философии: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.
Античная философия: постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты и Сократ). Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.
Особенности развития философии в средние века. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Философия эпохи Просвещения: культ разума, обоснование связи развития науки и социального прогресса.
|
| |
| Исторические типы философии. Философские традиции и
современные дискуссии.
Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы.Кризис рационализма. Формирование новых направлений философствования: неогегельянство, диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс): принцип материального единства мира и принцип развития, позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж, Ст. Миль): проблема демаркации философии и науки, иррационализм (Кьеркегор), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей).
Материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев).
Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Неопозитивизм и постпозитивизм; прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон); феноменология (Э. Гусерль, М. Хайдеггер); экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х.Гадамер); философская антропология (М. Шелер и др.); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.). |
| |
| Модуль 2.
| Онтологические проблемы философии
Понятие бытия. Многообразие форм бытия. Принцип единства бытия. Материализм и идеализм о единстве бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Всеобщие формы и способы бытия: пространство, время, движение, отражение. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в философии и науке. Диалектическое в понимании процессуальной природы бытия. Современная философия и наука о материальном взаимодействии и его формах, о самоорганизации материальных систем.
Проблема жизни: конечность и бесконечность, уникальность и множественность жизни во Вселенной; второе начало термодинамики и вопрос о возникновении жизни; современная наука о самоорганизации жизни. Феномен разумной жизни. Специфика человеческого бытия.
Бытие и сознание. Сознание и психика. Сознание и мозг. Сознание и деятельность. Сознание и самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. Социокультурная природа сознания как формы бытия.
|
| |
| Гносеологические проблемы философии
Познание как субъект-объектное отношение. Проблема познаваемости мира. Практика и познание. Познание как социально-опосредованное взаимоотношение человека и действительности.
Основные формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). Взаимосвязь форм чувственного и рационального познания.
Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности). Конвенциалистическая и прагматическая концепции истины. Истина и достоверность. Истина и вера. Истина и заблуждение. Истина как ценность. Истина и правда.
Многообразие форм познания и типы рациональности. Типология форм познания. Основные особенности научного познания.
|
| |
| Модуль 3
| Философия и методология науки
Наука как форма духовного производства и производительная сила общества. Социальные функции науки: познавательная, мировоззренческая, социально-культурная, практически-действенная. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Познавательные функции науки: описание, объяснение, прогнозирование. Уровни и методы научного познания. Формы развития научного знания: проблема, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, научные традиции. Истинность и ценность научного знания.
Философия о науке. Неопозитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Проблема индукции. Специфика социально-гуманитарного познания. Рациональные реконструкции истории науки (Т. Кун, И. Лакатос). Научные революции и смена типов рациональности.
|
| |
| Философские проблемы естествознания (по выбору)
Философия и естествознание – диалектика взаимоотношений. Научная революция XX века – объективная предпосылка философского осмысления развития естествознания. Философские проблемы естествознания:
- социально-культурная обусловленность развития естествознания;
- естествознание, техника, производство: превращение естествознания в производительную силу общества;
- предмет и метод классического и неклассического естествознания;
- философские и собственные основания классического и современного естествознания;
- изменение идеала рациональности: классический и неклассический идеалы рациональности;
- изменение стиля мышления: классический и неклассический стили мышления в естествознании;
- гносеологические и онтологические проблемы в естествознании XX века;
- принципы диалектики в современном естествознании;
- редукционизм в классической науке и в современном естествознании;
- проблема периодизации развития естествознания, структура современного естествознания;
- естествознания как инструментальный разум, как форма отчужденной от «жизненного мира»;
-гуманизация и гуманитаризация современных естественнонаучных исследований.
Философские проблемы социально-гуманитарного познания (по выбору)
Социальная философия и философская антропология как философские основания профессиональной деятельности в социальной сфере.
Гносеологическая, мировоззренческая, методологическая функции философии в профессиональной деятельности. Обоснование рациональности социально-гуманитарного познания.
Выявление философией специфики субъект-объектных отношений в социально-гуманитарной сфере. Обоснование предметной и методологической специфики социально-гуманитарного познания («науки о природе» и «науки о культуре»).
«Отнесение к ценностям» и «свобода от оценок» как основополагающие принципы методологии социально-гуманитарного знания.
Специфика истины и проблема объективности в социально-гуманитарных науках. Коммуникация и диалог в социальном познании.
Философские проблемы в инженерной деятельности (по выбору)
Инженерная деятельность и ее историко-культурная эволюция. Функции и основные формы инженерной деятельности: изобретательство, конструирование, организация производства, проектирование, испытание, отладка, эксплуатация и оценка функционирования технических систем.
Инженерная деятельность в условиях современной техногенной цивилизации. Системотехника как тип особой комплексной инженерной деятельности, синтезирующей процесс получения нового знания и процесс его практического применения. Современные технологии как продукт деятельности инженеров-универсалов.
Социотехническая деятельность и ее социально-экономическая и гуманитарная направленность. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий инженерно-технической деятельности.
Инженерная этика и проблема профессиональной ответственности.
|
| |
| Модуль 4
| Проблема человека в философии Специфика философского постижения человека.
Биологическое, социальное и духовное в человеке. Человек, индивид, личность. Становление человека в процессе антропосоциогенеза; роль предметно-практической деятельности человека в формировании личности. Проблема свободы человека. Волюнтаризм и фатализм в решении проблемы свободы. Проблема смысла жизни. Творчество. Смерть и бессмертие человека. Ценность, оценка, ценностная ориентация человека в мире? Нравственные и эстетические ценности. Проблемы дегуманизации в современную эпоху. Отчуждение человека. Одномерный человек и общество потребления. Человек и массовая культура.
|
| |
| Предмет социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Общество как система отношений и деятельности. Определение понятия «общество». Системный подход к анализу общества. Сферы общественных отношений. Деятельность как субстанция социальной жизни. Субъекты деятельности ее цели и средства. Виды социальной деятельности.
Формы социальной организации общества. Характеристика этноисторических форм: род, племя, народность (этнос), нация, семья.
Социально-стратификационная организация общества: сословия, классы, страты, социальные слои, социальные группы. Социальная мобильность.
Культура и цивилизация как способы и формы социального бытия. Сущностные составляющие культуры: духовно-идеологическая (состояние сознания); технологическая; аксиологические основания культуры. Человек – творение и творец культуры. Цивилизация как конкретно-историческая культурная целостность. Исторические типы цивилизаций.
Политическая организация общества. Государство и гражданское общество. Политическая культура.
|
| |
| Философия истории
Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Проблема исторических законов. Унитарно-стадиальные и плюрально-циклические подходы к объяснению исторического развития общества. Теория общественного прогресса и ее критики.
Модернизационные формы социального развития и исторические типы модернизаций. Эволюции, революции и реформы в историческом развитии общества. Концептуальные модели понимания исторического процесса: классическая, неклассическая и постнекласические формы познания истории.
|
| |
Занятия семинарского типа
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Наименование занятий
|
Объем в акад. часах
|
всего
| в том числе в инновационной форме
|
| Модуль 1.
| Генезис и предмет философского знания 1.Становление философии: мифология, пра-философия, философия. Особенности формирования Восточного и Западного стилей мышления. Предмет философии.
2.Философия и жизнь (функции философии):
- философия в системе ценностей;
- философия и религиозное сознание;
- философияинаука.
3. Основные культурно-исторические центры зарождения философии: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.
4. Исторический характер предмета философии.
|
| |
| Философия Древнего мира. Теоцентризм средневековой философии. Антропоцентризм философии Возрождения.
1. Основополагающие принципы основных школ и направлений древнеиндийской философии.
2. Характерные черты философии Древнего Китая.
3. Основные идеи античной философии. Место античной философии в истории развития европейской культуры.
4. Патристика и схоластика. Проблемы средневековой философии.
5. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.
|
| |
| Философия XVII-XIX в.в.
1. Сенсуалистический материализм Ф. Бэкона и Д. Локка. Индуктивный метод.
2. Методология классического рационализма: Р. Декарт, Г. Лейбниц.
3. Проблема достоверности знания: Агностицизм. Субъективный идеализм (Д. Беркли и Д. Юм).
4. Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения.
5. Философское учение И. Канта: Идея критической философии. Теория познания: априоризм и агностицизм; антиномии. Этика Канта: автономия нравственной сферы человеческой деятельности. Проблема свободы.
6. Философия Г. Гегеля: диалектический метод, абсолютная идея, диалектика духа.
|
| |
| Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в.
1. Кризис рационализма. Иррационализм С. Кьеркегора.
2. Философия жизни Ф. Ницше.
3. Позитивизм О. Конта.
4. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс): принцип материального единства мира и принцип развития.
5. Неокантианство: трансцендентальный метод.
|
| |
| Современная Западная философия. Русская философия на рубеже XIX-XX вв.
1. Основные идеи философии науки неопозитивизма. 2. Основные идеи философии науки постпозитивизма.3. Феноменология Э. Гусерля.4. Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). 5. Вл. Соловьев: идея всеединства, философия нравственности («Оправдание добра»).6. Н. Бердяев: Философия свободы. Русская идея и русский коммунизм.7. Философия русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский. |
| |
| Модуль 2.
| Бытие как проблема философии
1. Категория бытия в философии. Понятия: бытие, субстанция, материя, дух, природа. Многообразие форм бытия. Принцип единства бытия.
2. Всеобщие формы и способы бытия: пространство, время, движение, отражение.
3. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в философии и науке.
4. Принципы и законы диалектики в понимании процессуальной природы бытия.
5. Современная философия и наука о материальном взаимодействии и его формах, о самоорганизации материальных систем.
|
| |
| Проблема жизни и сознания в философии и науке.
1. Проблема жизни: конечность и бесконечность, уникальность и множественность жизни во Вселенной;
2. Проблема жизни: второе начало термодинамики и вопрос о возникновении жизни. Современная наука о самоорганизации жизни.
3. Специфика человеческого бытия. Место человека в мире.
4. Проблема сознания в истории философского познания (попытки определения).
5. Происхождение сознания: мозг, психика, предметно-практическая деятельность, знак (значение), язык, образ, мысль.
6. Проблема идеального.
|
| |
| Проблема познания в философии.
1. Понятие гносеологии и ее предмета. Соотношение гносеологии и онтологии. 2. Природа познавательного отношения. Субъект, объект и предмет познания.3. Этапы и уровни познания. 4. Специфика чувственного познания. Основные формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). 5. Специфика рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). 7.
|
| |
| Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания.
1. Теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности).
2. Конвенциалистическая и прагматическая концепции истины.
3. Истина и достоверность. Истина и вера. Истина и заблуждение. Истина как ценность. Истина и правда.
4. Проблема познаваемости мира.
5. Многообразие форм познания и типы рациональности.
Основные особенности научного познания.
|
| |
| Философия о науке. Роль научного познания в развитии общества.
1. Наука как система знания, деятельность и социальный институт.
2. Социальные функции науки: познавательная, мировоззренческая, социально-культурная, практически-действенная.
3. Сциентизм и антисциентизм, наукофобия.
4. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
|
| |
|
Модуль 4
| Философия и методология науки.
1. Теории развития научного знания.
2. Познавательные функции науки: описание, объяснение, прогнозирование.
3. Уровни и методы научного познания.
4. Формы развития научного знания: проблема, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, научные традиции.
5. Истинность и ценность научного знания.
6. Специфика социально-гуманитарного познания.
|
| |
| Философские проблемы естествознания (по выбору)
1. Научная революция XX века – объективная предпосылка философского осмысления развития естествознания.
2. Естествознание как знание о природе и производительная сила общества.
3. Предмет и метод классического и современного естествознания
4. Изменение типа научной рациональности в современном естествознании.
5. Гуманизация и гуманитаризация современных естественнонаучных исследований.
Философские проблемы социально-гуманитарного познания (по выбору)
1. Социальная философия и социология: общее и особенное. Модели социальной реальности.
2. Философия и право: правовая онтология, правовая гносеология, правовая аксиология.
3. Философские стратегии анализа текста (семиотика, герменевтика, постструктурализм) и науки о языке.
4. Философия и психология: генетический и морфологический анализ психики.
5. Философия о предметной и методологической специфике исторического познания.
6. Эволюция парадигмальных оснований образования и философия.
Философские проблемы в инженерной деятельности (по выбору)
1. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Инженерная деятельность как массовая профессия.
2. Этапы развития инженерной деятельности: классическая инженерная деятельность; системотехника и социотехническое проектирование.
3. Инженерная деятельность в условиях современной цивилизации. Оценка техногенных, социогенных, экологических рисков.
7. Профессиональная ответственность и инженерная этика.
|
| |
| Проблема человека в философии XIX –XX вв. 1. Решение проблемы человека в немецкой классической философии.
2. Марксизм: человек как общественное, предметно-действующее существо.
3. Ф. Ницше о человеке, последнем человеке и сверхчеловеке.
4. Проблема человека в русской философии.
5. Основные антропологические парадигмы философии 20-21 в.в.
|
| |
|
| Сущность и существование человека.
1. Социальная сущность человека. Отношение биологического и социального в человеке.
2. Понятие антропосоциогенеза. Движущие силы развития человека.
3. Понятие личности. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Личность и деятельность.
4. Проблемы дегуманизации в современную эпоху. Отчуждение человека.
|
| |
|
| Проблема смысла жизни человека и ценностные ориентации
1. Проблема выбора. Творчество и свобода. Свобода и ответственность.
2. Человек в историческом процессе. Личность и массы. Роль выдающейся личности.
3. Проблема смысла жизни.
4. Смерть и бессмертие как предмет философской рефлексии.
5. Свобода и детерминизм в человеческом бытии.
6. Свобода и ответственность.
|
| |
|
| Предмет социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. 1. Предмет социальной философии.
2. Системный подход к анализу общества.
3. Сферы общественных отношений.
4. Исторические формы общности людей: род, племя, народность (этнос), нация, семья.
5. Социально-стратификационная организация общества: сословия, классы, страты, социальные слои, социальные группы.
6. Социальная мобильность.
|
| |
|
| Политическая организация общества. Культура и цивилизация.
1. Культура и цивилизация как способы и формы социального бытия. Проблема взаимоотношений культуры и цивилизации в современном мире.
2. Типы цивилизации. Критерии их типологии и уровня развития.
3. Политическая структура общества. Государство (понятие, возникновение, признаки, функции, типы государства).
4. Гражданское общество и государство.
5. Политическая культура и критерии ее развития .
|
| |
|
| Философия истории
1. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе.
2. Проблема исторических законов.
3. Теория общественного прогресса и ее критики.
4. Унитарно-стадиальные подходы к объяснению исторического развития общества.
5. Плюрально-циклические подходы к объяснению исторического развития общества.
6. Источники, механизм и формы развития. Движущие силы и субъекты исторического процесса.
7. Логика истории и ее смысл.
|
| |
Date: 2015-12-10; view: 492; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|