Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. 1. Мировоззрение –система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе





1. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.

Магия – мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств.

Миф – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными.

Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.

Религия – мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Гносеология – учение о познании, теория познания.

Онтология – учение о сущем, о бытии.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения.

Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы.

Космология – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса.

Теология – богословие, учение о Боге.

Аксиология – учение о ценностях.

Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания.

Этика – учение о нравственности, морали.

Эстетика – учение о прекрасном.

Синергетика – наука о самоорганизующихся системах.

Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

2. Бытие – объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

Логика – наука о законах мышления.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным.

Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.

Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.

Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.


Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.).

Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии.

Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого.

Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением.

Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия.

Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Панлогизм – учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной.

Волюнтаризм – одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю.

Атеизм – отрицание Бога.

Архе – первопричина.

Модусы – свойства.

Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции.

Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.

Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует.

Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

3. Познание – процесс получения информации.

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем.

Гностицизм – философское учение о познаваемости мира.

Теория – система логически обоснованных концептуальных идей.

Дедукция – логический вывод от общего к частному.

Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

Антитезис – противоположное тезису положение.

Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.

«Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.


Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению.

Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Релятивизм – все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез).

Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения.

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Противоречие – отношение двух противоположностей.

Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Ощущение – то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва.

Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.


Представление – психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания.

Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Суждение –связь двух и более понятий.

Умозаключение –формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Ноумен – объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто.

Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания.

Интуиция – духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете).







Date: 2015-12-10; view: 804; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию