Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий. 1. Мировоззрение –система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе
1. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации. Магия – мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств. Миф – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными. Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное. Религия – мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни. Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира. Гносеология – учение о познании, теория познания. Онтология – учение о сущем, о бытии. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения. Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы. Космология – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса. Теология – богословие, учение о Боге. Аксиология – учение о ценностях. Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания. Этика – учение о нравственности, морали. Эстетика – учение о прекрасном. Синергетика – наука о самоорганизующихся системах. Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир. 2. Бытие – объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального. Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание). Логика – наука о законах мышления. Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным. Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания. Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли. Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами. Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.). Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии. Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов. Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого. Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением. Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности. Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии. Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия. Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания. Панлогизм – учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной. Волюнтаризм – одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю. Атеизм – отрицание Бога. Архе – первопричина. Модусы – свойства. Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции. Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная. Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. 3. Познание – процесс получения информации. Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем. Гностицизм – философское учение о познаваемости мира. Теория – система логически обоснованных концептуальных идей. Дедукция – логический вывод от общего к частному. Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Антиномии – противоречащие друг другу суждения. Антитезис – противоположное тезису положение. Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный. «Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой. Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное). Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению. Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания. Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины. Релятивизм – все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий. Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез). Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект. Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта. Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания. Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения. Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Противоречие – отношение двух противоположностей. Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Ощущение – то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва. Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Представление – психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания. Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Суждение –связь двух и более понятий. Умозаключение –формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода. Объективная истина – это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Ноумен – объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто. Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания. Интуиция – духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете). Date: 2015-12-10; view: 804; Нарушение авторских прав |