Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоанализ и философия неофрейдизма





Основателем психоанализа является З. Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся ее и на социальные явления.

Структура человеческой психики была представлена в виде 3 слоев: Оно, Я, Сверх-Я (сознание, проявляющееся как совесть). Бессознательное (Оно) включает скрытые представления и влечения, вытесненные из сознания идеи, либидо (половое влечение). Бессознательное иррационально и вневременно. Согласно Фрейду, все душевные процессы в конечном счете бессознательны. Желания бессознательного стремятся проявить себя в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность сознательного – принципу реальности. Сознательное ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно.

Бессознательные желания проявляются в поведении и сознании человека в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, грезах и неврозах.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет себе «Я». Фрейд сравнивает «Я» и «Оно» с всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь («Оно»), но лошадь сильнее всадника и несет его на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать, куда она повезет. «Сверх-Я» зачастую подчиняет «Я». Например, человек оказался ситуации, в которой удобнее солгать. Бессознательное подсказывает человеку – солги. «Я» говорит, что в данной ситуации лучше промолчать. «Сверх-Я» выдвигает высоконравственный принцип – лгать нельзя.

Согласно Фрейду, психикой управляют стремление к удовольствию (человек стремиться к удовольствию) и вытеснение (психика вытесняет в бессознательное запрещенные, асоциальные, сексуальные желания и идеи). Вытесненные в бессознательное запрещенные желания подвергаются сублимации – преобразованию в другие разрешенные типы деятельности. Сублимация является источником творчества. В произведениях искусства каждый автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих бессознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального запрета.

Одна из важнейших категорий психоанализа – «эдипов комплекс» – обозначает эротическое бессознательное влечение к родителю противоположного пола и агрессивное чувство к родителю собственного пола. С вытеснением эдипова комплекса Фрейд связывал возникновение «сверх-Я». Переживание данного комплекса, с точки зрения Фрейда, определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, – это проблема конфликта человека и общества. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует и для анализа религии и религиозности. Фрейд решительно отрицал какую-либо ценность религии, полагая, что она есть «горько-сладкий яд отравы» (сравните марксовское «религия – опиум для народа»).

Неофрейдизм: Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Эрих Фромм (1900–1980).

Неофрейдисты не согласились с Фрейдом о чисто биологической природе бессознательного. Этот слой психики изменяется еще под воздействием социальной среды. Так, сексуальное поведение человека сильно отличается от сексуального поведения животных. Они отказался от идеи пансексуализма, т.е. объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Стимулами человеческого поведения могут быть агрессия, стремление к реализации своих творческих способностей, к богатству, успеху, мировоззренческих убеждений, к благу социальной группы, народа, государства. Отвергли тезис о том, что бессознательное и сознание всегда находятся в состоянии конфликта между собой.

Юнг дополнил концепцию бессознательного Фрейда учением о коллективном бессознательном. Юнг обнаружил одинаковые образы и представления, непроизвольно появлявшиеся в древней мифологии, в сновидениях здорового человека и в фантазиях душевнобольных. Эти образы он назвал архетипами коллективного бессознательного.

Фромм разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Подлинной ценностью человека он считал способность к любви.

 

Date: 2015-12-10; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию