Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экзистенциальная философияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Экзистенциализм – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. С. Кьеркегор (1813–1855) считается прямым предшественником экзистенциализма. Центральная проблема – проблема выбора. Сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Человек должен сделать свой выбор так, чтобы выбрать самого себя. Истина только в самом себе. Кьеркегор считал, что главное несчастье человека – безусловное доверие разумному мышлению. В противовес диалектике Гегеля, он разработал экзистенциальную диалектику – описание пути восхождения человеческой личности к подлинному существованию. Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу («жизнь как у всех»); Подлинное существование – экзистенция, выход из состояния подавленности обществом, превращение в хозяина своей судьбы. 3 стадии движения к подлинному существованию: · Эстетическая (жизнь человека определяется внешним миром, стремлением к удовольствию, например, Дон Жуан); · Этическая (человеком движет долг, Сократ погиб ради служения истине); · Религиозная (высшая стадия, внешний мир не имеет особого значения; человек «несет свой крест» подобно Христу, принимает истину божественной веры). Экзистенциализм достиг расцвета в 1940–1960 годы. Причины актуализации экзистенциализма:1) I, II Мировые войны; 2) бурный рост науки и техники и использование военных достижений во вред человеку; 3)опасность гибели человечества, угроза ядерной войны; 4) усиление жестокости, фашизм; 5) бессилие человека перед природой и техногенным обществом. Проблемы философии Э.: 1) уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний; 2) противоречие между внутренним миром человека и окружающей средой; 3) отчуждение человека (подавление человеческого «Я» государством); 4) одиночество, заброшенность человека; 5) бессмысленность человека; 6) проблема внутреннего выбора. Карл Ясперс (1883–1969), «Духовная ситуация эпохи». Человек помимо своей воли заброшен в ту или иную историческую ситуацию. Человек должен жить на основе своих внутренних убеждений, своей совести. Он живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью, не подозревая о своих скрытых возможностях, которые проявляются в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью, особо важные для человека и его дальнейшей судьбы. Вся жизнь человека направлена к трансценденции – к раскрепощению энергии и пониманию высшего абсолюта. Мартин Хайдеггер (1889–1976), труд «Бытие и время». На поведение людей влияют два вида страха. Житейский страх – боязнь потерять жизнь или жизненные блага; онтологический страз – боязнь не найти такое предназначение, ради которого человек сам мог бы пожертвовать своей жизнью и благами. Человек пытается найти смысл своего существования. Жан-Поль Сартр (1905–1980), труд «Бытие и ничто». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него своего внутреннего мира. Однако человек полностью себя может осознать только через «для-другого-бытие». Основание активности человека – свобода. Свободу человек проявляет в важном, судьбоносном выборе – экзистенциальный выбор – человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Свобода человека абсолютна, безотносительна. Человек свободен, поскольку он способен хотеть. Проблема ответственности: человек ответственен за все, что он совершает; он не может отвечать только за свое рождение. У экзистенциалистов появилась неожиданная трактовка человеческой свобод. Свобода рассматривается как тяжелое бремя, а не благо: человек вынужден, хочет ли он того или нет, ежеминутно делать выбор. От этого выбора невозможно отказаться, даже бездействие – результат выбора. Альбер Камю (1973–1960). Главная проблема – проблема смысла жизни («Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?») Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (не имеющая оснований). Доказательство абсурдности: · При соприкосновении со смертью, особенно внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия; · Человек беспомощен перед природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может дать мне уверенность, что этот мир мой»). Смысл жизни не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
|