![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Реальность
Социальная онтология. Социальное бытие. Специфика социальной формы бытия. Социальная философия. Общество как предмет социально-философского анализа. Понятие общества. Модель социальной реальности и структура общества. Социальный детерминизм. Основные принципы типологии общества: формационный, цивилизационный, социокультурный, коммуникативно-информационный. Традиционное и индустриальное общество как типы цивилизаций. Становление информационно-технологического общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Социальная философия как учение об обществе. Понятие общества. Деятельность как способ существования социального. Социально-историческое пространство и время как формы бытия социальной реальности. Структура социальной реальности: социальные отношения, социальные формы общности людей, формы общественного сознания и социальные институты. Историческое развитие общества. Предмет философии истории. Роль материальных и духовных факторов в общественном развитии. Социальный детерминизм и многовариантность исторического процесса. Открытость истории и проблема исторического выбора. Философская футурология и ее место в структуре современного научного знания. Методы глобального моделирования. Взаимодействие цивилизаций и альтернативные сценарии будущего.
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ общесоциологические ТЕОРИИ Общество как предмет многоаспектного философского познания. Принцип дополнительности методологических подходов к обществу. Юридический характер мировоззрения Нового времени. Теории общественного договора в социальной философии XVII-XVIII вв. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Общество и государство: проблема правового общественного устройства. Разделение властей и народный суверенитет как альтернативы государственному тоталитаризму. Социально-правовая теория Канта. Проблема политической культуры. Проблема гражданского общества и государства у Гегеля. Демократическое общество: понятие и реальность. Многообразие форм политической демократии. Гражданское общество и его основные характеристики. Рыночная свобода и политическая демократия. Роль государства в рыночной экономике. Средний класс как социальная основа демократии. Права, свободы и обязанности личности. Частная жизнь человека. Триумф современной демократии и проблематичность «конца истории». Россия: переход к посттоталитарному состоянию в ситуации стратегической нестабильности. Социальная демократия и либеральная демократия как два варианта российских реформ. Возможности российского варианта демократического общества. Формационная теория общества. Общество как система общественного производства. Материальное и духовное производство. Общественно-экономическая формации и ее структура. Понятие способа производства. Общественные производительные силы и диалектика их развития. Типы и виды общественных отношений. Социальная и институциональная структура общества. Человек как субъект и объект общественных отношений. История как смена общественных формаций. Многомерность формационного развития. Типологические особенности докапиталистических обществ. Формационные характеристики классического буржуазного общества. Философия истории и методологический потенциал формационной теории. Культурно-цивилизационная модель общества. Цивилизация как ступень исторического развития и как культурно-историческое образование. Теория культурно-исторических типов (П.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев). Историческая морфология культур О.Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. «Исторический вызов» и проблема возникновения цивилизаций. Их типология и стадии развития. Проблема преемственности и целостности истории в теории Тойнби. Понятие общечеловеческой цивилизации. Космогенная цивилизация. Буржуазное общество и техногенная цивилизация. Человек и культура в условиях индустриально-технического развития. Контуры антропогенной цивилизации. Теория столкновения цивилизаций Хантингтона. Проблема самоопределения России в XXI веке и варианты ее цивилизационного развития. Россия как «догоняющая цивилизация». Россия как евразийская цивилизация. Технократический подход к обществу. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Теория постиндустриального общества (Белл, Кан, Тофлер, Фурастье и др.). Доиндустриальное (аграрное) общество и его особенности. Индустриальное общество, его структура. Понятие постиндустриального общества, специфика его социальной и экономической организации. Теория информационного общества (Белл, Дайзард, Стоуньер, Турен и др.). Роль информации в производственной и социальной жизни. Понятие информационной экономики. Социальные аспекты «компьютерной революции». Тема 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Человек как предмет философского познания. Специфика философского видения человека. Понятие философской антропологии, ее разновидности. Подходы к определению сущности человека в философии и науке: сходство и различие. Понятие природы человека. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности. Личность как предмет психологии, социологии и философии. Философия личности, его проблемы и основные течения. Личность как объект и субъект общественной жизни. Исторические типы взаимоотношений личности и общества. Проблема человеческой свободы. Философский анализ отчуждения. Проблема снятия отчуждения. Идеал гармонической целостной личности. Тема 14. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Социальные функции культуры. Культура и идеология. Развитие культуры: традиции и новаторство. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Культура и цивилизация. Ценности и их роль в жизни общества и человека. Аксиологический аспект предмета философии: человек в аксиологическом «измерении». Проблема ценности в истории философии. Природа ценностей. Ценностные ориентиры в современном мире. Кризис ценностей. Переоценка ценностей, создание новых ориентиров в кризисные эпохи. Ценностные ориентиры современной науки и образования. Тема 15. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Постановка проблемы сознания в философии. Специфика анализа феномена сознания в онтологии, логике, гносеологии, аксиологии. Взаимосвязь философии и частно-научного знания в исследовании генезиса сознания и его предпосылок. Социальная природа сознания. Сознание и формы психической деятельности. Сознание и язык. Знаково-символическая основа языка. Тенденции в развитии языка как средства познания, мышления и переживания. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Духовный мир личности в контексте культурно-исторического опыта человечества. Сознание и творчество. ЛИТЕРАТУРА Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1994. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993. Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995. Загадка человеческого понимания. – М., 1991. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. – М., 1981. Культура, человек и картина мира. – М., 1987. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977. Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002. Проблема человека в западной философии. – М., 1988. Проблема человека в современной философии. – М., 1969. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1981. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1987. Философские проблемы глобальной экологии. – М., 1983.
модуль 3. Философия научного
Тема 16. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления, единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в философии. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины: практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, оценка и их влияние на познавательный процесс. Многообразие познавательного отношения к миру. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Наука как специализированная форма познания. Философия и методология науки. Эпистемология как теория научного познания. Философия и наука: точки их соприкосновения. Наука как система знаний. Особенности научного знания. Методы и средства научного познания. Общая характеристика методов и средств познания. Метод, методика и методология. Логико-гносеологические аспекты науки. Теория как форма научного знания. Структура научной теории. Функции научной теории. Многообразие теорий. Проблема предмета и классификации наук. Взаимодействие естественных, технических и социальных наук. Возникновение науки и ее историческое развитие. Предыстория науки и ее особенности. Понятие научной революции. Революция как коренное изменение основных понятий и принципиальных параметров науки. Социокультурные факторы развития науки. Социология науки. Наука как вид духовного производства и специализированная форма духовного труда. Понятие научного сообщества. Наука и производство. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука как социальный институт. Наука в системе культуры. Научное знание как ценность. Наука и другие формы духовной культуры: обыденное сознание, мифология, религия, искусство. Наука и политика. Наука и мировоззрение. Проблема научного мировоззрения. Природа и особенности гуманитарного познания. Типы гуманитарного познания и его функции. Проблема истины в гуманитарных науках. Истина и ценность. Структура гуманитарного познания. Проблема понимания и интерпретации в гуманитарном познании. Герменевтика и структурализм как философская основа гуманитарных наук. Текст, знак, символ в контексте гуманитарного познания. Гуманизация и гуманитаризация современной науки. Специфика художественного познания: предмет, метод, структура, функции. Эстетический идеал и его роль в познании. Отражение и творчество. Психология творчества. Талант и интуиция. Мировоззрение в структуре художественного познания. Правда действительности и правда искусства. ЛИТЕРАТУРА Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Кн.1. – М., 1980. Кн. 2. – М., 1987. Гносеология в системе философского мировоззрения. – М., 1983. Исторические типы рациональности. – М., 1997. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 1988. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. – Ростов-на-Дону, 2004. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. – М., 1988. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. Наука и нравственность. – М., 1971. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974. Современная философия науки. – М., 1996. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М., 1986.
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Date: 2015-12-10; view: 244; Нарушение авторских прав |