Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура учебного курса





В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных аспектах – историческом, онтологическом и гносеологическом. Поэтому в учебной программе выделяются три модуля.

Первый модуль – история философии – раскрывает становление и развитие философии как теоретического мировоззрения. В этой части философия различных эпох предстает как системное, целостное отражение своей эпохи, как духовный образ своего времени. История философии оказывается сменой различных типов философского мировоззрения.

Второй модуль – философия как теоретическое мировоззрение. Здесь рассматривается общая структура философии, ее основные проблемы и доминирующие подходы к их решению. Выделяемые три блока философско-мировоззренческих проблем – онтология, философская антропология и аксиология – выступают взаимосвязанными разделами единой системы философского знания. Они вводят студентов в мир современной философии, где эти разделы философии могут рассматриваться в качестве отраслей философского знания. Такой подход продиктован культурологическими и образовательно-педагогическими целями, когда предпочтительнее рассмотреть философию в единстве всех ее аспектов, а не в виде суммы самостоятельных философских наук.

Третий модуль – философия и методология научного и духовно-практического (ценностного) освоения действительности. В этой части рассматриваются вопросы взаимосвязи философии и других форм общественного сознания. По существу в ней выясняется место философии в духовной культуре общества.

Содержание программы нашло отражение в тематике лекционного курса, в планах семинаров и спецсеминаров, которые позволяют более углубленно изучить философские проблемы избранного студентами направления бакалавриата.

В конце каждой части программы приводится список источников и научной литературы, который дает представление о состоянии исследования философских проблем, составляющих содержание этой части философии. Рекомендуемая литература удовлетворит интерес студентов к философии и предоставит им свободу выбора мировоззренческих позиций. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам необходимо пользоваться следующей справочной и учебной философской литературой:

 

Антология мировой философии в 4-х томах. – М., 1969-1972.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. – М., 1991.

Новая философская энциклопедия. – М., 2000.

Новый энциклопедический словарь. Философия. – М., 2002.

Философская энциклопедия в 5-ти томах. – М., 1960-1970.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

Учебная литература:

Введение в философию в 2-х частях/ Под ред. И.Т. Фролова. 2-е изд. – М., 2003.

Вольф Р.П. О философии: Учебник. – М., 1996.

Алексеев П.Н., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 1997.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. – Л., 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. – М., 1996-1999.

История русской философии/ Редколл.: М.А. Маслин и др. –М., 2001.

Реале Дж., Антисери Д. История философии в 4-х тт. – СПб., 1994-1997.

Философия. Учебник/ Под ред. В.Д. Губина. 2-е изд. – М., 2008.

Философия: Учебник/ Под ред. Л.Н. Москвичева. 2-е изд. – М., 2006.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название раздела (тема) Распределение часов Тести-рование Внеауди торная     СРС  
        Всего Лекции Практические занятия
 
Модуль 1. История философии
1. Философия в духовной культуре общества          
2. Античная философия          
3. Философия Средних веков и Возрождения            
4. Философия Нового времени и Просвещения          
5. Немецкая классическая философия          
6. Неклассическая западная философия и ее основные течения (марксизм, позитивизм, философия жизни, экзистенциализм)          
7. Русская философия XIX-XX вв.          
8. Современная западная философия       +  
Модуль 2. Философия как теоретическое мировоззрение
9. Философская онтология как учение о бытии          
10. Общество и природа. Глобальные проблемы современности          
11. Общество как социокультурная реальность          
12. Основные общесоциологические теории          
13. Философская антропология. Личность и общество          
14. Философия культуры и теория ценностей          
15. Проблема сознания в философии       +  
Модуль 3. Философия научного и ценностного познания
16. Философская гносеология       +  
  ВСЕГО:       3 теста  
  ИТОГО: 108 часа  

2. ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

модуль 1. История философии

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

Природа философского знания. Предмет и объект науки. Проблема предмета философского познания, основные проблемы и основной вопрос философии.

Философия в системе культуры. Функции философии. Философия как онтология, антропология, гносеология и методология. Философия и наука. Научная обоснованность философской теории и ориентация на социальные ценности. Философское познание и нравственность. Философия и искусство. Человек как предмет философского познания и «мера» философского отношения к миру.

Мировоззрение и его общественно-исторический характер. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Философия, политика и современность.

Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Древнегреческая философия и генезис рационально-теоретического мышления. Понятие мифологии. Миф как форма духовной жизни человека.

Космоцентрический характер античной философии. Онтологический, этический и эстетический смысл идеи космоса.

Милетская школа философии. Проблема единого и много, чувственного и умопостигаемого. Идея первоначала и принцип причинного объяснения (Фалес). Натурфилософия Гераклита. Диалектика Гераклита.

Демокрит как основоположник материалистической традиции в философии. Философия Сократа и антропологический поворот в античной философии. Человек как мера всех вещей. Философия классической античности. Проблема абсолютного и относительного в знании. Учение Платона об идеях. Социальная философия Платона. Аристотель как вершина античного рационализма. Критика платоновского учения об идеях. Материя и форма у Аристотеля. Учение о первопричинах.

Философия эпохи эллинизма. Понятие эллинистически-римской философии. Основные этико-философские школы: эпикурейство, стоицизм, скептицизм.

Античная философия в контексте мировой истории философии.

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Понятие средневековой философии. Религиозный характер философской мысли.

Утверждение христианства как основы духовной жизни средневекового общества. Теологический характер средневекового мировоззрения. Особенности средневекового мышления: символизм, каноничность, авторитаризм. Теоретические источники средневекового мировоззрения.

Патристика как становление средневековой философии. Августин как выдающийся представитель латинской патристики. Синтез античного рационализма и религии откровения у Августина.

Понятие схоластики. Схоластический период в развитии средневековой философии. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм.

Средневековая философия в истории мировой духовной культуры.

Понятие Возрождения как культурно-исторической эпохи. Секуляризация мировоззрения. Европейское Возрождение как синтез античной и средневековой культур. Антропоцентричность ренессансного мировоззрения.

Христианский и возрожденческий гуманизм. Философия итальянского гуманизма XIV века. Гуманистическая антропология Данте и Петрарки.

Неоплатоническая диалектика Кузанского. Средневековый и возрожденческий пантеизм. Политическая философия Возрождения. Философия истории Макиавелли. Политика и религия. Политика и мораль. Натурфилософия Возрождения и подготовка научной картины мира. Пантеизм и возможности естественнонаучного подхода к природе.

Возрождение и традиции европейского гуманизма.

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И

ПРОСВЕЩЕНИЯ

Понятие Нового времени как эпохи ранних буржуазных революций. Становление буржуазного общества и научная революция XVII века. Изменение роли науки в обществе.

Юридический характер мировоззрения Нового времени. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Феодально-сословное и буржуазное понимание права. Основные права и свободы человека. Формально-юридическое понимание прав и реальное неравенство людей в обществе.

Критика средневековой схоластики и разработка метода научного познания. Концепция «идолов» Ф.Бэкона. Развитие опытно-экспериментального естествознания и разработка дедуктивных методов (Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм.

Проблема человека в философии Просвещения (К.А.Гельвеций, Фр. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

Социально-антропологическая философия Просвещения. Теория общественного договора Руссо. Политическая философия Просвещения и идейная подготовка Великой французской революции (Ш.Монкескье, «Энциклопедия»). Философия воспитания эпохи Просвещения. Педагогика как практическая философия человека. Социальная роль воспитания и проблема «воспитания воспитателей». Становление классического типа образования и классической школы.

Идеи философского рационализма и духовное самоопределение человека в современном мире.

Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Социально-экономические корни и теоретические истоки немецкой классической философии. Немецкая классическая философия как завершение европейского Просвещения и переход к диалектическому мировоззрению.

И. Кант – родоначальник немецкой классической философии: «коперникианский переворот» в философии, совершенный Кантом. Система «критической» философии. Основные вопросы кантовской философии: «Что я могу знать?» («Критика чистого разума»), «Что я должен делать?» («Критика практического разума»), «На что я смею надеяться?» («Религия в пределах только разума») и «Что такое человек?» («Антропология»).

Г. Фихте и его «наукоучение» как продолжение философии Канта и переход к «философии деятельности». Активный, автономный, свободный субъект – центральная проблема субъективно-идеалистической философии Фихте. Эволюция взглядов Фихте: от абсолютной деятельности к абсолютному бытию.

Ф. Шеллинг: от «наукоучения» к диалектической натурфилософии. «Система трансцендентального идеализма». «Философия тождества» Шеллинга.

Гегель. Обоснование и защита Гегелем диалектического объективного идеализма в процессе освоения и критики им Канта, Фихте, Шеллинга. Философия как система, или энциклопедия философских наук (Логика, Философия природы, Философия духа, Философия права и Философия истории). Принципы диалектики Гегеля. Тождество диалектики, логики и теории познания – важнейший принцип гегелевской философии в целом.

Л. Фейербах и критика им объективного идеализма Гегеля как спекулятивной теологии. Философия как материалистическая антропология. Гуманизм Фейербаха.

Немецкая классическая философия в контексте мировой философии.

Тема 6. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (МАРКСИЗМ, ПОЗИТИВИЗМ,

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ)

Духовная жизнь европейского общества второй пол. XIX в. и ее отражение в главных философских течениях. Классическая и постклассическая философия: стиль мышления, язык, центральные проблемы.

Понятие марксистской философии, ее идейно-теоретические и политические источники.

Основные этапы формирования марксистской философии. Теоретическое обоснование предметно-практической деятельности человека как основополагающего принципа гуманизма и материалистического понимания истории. Философия «реального» гуманизма. Разработка Марксом и Энгельсом вопросов предмета, методов, функций философского познания.

Проблемы материализма и диалектики в философском наследии В.И. Ленина. Вопросы социальной философии марксизма в эпоху империализма. Судьба марксизма на рубеже XIX-ХХ столетий.

Исторические формы позитивизма. Позитивизм в XIX веке. «Позитивная философия» О.Конта: философия и наука, классификация наук. Социология в системе наук. Эмпириокритицизм (Э.Мах, Р. Авенариус) и революция в естествознании. Неопозитивизм и его эволюция. «Лингвистический поворот» в философии ХХ в. Проблема значения и язык. Концепции значения в логико-семантическом анализе, феноменологии, структурализме, герменевтике. Анализ языка и методов науки в философии (Л. Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии.

«Философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон). Идейные истоки и смысл философии жизни, ее отношение к фашизму.

Неокантианство: назад к Канту. Марбургская школа неокантианства (Г.Коген). «Этический социализм» Марбургской школы. Фрайбургская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Учение о ценностях: аксиология. Науки о природе и науки о культуре: проблемы социально-исторического познания.

Человек в мире и мир в человеке: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (К.Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю).

Философия второй половины XIX века как предвосхищение социальных катаклизмов XX века.

 

Тема 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ xix-xx вв.

Понятие русской философии и проблема ее периодизации. Философские формы национального самосознания. Проблематика, характер и ценностные ориентации русской философии. «Русская душа» и «русская идея».

Философская мысль в составе святоотеческой духовной традиции. Нравственно-практическая направленность русской философии. Новоевропейская философия и русская культура ХVII века. Социальные и этические идеи русского Просвещения.

Русская философия ХIХ века. Становление философии русского национального сознания (первая пол. ХIХ в.). Россия в контексте общемирового цивилизационного процесса: историософические концепции славянофильства (И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Хомяков) и западничества (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев).

Русская революционно-демократическая (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Д.И.Писарев) и революционно-анархическая мысль (П.А.Кропоткин, М.А.Бакунин).

Философия «внутреннего подвига» (Ф.М. Достоевский) и христианского гуманизма (Л.Н.Толстой).Философский синтез Вл. Соловьева. Критика «отвлеченных начал» и идея «цельного знания». Философия свободы и подлинного бытия (В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк).

Философия русского космизма. Человек как субъект Вселенского бытия (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский). Разум Вселенной и жизнь личности (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский).

Мировоззренческие искания философии русского зарубежья. Послереволюционная судьба русской религиозной философии. Идеи русской философии в современном мире.

Тема 8. СОВРЕМЕННАЯ западная ФИЛОСОФИЯ

Особенности и основные направления современной (постнеклассической) философии.

Формирование феноменологии как методологической основы современного философского знания. Отношение феноменологии к классическому рационализму. Идея Э. Гуссерля философии как «строгой науки» и его борьба с психологизмом. Структура «чистого сознания». Проблема кризиса «европейского человечества» и новое понятие научной рациональности. «Жизненный мир» как основа феноменологической социологии (А.Шюц) и философии культуры. Значение феноменологии Гуссерля для современной философии.

Герменевтика как философская теория понимания и интерпретации. Исторические этапы становления герменевтики. Герменевтика как теория искусства понимания (Шлейермахера). «Понимающая психология» Дильтея. Философская герменевтика Гадамера и ее основные понятия: герменевтический круг, предрассудок, культурно-исторический горизонт, истолкование, язык как герменевтическая реальность. Развитие герменевтики в работах М. Мерло-Понти, П.Рикера, К.-О. Апеля. Роль герменевтики как философского метода гуманитарного и естественнонаучного познания.

Структурализм как направление в гуманитарном познании К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ж. Лакан). Понятие структуры и структурального метода. Отношение структурализма к диалектике и феноменологии. Принципы структуральной методологии: от «логики тождества» к «логике различия», приоритета структуры над субъектом, синхронического подхода над диахроническом, бессознательного над осознаваемым, функции над элементами. Концепция языка в структурализме. Культура как текст. Структурализм и критерии научности гуманитарного знания.

Постмодернизм и «состояние постсовременности». Трансформация принципов структурализма в постструктурализме. Постмодернистский дискурс как «новый жанр». Критика «проекта Просвещения» и проблема истины. Деконструктивизм Ж. Деррида. «Постмодернистский человек» «Смерть субъекта» и демонтаж личного опыта, фикция «Я» и идея дегуманизации культуры (М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева).

Образы мира, человека и будущего в современной западной философии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

Бабушкин В.У. О природе философского знания. – М., 1978.

Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. – М., 1983.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1986.

Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. – М., 1989.

Гегель Г. Лекции по истории философии// Гегель Г. Сочинения. – М.-Л. 1935. Т.11.

Горфункель А.Х. Философии эпохи Возрождения. – М., 1980.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

Зотов А.Ф. Современнаязападная философия. – М., 2001.

История античной диалектики. – М., 1972.

История диалектики XIV-XVIII вв. – М., 1974.

История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.

История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. – М., 1996-1999.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. – М., 1986.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX в. – М., 1989.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Марксистская философия в XIX в. В 2-х тт. – М., 1974.

Новиков А.И. История русской философии. – СПб., 1998.

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. – М., 1982.

Современная буржуазная философия. – М., 1978.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1990.

 

модуль 2. Философия как теоретическое

мировоззрение

Тема 9. ФИЛОСОФСКая онтология

как УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Бытие как сущее. Бытие вообще. Наличное бытие. Проблема бытия в классическом рационализме (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Юм). Марксистское понимание бытия. Категория бытия и позитивистская традиция. Проблема смысла бытия в современных западных онтологиях (онтология экзистенциализма, «новая онтология» Н.Гартмана, концепция космогенеза Тейяра де Шардена). Бытие человеческой субъективности в философской антропологии.

Структура бытия: уровни и формы бытия. Проблема взаимосвязи высших и низших уровней бытия. Бытие природы: естественная и «очеловеченная» природа. Социальное бытие: диалектика исторического и общественного бытия. Бытие человека: «бытие-человека-в мире» и «специфически человеческое бытие». Бытие духовного: взаимосвязь объективированного духовного и субъективного духовного.

Проблема развития в философии. Изменение и развитие. Диалектика в контексте истории мировой философии. Основные концепции развития в современной философии.

Изменчивость бытия. Диалектика количественных и качественных изменений. Противоположности. Диалектическое отрицание. Цикличность и поступательность изменений.

Классический, неклассический, постклассический стили мышления и образы мирового развития. Идея универсального эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации. Понятия флуктуации, бифуркации, аттракции и их методологическое значение для познания природы и общества. Многовариантность развития. Антропный принцип и проблема направленности развития. Диалектика и синергетика.

ТЕМА 10. Общество и природа.

Date: 2015-12-10; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию