Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историко-философские определения диалектики. Возникновение диалектики как учения. Основные этапы развития
Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории философии употребляется в различных значениях.
Исторические этапы диалектики. В учебной литературе принято выделять три наиболее значимых этапа диалектики: этап стихийной античной диалектики, этап идеалистической диалектики в рамках немецкой классической философии и этап материалистической диалектики. Не отрицая важности отмеченных этапов, которые знаменуют собой действительно ключевые вехи в становлении диалектики, заметим, что развитие диалектики не прерывалось на всем протяжении истории философии. Поэтому выделим все те исторические этапы, в рамках которых диалектика углубляла свое содержание, получала новые импульсы своего развития.
1 этап – античная философия. На этом этапе закладывается традиция понимания диалектики в двух ее разновидностях – субъективной и объективной диалектики.
Понятие диалектики происходит от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать. Родилось это искусство в древнегреческой культуре, где – с развитием античной демократии – стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. Под диалектикой стало пониматься искусство спора, дискуссии, умение вести диалог путем сопоставления и обсуждения разных точек зрения, зачастую противоположных. Цель диалога – отыскание истины путем преодоления односторонности суждений, учета разных точек зрения. Такое понимание диалектики нашло свое отражение в учении Сократа, величайшего мастера диалога, выработавшего ряд общих приемов в развитии мысли на пути к истине. Он практиковал ведение ученых бесед (диалогов) о смысле общих понятий, и целью этих бесед был переход от частных случаев использования понятия (например, красивая девушка, красивый конь, прекрасный кувшин и т.п.) к искомому общему его определению (красота как таковая). Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений понятий (случаев употребления) к общим понятиям – идеям, выражавшим, по его мнению, истинно сущее.
Сократ и Платон стоят у истоков развития субъективной диалектики – диалектики мышления, познания. Развитие мысли через столкновение взглядов путем разрешения противоречий, выявление общего в различных, даже противоположных подходах характерно для субъективной диалектики.
Диалектика присуща не только человеческим размышлениям, но и самому объективному миру. Изменчивость бытия, противоположные стороны, тенденции в развитии предметов, процессов мира – это объективная диалектика. Мысли об изменчивости мира высказывались в философских учениях не только Древней Греции и Рима, но и Древнего Китая, Индии. Одним из первооткрывателей объективной диалектики был Гераклит. Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока (реки), в убегающие струи которого нельзя «войти дважды». В текучем, подвижном мире со временем все утрачивает прежние черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным; переходят друг в друга холодное и горячее, живое и мертвое и т.д.
Античная диалектика носила наивный, стихийный характер. Представление об изменчивости природы основывалось на непосредственном наблюдении, гениальных догадках, а не на результатах научных исследований. Греки, писал Энгельс, еще не дошли до расчленения природы, она ими рассматривается в общем, как одно целое. «Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания». Несмотря на отсутствие достаточного эмпирического материала, научных фактов, разработанного категориального аппарата для отображения движения, связей мира, античная диалектика дает образец того понимания мира, которое оказалось плодотворным для дальнейшего развития философии и науки.
Правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. В мире, с их точки зрения, все подвержено циклическим, возвратным изменениям. Концепция великого круговорота, согласно которой все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя», не совместима с идеей развития. 2 этап – средневековая философия. В христианском мировоззрении преодолевается цикличность античной модели мира, разрабатывается идея векторного времени (направленного от прошлого к будущему, от начала к концу). Применительно к социальному бытию это позволило, хотя и на идеалистической, религиозной основе, представить историю общества во временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни, т.е. сделать шаг в направлении теории развития. Христианская философия истории в одном из ранних ее вариантов разрабатывалась, например, Аврелием Августином.
Но преимущественное развитие в Средние века получила субъективная диалектика. Как искусство спора она ярко представлена в книге Пьера Абеляра «Да и нет», которую он построил по античному образцу, как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов учеников. В средневековой схоластике искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. В сфере теологии приемами диалектического мышления обосновывался, к примеру, так называемый тринитарный догмат (о единстве Бога в трех лицах, их нераздельности и неслиянности).
3 этап – философия Возрождени я. В пантеистических воззрениях этого периода содержались элементы диалектики. Отождествление пантеизмом Бога и природы приводило к тому, что Бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего. У Н.Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом, о совпадении максимума и минимума и т.д. Диалектические идеи единства противоположностей развивались Дж.Бруно.
4 этап – философия Нового времени. В новоевропейской философии, несмотря на господство метафизических воззрений, выдвигались диалектические идеи. Декарт развивал идею развития применительно к космологии. Спиноза дал диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», рассмотрел диалектику необходимости и свободы, а связь идей в мышлении трактовал как отражение связи вещей. В философии Лейбница присутствует идея о самодвижущихся, активных субстанциях – монадах, а также глубокая диалектическая идея о внутренней связи пространства, времени и бытия.
5 этап – немецкая классическая философия. В рамках философии Нового времени немецкая классическая философия в лице ее представителей: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля - внесла особый вклад в разработку диалектики, что позволяет выделить разрабатываемую в ней диалектику в качестве особого этапа. По словам Энгельса, И.Кант пробил «первую брешь» в метафизическом воззрении на природу, выдвинув гипотезу о происхождении солнечной системы из газопылевой туманности. Но главная заслуга Канта, а также других философов, заключается в разработке на идеалистической основе диалектики как теории и метода познания мира. Анализируя познание, Кант вскрывает противоречия (антиномии) разума, связи чувственного и рационального познания.
Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Ф.Энгельс). У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, рассмотренных в «Науке логики», переходя далее к природе, чьи изменения в пространстве, но не во времени описаны в «Философии природы», и заканчивая развитием духа в его индивидуальных и общественных формах в «Философии духа». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась им как воплощение духа, идей.
Как идеалист, Гегель рассматривал весь природный и социальный мир воплощением Абсолютной идеи, которая находится в постоянном развитии. На первом своем этапе развития, в рамках чистой мысли диалектика воплощается через изменчивость, развитие понятий от абстрактных, бедных содержанием к конкретным, богатым содержанием. В «Науке логики» Гегель излагает целостную систему понятий (категорий) диалектики (качество, количество, мера, сущность, противоречие и др.); формулирует основные законы диалектики как законы развития мышления (закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания), принципы диалектики. Именно потому, что основой построения диалектики у Гегеля служит не объективная реальность, а мышление, диалектика Гегеля носит логико-гносеологический характер. В диалектике понятий Гегель гениально угадал диалектику вещей, писал Энгельс.
6 этап – марксистская философия. Формирование марксистской диалектики было связано с переосмыслением гегелевского учения о развитии на основе материализма. «Мистификация, - писал К.Маркс, - которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное ядро». В первую очередь, К.Маркс дал критику гегелевского идеалистического понимания истории общества – наиболее яркого поля действия диалектики. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общественной жизни в единстве ее материальных и духовных проявлений. Затем, с новых диалектико-материалистических позиций, Ф.Энгельсом были обобщены результаты изучения живой и неживой природы. Под учение диалектики был подведен солидный конкретно-научный фундамент. Природа, по Энгельсу, является пробным камнем для диалектики. В.И.Ленин внес свой вклад в развитие марксистской диалектики, обогатив ее учением о диалектике познания, соотношения в нем абсолютного и относительного, чувственного и рационального. Согласно Ленину, диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся реальности.
Материалистическая диалектика выступает в единстве двух ее сторон – объективной и субъективной. Субъективная диалектика развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного мира – объективной диалектики. Диалектика мира (объективная диалектика) постигается через диалектику мысли (субъективную диалектику), они развиваются в тесном единстве и разделить их «сплав» невозможно. Совершенствование диалектической мысли позволяет глубже и полнее понять сложный, изменяющийся мир. Таков материалистический принцип истолкования соотношения объективной и субъективной диалектики в их единстве.
Понимание того, что мир диалектичен, требует диалектического мышления, диалектического подхода к нему. Иначе говоря, субъективная диалектика выступает не только как отражение, теория объективной диалектики, но и как способ, метод ее постижения.
В самом общем виде соотношение теории и метода можно представить так: если теория есть результат процесса познания, то метод – это способ достижения и построения этого знания. Однако, если в частнонаучном знании метод, как правило, надстраивается над содержательной частью теории, то в философии каждое теоретическое понятие, положение выступает одновременно и методологическим принципом. Применительно к диалектике это означает: любая категория, любой принцип, закон диалектики, отражая объективную реальность, вместе с тем указывает на то, как правильно мыслить о соответствующей области действительности и в соответствии с этим действовать. Вот почему диалектика есть не просто учение, теория – констатирование того, что происходит в действительности, а и метод – орудие научного познания и преобразования мира.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение диалектики, свойственное марксистской философии. Диалектика – такое понимание мира и такой способ (метод) мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
7 этап – русская философия. Русская философия прошла долгий путь своего развития, и на всем протяжении демонстрировала умение проникать в многообразные связи действительности, постигать подвижное, изменчивое бытие. Средневековое мировоззрение на Руси определялось христианством в его православной версии, и все диалектические идеи этого периода имели религиозную оболочку. Первый опыт философии истории митрополита Иллариона, изложенный в его «Слове о законе и благодати», исихастские идеи единения человека с Богом посредством истечения (эманации) идей-энергий, а также традиционные для религиозной философии положения о противоположности добра и зла, духа и тела и т.п., развиваемые средневековыми мыслителями, свидетельствуют об изначальной диалектичности содержания русской философии.
В XVIII веке мыслителем мирового значения выступал М.В.Ломоносов. У него идея единства мира тесно связана с идеей всеобщей связи и развития природы, что говорит о наличии в его взглядах элементов диалектики. «Твердо помнить должно, - писал Ломоносов, - что видимые на землú вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены …».
Однако диалектика в ее зрелом теоретическом виде предстает, конечно, в русской философии XIX-XX веков. В учении славянофилов принцип соборности заключал в себе диалектически трактуемую связь общего и единичного, индивидуального и социального, свободы и необходимости, а выдвинутый ими принцип «цельности духа» означал диалектическое преодоление крайностей рационализма и эмпиризма в познании, соединение всех духовных и душевных сил человека в поиске истины. Русские революционные демократы: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский высоко ценили диалектику Гегеля, материалистически ее переосмысливали применительно к природе и человеческой истории. Герцен назвал диалектику «алгеброй революции», видя в ней метод преобразования общественной жизни. В.С.Соловьев занимает особое место в русской религиозно-идеалистической философии, т.к. он был универсальным мыслителем, создавшим систему, что позволяет некоторым исследователям его творчества даже называть его «русским Гегелем». Это не означает отсутствие самостоятельности, оригинальности его творчества, а говорит, скорее, об уровне его философии, соответствующем и даже превосходящем в чем-то достижения европейской философии. Эта оценка справедлива и по отношению к проблеме развития, как ее понимал Соловьев. Он и его последователи разрабатывали «диалектику теокосмического Всеединства». В основе развития, по Соловьеву, лежит принцип диалектической триады. В этой триаде тезисом является «внешнее единство» частей, элементов, антитезисом выступает процесс «обособления или выделения» частей, приобретающих известную самостоятельность, а синтезом выступает свободное и внутреннее соединение распавшихся частей, и в этом состоянии они «поддерживают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности». Данная триада является для Соловьева универсальной, под нее подводятся и становление вселенной, и исторический процесс, и духовное развитие. А.Ф.Лосев считал, что приверженность Соловьева триадической диалектике нигде не задерживала «живую текучесть» его мысли, не была насилием над ней.
Исключительное значение диалектики в формировании мировоззренческой картины мира подчеркивал П.Флоренский. Его «антиномическая диалектика» характеризовала разум, направленный на познание истины, выступала методом постижения текучей, подвижной жизни. Флоренский высоко ценил диалектику Сократа-Платона, искусство постановки вопросов-ответов, в которых пульсирует диалектическая мысль. Философия, она же – диалектика, начинается с удивления, писал он, «диалектика есть организованное удивление». Удивление рождает мысль. Человек, потерявший способность удивляться, изумляться перестает быть мудрецом, философом. Как религиозный философ он заключает, что «единственный христианский – смиренный – путь рассуждений – это диалектика», она не претендует «на абсолютную истинность своих высказываний. (Таковые принадлежат Церкви, а не мыслителю.)».
8 этап – современная западная философия. Понимание диалектики в современной западной философии претерпело существенные изменения по сравнению с классическим периодом развития западной философии. Для западных философов характерно подчеркнуто субъективистское понимание диалектики. Все природные процессы, рассматриваемые сами по себе, вне их отношения к человеку и его деятельности, а также значительная часть социальных явлений считаются не имеющими никакого отношения к диалектике.
В экзистенциализме К.Ясперса, М.Хайдеггера, А.Камю и др. представлена концепция «трагической диалектики», в которой акцент делается на противоречиях индивидуальной жизни, человеческой судьбы. Центральной категорией «трагической диалектики» является категория жизненного страха, связанного с конечностью жизни. Страх – это такое глубинное, «метафизическое переживание», которое разрушает рационалистические надежды на достижение единства, гармонии противоположностей индивидуального и исторического бытия. Такие категории, как страх, беспокойство, забота, тревога и др. призваны передать жизненную диалектику во всей ее остроте и конфликтности. Человеческая жизнь наполнена трагическими настроениями и одновременно мужеством, героизмом, в человеке живет дух свободы и нравственная самостоятельность. «Трагическая диалектика» противостоит логическим, рационалистическим построениям классической диалектики, она иррациональна и алогична, как иррациональна и алогична, считают ее сторонники, сама жизнь.
Во Франкфуртской школе (Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас и др.) получила развитие «негативная диалектика» с ярко выраженной абсолютизацией отрицания, неприятия западной культуры с ее культом потребления. Наиболее известным критиком западного общества с позиций «тотального отрицания» стал Г.Маркузе. В современном обществе человек становится бездуховным и обреченным на «одномерное потребительское существование». Выход из духовного кризиса усматривался им в «тотальном освобождении», «великом отказе» от ценностей буржуазной культуры.
Помимо рассмотренных концепций, в западной философии имеются и другие трактовки диалектики.
Разнообразие трактовок диалектики в современной философии, а также на всем протяжении истории философии говорит о многогранности и многоуровневости диалектики, ее разных гранях и аспектах. Выступая в разных обличиях, диалектика сохраняет свою суть, оставаясь способом постижения взаимосвязанного, противоречивого, изменчивого и такого многообразного мира.
Date: 2015-12-10; view: 1830; Нарушение авторских прав |