Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Программа «коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса





Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах 50—69). По МКБ-9 (Международной классификации причин болезней и смертей в детском возрасте) такие нарушения интеллекта определялись как олигофрения в степени дебильности. Вместе с тем апробация программы показала, что дети с умственной отсталостью в умеренной форме (IQ в пределах 35—49) при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. При разработке программы авторами учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (научный руководитель Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Ва-ренцова и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.).

Как известно, психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных w культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Из-за такого «выпадения» умственно отсталого ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для его «врастания в культуру» (СНОСКА: См.: Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. - С. 5-328.), не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества.

Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно-исторического опыта.

Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование.

Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.

Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):

§ обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;

§ защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;

§ сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных

§ учреждений;

§ обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;


§ обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;

§ обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии

§ воспитанников;

§ разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.

В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии — ребенок с особыми образовательными потребностями — не готов к усвоению не только общеобразовательных программ, но и жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития.

Основными целями специального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка)* которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.


Все перечисленные задачи решаются коллективом специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей данной категории.

В системе Министерства образования РФ функционирует сеть ДОУ компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей и коррекционных детских домов, а также имеется сеть дошкольных групп при коррекционных школах-интернатах VIII вида. Во все эти образовательные коррекционные учреждения принимают детей в возрасте от 3 до 7 (8) лет с умственной отсталостью легкой формы. Комплектование этих учреждений и решение вопроса о зачислении каждого конкретного ребенка в специальное (коррекционное) дошкольное учреждение.компенсирующего вида и о выводе его находятся в компетенции психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) (ПМПК), которая осуществляет свою деятельность в следующем составе: председатель (представитель, управления образования) и члены комиссии — педагог-дефектолог, учитель-логопед, врач-психоневролог (или детский психиатр), психолог. ПМПК организуются и курируются областными, городскими или районными отделами комитетов образования.

В системе Министерства здравоохранения РФ имеется сеть домов ребенка для детей от рождения до 3 лет, центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет и специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС. В эти учреждения принимают детей с осложненными формами умственной отсталости: эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь проблемным детям в этих учреждениях детские психоневрологические больницы разного уровня (регионального, областного, городского).

Дети с тяжелыми и глубокими формами умственной отсталости воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства труда и социального развития (специальные интернаты для инвалидов детства). В эти учреждения принимают детей с 4-летнего возраста и содержат там до достижения ими 18 лет. Основные задачи этих учреждений — привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и элементарных учебных навыков.

Базовой потребностью любого, не только умственно отсталого ребенка является сохранение и укрепление здоровья. В программах последних лет этот подход реализовался в выделении нового блока задач, который оформился в раздел, посвященный здоровью детей и связанный с формированием у них (на доступном для детей уровне) установок на здоровый образ жизни.

В плане содержания образования в дошкольном учреждении появились новые технологии, сберегающие здоровье, которым определена роль и найдено место в обучающем процессе. Наши исследования показывают, что эти установки с успехом формируются у умственно отсталых детей разного возраста в ходе целенаправленной работы и связаны с процессом «врастания ребенка в культуру». Поэтому второй раздел в программе посвящен следующему по значимости аспекту: социальному развитию и воспитанию.


Познавательное развитие ребенка-дошкольника имеет многоаспектный характер. В раннем и дошкольном возрасте психические процессы и свойства развиваются неравномерно, накладываясь и преобразуясь, стимулируя и задерживая друг друга. Понимание взаимосвязи, взаимозависимости всех процессов позволяет педагогам находить потенциал развития ребенка, выделять его общие и специфические образовательные потребности. В деятельности детей также отмечается эта взаимозависимость, постепенная смена ведущих видов деятельности с их взаимообогащением и дополнением. Именно целенаправленное обучение позволяет умственно отсталому ребенку перейти на тот уровень способностей, который делает возможным перенос усвоенных способов действия (в рамках учебной ситуации) на другие виды практической деятельности. Изменение деятельности ребенка приводит к изменению его психики, что в свою очередь создает предпосылки для дальнейшего развития деятельности.

Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональные переживания ребенка, развивая его художественную эмпатию, искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.

Представленная программа может быть использована не только в ДОУ компенсирующего вида, но и в подготовительных классах школ и школ-интернатов компенсирующего обучения VIII вида, а также в условиях семейного воспитания детей с нарушением интеллекта, обучающихся по индивидуальному плану и программам школ надомного обучения.

В последние годы во многих регионах нашей страны для детей-инвалидов открываются реабилитационные центры с целью создания более гибких и эффективных форм воспитания и обучения этих детей, а также активизации интегративных процессов и стабилизации семейного воспитания проблемного ребенка.

Предлагаемая программа полностью или частично может быть использована в этих реабилитационных учреждениях, а также в условиях семейного воспитания.

Содержание представленной программы апробировалось в течение 5 лет в ДОУ компенсирующего вида № 47 Восточного округа Москвы, в экспериментальных группах, в группах кратковременного пребывания школы для детей с нарушениями речи и слуха РАО, в практике семейного воспитания детей с разным уровнем выраженности интеллектуальных нарушений и социальной дезадаптации.

 







Date: 2015-11-15; view: 727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию