Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ





ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК

Для студентов специальности

080507.65 - «Менеджмент организации»

Специализации – «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий», «Менеджмент в архитектуре, строительстве и дизайне»

Краснодар

Составители: Н.Н. Павелко,профессор;

А.В. Сапунов, доцент

 

 

Программа учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик для студентов специальности 080507.65 – Менеджмент организации специализации: «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий», «Менеджмент в архитектуре, строительстве и дизайне» / Состав. Н.Н. Павелко, А.В. Сапунов. – Краснодар: ИМСИТ. – 30 с.

 

 

Программа практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ГКУ «25»августа 2014 г., протокол № 1.

Утверждена на заседании Научно-методического совета Академии «25» августа 2014 г., протокол № 1.

Председатель НМС, профессор Н.Н. Павелко

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Н.К. Васильева – доктор экономических наук, профессор,

Заведующий кафедрой экономического анализа

Кубанского государственного аграрного университета

 

А.Г. Черникова – кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес- процессов и экономической безопасности


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 общие положения. 5

1.1 Общие обязанности студента-практиканта. 5

1.2 Общие требования к отчету и защите практик. 6

1.3 Общие обязанности руководителя практики от Академии маркетинга и социально-информационных технологий. 7

1.4 Общие обязанности руководителя практики от предприятия. 7

2 учебно-ознакомительная практика. 9

2.1 Задачи учебно-ознакомительной практики. 9

2.2 Содержание отчета об учебно-ознакомительной практике. 10

2.3 Критерии оценки учебно-ознакомительной практики. 12

3 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ практика. 13

3.1 Задачи производственной практики. 13

3.2 Содержание отчета и критерии оценки производственной практики. 17



4 преддипломная практика. 19

4.1 Задачи преддипломной практики. 19

4.2 Содержание отчета по преддипломной практике. 21

4.3 Критерии оценки преддипломной практики. 25

Приложение 1 (форма направления студента на учебно-ознакомительную практику) 26

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с общими требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к образовательной программе подготовки выпускника по специальности «Менеджмент организации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», данная программа должна содержать в качестве обязательного своего элемента программы учебно-ознакомительной, экономической и преддипломной практик.

ГОС ВПО для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» предусматриваются следующие виды и объемы практик:

- учебно-ознакомительная – 2 недели;

- производственная – 4 недель;

- преддипломная – 10 недель.

Исходя из этих положений в Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ разработаны рабочий учебный план и индивидуальные учебные планы для различных видов и форм обучения, в которых предусмотрены вышеназванные практики c учетом особенностей организации учебного процесса.

Данная программа является нормативным документом ИМСИТ, который определяет условия, формы, требования, объем, организацию, порядок проведения учебно-ознакомительной и преддипломной практик по указанной специальности и отчетности по ним с учетом видов и форм обучения.

При разработке Программы практик, наряду с вышеназванными нормативно-правовыми актами использованы Рекомендации Министерства образования РФ и Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента[1].

1 общие положения

Учебно-ознакомительная, производственная и преддипломная практики студентов специальности «Менеджмент организации», обучающихся Академии маркетинга и социально-информационных технологий, является составной частью образовательной программы.

Требования к организации, объемы практик по специальности определены Государственном образовательным стандартом высшего профессионального образования, и направлены на обеспечение последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки специалиста.

Цели и задачи практик определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки специалиста, объектами и видами его профессиональной деятельности и возможностями его профессиональной адаптации.

1.1 Общие обязанности студента-практиканта

Студенты проходят практику в соответствии с приказом ректора, в котором указывается база практики, сроки ее прохождения и руководители практики от учебного заведения.



Практика студентов проводится, как правило, в организациях, деятельность которых отражает специфику подготовки специалиста в области управления.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми Академией ИМСИТ и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий, организаций, учреждений или собственным выбором места практики студентами.

При необходимости, Академия маркетинга и социально-информационных технологий направляет в организацию письмо с просьбой о принятии на практику студента и оказании ему необходимой помощи.

В тех случаях, когда работа, выполняемая студентами заочной формы обучения, соответствует специальности обучающегося, практика может проводиться по месту их основной работы. Решение о соответствии выполняемой работы целям и задачам практики выносится ответственным за практику (или заведующим кафедрой) на основании выписки из трудовой книжки студента и собеседования со студентом, оформленного соответствующим протоколом.

Студенты, проходящие практику в других городах, решают вопрос о задании с руководителем практики от предприятия, с учетом требований кафедры. В этом случае связь с руководителем от кафедры может осуществляться с помощью электронных средств.

В течение всего периода практики студенты работают в управленческих или других подразделениях предприятий на рабочих местах или дублерами под непосредственным управлением руководителей практики от предприятий.

Продолжительность рабочего дня для практикантов устанавливается:

- для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ);

- для студентов в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).

До начала практики студент обязан:

- ознакомиться с приказом ректора ИМСИТ о соответствующей практике;

- получить у своего руководителя практики от академии индивидуальное задание.

В ходе практики он обязан:

- выполнить работы, предусмотренные индивидуальным заданием, соблюдая при этом правила внутреннего распорядка на предприятии, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

- вести дневник практики (в хронологическом порядке отразить сведения о выполненных работах, подготовленных материалах, изученных документах и т.п., а также получить отметки о дате прибытия на практику и ее завершения, заверенные соответствующими подписями и печатями предприятия);

- подготовить материал, необходимый для составления отчета по практике;

- подготовить отчет о практике и представить его на подпись руководителя от предприятия;

- получить отзыв о проделанной работе у руководителя практики от предприятия (краткая характеристика, заверенная печатью предприятия);

- в течение 3-х дней по окончанию практики представить отчетные документы по практике руководителю практики от академии ;

- защитить отчет по практике (в соответствии с графиком защиты практики в Академии маркетинга и социально-информационных технологий).

1.2 Общие требования к отчету и защите практик

При оформлении отчета по практике следует руководствоваться действующими в Академии маркетинга и социально-информационных технологий требованиями к оформлению квалификационных работ. Объем отчета по практике составляет 20 – 25 страниц, без учета приложений.

На основании оформленных документов практиканта, содержания Отчета о практике, результатов собеседования и защиты студенту выставляется либо оценка, либо «зачет» или «незачет» в зависимости от вида практики. При прохождении преддипломной практики положительный результат по защите отчета является основанием для допуска студента к дипломному проектированию.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв, неудовлетворительную оценку на защите отчета или «незачет», направляется на практику повторно во время каникул или в свободное от учебы время.

1.3 Общие обязанности руководителя практики от Академии маркетинга и социально-информационных технологий

Руководитель практики от учебного заведения:

- совместно со студентом разрабатывает и выдает ему индивидуальное задание и методические материалы по практике и проводит групповой (индивидуальный) инструктаж по вопросам организационно-методического ее обеспечения. Содержание задания на практику определяется ее видом и профилем предприятия;

- в ходе практики дает индивидуальные консультации студентам-практикантам по выполнению отдельных разделов индивидуальных заданий по практике;

- по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике и готовит отзыв о работе студента;

- принимает участие в работе комиссии по защите практики.

1.4 Общие обязанности руководителя практики от предприятия

Руководитель практики от базовой организации:

- готовит проект приказа руководителя принимающей организации о прохождении студентами-практикантами Академии маркетинга и социально-информационных технологий практики;

- обеспечивает планирование и организацию проведения практики студентов-менеджеров Академии маркетинга и социально-информационных технологий в соответствии с договором и индивидуальными заданиями практикантов;

- проводит обязательный вводный инструктаж по технике безопасности студентов-практикантов;

- прикрепляет к студентам-практикантам квалифицированных наставников для контроля их работы в соответствующих структурных подразделениях организации, предусмотренных индивидуальным заданием;

- создает необходимые предпосылки и условия для сбора материала студентами-практикантами и выполнения ими заданий, требующими отработки соответствующих навыков и практических умений;

- контролирует соблюдение согласованных сроков проведения практики, а также повседневный ход практики;

- содействует проведению студентами-практикантами НИР по вопросам менеджмента, рекомендованным руководителем практики от Академии маркетинга и социально-информационных технологий;

- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка принимающей организации;

- решает все спорные вопросы, связанные с выполнением студентами-практикантами индивидуальных заданий;

- подготавливает отзыв на отчет по практике и производственную характеристику на студента-практиканта по итогам практики;

- может принимать участие в работе комиссии по оценке итогов практики.

2 учебно-ознакомительная практика

Учебно-ознакомительная практика предусмотрена рабочим учебным планом Академии маркетинга и социально-информационных технологий только для студентов очной формы с нормативным сроком обучения на 1курсе во втором семестре и длится 2 недели.

Учебно-ознакомительная практика является первым видом практики на предприятии и поэтому основной целью является знакомство студентов с реальным производством, особенностями управленческого труда и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении управленческих дисциплин.

Практика позволяет студентам увидеть работу предприятия, ознакомиться с разными сферами его деятельности, познать их содержание. Студенты невольно сравнивают теоретические знания с практикой и делают выводы о положительных сторонах деятельности предприятия в случае совпадения теории с практикой, а в случае расхождения увиденного с теорией у студентов будут возникать вопросы, которые впоследствии могут быть предметом дискуссии или даже учебной исследовательской работы.

Организационная работа по подготовке к учебно-ознакомительной практике, ее проведению и завершению осуществляется в соответствии с Общими положениями данной программы.

2.1 Задачи учебно-ознакомительной практики

Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

- знакомство с историей предприятия, учредительными документами, его стандартом, положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями, определение организационно-правой формы;

- подготовка схемы организационной структуры, определение её типа, выявление сильных и слабых сторон (с точки зрения теории и практики);

- определение типа организации с точки зрения её взаимодействия с внешней средой (механистический или органический тип), признаки;

- определение типа организации с точки зрения её взаимодействия с человеком (корпоративный или индивидуалистический тип), признаки;

- определение типа организации с точки зрения движения современного общества к информационному (эдхократический, многомерный, партисипативный, предпринимательский или рыночный тип), признаки;

- знакомство с технологией производства, определение типа взаимозависимости работников;

- определение типа организационной культуры и её признаков;

- изучение системы управления с точки зрения реализации основных функций управления (по возможности подготовить фотографию рабочего дня руководителя предприятия или структурного подразделения);

- определение преобладающего типа планирования в организации и признаков, на основании которых сделан такой вывод;

- определение эталонных стратегий реализуемых в настоящее время в организации, перечислить признаки;

- определение коммуникационных стилей, способов распределения прав и ответственности, методов, типов и стили управления, доминирующих в организации;

- определение этапа жизненного цикла организации и признаков, по которым сделаны такие выводы;

- проведение SWOT-анализа организации и подготовка выводов и предложений по совершенствованию системы управления.

В качестве индивидуального задания на практику руководителем от учебного заведения могут быть, в соответствии с интересами студента, определены и другие задачи.

2.2 Содержание отчета об учебно-ознакомительной практике

Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке курсовых и дипломных работ в Академии маркетинга и социально-информационных технологий, и структурно состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка литературы и иных источников, а также приложений. Образец титульного листа отчета представлен в Приложении 6.

Отчет должен быть оформлен в соответствующем стиле программы Microsoft Office Word с автоматическим оформлением содержания, перекрестных ссылок на литературу, необходимых гиперссылок и представлен как в печатном, так и в электронном виде.

Во введении студент указывает основания направления на учебно-ознакомительную практику, сроки её прохождения, цели и задачи, а также место и занимаемую должность (должности), например,

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Государственным образовательным стандартом от 17.03.2000 № 234 подготовки менеджера по специальности 080507.65 "Менеджмент организации", программой обучения в Академии маркетинга и социально-информационных технологий и приказом ректора академии на первом курсе обучения для студентов вышеуказанной специальности предусматривается учебно-ознакомительная практика, целью которой является:

закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний;

ознакомление с опытом профессиональной деятельности современных менеджеров;

усвоение навыков предпринимательства и управленческой работы в условиях различных форм производственно-хозяйственной деятельности и отношений собственности.

Учебно-ознакомительная практика проходила с ……. по ……. г. на базе (название предприятия и его место нахождения) в должности (название должности или должностей).

Достижение целей учебно-ознакомительной практики осуществлялось посредством решения следующих задач:

- знакомство с историей предприятия, учредительными документами, его стандартом, положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями, определение организационно-правой формы;

- изучения системы управления на предприятии…

(и т.д.)

В ходе учебно-ознакомительной практики наряду с решением задач для достижения ее целей были выполнены и другие работы (перечислить), связанные с управленческими и экономическими аспектами деятельности вышеназванной организации, изучалась и анализировалась специальная литература и публикации средств массовой информации.

Подготовка и оформление отчета осуществлялись в соответствии с Программой и методическими указаниями к организации учебно-ознакомительной практики Академии маркетинга и социально-информационных технологий.

Основная часть отчета может содержать 2 – 3 главы, каждая из которых, в свою очередь, может состоять из 2-4 параграфов, например,

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История предприятия, его организационно-правовая форма, структура, выполняемые задачи, оценка конкурентной среды

(текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.)

1.2 Типология организации, ее миссия и культура

(текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.)

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Общая характеристика системы управления предприятия и функций управления

(текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.)

2.2 Анализ системы планирования и контроля на предприятии, особенности подготовки и принятия управленческих решений

(текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.)

2.3 Методы, типы, стили и принципы управления на предприятии, способы распределения прав и ответственности

(текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.)

2.4 SWOT – анализ предприятия

(текст, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.)

В заключительной части отчета студент готовит выводы о достижении целей практики и степени отработки задач, например,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прохождение учебно-ознакомительной практики на предприятии (наименование, структурное подразделение, должность) позволило достичь поставленных целей и закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также получить практические навыки работы менеджера данного структурного подразделения, подготовить необходимый материал для дальнейшей работы.

В ходе практического исполнения обязанностей ____________ отдела ________________________, изучения нормативно-правовых актов, специальной литературы, публикаций средств массовой информации, в т.ч. интернет-ресурсов и повседневной деятельности организации мною сделаны следующие обобщающие выводы:

________________________________________________________

Кроме того,…

Во время практики удалось принять непосредственное участие в обсуждении и принятии нового «Положения о системе оплаты труда работников…» _______________, подготовить _________ проекты документов (локальных нормативно-правовых актов) _______, которые были приняты на предприятии и нашли свое практическое применение.

Список литературы представляет собой перечень, изученных за период практики, источников в соответствии с программой учебно-ознакомительной практики. В данный перечень могут включаться и нормативно-правовые акты, а также ссылки на интернет-адреса, которые использовались в ходе работы на предприятии и при подготовке отчета.

Список использованных источников и литературы оформляется в точном соответствии с требованиями к данному разделу любой научной работы.

В качестве приложений к отчету могут быть приняты схемы организационных структур, положения, стандарты, должностные инструкции, диаграммы, таблицы, а также отработанные студентом документы.

Отчет об учебно-ознакомительной практике после его защиты и выставления соответствующей отметки в оценочную ведомость сдается в учебный отдел, где и хранится в установленном порядке. Неоформленный в полном объеме отчет на хранение не принимается.

2.3 Критерии оценки учебно-ознакомительной практики

После окончания практики, в установленные Академии маркетинга и социально-информационных технологий сроки, каждый студент должен защитить ее результаты. Общие требования к защите практик определены в п. 1.2 данной Программы.

Форма промежуточной аттестации по итогам защиты практики – зачет.

Критерии оценки по практике:

- «зачет» – содержание и оформление отчета об учебно-ознакомительной практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы комиссии по программе практики полные и точные, при этом могут быть несущественные замечания по содержа­нию и формам отчета и дневника, определенные неточности при ответах на вопросы.

- «незачет» – выставляется студенту, если в отчете освещены не все разделы программы практики, на вопросы комиссии студент не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления о функциях служб организации управления, не владеет практическими навыками анализа и оценки уровня организации управления, допущено грубое нарушение трудового распорядка на предприятии или техники безопасности.

3 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ практика

Производственная практика предусмотрена ГОС ВПО и учебными планами Академии маркетинга и социально-информационных технологий для всех видов и форм обучения продолжительностью 4 недели.

Основная цель производственной практики – на основе теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения в академии, приобретение ими необходи­мых практических умений и навыков в осуществлении управленческих процессов на предприятиях и в подготовке к преддипломной практике.

Организационная работа по подготовке к производственной практике, ее проведению и завершению осуществляется в соответствии с Общими положениями данной программы.

3.1 Задачи производственной практики

Производственная практика является одним из важнейших этапов учебного процесса по подготовке специалиста в области менеджмента. Основными ее задачами являются:

- изучение общих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- рассмотрение характеристики и особенностей конкретной сферы деятельности;

- выявление недостатков, проблем и пути совершенствования системы управления.

Общие вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятия включают следующее:

- характеристика юридической формы и состава собственников предприятия;

- производственно-технологическая специализация предприятия (характеристика продукции, основные рынки сбыта, характеристика технологии, персонала);

- организационная структура управления (схема и описание);

- основные экономические показатели за прошедший отчетный год (данные коммерческого отчета, не содержащие коммерческой тайны);

- структура предприятия, организации и технологии производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений;

- анализ формирования корпоративного управления в компании;

- работа органов управления и корпоративного контроля;

- обзор практики информационной прозрачности и защиты собственности в компании;

- оценка экономической значимости, социальной ответственности и эффективности производственной и уп­равленческой деятельности;

- анализ информационного обеспечения управления предпри­ятием;

- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;

- анализ качества управления с позиций эффективности производства.

Характеристика конкретной сферы деятельности предприятия

В качестве индивидуального направления работы каждого студента может быть выбрано одно из следующих:

- анализ подсистемы управления технической подготовкой производства и НИОКР;

- анализ подсистемы управления маркетингом и сбытом;

- анализ подсистемы управления персоналом;

- анализ подсистемы управления финансами;

- анализ подсистему управления инвестициями;

- анализ подсистемы управления материально - техническим обеспечением производства на предприятии;

- анализ подсистемы стратегического и календарного планирования на предприятии;

- анализ подсистемы управления вспомогательным и обслуживающим производством;

- анализ организации управления производством (крупным цехом);

- анализ управления компанией или отдельным предприятием (дочерней фирмой, совместным предприятием) в целом;

- анализ эффективности работы органов управления;

- анализ подсистемы обеспечения внутреннего контроля;

- анализ эффективности системы управления.

По выбранному направлению необходимо изучить следующие вопросы:

- выявить цели и задачи предприятия по данной сфере деятельности (обоснование необходимости и целесообразности данной деятельности);

- рассмотреть изменение сегмента внешней среды, связанного с изучаемой сферой деятельности (рыночная ситуация, тенденции изменения);

- оценить потенциал предприятия в данной сфере деятельности (численность и состав персонала, основные выполняемые функции, затраты на эту деятельность);

- определить стратегическую ориентацию предприятия в данной сфере деятельности (стратегические ориентиры и стратегические изменения в развитии предприятия);

- определить, какие новые рыночные возможности и вероятные угрозы предприятию можно ожидать от внешней среды;

- изучить, насколько система управления на предприятии соответствует внешним и внутренним условиям деятельности;

- оценить эффективность системы корпоративного управления;

- оценить потенциал предприятия по совершенствованию системы управления.

Проблемы совершенствования управления на предприятии

Анализ системы управления по основным сферам деятельности подразумевает выявление процедуры управленческих процессов.

Главными процедурами в управлении являются процессы принятия решений, процессы сбора и обработки информации и процессы орга­низации деятельности.

В процессе анализа подготовки, обоснования и принятия управленческих решений выявляются наиболее характерные для данной подсистемы решения, а также недостатки в последовательности и методах их обоснования. Важно также изучить, как проводится работа по совершенствованию процесса обоснования решения по последовательности, срокам, исполнителям и результатам.

При исследовании информационного обеспечения анализируются:

- потоки входящей и исходящей информации с позиций ее назначения, порядка и периодичности возникновения, с точки зрения функций управления, изучаются принадлежность информации и количественные характеристики потоков документов;

- комплекс документов, сопровождающих выполнение основных и наиболее массовых видов работ.

В эти комплексы входят:

1. Основной создаваемый документ;

2. Приложения и пояснения к создаваемому документу;

3. Запросы и ответы по ходу работы;

4. Документы, созда­ваемые на основании данных основного документа;

5. Регистрационные и другие документы, в которых фиксируется выполнение данной работы.

При изучении комплекса документов определяются функции каждого структурного подразделения (исполнителя), связанного с обработкой этих документов с помощью графика состава документации, документограмм и символических оперограмм.

При анализе выявляются документы, несущие однородную информацию, и выявляются возможности совмещения документов, сокращения количества операций и работ, устранения ненужных реквизитов. Маршруты движения основных и наиболее массовых потоков документов изучаются путем составления принципиальных маршрутных схем движения документов, позволяющих изучить общую протяженность маршрутов документов. При этом выясняются следующие вопросы:

- через какие структурные подразделения (каких исполнителей) проходит определенная группа документов и в какой последовательности;

- сколько раз документ попадает в одно и то же подразделение и зачем;

- каков состав операций, выполняемых с документами в каждом структурном подразделении;

- какова общая протяженность маршрутов документов в процессе их разработки и обработки;

- каковы способы передачи или транспортировки документов.

Повторяемость реквизитов выявляется с помощью документограмм шахматного типа (по горизонтали – наименование документов, по вертикали – наименование реквизитов). Для анализа характера информации, переписываемой из одного документа в другой, и степени использования показателей составляются документограммы взаимосвязей и маршрутов реквизитов.

При проведении анализа организации труда работников подсистемы изучаются:

- функции и работы, выполняемые работниками подсистемы;

- соответствие выполняемых работ занимаемой должности;

- нормирование и планирование труда работников подсистемы;

- условия труда и организации рабочих мест;

- обеспеченность и использование средств оргтехники.

При изучении положений и должностных инструкций выявляются недостатки в их структуре и содержании. Для этого необходимо исходить из того, что в каждом документе должны находиться следующие основные позиции:

- общее описание места подразделения в организационной структуре;

- сфера ответственности, четко определяющая место подразделения в линейно-функциональной подсистеме;

- конкретные конечные результаты деятельности подразделения исходя из тех задач, за которые оно несет прямую ответственность;

- количественные и качественные критерии, по которым оценивается деятельность подразделения;

- права, необходимые для достижения установленных результатов.

При анализе оценки качества труда работников подсистемы необходимо рассмотреть действующую на предприятии систему контроля за исполнением решений и документов, показатели оценки качества труда работников подсистемы и их связь со стимулированием.

Рекомендации должны быть направлены на повышение исполнительской дисциплины, обеспечение более полной и достоверной оценки качества труда работников подсистемы и ее связь со стимулированием.

Анализ стратегического поведения предприятия означает выявление практических шагов предприятия в трех сферах деятельности: маркетинг, технология производства и организация управления. Он проводится для того, чтобы узнать, каким образом предприятие адаптировалось к рынку. Для определения типа стратегического рыночного поведения предприятия рекомендуется воспользоваться методикой, изложенной в курсе «Исследование систем управления».

Анализ стратегического менеджмента должен проводиться в соответствии с методическими рекомендациями курса «Стратегический менеджмент». Соответственно необходимо поступать при анализе других сфер управленческой деятельности.

Процесс анализа должен завершаться разработкой следующих рекомендаций:

- выработкой новой функциональной (рыночной) стратегии для рассматриваемой сферы деятельности или новой цели - для достижения выгодной конкурентной позиции;

- совершенствование распределения задач и работ по подразделениям и уровням управления;

- разработка процесса подготовки и принятия наиболее рационального для исследуемой подсистемы вида решения;

- проектирование структуры подсистемы с использованием методов реструктуризации;

- выработка рациональных путей развития потенциала предприятия;

- разработка программы организационных изменений для совершенствования производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- выявление недостатков в системе корпоративного управления и разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративного управления в соответствии с требованиями законодательства и Кодекса корпоративного поведения.

Предлагаемые усовершенствования должны быть обсуждены на предприятии, а их практическая пригодность может быть подтверждена отзывом руководителя практики от предприятия.

В качестве индивидуального задания на практику руководителем от учебного заведения могут быть, в соответствии с интересами студента, определены и другие задачи.

3.2 Содержание отчета и критерии оценки производственной практики

Общие требования к оформлению отчета о прохождении практики указанны в п. 2.2 настоящей Программы.

По окончании практики, в установленные Академии маркетинга и социально-информационных технологий сроки, каждый студент должен защитить ее результаты. Общие требования к защите практик определены в п. 1.2 данной Программы.

За прохождение производственной практики студенту выставляется в оценочную ведомость дифференцированная оценка.

Критерии дифференциации оценки по практике:

- «отлично» – содержание и оформление отчета по практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы комиссии по программе практики полные и точные;

- «хорошо» – при выполнении основных требований к прохождению практики и при наличии несущественных замечаний по содержа­нию и формам отчета и дневника, характеристики студента положительные, в ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает определенные неточности, хотя в целом отвечает уверенно и имеет твердые знания;

- «удовлетворительно» – небрежное оформление отчета и дневника. Отражены все вопросы программы практики, но имеют место отдельные существенные погрешности, характеристики студента положительные, при ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает ошибки;

- «неудовлетворительно» – эта оценка выставляется студенту, если в отчете освещены не все разделы программы практики, на вопросы комиссии студент не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления о функциях служб организации управления, не владеет практическими навыками анализа и оценки уровня организации управления.

4 преддипломная практика

Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления и проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях всех организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность во всех сферах и отраслях национальной экономики.

Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и проводится на последнем курсе обучения. Содержание данного вида практики определяется темой дипломного проекта. Сроки проведения и продолжительность практики определяются соответствующими учебными планами и составляет 10 недель.

Преддипломная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов, приобретения профессиональных навыков работы по специальности, сбора материала для дипломного проекта.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми академией и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий, организаций, учреждений или собственным выбором места практики студентами. Наилучшим вариантом выбора места практики является предприятие, на котором студент проходил производственную практику.

Для студентов заочной формы обучения место практики может определяться местом его трудовой деятельности. В случае, если это место не соответствует профилю будущей специальности студента и не располагает возможностями предоставления информации и данных для выполнения дипломной работы, студент самостоятельно вместе с научным руководителем определяет место прохождения преддипломной практики.

Организационная работа по подготовке к преддипломной практике, ее проведению и завершению осуществляется в соответствии с Общими положениями данной программы.

4.1 Задачи преддипломной практики

В ходе преддипломной практики студент должен получить профессиональное представление и приобрести профессиональные навыки работы в экономических, финансовых и управленческих отделах, службах и подразделениях, используя теоретические знания, полученные в процессе учебы. Необходимо, чтобы до начала практики студент определился с темой дипломного проекта.

В начальный период преддипломной практики студент должен выполнить следующее:

- изучить структуру предприятия, организации и технологии производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений;

- изучить работу органов управления;

- сделать обзор практики информационной прозрачности и защиты собственности в компании;

- дать оценку экономической значимости, социальной ответственности и эффективности производственной и управленческой деятельности;

- изучить и проанализировать планирование производства и сбыта про­дукции;

- провести анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;

- изучить материально-техническое и кадровое обеспечение производства;

- оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции;

- изучить механизм формирования затрат, их эффективности и ценообразования;

- определить финансовые результаты деятельности предприятия;

- проанализировать информационное обеспечение управления предприятием;

- изучить выработку вариантов, оценку и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

- провести анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;

- проанализировать качество управления с позиций эффективности производства;

- определить круг своих профессиональных интересов, совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия уточнить направление и тему дипломного проекта.

После выбора и утверждения темы дипломного проекта и получения от научного руководителя задания на ее выполнение перед студентом ставятся следующие задачи:

- изучить научную и специальную литературу, нормативно-правовые акты и материалы по проблеме, выбранной для выполнения дипломного проекта;

- изучить имеющийся в отечественной и зарубежной экономике опыт и определить возможности его использования при изучении проблемы;

- на основе знания экономико-математических методов и умения пользоваться вычислительной техникой обосновать алгоритмы решения отдельных задач дипломного проекта;

- собрать, обработать, проанализировать первичную экономическую информацию по теме работы, выполнить все необходимые практические расчеты, используя выбранные алгоритмы и необходимые программы;

- используя результаты, полученные в процессе анализа и обобщения исходных материалов, подготовить обоснованные выводы, рекомендации и предложения и представить их на обсуждение специалистов отдела, службы, подразделения.

Преддипломная практика заканчивается написанием и предоставлением руководителю и на кафедру отчета о преддипломной практике.

4.2 Содержание отчета по преддипломной практике

Общие требования к оформлению отчета о прохождении практики указанны в п. 2.2 настоящей Программы. Тематический план отчета может содержать следующие разделы:

- общая характеристика предприятия;

- организационная структура управления;

- управление производством;

- управление персоналом;

- информационная система управления;

- экономические службы и финансовое состояние предприятия;

- управление маркетингом.

Общая характеристика предприятия

Общая характеристика предприятия может включать следующие вопросы:

- организационно-правовую форму;

- цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- структуру капитала компании;

- миссию и имидж предприятия;

- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

- производственную структуру предприятия (технологический аспект);

- стратегию и тактику управления предприятием;

- тип организационной культуры.

Организационная структура управления

Данный раздел может включать в себя следующее:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подраз­деления (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

- структуру и функции аппарата управления предприятия;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами орга­низационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

Управление производством

Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции предприятия;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирования труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризации производства;

- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

Управление персоналом

Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

- систему материального и морального стимулирования персонала;

- систему стимулирования менеджмента;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

- методы повышения эффективности управленческого труда.

Информационная система управления

По данному разделу студенты должны изучить:

- массивы информации;

- коммуникационный процесс;

- механизм обеспечения информационной безопасности.

- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- средства передачи и преобразования информации;

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций в организации.

Экономические службы и финансовый менеджмент

По этому разделу студенту необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических и финансовых служб;

- оценить правильность финансовой отчетности;

- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

- оценить возможности роста капитализации компании;

- изучить возможность привлечения инвестиций;

- изучить риск враждебного поглощения;

- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

- изучить возможность вывода активов предприятия;

- проанализировать работу органов контроля по финансовым вопросам;

- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.

Управление маркетингом

Студент должен отразить в отчете:

- задачи службы маркетинга;

- систему организации службы маркетинга;

- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

- анализ маркетинговой среды фирмы;

- структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара;

- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику;

- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

- роль посредников в товародвижении;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

- требования к торговым посредникам;

- планирование продвижения товара на рынке;

- коммуникационную политику фирмы;

- основные методы реализации изделий (услуг);

- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;

- инструменты стимулирования сбыта;

- ценовую политику и конкуренцию;

- факторы, определяющие решения по ценам;

- ценовую рекламу;

- ценовые гарантии и особые соглашения;

- определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;

- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

В качестве индивидуального задания на практику руководителем от учебного заведения могут быть, в соответствии с интересами студента, определены и другие задачи.

Отчет о практике может быть построен по следующей примерной схеме:

Введение. (Обоснование выбранной проблемы, цель и задачи практики).

Глава 1. Технико-экономическая характеристика объекта исследования (предприятия, фирмы, учреждения, процесса). Проводится организационная и технологическая и экономическая характеристика объекта в целом и места (службы) прохождения практики студентом.

Глава 2. Исходные данные и результаты проведения анализа объекта исследования.

Собираются все необходимые отчетные данные, схемы, графики, инструктивные положения, формы документов и пр. Проводится необходимое исследование, выявляются положительные и отрицательные стороны объекта, делаются выводы.

Глава 3. Разработка направлений решения основных задач практики и предложение конкретных мероприятий по решению проблемы. Фактически в этой главе должны быть отражены (написаны) отдельные разделы или подразделы дипломного проекта.

Заключение. (Основные выводы).

Список использованных источников и литературы.

В Приложении к отчету группируются все статистические, справочные и другие данные.

Такая структура отчета носит ориентировочный характер и может видоизменяться по согласованию с руководителем в зависимости от объекта исследования.

4.3 Критерии оценки преддипломной практики

После окончания практики, в установленные в Академии маркетинга и социально-информационных технологий сроки, каждый студент должен защитить ее результаты. Общие требования к защите практик определены в п. 1.2. данной Программы.

Защита отчета по преддипломной практике предусматривает дифференцированную оценку, которая выставляется комиссией по четырехбалльной системе. Критерии оценки за прохождение практики определены в п. 3.2. настоящей Программы.

Приложение 1
(форма направления студента на учебно-ознакомительную практику)

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ






Date: 2015-11-15; view: 198; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.078 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию