Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. (духовно-эмоциональная настройка на творчество)





(духовно-эмоциональная настройка на творчество)

Зазеркалье – это метафорическое обозначение обратной стороны реальности – внутреннего мира Человека и мира искусства. В данном разделе представлены несколько видов работ с разными жанрами искусства и разными задачами.

В книге Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» есть эпизод, в котором героиня из детской комнаты внезапно переносится на мягкую зелёную лужайку, нарисованную на фарфоровом блюде. Примерно такое же чудо предстоит сотворить участникам практикума при выполнении этого творческого задания. В творческой работе предлагается совершить мысленное и чувственное путешествие в мир художественного произведения, в пространство изученного памятника религиозной культуры: храма, монастыря, в монашескую келью. В качестве пространства для путешествия может быть выбрано произведение любого жанра или вида искусства.

Зачем и кому нужны подобные «чувственные стенограммы» общения с миром искусства и своим собственным? Они нужны, прежде всего, самому человеку. М. Мамардашвили в одной из своих работ приводит позицию М. Пруста по данной проблеме: «Восклицания типа «Ах, как здорово» – это чувства-недоноски, полусущества, полу-умы. Это неартикулированное существование. И если – только это, тогда случившееся уйдёт в ничто. Уйдёт в небытие»[1]. Письменные работы становятся формой материализации чувственного опыта человека, чтобы он не ушёл в ничто, преображают его в опыт духовный. И, конечно, они нужны одноклассникам, одногруппникам, которые, соприкасаясь с текстом и друг другом, проходят своего рода «школу самовозрастания личности», а произведение с каждым «диалогом» изменяет свой смысловой объём, силу и характер связей.

 

1. «Когда дом (храм, дворец) остаётся один…»

Мы можем мысленно погулять по пустым коридорам архитектурного сооружения, кого-то случайно (или неслучайно) там встретить, о чём-то с ним поговорить. Можно просто «побродить» вокруг здания, что-то почувствовать от близости камня, дерева, из которых оно построено, как-то ощутить его вес, силу или изящество и т.п. Здесь можно вполне дать простор фантазии самим авторам работ, если только в ней не ставится ещё специальная учебная задача. Если бы здание заговорило, что бы оно рассказало? Самая лучшая установка для этой работы– не давать никаких специальных установок, дать свободу потоку ассоциаций, фантазии и чувств.

 

2. «Наедине с миром»

При изучении курса светской этики в качестве основы для работы может быть выбран любой понравившийся пейзаж. В творческой работе не нужно описывать, что изображено на картине. В ней не должно быть и намёка на то, что мы рассматриваем репродукцию или подлинное произведение. Достаточно вверху на листочке указать название и автора произведения, рядом подписать свои имя и фамилию. А дальше – погрузиться в эмоциональное пространство, изображённое на картине, мысленно перенестись туда.

Пейзаж каждый может выбрать для себя сам: найти заранее и принести на занятие, или выбрать из предложенных репродукций понравившийся вариант. Для вхождения в творческое общение с картиной и самим собой, перенеситесь мысленно в изображённое пространство, разберитесь в своих ощущениях. В этом вам помогут следующие вопросы:

– Зачем или почему вы оказались в этом месте?

– Это ваше любимое место или вы попали туда впервые?

– Если любимое место – то за что вы его любите? С какими воспоминаниями оно связано?

– Если вы видите это место впервые, то чем оно привлекло ваше внимание? Почему вы именно здесь решили немного задержаться, а, может быть, остаться надолго?

– Какое настроение это место вызвало у вас в душе?

– О чём вы здесь думали, что смогли увидеть или понять в мире, в себе?

Вот одна из подобных работ в качестве примера (авторство этой и других работ по этическим мотивам опускается):

 

«Я не знаю, что это за место. Ничем особым оно не примечательно, но как-то так случилось, что я оказалась здесь не в первый раз. Я вообще редко выбираюсь за город, и вдруг снова оказаться в знакомом местечке! Это-то меня и удивило и заставило задуматься: что меня сюда привело?

Обычный, скромный уголок природы, знакомые и привычные глазу косогоры и перелески, вода и люди на мостках, и деревня неподалёку… И низкий берег, приглашающий спуститься к воде… И как-то слишком далеко звучали голоса деревенской жизни и сдержанно переговаривающихся людей, и на удивление ласковым был шелест листьев; и тёплое марево прогретого воздуха, и звенящее состояние покоя заставили остановиться, оглядеться, опуститься тут же, где стояла, и блаженно думать, что, видимо, это состояние спокойной гармонии души со всем миром и называется счастьем».

 

3. «Дорога к храму»

При знакомстве с религиозной культурой можно обратиться к живописным образам русских религиозных памятников или произведениям искусства на религиозные сюжеты. Творческую работу можно написать и после реального посещения храма, монастыря, если есть такая возможность, по фотографиям, слайдам, репродукциям самих храмов или их образов, запечатлённых в живописи (например, по картинам: П. Петухов «Вода для монастыря», Н. Химона «На пороге храма», А. Арестов «София Тобольская», И. Горюшкин-Сорокопудов. «Зима. Ростовский кремль», И. Левитан «Владимирка» и т.п.). При этом вопросы для размышления могут остаться теми же, что и при работе с пейзажем в курсе светской этики.

 

Дорога к храму может описывать не только храм, но и путь к нему. Например, как в этих работах:

 

«Эта горная долина – моё любимое место, хотя бывать здесь мне приходится редко. Эта пустая мелочная занятость становится настоящей преградой в том, что на самом деле оказывается гораздо важнее. Некогда… Встретиться с друзьями – некогда, подарить внимание близким людям, сказать главное для них – как они мне дороги… И побывать в любимом уголке природы… Вот об этом я обычно и думаю, когда сюда попадаю. Горы, такие основательные, так прочно вросшие в землю, и мои мысли словно возвращают на свои места из нашего перевёрнутого мира. Холодные камни с жадностью впитывают лучи заходящего солнца, и я понимаю, что невольно учусь у них бережно собирать каждую крупинку жизненного тепла. И быть стойкой. И спокойной. И вообще – самой собой».

«Это моя дорога. Я не помню, где она началась, не знаю, когда и где закончится, но я привыкла ощущать её непредсказуемую неровность у себя под ногами. Она очень изменчивая, и этим то тревожит меня, то доставляет радость. На ней бывают долгие пустынные участки, когда приходиться надеяться только на себя, и шумные, людные переходы. Больше всего люблю я свою дорогу именно за редкие, но незабываемые встречи. А сейчас вот впереди оказалось что-то очень волнующее. Вроде обычное село, но ворота?... Это не с проста. Что откроется за ними? Добрым ли будет мир, что за ними скрывается? Почувствую ли я перемены, когда перешагну границу ворот? Кто-то проложил эту дорогу. Теперь на ней останется и мой след».

«Как всё-таки это здорово – иметь такую жизнь! Меня очень привлекают дали, которые открываются со всех сторон. Там такая красота, простор – но ведь туда нужно как-то добраться! А вот эта гора – это тоже вопрос… Что это – возможность или препятствие? Наверное, всё относительно. Если попотеть и напрячься – откроет возможности, а если не захочется тратить усилия – так и будет загораживать самый яркий жизненный горизонт!»

 

Date: 2015-11-15; view: 216; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию