Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство ранней и зрелой готики





Историческая ситуация в Европе 12-15 столетий. Основные этапы историко-культурной периодизации зрелого и позднего средниевековья; содержание данного периода как одновременно и высшего проявления средневековой культуры, и конца средневековья. 12-13 и 14-15 века как два разных периода в истории культуры. Термин "готика". Общая периодизация искусства готики по отношению к французской, немецкой, английской, итальянской, испанской истории искусств. Историко-культурная характеристика первой половины рассматриваемого периода: окончание крестовых походов; основные государства этого времени, их взаимоотношения и роль городов и придворной культуры. Триумф папства в начале 13 века. Завоевание Константинополя и его значение для латинской культуры. Философия 13 века; зрелая схоластика. Характеристика оснований схоластического мышления. Фома Аквинский. Изменения в характере религиозности: св.Франциск Ассизский и францисканство. Новые ордена, их роль в распространении готического искусства в Европе. Образование: расцвет университетов и светской словесности. Отношение к античной литературе. Система литературных жанров 13 века. Культура и быт; место искусства в человеческой жизни 12-13 веков. Особенности национального развития готического искусства в 12-13 веках и национальные периодизации.

1. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.

Готический собор. Византийская церковь, романский храм, готический собор как высшие архитектурные явления христианского средневековья. Готический собор как художественно-символический целостный ансамбль. Архитектура, скульптура живопись и декоративные искусства в соборе. Рождение готической архитектурной системы в постройке аббата Сугерия в Сен-Дени. Конструктивные основы готической архитектуры. Нервюрный крестовый свод, его предистория в романской архитектуре. Нормандский вариант романских сводчатых покрытий и его отношение к готике. Ярусное построение готического собора. Способы достижения равновесия в ранней и зрелой готике; система контрфорсов и аркбутанов. Типология готического церковного строительства. Проблема готического церковного фасада. Национальные особенности конструктивного решения готических храмов. Изменение других типов построек средневековья под воздействием конструктивных систем готики. Монастырское и светское строительство; типология готического жилого дома, замка, общественного здания в разных странах.

Ранняя и зрелая готика архитектуре Франции. Церковь аббатства Сен-Дени и ее следствия в архитектуре второй половины 12 века. Сложение главных компонентов планировочной, объемно-пространственной и декоративной системы французского готического собора. Эволюция французской готики во второй половине 12 века: движение от трехъярусной романской стены к четырехъярусной и опять к трехъярусной. Нуайон, Лан, и другие раннеготические постройки. История сводов и опор в ранний период. Эволюция ордерного декора; сравнительная характеристика романского и готического понимания ордера. Фасады. Значение Нотр Дам в истории собора ранней готики во Франции. Вторая фаза готической архитектуры во Франции: строительство крупнейших городских соборов. Шартр. Переход к четырехчастным сводам; изменение планировочной системы; сложение нового типа опоры; особенности ордерной системы. Реймс и Амьен: дальнейшая эволюция принятой в Шартре системы. Развитие вертикализма и упрощение ярусной структуры. Особенности построения трифория. Ордерные решения. Собор в Бовэ как последний представитель данной группы; предел конструктивных возможностей готического собора. Вторая, параллельная линия в истории великих готических соборов Франции: Бурж и Ле Ман. Пространственная система Буржа и особенности его ордера. Результаты развития, произошедшего в 1190-1230 годах: сложение каркасного понимания готической конструкции, достижение предела прозрачности стены, совершенствование приемов зрительной дематериализации ордера. Влияние великих готических соборов Франции на другие европейские школы; строительство по французским образцам за пределами Франции (Толедо, Леон) Новое поколение французской готики после великих соборов: неф и трансепт Сен-Дени и смысл этой новой системы; трансепты Нотр-Дам. Замковая капелла в Сен Жермен ан Ле. Сен-Шапель и окончательное достижение дематериализации и каркасной прозрачности конструкции; постройки этого поколения за пределами Иль-де-Франс; «лучистая» готика во французской архитектуре 13 века. Сен Пьер в Труа, Клермон-Ферран, Турне, Сент Урбен в Труа,е Каркассон. Интернациональное восприятие лучистой готики. Региональные школы Франции в 13 веке: Нормандия (Руан, Кутанс, Байе), Бургундия (Дижон, Осерр) и своеобразие бургундской готики, Западная Франция (Пуатье, Анжер) с ее особенностями стиля. Южнофранцузская готика. Интернациональные и региональные последствия конструктивной и стилистической эволюции французской готики второй половины 13 века.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии. Начало готики в Германии. Наумбургский собор: позднероманская инерция. Ее постепенное преодоление под влиянием нормандской архитектуры – Лимбург на Лане. Начало изменений в немецкой готике под воздействием Франции в Магдебурге и Хальберштадте. Отношение к стене в ранней немецкой готике. Первые верные копии французской готической системы и их отличия от образца. Оригинальные решения первой трети 13 века, несходные с французскими образцами – Либфрауенкирхе в Трире и ц. cв.Елизаветы в Марбурге. Конструктивные и декоративные приемы, складывающиеся во втором поколении немецкой готической архитектуры; запаздывание развития немецкой готики по сравнению с Францией. Метц и Страсбург. Воздействие архитектуры великих готических соборов Франции на Германию и роль Кельнского собора в этом процессе. Памятники, связанные со следующей волной французских влияний, поколения архитектуры нефа и трансепта Сен-Дени. Сложение самостоятельных черт немецкой готики: зальные церкви 13-начала 14 века. Кирпичная готика северной Германии в 14 веке и ее отношение к зрелой готике других национальных школ.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии. Своеобразие английской готики и ее периодизации. Сложение готики в Англии: влияние позднероманской архитектуры Нормандии и ранней готики Иль-де-Франс на Англию во второй половине 12 века. Кентерберийский собор. Сложение английской версии раннеготического стиля и ее отличительные особенности в Уэльсе, в Западной Англии и на Юге, в Солсбери. Конструктивные, планировочные, ритмические, ярусные, ордерные особенности ранней готики в Англии и их варианты в первой половине 13 века. Планы, фасады, английские структуры и декоративные решения. Типологические особенности готического соборного комплекса в Англии; залы капитулов. Линкольнский собор. Французские влияния в первой половине столетия; Капелла Св.Троицы в Солсбери и Вестминистер, зал капитула в Солсбери. Продолжение иной, более самостоятельной линии в английской готике 13 века; северный трансепт собора в Йорке, Ангельский хор Линкольна. Сложные своды и их значение для английской школы; особенности понимания массы и стены; специфика английского готического ордера. Соотношение этих качеств с влиянием французской готики «лучистого» стиля. Зал капитула собора в Уэльсе. Йоркский собор. Основные черты так называемого «украшенного» стиля, складывающегося после 1290 года. Эксетерский собор, Бристольский собор, восточная часть собора в Уэльсе как образец этого стиля; октогон и капелла Богоматери в Или. Развитие перпендикулярной готики и ее триумф в архитектуре после 1330 года. Хор собора в Глостере. Отличительные черты зрелой готики Англии и ее особое значение для архитектуры поздней готики.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Италии. Самостоятельность готического развития в Италии 13 - 15 веков. Конструктивные и образные отличия итальянской готической архитектуры от французской версии готики. Начало готики в Италии под влиянием Франции: цистерцианские постройки. Церкви нищенствующих орденов и их роль в истории итальянской готики. Сан Франческо в Ассизи. Памятники 13 века: Сан Франческо в Болонье, Санта Мария Новелла и Санта Кроче во Флоренции. Ордер и пространство в итальянской готике 13 века. Продолжение французских влияний: Сан Фортунато в Тоди. Специфически итальянские решения: Сант Антонио в Падуе. Сьенский собор: особенности понимания пространства, массы, ордера. Фасадная декорация и проблема готического фасада в Италии. Собор Орвьето. Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: конструктивные и художественные особенности зрелой тосканской готики. Светская архитектура готики в Италии. Проблема общественного здания. Палаццо дель Коммуне в Пьяченце, Палаццо Веккио во Флоренции, Палаццо Публико в Сиене. Отсутствие ярусно-иерархического понимания массы и ордера в итальянской готике. Романская и готическая архитектура Италии: черты преемственности.

Архитектура ранней и зрелой готики в других странах (общая характеристика). Интернациональное и национальное в готической архитектурной системе. Роль французской готики в распространении готических конструкций и стиля: магистральные и региональные явления в этом процессе. Смешанные, сложные, аномальные решения. Способы упрощения готической архитектурной системы. Южные школы готической архитектуры: юг Франции, Испания и Португалия. Авила, Толедский собор, собор в Бургосе, Леонский собор, цистерцианская церковь в Алькобаса. Северная готика: Нидерланды, северная Германия, Скандинавия, балтийская готика. Готика в странах центральной и восточной Европы. Периодизация истории готического стиля в провинциальных школах.

2. ГОТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА.

Синтез искусств в готике. Общая характеристика готики как стиля в изобразительном искусстве. Проблема романской и византийской отстраненности от зрительного способа изображения и проблема готического натурализма. Изобразительное искусство готики: типология и общая иконографическая характеристика готической скульптуры; готический собор как единая иконографическая система и возможные места для скульптурной декорации в соборе в зависимости от национальной школы. Другие виды скульптуры; мелкая пластика, реликварии, раки, алтари и алтарные антепендии, кафедры, купели и пр.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Франции. Романская традиция Бургундии и северной Франции в середине 12 века. Расширение иконографических программ и сложение композиции портала с фигурами на откосах. Королевский портал Шартра. Характеристика основных стилистических групп больших статуй на откосах портала. Стиль главных фигур и стиль повествовательных композиций; натурализм в отдельном изображении и натурализм действия, сцены. Общая характеристика художественных оснований и целей раннеготического натурализма. Возможные византийские воздействия и связь с романским наследием; готический натурализм и римский натурализм. Иконографическая программа Королевского портала как наиболее показательный и полный образец семантической организации раннеготической портальной стены. Ближайшие стилистические аналогии Шартра. Бурж, Ле Ман, Сенлис и Лан; старые части западного портала собора Нотр Дам. Начало зрелого стиля в готической скульптуре 13 века во Франции. Иконографический и стилистический анализ порталов трансепта Шартра; история развития зрелой готики на примере разновременных фигур на порталах трансепта. Портики трансепта Шартра и полная характеристика иконографических задач зрелой готики во Франции. Дальнейшее иконографическое расширение программ зрелой готики: Амьен. Фасад Амьена как семантическое целое. Стиль Амьена. Реймс: иконография западных порталов и варианты стилистики. Античные влияния и поиски формообразования готического натурализма. Иконография и стиля внутренней декорации западной стены и скульптуры портала Страшного Суда. Развитие стиля в середине-второй половине 13 века: порталы Буржа и трансепта Нотр Дам. Порталы западного фасада собора в Осерре. Поздняя группа скульптур в Реймсе. Скульптура раннего 14 века: готический натурализм и условность куртуазного стиля. Развитие иконографии зрелой готики в порталах трасепта Руанского собора. Достоверность и условность в статуе Адама с южного фасада трансепта Нотр Дам. Алтарная преграда Нотр Дам. Мелкая пластика 14 века.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Германии. Изобразительное искусство Германии около 1200 года: византийские влияния, их роль в различных видах искусств. Николай Верденский и работы мастеров его круга. Проникновение византинизмов в монументальную пластику: Хальберштадт и связанные с ним памятники. Византинизмы и антикизация на переходе от романского к готическому в Германии. Ранние памятники немецкой готики в скульптуре: Магдебург, Фрайберг. Программы скульптур Бамберга. Бамбергский леттнер как памятник переходного типа. Другие скульптуры Бамберга: проблема французских влияний и антикизации для немецкой готической скульптуры. Формирование самостоятельного готического искусства: распятия в Хальберштадте и Вексельбурге. Южный портал Страсбурга. Колонна Ангелов в Cтрасурге. Наумбургская пластика. Программы леттнера и хора. Стилистика: наумбургский мастер и проблема готического натурализма для немецкой скульптуры. Проблема портрета; повествовательный и физиогномический натурализм. Развитие интереса к изображению эмоций. Портальные программы ранней готики в Германии и их расширение под воздействием Франции. Надгробия 13 века в Германии. Иконографическая программа западного фасада собора в Страсбурге; особенное положение Эльзаса и Лотарингии. Стилистическая эволюция последней четверти 13 века: Страсбург и Эрфурт. Движение и аффект как главные цели стиля. Скульптуры Кельнского собора, относящиеся к этому же времени. Готический натурализм и готическая условность в экспрессивной манере мастеров первой половины 14 века.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Испании. Испания и Португалия, их историческое развитие в 12-13 веке и проникновение готической архитектуры и изобразительного искусства в эти страны. Портал Глория в Сант Яго да Компостелла. Развитие стилистики ранней готики в порталах в Тудела и Оренсе. 13 век и воздействие французской стилистики и иконографии зрелой готики. Порталы южного и северного рукавов трансепта Бургоса. Скульптуры клуатра в Бургосе как примеры следующей фазы развития готического искусства в Испании. Скульптурный комплекс западной стены собора в Леоне, его иконографическое и тематическое своеобразие. Стилистика леонских скульптур. Влияние мастерских Бургоса и Леона на испанскую скульптуру конца 13 века: Осма, Авила, Санта Мария ла Майор в Торо. Испанские надгробия 13 века-начала 14 века. Скульптура Толедского собора и художественная специфика зрелой готики в Испании.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Англии. Романская традиция скульптуры в Англии и ее отношение к Франции. Портал в Ростере и скульптуры аббатства св.Марии в Йорке: нарастание готического натурализма под влиянием французских образцов. Ранняя готика в английской скульптуре. Скульптура собора в Уэльсе. Надгробие короля Иоанна в Вустере. Отражение высшей фазы готического стиля французской скульптуры в английской скульптуре середины 13 века: Вестминистерское аббатство и его скульптурная декорация. Портал Страшного Суда и скульптура Ангельского хора в Линкольне. Надгробия второй половины 13-14 веков. Дорстерский рыцарь. Королевские бронзовые надгробия в Вестминистере. История типологии и стилистики английского надгробия зрелой готики; надгробие «Черного рыцаря» в Кентерберийском соборе. Скульптурная декорация собора в Эксетере и проблема иконографии западного фасада английского готического собора в 14 веке.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Италии. Историческое своеобразие итальянского искусства зрелого и позднего средневековья. Античная традиция в Италии. Скульптура позднероманского времени и переходные стили; Антелами и его круг. Французское влияние в начале 13 века и позже: его стилистические и иконографические последствия. Скульптура западного портала церкви Сан Лоренцо в Генуе. Тоскана: скульптура Пизанского баптистерия и роль византийских влияний около 1200 года в изменении стилистики позднероманского искусства. Порталы Сан Мартино в Лукке и специфика ранней готики в тосканской скульптуре. Портал Сан Марко в Венеции и специфика венецианской традиции. Южная Италия: скульптура круга императора Фридриха II Гогенштауфена и античные образцы. Феррарский портал и французские образцы стиля; формирование специфики зрелой готики в итальянской скульптуре на пересечении разнородных влияний. Никколо Пизано. Антикизирующие тенденции и готика в итальянской скульптуре второй половины 13 - 14 века. Художественные особенности скульптур фасада Сиенского собора. Скульптура западного фасада собора в Орвьето: монументальная соборная программа в итальянской готике. Североитальянская скульптура этого времени: рака св.Петра мученика Джованни ди Бальдуччо. Скульптурная декорация Палаццо Дукале в Венеции и алтарная преграда собора св.Марка. Веронские надгория Скалигеров. Флорентийские памятники около середины 14 века: двери баптистерия, рельефы колокольни собора. Творчество Андреа Пизано и Нино Пизано. Светские мотивы и темы в программе рельефов флорентийской колокольни. Андреа Орканья: киворий в Орсанмикеле. Итоги готического развития в итальянской скульптуре к концу 14 века: антикизирующие тенеденции, воздействие французской готики и национальное своеобразие итальянских памятников.

 

3. ЖИВОПИСЬ РАННЕЙ И ЗРЕЛОЙ ГОТИКИ.

Общая характеристика искусства живописи в эпоху готики. Проблема стилистической эволюции искусства готики в ее отношении к живописи. Византийская условность, романский экспрессивный схематизм и готический натурализм. Иконографические свойства готической живописи; место живописи в готическом соборе; новые места для живописи в системе искусства готики. Типология готической живописи (миниатюра, алтарь, икона и станковая живопись, витраж, монументальная живопись) и ее зависимость от национальных школ; типологические изменения в искусстве живописи в ходе развития готики. Проблема готического алтаря; створчатый алтарь как специфическое искусство готики, соединяющее работу скульптора и живописца. Вопросы синтеза искусств в готике в их отношении к живописи. Периодизация истории готической живописи. Национальные школы в эпоху готики. Италия и Север: сравнительная характеристика развития живописи в 13 веке. Искусство готики за Альпами, искусство проторенессанса в Италии. Италия: нарастание византинизмов в итальянской живописи 13 века. Maniera byzantina. Общая характеристика итальянской живописи второй трети 13 века. Пизанская школа и специфика ее византинизма; Коппо ди Марковальдо и Гвидо да Сьена как примеры иной разработки византийских влияний. Чимабуэ. Готика и византийская манера в искусстве Рима конца 13 века. Мозаики Санта Мария ин Трастевере и Санта Мария Маджоре. Каваллини: проблема византийского, проторенессансного и готического в его искусстве. Дуччо. Джотто. Иконография и стиль капеллы дель Арена. Искусство Джотто и его эпохи (общая стилистическая характеристика). Росписи Сан Франческо в Ассизи. Поздние работы Джотто. Симоне Мартини и сиенская школа. «Маэста» Палаццо Пубблико в Сиене и другие ранние работы. Фрески капллы св.Мартина в Сан Франческо в Ассизи. Поздний стиль Симоне Мартини и художественная специфика живописи зрелой готики. Север: искусство витража. Иконография и стилистика раннеготического витража во Франции. Витражи Сен-Дени и их отношение к искусству времени аббата Сугерия. Программа Сугерия и ее значение для характеристики искусства этого времени. Книжная миниатюра и витраж во второй половине 12 века. Ранние витражи Шартра: иконография скульптурного фасада и иконография витража. Витражи Лана и Буржа. Витражи Сен-Шапель как характерный памятник середины 13 века. Эволюция искусства витража во второй половине 13 - начале 14 века: монументализация изображений и упрощение иконографии. Витражи Осерра и Эвре. Книжная миниатюра 13 века. Основные типы иллюстрированных рукописей. Новые принципы оформления листа и новые тексты для иллюстрирования. Программы иллюстрирования традиционных и новых текстов. Листовая миниатюра и инициал; маргинальные иллюстрации. Стилистическая характеристика. Движение от "византинизирующей" манеры начала 13 века к стилю зрелой готики. Псалтирь Ингебург, Псалтирь маркграфа Германа и Псалтирь королевы Кристины. Искусство середины 13 века: Библия кардинала Мацейовского. Псалтирь Св.Людовика. Провинциальные памятники и их художественная индивидуальность; «Книга образов мадам Мари». Вторая треть века за пределами Франции: «Гимны Деве Марии» Альфонса Мудрого и английская миниатюра этого времени. Работы мастера Оноре и изменение стилистики к концу 13 века. «Морализирующие Библии» 13 века как иконографическая система. Структура аргументации в 13 веке в книжной иллюстрации: соотношение слова и изображения. Итоги этого развития в первой трети 14 века: Псалтирь Робера де Лилль. Особое развитие итальянской книжной миниатюры 13 века: Падуанская Псалтирь. Итальянские влияния в искусстве Франции 14 века: значение открытий Джотто и Сиенского искусства для Севера. Авиньонская школа. Стилизация и натурализм как основы живописной манеры первой четверти 14 века; изменение их соотношения в характере изобразительного повествования и в стиле.

Date: 2015-11-15; view: 2393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию