Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романское искусство





Происхождение термина "романский" и его условность. Историческая и историко-культурная периодизация зрелого средневековья и место романской эпохи в этой схеме. Распад каролингского государства и его последствия для культурной истории Европы. Сложение нового значительного центра в Саксонии. Оттоновская династия в Германии, ее историко-культурная ориентация и династические связи. Другие значительные центры этого времени и их отношение к культуре оттоновского круга. Роль папства; развитие монастырских школ, основные свойства литературы этого периода, упрочение самостоятельной религиозной мысли, сложение орденов как предпосылки формирования романского искусства. Историческая ситуация в середине 11 - середине 12 веков. Великая схизма, ее последствия для культуры; сложение самостоятельной средневековой культуры на Западе. Начало крестовых походов. Расцвет монастырских конгрегаций и монастырских школ; городские епископские школы и новая образованность конца 11 - 12 века. Интерес к античности и формирование самостоятельных философских систем. "Ренессанс" в латинской литературе 12 века. Начало схоластики. Периодизация искусства романики; особенности национального развития.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНСКОГО ИСКУССТВА (950-1050 гг.).

Архитектура. Проблема базиликального сводчатого здания как основная тема архитектурной истории в период формирования романского искусства. Ломбардская традиция в архитектуре раннего средневековья и ее распространение по Европе; остаточные элементы античного декора и ранние сводчатые решения ломбардских мастеров. Архитектурные традиции 10-11 века, сложившиеся под влиянием Ломбардии. Оттоновская архитектура, ее планировочные особенности и декоративные принципы. Наследие каролингской и византийской традиций в оттоновской архитектуре. Новые решения: церковь св. Кириака в Гернроде. Постепенное вытеснение позднеантичной и каролингской традиции храмового здания и сложение многосоставной, сложной сводчатой базилики с ордерным декором внутреннего пространства в немецкой архитектуре к середине 11 века. Собор в Шпаере. Франция: поиски нового решения восточной части здания в архитектуре 10-11 веков. Ранние сложные крипты. История сложения хора с обходом: первоначальные и окончательные варианты этой системы. Раннероманские памятники: церковь Сен Филибер в Турню. Ордерные решения ранней романики: Сан Пере де Рода и нартекс Сен Бенуа на Луаре. Сложение трехнефной сводчатой системы с цилиндрическим сводом в главном и крестовыми в боковых нефах. Сен Мартен в Туре и паломнические базилики. Изобразительное искусство. Книжная миниатюра "оттоновского возрождения". «Registrum Gregorii» как свидетельство антикизирующих тенденция в оттоновском искусстве. Нарастание византийских влияний в искусстве около 1000 года и их соотношение с каролингским наследием. Сложение новых иконографий по принципам, неизвестным позднеантичному и каролингскому искусству: Евангелие Оттона III, Аахенское Евангелие, Евангелие аббатисы Уты. Стилистические особенности оттоновской миниатюры. Продолжение ее традиций и их видоизменение в искусстве первой половины 11 века. Кельнская школа. «Золотое Евангелие» из Эхтернаха и «Золотой кодекс» Шпайерского собора. Пластика: роль мелкой пластики в искусстве 950-1050 гг. Своеобразие натурализма в оттоновской пластике: Распятие Геро и диптих из Трира. Монументальные памятники из бронзы (двери церкви св.Михаила в Хильдесхайме) и драгоценных металлов (алтарный антепендий и кафедра аахенской капеллы, антепендий Базельского собора). Монументальные памятники из камня: киворий Сант Амброджо в Милане. Иконография и стиль раннероманского изобразительного искусства.

 

 

2. РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.

 

Характеристика нового архитектурного языка. Технический и художественный смысл романской архитектурной системы: проблема сводчатой базилики как центральная для романики. Историческое происхождение романской базилики: античные, раннехристианские, сиромалоазийские истоки этой формы. Типологические и иконографические особенности романского храма. Двубашенный западный фасад. Новобенедиктинский план и хор с обходом. Романская архитектурная система как первая зрелая стилистическая система западноевропейской архитектуры; романская и византийская архитектура в сравнении. Паломнические базилики, их планировочные, объемно-пространственные и декоративные принципы. Воздействие основных структурных элементов паломнических базилик на архитектурную традицию европейских школ и сложение новых национальных романских традиций. Монастырское и светское строительство в архитектуре 11-12 веков, их национальные особенности. Жилой дом и светские общественные постройки; градостроительные принципы.

 

Романская архитектура Франции. Историко-культурные основания развития искусства во Франции в 11-12 веках. Монастырские конгрегации и связанные с ними центры культуры. Раннеромакнские постройки: Турню, Пайерн. Паломнические базилики и их непосредственное влияние на французскую архитектуру. Клюнийский орден, формирование художественных принципов клюнийской школы. Базилика Клюни 3 как высший памятник романской архитектурной школы, ее планировочные и конструктивные отличия от паломнических базилик, ее пропорциональные особенности и декоративные мотивы архитектурного убранства. Специфика романской функции архитектурного ордера. Античные и сиромалоазийские влияния. Монастырские постройки Клюни. Другие памятники клюнийских мастеров: Паре ле Мониаль, Отен. Распространение клюнийских принципов организации стены и сводчатых конструкций в бургундской школе и наложение их на более старые решения (Везеле). Овернская школа и связанные с нею упрощения бургундской романской системы. Западная Франция: Аквитания и Пуату. Купольные соборы этих мест и их особенности; зальные церкви школы Пуату. Особенности решения фасадов в архитектуре Западной Франции. Византийские и раннехристианские элементы в конструктивно-планировочных схемах. Нормандия: особенности восприятия архитектуры паломнических базилик в этом регионе: специфика нормандских сводов и клеристория. Двубашенный фасад нормандских базилик и его значение для будущей эволюции готиченской архитектуры Иль-де-Франс; романская традиция в Иль-де-Франс. Межрегиональные течения во французской романской архитектуре, связанные с монастырскими школами. Цистерцианский орден и его строительство: влияние клюнийской традиции и его переработка, сложение самостоятельной типологии монастырского собора у цистерцианцев и распространение цистерцианского стиля по Европе. Промежуточное положение цистерцианского строительства в ряде стран между романикой и готикой.

 

Романская архитектура Англии. Англо-саксонские памятники. Норманнское завоевание и первые памятники романской архитектуры в Англии. Особенности планировки, ярусного и декоративного построения; типологические особенности монастырского строительства 11-12 веков. Примитивизация французских влияний (Сент-Олбанс) и поиски новых структурных и ордерных решений. Петерборо, Или, Норич – англосаксонская традиция и французские влияния на романскую архитектуру Англии. Сравнительные особенности романских церквей Нормандии и Англии. Особенности английского осмысления ордера и ритма. Глостер; Даремский собор и его место в истории романского архитектурного развития. Церковь Гроба Господня в Кембридже и ее иконографиеческая традиция.

 

Архитектура романской эпохи в Италии. Исторические особенности развития Италии в 11-12 веках. Типология церковного, общественного и частного строительства. Периодизация и основные региональные школы. Ломбардия. Местная традиция раннесредневекового строительства и влияния Франции. Сант Амброджо в Милане. Типологические особенности романского соборного комплекса Ломбардии. Ломбардская базилика: планировка, система сводов, решение алтарной части, декор. Внешняя декорация стены и особенности архитектурного решения порталов. Пармский соборный комплекс. Ордер в ломбардской архитектуре. Венеция: Сан Марко и византийская архитектура в Венеции. Влияние центрической купольной схемы византийского типа на романское искусство Венеции и Венето. Сант Антонио в Падуе. Тоскана: Пизанский соборный комплекс. Пизанская базилика и проблемы разнообразных влияний, в ней отразившихся. Особенности ордерного строения пизанских памятников. Баптистерий и колокольня. Другие памятники пизанской школы; декоративные особенности луккских церквей. Флоренция. Основные черты романской архитектуры во Флоренции и проблема античного и раннехристианского влияния в этой школе. Место ордера в декорации интерьера и фасада. Понятие "проторенессанса" и его смысл для романской архитектуры Тосканы. Флорентинский баптистерий и церковь Сан Миниато аль Монте. Рим: консерватизм романской архитектуры римской школы. Архитектура малых форм в римской традиции; работы мастеров Космати и Вассалетти. "Инкрустационный стиль". Двор церкви Сан Паоло фуори ле Мура. Южная Италия и Сицилия: ломбардские и тосканские черты в Бари и Битонто, арабские влияния в смешении с византийскими в Палермо, Монреале. Чефалу. Общее и особенное в региональных архитектурных школах Италии 11-12 веков.

 

Романская архитектура Германии и Нидерландов. Сложение основных принципов романской архитектуры Германии при Оттонах и первых императорах салической династии. Церковь Св.Гертруды в Нивелль как образец раннего применения ордера. Собор в Трире и его ломбардские черты. Консервативные тенденции школы Хирсау и их распространение в монастырском строительстве; цистерцианские церкви Саксонии. Роль ломбардского влияния в эволюции рейнской школы немецкой архитектуры 11-12 веков; Шпайер и имперские соборы Рейна, их планировочные принципы, система сводов и декор. Национальные особенности немецкой романской архитектуры. Влияния имперских соборов Рейна на монастырское строительство: Св.Мария Лаах. Кельнская школа: разнородные влияния, определившие ее специфику. Церковь Санта Мария ин Капитоль и церковь св.Апостолов; другие храмы той же типологии Нидерландские памятники, их смешанная стилистика; собор в Турне в сравнении с английскими памятниками своего времени. Позднероманская традиция на переходе к готике: собор в Бонне.

Романская архитектура Испании и Португалии. Особенности развития романской архитектуры в регионах, подверженных арабскому и византийскому воздействию. Протороманские и раннероманские постройки Испании: памятники Наранко и их значение как первых полностью сводчатых построек 9 века. Мосарабская стилистика 10 века в северной Испании: от Сан Мигель де Эскалада до новых ломбардских влияний в Сан Мигель де Кукса. Сан Пере де Родес и ее место в истории формирования романской ордерной системы. Стиль «Мудехар» в архитектуре второй половины 11 века. Сант Яго да Компостелла, традиция паломнических базилик и архитектура паломнических дорог. Дальнейшая судьба романской традиции в Испании: Сан Исидоро в Леоне, Авила и французское цистерцианское влияние. Купольные постройки зрелого романского стиля в Испании: Самора, Тора, Саламанка. Торрес дель Рио и мусульманские элементы в позднероманской архитектуре Испании. Романские памятники Португалии: Томар.

Романская архитектура в других европейских странах и вне Европы. Общая роль ломбардских артелей в распространении основных принципов романской архитектурной системы. Интернациональные свойства романской архитектуры и национальные ее особенности. Архитектура, связанная с деятельностью воинствующих орденов. Постройки крестоносцев в Сирии и Св.Земле. Романская архитектура в странах Восточной Европы и ее соединение с элементами византийской ориентации. Романские черты в архитектуре Древней Руси, в первую очередь в галицких и владимирских памятниках. Романское искусство и искусство византийской провинции в странах Малой Азии и Кавказа; общая сравнительная характеристика кавказской средневековой, византийской и романской архитектуры.

 

 

3. РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА.

Изобразительное искусство Западной Европы около 1000 года. Византия и Запад: античная традиция и ее значение для иконографии и художественного языка средневековья. Византийские образцы и пути их проникновения на Запад. Множественность национальных школ, основные центры и их отношение к Византии. Особенности периодизации романского изобразительного искусства; проблемы 13 века. Иконографические принципы зрелого романского искусства и их отражение в монументальной живописи и книжной миниатюре. Скульптура в раннесредневековом, каролингском и предроманском искусстве. Византийская пластика и ее влияние на европейскую скульптуру; декоративно-прикладное искусство и мелкая пластика как основной источник влияний. Алтарная преграда, декорация престола, кафедры, капителей, надгробий и портала как основные места для монументальной скульптурной декорации в романское время. Первые памятники монументальной пластики в раннероманский период и их зависимость от книжной миниатюры и ювелирного искусства. Франция. Алтарная преграда Сен Сернен в Тулузе. Сложение романской иконографии портала во Франции. Основные памятники портальной скульптуры во Франции: темы и стилистика. Порталы Тулузы и Клюни 3, рельефы клуатра в Муассаке. Бургундская школа, Клюни, Отен, Везле. Экспрессивный стиль клюнийской школы. Скульптура Суйяка. Порталы Муассака и Конка как примеры развитого портала зрелой и поздней фазы романского стиля во Франции. Иконография портала в Муассаке как наиболее полная программа французского романского портала. Позднероманский портал Сен Фортунат в Шарлье. Западная Франция: скульптурная декорация Ангулемского собора и Нотр Дам де ла Гранд в Пуатье. Особенность южнофранцузской школы с ее антикизирующим стилем. Сен Жиль дю Гар, Сен Трофим в Арле. Античное, византийское и романское в Сен Жиль. Италия. Специфические особенности типологии: романские кафедры, кивории, престолы, алтарные подсвечники, бронзовые двери. Ломбардия: начало романской скульптуры. Киворий и кафедра Сант Амброджо в Милане. Особенности размещения скульптуры на фасадах церквей. Скульптурная декорация Сан Марко в Венеции. Моденский собор и его фасад. Романский скульптурный портал Северной Италии: Верона, Парма. Алтарная преграда: Модена. Работы Бенедетто Антелами и его круга в Парме, Кремоне, Ферраре, и Фиденце; античное в романской скульптуре Северной Италии. Романские кафедры Тосканы. Скульптура Пизанского баптистерия и проблема перехода от романского к готическому искусству в итальянской скульптуре. Позднероманские памятники в Лукке и Барге. Инкрустационный стиль Космати и Вассалетти в Сан Паоло за стенами Рима и его распространение по Италии. Бронзовые двери итальянских церквей и проблемы византийских влияний на романскую пластику Италии 12 века. Южноитальянские традиции: скульптурная декорация в Трани и Бари, мозаическая инкрустация кафедр Сполето. Скульптурная декорация Монреальского собора. Германия: начало романской скульптуры в памятниках оттоновского периода. Монументальные распятия и надгробия романского времени. «Гроб Господень» в Гернроде. Скульптура Базельского собора; скульптура портала церкви св.Иакова в Регенсбурге. Позднероманское искусство алтарной преграды Бамбергского собора и византинизирующие тенденции в искусстве около 1200 года; леттнер Либфрауенкирхе в Хальберштадте и «Золотые врата» Фрайберга. Мелкая пластика и ювелирное искусство. Кельнские раки и их типологическое и стилистическое своеобразие. Работы Николая Верденского. Испания. Порталы Сан Исидоро в Леоне. Скульптура монастыря Сан Доминго де Силос и ее французские параллели. Порталы Сант Яго да Компостелла. Портал Санта Мария в Риполль и особенности его иконографической проглраммы. Позднероманская скульптура Испании: Овьедо и Сан Винсенте в Авиле. Раннеготические тенденции в испанской скульптуре середины-конца 12 века и французские процессы этого же времени. Византийское, античное и собственно романское в романской пластике 12 века.

 

 

4. РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Монументальная живопись. Памятники монументальной живописи, сохранившиеся от каролингского времени. Возобновление искусства фрески под византийскими влияниями в оттоновской Германии. Определяющее влияние Византии до 1200 года как основной фактор, направляющий стилистическое и отчасти иконографическое развитие. Основные национальные школы. Фрески Сен Савен сюр Гартамп, Ламбаха и Сант Анджело ин Формис как крайние стилистические варианты искусства второй половины 11 века. Стилистическая эволюция первой половины 12 века. Проблемы провинциальных и столичных стилей в византийском искусстве и их отражение в романской живописи. Примитив и его художественный язык. Ковер из Байе. Испания: фрески Каталонии и Леона. Романская скульптура и романская живопись во Франции 12 века: сравнительная характеристика. Фрески Тавана. Фрески круга клюнийских мастеров. Стилистические и иконографические особенности, несводимые ни к одной форме византийских влияний. Италия. Римская традиция, фрески Сан Клементе. Сан Пьетро в Тускании. Фрески Сан Пьетро аль Монте в Чивате. Мозаики абсиды Сан Клементе в Риме. Искусство второй половины 12 века. Мозаики византийского происхождения в Сицилии и Венеции и их влияние на местных мастеров. Фрески Аквилеи. Нарастание византийских влияний как общеевропейская тенденция. Фрески Кентерберийского собора. Maniera byzantina в итальянской живописи первой половины 13 века. Фрески Сегены в Испании и роспись потолка церкви св. Михаила в Хильдесхайме как образцы стиля первой половины 13 века. Иконография Хильдесхаймских фресок и начало готики. Романский витраж: Книжная миниатюра. Основные типы иллюминированных рукописей в романское время. Инициалы, заставки, листовые иллюстрации, их размещение в тексте. Иконографический спектр романской миниатюры. Сакральные и светские тексты, особенности их иллюстрирования; представление о структуре и символике мироздания и их выражение в искусстве. Античные основания этих представлений; ковер из Жероны. Изменение структуры мировосприятия. Космос и человек в иконографии 12 века: символика зрелого романского искусства. Принципы романских догматических и повествовательных иконографий в искусстве книжной иллюстрации и аналогичные принципы в монументальной скульптуре. Эволюция романских иконографических схем к середине 12 века. Национальные школы и их характеристика. Англо-саксонские памятники 10-11 веков. Каролингские источники этой школы. Бенедикционал Этельвуда и связанная с ним традиция. Иконографические инновации англо-саксонской школы. Дальнейшее развитие английской миниатюры в первой половине 12 века: Псалтирь Сент Олбанс, Библия Бьюри, Библия Ламбет. Миниатюры Винчестерской Псалтири и Винчестерской Библии. Германия и Империя: оттоновское наследие и памятники 11 века, продолжающие его. Библия из Ставелота и дальнейшее развитие этих тенденций в зрелой романской стилистике. Библия Флорефф и ее иконографические особенности. Текст и изображении в Евангелии Гериха Льва. “Liber Scivas” Хильдегарды Бингенской из Висбадена и его значение в искусстве 12 века. «Hortus Deliciarum” как наиболее полное воплощение позднероманской иконографической креативности и его вероятное стилистическое значение. Испания: примитивное искусство Библии Альбеарес и его трансформация в традициях испанских комментариев на Апокалипсис. Франция: Апокалипсис из Сен-Севера. Северо-восточные скриптории в первой половине 12 века. Цистерцианские рукописи и их особенности, Клюнийская школа, искусство иерусалимских мастерских. Италия: гигантские Библии 12 века и их традиция. Иконография раннероманских и зрелых романских Библий. Византинизирующие и антикизирующие черты в итальянском искусстве и книжной миниатюре второй половины 12 века.

5. ДОРОМАНСКОЕ И РОМАНСКОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Типология романского церковного предметного мира. Романский храм как иконографическое целое: портал, двери, алтарная преграда, алтарный стол, кафедра, алтарный киворий, хорос, литургические сосуды, реликварий, рака, напрестольное Евангелие и т.д. Светские предметы романского времени. Портативные и тиражируемые культовые предметы как способ передачи иконографических и стилистических влияний. Техники прикладного искусства и символика метариала. Каролингская слоновая кость: оклад Евангелия из Лорша, трон св.Петра. Алтарь Сант Амброджо в Милане, кафедра Генриха II в Аахенской капелле, Распятие Геро, реликварий Сен Фуа из Конка. Бронзовые двери епископа Бернварда из Хильдесхайма, двери из Монтреале, из Сан Дзено в Вероне и из Новгорода. Купель Рене де Юи из Льежа. Оклад Евангелия архиепископа Ариберта из собора в Милане, триптих “Alton Towers”, Реликварий из Хохэльтена. Алтарь из Лисбьерга, алтарный фронталь Базельского собора, алтарный фронталь Аахенской капеллы, несохранившийся алтарь Св.Ремаклуса из Ставелота. Рака Трех Волхвов, Клостернойбургский алтарь.

6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОКОЛО 1200 ГОДА

Искусство Византии и искусство средневекового Запада в Каролингское и оттоновское время. Иконографические и стилистические воздействия Византийского искусства на латинское; средства распространения влияний. Романское искусство и византийское искусство: влияние Византии на юге Италии и в Германии, постепенное воздействие на другие регионы. Мозаики Сан Марко в Венеции и византийское искусство в Италии, мозаики Палермо, Монтреале и Чефалу. Византийские воздействия в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве: французские памятники рубежа столетий, портал Фрайберга, леттнер в Хальберштадте, Клостернойбургский алтарь и рака Трех Волхвов. Античные реминисценции в тех же памятниках; «античное», «византийское» и «готическое» в искусстве этого времени. Фрески крипты собора в Аквилее, фрески Сегены и потолок церкви св.Михаила в Хильдесхайме. Рукописи, отразившие те же тенденции: миниатюры Винчестерской Псалтири, Винчестерской Библии, Мерзебургской Библии.

Date: 2015-11-15; view: 2431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию