Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. Основные текстологические принципыПонятия «текста» и «рукописи». Приемы критики текста. Основной (канонический, дефинитивный) текст. Различные виды порчи текста. Понятие конъектуры; конъектуры в археологии. Основные способы конструирования конъектур в текстологии; научная полемика об их допустимости. Случайные погрешности и способы их выявления и устранения. Порча текста как результат сознательного вмешательства извне. Деятельность корректора и проблема авторской орфографии и пунктуации. Цензор, редактор. Простые и более сложные случаи (когда вмешательство извне порождает творческую переработку текста). Принцип соблюдения последней авторской воли и случаи, когда необходимо отказываться от него. Понятия редакции, варианта, произведения. Проблема выбора основной редакции. Продолжение авторской работы над текстом после первой публикации. Разные типы и причины переработок. Возможные изменения позиций автора. Историко-литературное значение первой редакции. Случаи порчи текста как результата авторской переработки. Компьютерные методики сопоставления разных редакций, разных изданий. Теоретическое осмысление опыта издания классиков нового времени и новые тенденции в текстологии XX в.: отказ от поисков одного основного (дефинитивного, канонического) текста, главной редакции. Творческая история как основной объект научного изучения по Н.К.Пиксанову (1920-е гг.) и связь теории Пиксанова с художественной практикой русского модернизма. Дискуссия о телеологичности творческой истории (Б.В.Томашевский, Б.М.Эйхенбаум о возможном изменении замысла в ходе работы). Работы Эйхенбаума о Л.Н.Толстом. «Генетическая критика» во Франции (с 1960-е гг.) о художественном произведении как развертывающемся процессе, а не готовом результате. Соображения Д.С.Лихачева (1960-е гг.) о том, что разные редакции одного средневекового памятника могут быть равно интересны для исследователя, хотя и в разных отношениях (эстетическом, историческом, лингвистическом и т.д.), и о том, что более поздняя редакция (т.е. принадлежащая не самому автору, с современной точки зрения) может быть пространнее, богаче и предпочтительнее для издания, чем ранняя (авторская). Критика традиционного критерия «последней авторской воли» в социологизированной текстологии, понимание художественного произведения как результата плодотворного сотрудничества автора с редакторами и проч. Реализация новых текстологических тенденций в электронных гипертекстовых изданиях (где разные редакции и варианты существуют на равных правах). Отказ от выбора одной основной редакции в некоторых новейших российских изданиях классических авторов («Столбцы» Н.Заболоцкого в «Библиотеке Поэта», лицейская лирика Пушкина в последнем академическом собрании сочинений, «Портрет» в последнем академическом собрании сочинений Гоголя и т.д.). Новейшие российские академические собрания сочинений, основанные на традиционных принципах поиска дефинитивного текста. Современное истолкование текстологии не как вспомогательной дисциплины, а как герменевтики своего рода; осознание иллюзорности старой веры в полную «объективность» работы текстолога (С.Бонди). Черновик. Понятия беловика и черновика. Способы воспроизведения черновика. Дипломатическое издание. Системы транскрипции. Задачи и приемы чтения черновика. Сложные типы черновиков. Понятие «связного чтения». «Эстетика черновика»: проявление в наброске новаторских тенденций, сглаженных в беловике; черновики в роли «младшего жанра». Идея принципиальной незавершимости художественного произведения и использование «эстетики черновика»с его нелинейностью в авангардной поэзии. Атрибуция. Проблема атрибуции и периодические издания. Отказ от подписи как проявление единства позиции редакции, коллективное авторство. Вмешательство редактора в авторский текст. Переводы XVIII - нач. XIX в. и проблема авторства. Мистификации. Способы атрибуции. Данные документальных источников. Прямые свидетельства об авторстве. Специальные материалы (записи в гонорарных ведомостях, документы цензурного ведомства, оглавления, годовые указатели в периодике и т.д.). Атрибуция, основанная на текстуальных совпадениях, и возможные сложные случаи. Атрибуция на основании содержания текста и степень ее надежности. Атрибуция на основании стилистического анализа и степень ее надежности. Сознательное и бессознательное в речи; стилеметрия: различные методики, чем ограничиваются возможности ее применения. Датировка. Ее значение для понимания текста. Дата как часть текста. Датирование текстов как принцип некоторых художественных систем (напр., романтизма) и принципиально не датируемые тексты («классический» тип творчества). Авторские датирующие пометы и их соответствие фактам творческой истории. Неточные указания, мистификации и их смысл. Основные способы датировки. Датировки по первой публикации, по копии, цитированию или упоминанию. Датировка по палеографическим данным. Датировка по лингвистическим особенностям. Датировка по содержанию и степень ее надежности. Датирование и проблемы издания (дата последней беловой рукописи и последнего поправленного издания; датировка циклов). Проблемы воспроизведения авторского правописания. Неразработанность эдиционных подходов в этом отношении. Традиционная практика модернизации правописания и неизбежные смысловые потери и искажения. Принцип сохранения значимого и проблема установления значимого. Различная степень нормированности русского правописания в разные эпохи. Индивидуальное авторское правописание. Новейшие подходы. Проблемы, возникающие при издании старых памятников (от средневековья и вплоть до относительной унификации правописания в середине XIX˚в.) или произведений авангардистов с их имитацией языковых «неправильностей» (напр., Хармса). «Письма русского путешественника» Карамзина в издании Ю.М.Лотмана и Б.А.Успенского и связанная с этим научная полемика. Современные требования абсолютного невмешательства в авторский текст. Опыты воспроизведения правописания XIX˚в. в собраниях сочинений Достоевского (Петрозаводск), Боратынского. Орфография и пунктуация: возможность дифференцированного подхода. Научные и массовые издания. Сопоставление российской и западной эдиционных практик. Типы изданий и их особенности. Различие способов установления текста для научного и массового издания. Требования, предъявляемые к академическому собранию сочинений. Обзор существующих собраний сочинений русских классиков. Типы комментария: текстологический, историко-литературный, реальный. Содержание комментария и наиболее характерные просчеты (избыточность, отсутствие связи с текстом). Комментарий как жанр научного исследования.
|