Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимная любовь окрыляет
Город наш круглый год пестрит афишами. Повсюду - на театральных тумбах, билбордах, но чаще на придорожных заборах - мелькают знакомые по телевизору лица, известные и неизвестные имена.
Юные звёзды, раскрученные стараниями продюсеров, потускневшие примадонны, цепляющиеся за хвост былой славы, всё ещё надеющиеся на благосклонность провинциальной публики, чьи вкусы и привязанности меняются не так стремительно, как в столицах... - Боже мой! Валенька будет петь,- во весь свой пронзительный голос воскликнула женщина, заставив обернуться прохожих. И обратилась к попутчице: - Я соскучилась, обязательно пойду, а ты? Две женщины стояли у афиши, выставленной в проходе к Музыкальному театру. На них, загадочно улыбаясь с фотографии, глядела солистка Валентина Литвина. В концертном платье изумрудного цвета. Я, ставшая невольной свидетельницей разговора, приостановилась, чтобы получше разглядеть этих женщин, а может, и спросить, что их так взволновало? Но обе красноярки уже отошли от афиши и, оживлённо беседуя, направились, как показалось, к театральной кассе. Мне только осталось проводить их взглядом и пойти дальше, между прочим, на встречу с этой самой артисткой, которую они ласково назвали Валенькой и которая 4 ноября порадует нас юбилейным концертом. У служебного входа меня встретил предупредительный вахтёр, видимо, знавший о моём визите: "Вы к Литвиной?" И в ту же минуту я услышала знакомый голос: "Да, это ко мне". Валентина, как всегда элегантная, в простом, подчёркивающем достоинства фигуры наряде, направлялась мне навстречу. И пока мы шли до её гримёрной, я рассказала о подсмотренной сценке: - Любят вас, Валентина, красноярцы, ждут концертов, а они так редко бывают. - Два-три концерта в год, чтобы не забывали,- засмеялась она.- А потом готовлю новую программу. Обновляю репертуар процентов на семьдесят. На все сто нельзя - так говорят мне дирижёры и знакомые продюсеры, среди которых есть профессионалы высочайшего уровня, и я им доверяю. Зрители на концерте хотят обязательно услышать произведения, знакомые им по прежним выступлениям. Может быть, это служит для них камертоном? Они слушают, вспоминают и оценивают, как ты в этот раз спела - лучше, хуже, появились ли новые краски в голосе, не потускнели ли чувства. Я и сама, когда бываю в роли зрителя, обращаю на это внимание. Поэтому выстраиваю свою программу так, чтобы не разочаровывать своих поклонников. - И вам это удаётся,- вступаю я, прежде всего имея в виду себя. Однажды побывав на её концерте, хожу на Литвину вновь и вновь, не уставая поражаться её артистичности, певческому таланту и необыкновенной женственности, перед которой не может устоять мужская половина зрителей. Не раз видела, как они с охапками цветов вставали перед Валентиной Литвиной на колени. И я их понимаю... Как и многие зрители, особенно люблю, когда Литвина исполняет русские романсы. В этом нестареющем жанре артистка проявляет не только свои вокальные данные, но и своё понимание темы - разумом или душой, не знаю, но это ей удаётся. И мне кажется, для Валентины демонстрация голоса - всего лишь природная данность, помогающая выражению мыслей и чувств. К моему удивлению, она не стала с этим спорить: - У меня колоратурное сопрано, но ведь это не моя заслуга, так что же кичиться голосом? Это мой инструмент, и, конечно, важно, как я им владею. Но я на всю жизнь запомнила, когда на одной из репетиций музыкант из оркестра мне сказал: "Нам не важно, какой у вас голос, нам важно - артистка или не артистка, вы - артистка". Можно виртуозно владеть вокалом, а внутри быть пустым. Я выхожу на сцену и каждый раз доказываю себе и публике, что я не просто вокалистка: я - артистка. И если когда-нибудь этого не случится, просто уйду со сцены. Валентина говорила мне об этом спокойно, без горечи. Цепляться за сцену, как это на наших глазах делают многие столичные певцы и певички, взлетевшие некогда на гребень волны на шаткой досточке успеха, она не станет. И даже если голос будет в силе, и покорны будут верхние ноты классических арий, которые так ценятся знатоками, но исчезнет лёгкость походки, привлекательность фигуры,- я уверена, уйдёт, чтобы не травмировать зрителей, не вызывать своим выходом на сцену чувство жалости, не будить в людях воспоминаний: ах, какая она была прежде... Прежде - не для неё. Она живёт сейчас, сегодня, одним восхитительным днём творчества. Когда это всё началось? - Мне кажется, человек уже рождается с заложенной в него программой,- говорит Валентина,- кому-то петь, кому-то летать в космос. Я петь начала раньше, чем говорить. Конечно, сама этого не помню - мама рассказывала. Мелодии, что слышала по радио, ничего ещё не понимая, повторяла. А уж в садике и школе без меня ни один концерт не обходился. Валентина Литвина родилась на Брянщине, но до самой школы жила на Украине. - Там в каждом доме пели,- вспоминает она.- И если меня брали в гости, я пела вместе со всеми. Молчать, просто сидеть и слушать не могла. А когда поступила в музыкальное училище, даже не ходила - летала, парила над землёй. Было ощущение восторга, что теперь я стану настоящей певицей, и это ощущение счастья помню до сих пор. Училась она с удовольствием и окончила училище с отличием. Поначалу видела себя камерной певицей. После училища работала в областной филармонии. Но вскоре почувствовала, что знаний не хватает, и решила поступать в консерваторию в Ростове-на-Дону. - Это уже другой уровень. У нас такие педагоги преподавали! - с нажимом в голосе, чтобы подчеркнуть преклонение перед их величием, сказала Литвина и на миг замолчала, погрузившись в воспоминания. Наверное, они далеко бы её увели, но я спросила: - А как вы, мечтая о карьере камерной певицы, оказались в оперетте? - Видимо, в типаж попала. После окончания консерватории я, как и многие выпускники музыкальных вузов, поехала на артистическую ярмарку. В советское время практиковалась такая форма трудоустройства. В тот год она проводилась в Воронеже. Тогда почему-то именно театры оперетты набирали себе артистов. Приехал туда и режиссёр из Красноярска-26. Ему была нужна молодая, высокая блондинка, чтобы составить пару с артистом, который уже работал в театре. Мне сделали предложение, и я согласилась. Причём, помню, когда объявляли, кто в какой театр принят, была интересная реакция. Назвали мою фамилию, пригласивший меня театр, город... и после паузы добавили: "Ключи от квартиры". По залу гул прошёл: "У-у-у..." Молодые артисты в те годы в лучшем случае могли рассчитывать на общежитие. А здесь такая удача! И город - маленький коммунистический рай по сравнению с Ростовом, где всё надо было доставать и за обычные вещи приходилось переплачивать вдвое-втрое. Вот так я и попала в оперетту. С тех пор она с ней и не расстаётся. Хотя оперетта за это время переживала всякое - и любовь, и забвение. Но если зрители никогда не изменяли весёлому музыкальному жанру, то с вниманием государства дело обстояло иначе. Театры выживали - каждый кто как умел. Репертуар менялся. В небытие ушли советские оперетты, которые перестали соответствовать действительности. С другой стороны, нет худа без добра: артисты стали осваивать смежные жанры - от драмы до оперы. - Универсальный театр получился,- сказала Валентина,- и это даже интересно. Петь я ведь всё равно не перестала. И если не в театре, то на эстраде. Я себе всегда работу найду. Итак, Литвина служила в театре и на этом поприще снискала себе признание публики и звание заслуженной артистки России. Ну, а параллельно, как сама говорит, занималась концертной деятельностью. За сухой формулировкой - годы и годы работы, где от арии к арии, от романса к романсу происходит внутреннее перевоплощение. Ведь каждое музыкальное произведение, кроме полной самоотдачи певицы, предполагает свою, индивидуальную трактовку, которая стала бы не просто ещё одним исполнением, а новым его прочтением, бережным и почтительным, знакомым и одновременно не знакомым. Первый свой сольный концерт Литвина спела в Железногорске. До этого она уже три года работала в театре. Зрители сразу полюбили молодую артистку. А она - их. Как известно, взаимная любовь окрыляет. С тех пор она не представляет своей жизни без концертов. Я почти не знаю Литвину как театральную актрису, зато с интересом слежу за её концертными выступлениями. Вижу, как она меняется, как разнообразнее и богаче становится репертуар, всё совершеннее исполнение. ...Валентина, не дожидаясь моих вопросов, кажется, даже забыв обо мне, продолжала изливать душу. Интервью у неё берут не часто. Вот и переживала она заново эпизоды своей творческой жизни, добрым словом поминала коллег, с нежностью говорила о зрителях и, конечно, о музыке, музыке... Слушая её, я кивала, старалась не перебивать, одновременно любуясь артистичностью Валентины. И это не игра, понимаю я, это её естество. Может, и правда она родилась такой? Ведь каждый человек, уверена актриса, приходит в этот мир с программой. И всё-то у неё есть: и талант, и опыт, и отменный вкус. И так же беспокойно, как в юности, бьётся сердце перед выходом на сцену, и особенно после - когда стихают аплодисменты. Это последняя точка концерта - когда уже нет никакой возможности что-то исправить, дополнить, спеть заново. Если артист полностью отдаёт себя сцене, а значит, и зрителю,- это невозможно не увидеть, не оценить. Даже чёрствое сердце оттает от такого концерта, даже скорбящая душа успокоится, найдёт в себе силы откликнуться на пение. Литвина даёт всего два-три концерта в год, но даже этого оказывается достаточно, чтобы влюбить в себя стольких красноярцев! А кто сосчитает случайных слушателей, ставших благодаря ей завсегдатаями концертов, где Валентина наряду с классикой исполняет народные песни и эстрадные хиты. Её разноплановость поражает не только любителей, но и профессионалов. Однажды во время концерта Литвиной зашли за кулисы два артиста. Она в это время исполняла романс "Ямщик, не гони лошадей". А когда запела алябьевского "Соловья", один сказал другому: - А ты говорил, что будет сольный концерт, это же другая певица поёт. - Да нет, всё та же. - Не может быть, так не бывает. Это же два разных голоса. Я рассказала Валентине эту историю как театральный анекдот. Она рассмеялась: - Такая же история приключилась со мною в Израиле. Я пела "Сказки Венского леса" и следом что-то украинское, фольклорное. И потом мне рассказали, как на это среагировал один продюсер. - Ой, как это? Это не близняшки? - спросил он.- Одна поёт классическим сопрано, а другая - чистая народница. Это что, розыгрыш такой? - Она всё поёт,- ответили ему. Вот это ВСЁ и помогает певице. К ней как-то женщина после концерта в Вене подошла: - Вы знаете, почему я здесь? Обычно приезжает сопрано с "программой". Репертуар подобран исключительно под её голос, и она поёт, как говорится, "ни вправо, ни влево". Мы это слышали уже. А вы другая, не знаешь, чего от вас ждать. Это притягивает. - А я специально делаю так, я хитренькая,- смеётся Валентина.- Мне интересно и "высший пилотаж" показать - виртуозное пение с верхними нотами, а потом вдруг слезу подпустить, душу вынуть. То такая, то такая. За это ценят её и коллеги. Дирижёры, с которыми она когда-то работала, не забывают, при первой возможности приглашают с концертами, зная, что успех будет гарантирован. Проявляют интерес и зарубежные продюсеры. Несколько раз Литвина ездила на гастроли вместе с ансамблем танца имени Михаила Годенко. В первом отделении, когда ансамбль исполнял танцы народов мира, она пела классику. Во втором, когда исполнялись русские танцы, пела русские песни. - В одном случае я сопрано, в другом - чистая народница. Меня удобно на гастроли брать, я - два в одном флаконе,- говорит она. Вообще гастроли - это отдельная тема. Кто-то в отпуск едет к морю, купаться и загорать, а она - с концертами за границу. Там давно появились такие же преданные поклонники, как и в Красноярске. Некоторые ходят на её концерты годами, переезжают за артисткой из города в город, можно сказать, передают её из рук в руки, приглашают в гости, становятся друзьями. О своих зарубежных гастролях Валентина рассказывает как о чуде. Могла ли она когда-то даже мечтать о том, что будет петь в музыкальной столице мира, прекрасной Вене? Там публика каждый день мировых знаменитостей встречает, а тут какая-то сибирячка. Кто пойдёт слушать? Первый раз, возможно, пришли из желания вкусить экзотики, а теперь ходят специально на Литвину. Она буквально всю Австрию объехала, благо страна маленькая. Тепло встречают её в Германии и Голландии. Газеты публикуют рецензии, называя сибирским чудом из Красноярска. И приглашают снова и снова. А в родном городе об этом почти никто не знает. Даже в театре узнали совсем недавно. Вот уж воистину: нет пророка в своём отечестве. Но Валентина не обижается, живёт - как песню поёт. Может, потому и завистников не нажила, а ведь театральный мир, по меткому замечанию гениальной Фаины Раневской, это террариум единомышленников. Недавно мне показали письмо, в котором известные красноярцы - представители власти, бизнесмены, деятели искусства и спорта - просят губернатора о присвоении Валентине Литвиной звания народной артистки России. Думаю, это было бы достойным подарком к её юбилею, ведь Красноярску она посвятила четверть века своей творческой жизни. Хотя для меня Валентина Литвина, как и для всех её поклонников, давно народная. Мы ещё долго говорили: о жизни, искусстве, снова о жизни. Мой диктофон отсчитывал минуты, потом - часы. Так бывает, когда тебе приятен собеседник, когда чувствуешь в нём родственную душу. В гримёрную уже несколько раз заглядывал заместитель директора Музыкального театра Александр Литвин, по совместительству - муж Валентины. - А вот и ваш верный рыцарь,- зная о трогательных отношениях супругов, сказала я,- волнуется, что мы засиделись. Будем заканчивать. Скажите, Валентина, какую программу мы увидим и услышим на вашем юбилейном концерте? - Мы её назвали "По странам и континентам". Если коротко, то это музыка без границ, то, что нас объединяет. В этом концерте я буду петь на разных языках - испанском, итальянском, французском, немецком, португальском - и никаких переводов. Будет и классика, и эстрада, и народные песни. Приходите. - Обязательно. Если билеты достану. Лидия РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, заслуженный работник культуры РФ.
Date: 2015-11-13; view: 314; Нарушение авторских прав |