Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникационный менеджмент
(Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR / А.. Зверинцев. - СПб: Изд-во Буковского, 1995. — С. 42-50.)
Прежде, чем начать разговор непосредственно о коммуникационном менеджменте, познакомимся с некоторыми положениями концепции канадского профессора М. Маклюэна в изложении Б. Фирсова. Суть этой концепции в том, что технология коммуникации предопределяет восприятие мира людьми. По утверждению ряда американских социологов, знание учения М. Макдюэна необходимо каждому, причисляющему себя к современным интеллектуалам. По М. Маклюэну, примитивный первобытный человек жил в тотальном акустическом мире. Слух выполнял для него роль главного органа социальной ориентации. Человек верил лишь тому, что слышал и существовал как неотъемлемая часть своего собственного окружения. Звук был для него главным носителем информации. Следующим этапом укрепления человеком своей позиции в этом мире явилось изобретение алфавита — нового способа коммуникации, означавшего начало новой эры для человека. «Магия уха» оказалась вытесненной. Первенство среди чувств захватило зрение. Мир слышимый, стал миром видимым. Алфавит дал человеку новое измерение. Воспринимаемая глазом строка приступила к новой организации общественной жизни. Полное отторжение человека от окружающего мира завершилось с изобретением книгопечатания. По примеру движущейся строки, человек стал думать логически, последовательно. По образу и подобию печатной строки был создан конвейер. Сократились расстояния. И главное — человек открыл в себе индивидуальное существо. Книга, которую человек мог читать в состоянии полного одиночества, явилась причиной индивидуализма, возникло чувство обособления. Гусиное перо упразднило страх, родило города и архитектуру, принесло в мир армии, дороги, бюрократию. С него начался мир цивилизации, опираясь на которую человек совершил шаг из темноты к свету. Новую субстанцию являет собою мир в наши дни. Электронная революция, важнейшей частью которой является телевидение, породила новые способы коммуникации и потому еще раз перестроила режим и принципы отношения людей к реальности. Телевидение как бы завершило цикл развития органов чувств человека. Вместе с вездесущим ухом и движущимся глазом телевидение отменило чтение как основной стимул в развитии цивилизации, и предложило нечто всеобщее. Вместе с телевидением и при его помощи сегодня любой вовлекается в то, что он видит, становясь при этом участником происходящего на экране. Тем самым мы возвращаемся в акустическое пространство прошлого и заново реставрируем первобытные чувства и простейшие эмоции, от которых нас избавила несколько веков тому назад грамотность. Мир снова становится глобальной деревней! Итак, барабанный менеджмент сменился тотальным электронным управлением нашими мозгами. И похоже, коммуникация уже ускользнула от своего создателя и лепит из него «самого во всевозможных вариантах и вариациях: от голубого Даввгела до страшного монстра». Монстры, правда, если заглянуть в историю, ей удаются как нельзя лучше. Что же касается состоятельности научной концепции канадского профессора, то она не так уж абсурдна, как это пытаются представить некоторые его оппоненты. И даже хорошо, что эта концепция существует — она явно прибавила в кровь перцу многим теоретикам коммуникации. Успехи организации во многом зависят от конструктивности взаимодействия с внешней средой, с наиболее активными ее компонентами. Как уже отмечалось выше, внешняя среда «наполнена» контактными аудиториями, и каждая по своему взаимодействует с организацией. Либо способствует достижению организационных целей, либо препятствует их приближению. Вот, например, мэрия Санкт-Петербурга всячески поддерживает строительство скоростной магистрали «Санкт-Петербург — Москва». В то же время многие центральные газеты как раз наоборот, выступают с критикой этого проекта, осуждая эту программу за дороговизну и бесперспективность. Эти выступления прессы не могут не влиять на позицию правительства, на финансирование проекта. Таким образом, имеем два противоположно действующих фактора внешней среды. Ф. Котлер [2] остроумно разделил контактные аудитории, окружающие организацию, на три типа: — благотворительные аудитории — их интерес к организации позитивен (спонсоры, инвесторы), — искомые аудитории — в них заинтересована сама организация (средства массовой коммуникации, если они настроены позитивно, избиратели, вкладчики), — нежелательные аудитории — те, чье внимание менее всего хотела бы привлечь к себе организация (налоговая инспекция, рэкет). Такой расклад окружающей среды требует от организации постоянного внимания и кропотливой работы с каждой из контактных аудиторий: какую привлечь к сотрудничеству, а какую держать на расстоянии. А если еще учесть высказывание специалиста по конфликтам Р. Дарендсрфа, что «каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом» и что «социальный конфликт вездесущ», то станет понятно, как высока цена умению организации достигать взаимопонимания и сотрудничества с заполняющими окружающую социальную среду контактными аудиториями, в составе которых живет, трудится, сотрудничает и конфликтует ее общественность. Поэтому практически нет организаций, у которых не было бы коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешении. Говоря коротко — коммуникацией надо управлять. Под управлением обычно понимают целенаправленное регулирующее воздействие на объект. Один из основоположников теории менеджмента А. Файоль характеризовал функцию управления следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать, контролировать. Рассматривая этот набор управленческих действий как базовый, соотнесем его с управлением коммуникацией. Таким образом, управлять коммуникацией — это значит: 1. Определять цели коммуникации. 2. Определять пути достижения этих целей. 3. Планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей. 4. Организовывать реализацию этих планов. 5. Координировать взаимодействие компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей. 6. Контролировать. 7.Корректировать процесс по результатам коммуникации. Деятельность, включающую в себя всю совокупность перечисленных управленческих процедур и операций, мы и называем коммуникационным менеджментом. В общем виде коммуникационный менеджмент может быть определен как профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией u ее внешней средой. Эта деятельность заключается в использовании приемов, методов, процедур, технологии, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между различного уровня общностями и индивидами, представляющими организацию и ее среду. Наиболее кратко коммуникационный менеджмент может быть определен как деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации. Коммуникационные проблемы напрямую связаны с коммуникационными потребностями организации. Что же такое — коммуникационные потребности организации? На практике их часто отождествляют с информационными потребностями в различного рода информации. Так как отождествляют информацию с коммуникацией, средства массовой информации со средствами массовой коммуникации. О различии между информацией и коммуникацией мы говорили в первой главе. Здесь лишь подчеркиваем: к коммуникационным потребностям организации могут быть отнесены как потребности в информации (новых сведениях, уменьшающих неопределенность знаний относительно какого-либо объекта), так и собственно коммуникационные потребности, то есть потребности в общении или сплочении вокруг организации ее общественности, а также потребность в эффективной «обратной связи». О коммуникационных проблемах обычно говорят в двух случаях: когда нарушена возможность получать и распространять адекватную информацию и тогда, когда с передачей и получением информации все в порядке, но не удаются или неэффективны контакты с «желательными» аудиториями, когда кандидату не удается расположить к себе избирателей или банку — состоятельных клиентов <…>. В интересной, содержательной книге С. Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?» отношения организаций с прессой рассматриваются как исключительно гармоничные. Практика чаще дает иную картину. В не менее содержательном и интересном исследовании Э. Иваняна «От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса» эти взаимоотношения представлены в более реальном свете. Так, впервые в американской истории Президент Э. Джэксон в 1829 году предоставил возможность журналистам принимать участие в разработке политического курса. Он ввел в состав своего «кухонного кабинета», формулировавшего и определявшего многие направления внешней и внутренней политики государства, известного журналиста А. Кендалла. Основной задачей, поставленной президентом перед Кендаллом и редактором созданной по инициативе Джэксона столичной газеты «Вашингтон глоб» было оказание Белому дому необходимой помощи в воздействии на общественное мнение и пресечение или сведение к минимуму вредной деятельности оппозиционной прессы. По мнению одного из активных политических противников Джэксона Кенделл «был думающей машиной президента, его пишущей машиной, да и его лгущей машиной» [5]. Рассказывая о взаимоотношениях с прессой 31-го президента США Г. Гувера, провозгласившего, что «абсолютная свобода прессы при обсуждении вопросов общественной значимости является краеугольным камнем американских свобод», Э. Иванян пишет: «Однако уже в первые месяцы излишне оптимистично воспринявшим все эти заверения президента журналистам пришлось убедиться в том, что отличительной чертой пресс-конференций Гувера оказалась не ничем не ограничиваемая свобода общения, а строгая регламентированность и, как следствие этого, весьма незначительная их продуктивность. В соответствии с жестким распоряжением президента, все вопросы, задаваемые корреспондентами, подлежали заблаговременному, не менее чем за 24 часа представлению в письменном виде, и из их числа Гувером отбирались лишь те, на которые ему было выгодно отвечать. Ни один из журналистов не мог рассчитывать на получение ответа на вопрос, возникший по ходу пресс-конференции. Все заявления и ответы президента зачитывались им с листа, и случалось, что присутствовавшим на пресс-конференции корреспондентам так и не удавалось встретиться с ним взглядом» [6]. Гувер в своих отношениях с журналистами прославился еще и тем, что требовал от них при написании экономических и политических статей не пользоваться терминами «финансовый кризис» или «безработица». Для гармонизации отношений «власть и пресса» практика выработала ряд эффективных технологий и форм посредничества, в центре которых стоят: пресс-секретарь, пресс-служба служба связи с общественностью и прессой, PR. Деятельность этих посредников, направленная на решение коммуникационных проблем организаций и рассматривается в парадигме как коммуникационный менеджмент. Наименее защищен среди этих посредников выполняющий роль буфера между властью и прессой пресс-секретарь. Очевидно, что ему приходится быть и «думающей машиной» и «пишущей машиной». Приходится ли ему бывать также и «лгущей машиной»? На этот вопрос мы получим ответ лишь анализируя практику не простых отношений власти и средств массовой коммуникации. Но этот сюжет, к счастью, остается за рамками данной книги <…>.
Вопросы для самопроверки: 1. Как изменялась коммуникация между людьми в истории человечества? Какой вид коммуникации доминировал на разных этапах развития человека? 2. Какие особенности коммуникации характерны для современного человечества? Определите его достоинства и недостатки. 3. Почему автор называет современный мир глобальной деревней? 4. Назовите основные функции управления коммуникацией. 5. Дайте определение коммуникационному менеджменту? 6. Что относится к коммуникационными потребностям организации?
Date: 2015-11-15; view: 1349; Нарушение авторских прав |