Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути преодоления недостаточности образов в конструктивной деятельности
В теории системной организации психических процессов Б.Г-Ананьева и Б.Ф.Ломова психический образ рассматривается как многомерный и многоуровневый, содержащий результаты сенсорного и понятийного отражения. На основе этой теории было организовано эксперимантальное обучение детей с косоглазием и амблиопией с целью развития зрительного восприятия и образной памяти в процессе конструктивной деятельности. Коррекционные занятия в ходе экспериментального обучения были направлены на развитие межфункциональных отношений между сенсорно - перцептивными процессами и уровнем представлений, что создавало основу зрительной памяти, хранящей наборы мнемических образов - эталонов. На этих занятиях также решались задачи развития ручной моторики, пальцевого гнозо - праксиса, зрительно - моторной координации, целенаправленных движений с конструктивными деталями на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, навыки ориентировки в микропространстве со зрительным контролем. Формировались определённые взаимосвязи между глазомером и проприоцептивно - двигательной памятью. Всё это необходимо было для формирования предметности зрительного образа.
Работа с конструктором строилась на использовании следующих обучающих заданий: определение информативных признаков конструкций; опознание объекта на основе этих признаков; сравнение конструкций, их графических изображений на основании нахождения сходства, различия по одному, нескольким признакам; обобщение и категоризация построек. Предметные действия с объектами были связаны с обобщающими схемами их преобразования. В процессе экспериментального обучения мы использовали мозаику, состоящую из многоструктурных элементов, позволяющих создавать простые и сложные символические изображения (мозаика фирмы «Lego»), кубики, строительный конструктор. Сделанный из строительного материала домик - объёмная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей строительного материала) отношения между его основными частями (стенами, крышей, окнами, дверями). Использование заместителей и моделирование в конструировании служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования, У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. д.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Учитывая это, экспериментальное обучение включало специальные задания, выполнение которых требовало от ребёнка использование разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей, направленных на повышение уровня развития его умственных способностей. Эффективность используемых в обучающем эксперименте игр и упражнений подтверждена на практике. Детям давались последовательно усложняющиеся задания на замещение и наглядное моделировать используемые на занятиях по конструированию. Также эта система заданий включалась во все виды деятельности и во все типы занятий, предусмотренные программой детского сада. Дети выполняли задания с большим желанием, их увлекали включённые в задания игровые действия с материалом. Систематическое участие в решении умственных задач формировало познавательные интересы детей, изменяло их отношение к занятиям. Первый тип заданий предполагал использование детьми различного рода заместителей, обозначение с их помощью разнообразных предметов и действий. В некоторых заданиях заместители обладали сходством с обозначаемыми предметами по тем или иным признакам, в других имели чисто условный характер. Задания формировали у детей как умение выполнять действия замещения, так и умения к заместителям подбирать соответствующие им предметы. К этому же типу относились задания в виде загадок, содержащие словесные обозначения признаков предметов, за которыми необходимо «увидеть» сам предмет. Опишем некоторые из них:
Задания на соотнесение признаков конструктивных деталей к заданным эталонам а) «Покажи деталь такого же цвета»; Ребёнку демонстрируется карточка с цветным кружком, ребёнок должен показать конструктивную деталь такого же цвета; б) Задания на классификацию; в) «Расставь кубики так, как показано на моей схеме». г) «Продолжи ряд». Вниманию детей предлагается карточка с цветными кружками, в ритмически заданной последовательности, ребенок должен в соответствии с данной схемой выстроить ряд из конструктивных деталей, ориентируясь только на цвет; д) «Составь pop». Материал: карточка с узором из 16 цветных кружков, расположенных в четыре ряда; 16 кубиков соответствующего цвета. Ориентируясь на схему, ребёнок должен построить узор из строительных деталей; е) «Куда села бабочка?». На графическом изображении конструкции с помощью цветного кружка показывается, куда села бабочка. Ребёнок показывает соответствующую конструктивную деталь в конструкции; ж) «Построй конструкцию по плану». Ребёнку предлагается схема, например, из двух цветных кружков. Первый цветной кружок обозначает обдумывание,
какой предмет будет построен, для чего он служит, что в нём обязательно должно быть. Другой цветной кружок обозначает переход к выяснению вопроса о том, из чего предмет может быть построен, из каких деталей состоит каждая его часть и как они расположены относительно друг друга и т.д; з) «Отгадай что я задумала». Педагог подробно описывал конструктивную деталь или конструкцию, ребёнок находил ту, которая соответствовала перечисленным признакам и свойствам. В структуру наглядного моделирования входит также такой тип действий, как использование самих моделей. В этом случае модель даёт взрослый в готовом виде, а задача ребёнка-с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого необходимо за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает, уметь сопоставить отношения между заместителями с отношениями между реальными предметами. Так, например, при выполнении задания «Куда села бабочка», где на графическом изображении конструкции с помощью цветного кружка показывается, куда «она села», ребёнок должен показать соответствующую конструктивную деталь. Чтобы выполнить это задание, ребёнок должен соотнести графическую модель конструкции, то есть выяснить какой заместитель в графической модели соответствует заместителю в конструктивной модели, в каких пространственных отношениях они находятся с другими заместителями. Постепенно действие применения готовых моделей на занятиях конструирования совершенствовалось - дети переходили к использованию моделей, отображающих всё более сложные содержания. Такие задания совершенствовали также зри-
тельную ориентацию детей, обогащались их зрительные представления. Приведём примеры познавательных задач с помощью наглядных моделей, предлагаемые детям для решения на занятиях по конструированию. 1. Самостоятельный анализ графической модели на основе: а) осуществления поэлементного соотнесения частей мо б) соотнесения обобщённой нерасчленённой (или частич в) соотнесения конструкции с несколькими вариантами 2. Построение конструкции в соответствии с графически Ъ. Преобразование готовой конструкции в соответствии с выбранной графической моделью; 4. Построение конструкции в соответствии со схемами, выполненными в прямоугольной проекции. Самым сложным действием наглядного моделирования было для детей построение модели. Это было связано с тем, что построение модели (выбор заместителей, установление соотношений между ними, соответствующих отношениям между замещаемыми объектами) осуществлялось самим ребёнком. Главным в обучающем эксперименте было научить детей рациональному порядку как при анализе образца, так и при аналитическом воспроизведении постройки. Детям задавался следующий алгоритм в анализе образца постройки:
1. Рассматривание объекта в целом; 2. Установление его практического назначения; 3. Выделение основных частей; 4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом; 5. Установление пространственного расположения этих частей; 6. Выделение деталей, составляющих основные части; 7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу. Также была введена методика, предусматривающая обучение детей порядку в укладывании деталей. Самым простым заданием в этом плане было создание сначала простых, затем более сложных символических изображений из мозаики, которые отражали объекты внешнего мира. Построение таких «знаковых» моделей обеспечивало запечатление в памяти символических структур, это способствовало формированию зрительного образа, соединяющего сенсорные и семантические компоненты. Далее дети строили модели из кубиков, а затем использовался строительный набор. Работа с мозаикой, кубиками, конструктором имела определённую последовательность. Первоначально у детей формировались зрительные образы элементов мозаики, конструктивных деталей в процессе практической деятельности с ними. Затем вместе с педагогом дети анализировали готовые символические изображения, конструкции, ребёнок рассказывал из каких элементов они состоят. После этого давались задания, предусматривающие анализ - синтез изображений, конструкций, которые также проводились в определённой последовательности:
1. Построение по сенсорно - перцептивному образу. Ребёнку давался образец объекта и он воспроизводил его структуру; 2. Построение по представлению. Ребёнку давался образец с установкой на запоминание, затем он воспроизводил его по памяти; 3. Построение на основании словесного описания. После того, как детям становились доступными эти задания, мы вводили усложнения, предлагая преобразовывать готовую модель путём внесения в неё уточнений и дополнений в соответствии с выбранным конкретным образцом постройки. В этом задании требовалось умение самостоятельно анализировать уже готовые постройки, предложенные наглядные модели, сравнивать их между собой, находить несоответствия между ними и вносить необходимые изменения. Затем мы предлагали детям создавать наглядные модели разных проекций предмета (вид сверху, спереди, сбоку) по предложенному образцу, а впоследствии по образцу, самостоятельно созданному ребёнком. Мы убедились, что манипуляция с элементами мозаики и конструктора, построение различных моделей способствует формированию мыслительных операций и познанию свойств объектов. На всех этапах работы вводились обучающие задания, затем задания, направленные на закрепление навыков работы с наглядным материалом, и, наконец, задания, цель которых - контроль и оценка реализации образа в изображениях и конструкциях. Количество занятий по каждому виду заданий зависело от индивидуальных способностей и возможностей детей, зависе-
ло от скорости формирования навыков работы с мозаикой, кубиками, конструктором.
Date: 2015-10-21; view: 601; Нарушение авторских прав |