Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преодоление трудностей в формировании предметно - практических конструктивных действий
Экспериментальные исследования особенностей мелкой моторики и зрительно - моторной координации у детей с косоглазием и амблиолией показали наличие определённых специфических трудностей в их развитии и их влияние на снижение результативности предметно - практической деятельности. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Высказанное, а также результаты экспериментального изучения детей с амблиопией и косоглазием убеждают в необходимости специально организованной коррекционной работы с
целью развития кинестетической чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, зрительно - моторной координации. Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы убедились в том, что комплексный подход в организации занятий по конструированию должен предусматривать не только развитие зрительных возможностей и формирование конструктивных знаний, умений и навыков, но и участие всей анализаторной системы в процессе познания, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Как мы знаем, полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует обобщению образов предметов и явлений, развитию мыслительной деятельности. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточности зрительной информации могут формироваться неполноценные представления. В известной мере компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Формирование обобщённых осязательных образов у детей Итак, в основу обучающего эксперимента были положены уже сложившиеся в тифлопедагогике принципы и методы обучения детей с нарушением зрения. При этом, как указывалось выше, большое внимание было уделено компенсирующей
роли компенсаторных взаимосвязей, регулирующей роли слова, потенциальному использованию всех видов детской деятельности и её коррекционной направленности (М.И. Земцова (1967, 1973), Л.И. Солнцева (1967, 1980), В.А.Феоктистова (1977, 1978), Л.И.Плаксина(1985, 1987) и др.). При разработке содержания коррекционно - воспитательной работы в подготовительный период обучения конструированию мы включили задания для развития бимануального осязательного восприятия. Разрабатывая серию заданий на развитие перцептивных действий по обследованию предметов, мы стремились обеспечить детям достаточно систематичную упражняемость в решении разного рода задач. Важная роль была отведена развитию словесной ориентировки. После завершения практического действия, как обязательное требование ставилась задача словесного пояснения, рассказа о том как дети действовали. Приведём пример таких заданий: При проведении дидактической игры «Волшебный мешочек» дети упражнялись в нахождении на ощупь идентичных плоскостных и объёмных геометрических фигур одинаковой величины; плоскостных и объёмных геометрических фигур разной величины двумя способами по зрительному и по тактильному образцу. Для этого детям предлагалось посмотреть на представленную геометрическую фигуру или ощупать её, а затем найти такую же в «Волшебном мешочке». В начале обучения использовались идентичные по форме геометрические фигуры и в меньшем количестве. Далее количество их увеличивалось, форма становилась разнообразнее.
По мере того, как у детей формировался навык безошибочного определения заданной геометрической фигуры на основе полной последовательной схемы перцептивных действий, мы усложнили задания за счёт совмещения практического действия с его контролем с помощью бимануального осязательного восприятия. Так мы, например, предлагали детям задания «Распредели фигуры в группы», в котором дети упражнялись в группировке геометрических плоскостных (объёмных) фигур, отличающихся по форме, величине, фактуре, на ощупь. Детям предлагалось ощупать разные по форме, но одинаковые по величине и фактуре (разные по величине, но одинаковые по форме и фактуре; разные по фактуре, но одинаковые по форме и величине) геометрические фигуры и распределить их в группы. Геометрические фигуры предварительно перемешивались. Подобные задания вызывали у детей интерес, что положительно сказывалось на результатах деятельности. В дальнейшем усложнение происходило в том, что дети упражнялись в группировке плоскостных (объёмных) геометрических фигур, отличающихся по форме, величине, фактуре, ориентируясь каждый раз только на один признак, который выбирался ребенком самостоятельно в задании «Распредели в группы правильно». В задании «Убери лишний» дети упражнялись в запоминании ощущений от прикосновения к геометрическим плоскостным (объёмным) фигурам, отличающихся формой, величиной, фактурой.
В задании «Разложи верно» дети упражнялись в запоминании ощущений от прикосновения к плоскостным (объёмным) геометрическим фигурам разной формы, но одинаковых по фактуре, величине. Детям предлагалось разложить плоскостные (объёмные) геометрические фигуры по порядку от №1 до №10. До начала выполнения задания они были закрыты салфеткой. Ребёнок надевал тёмные очки, тщательно, не торопясь ощупывал каждую фигуру, запоминал их форму и порядок следования друг за другом. После того, как ребёнок запомнил их расположение, фигуры перемешивались и ребёнок должен был их разложить в прежнем порядке. В дальнейшем предлагали решение задач на конструирование по зрительно и тактильно воспринимаемому образцу. Построение конструкции осуществлялось на ощупь. Перед выполнением задания образец анализировался, в результате чего о нём создавались чёткие дифференцированные представления. В процессе построения конструкции на ощупь она сравнивалась с возникшим ранее представлением. Принцип работы, основанный на контроле действий посредством одного и того же анализатора, сравнении образов предметов в мысленном плане, требовал значительно большей опоры на мышечную «осязательную» память, умения удержать в памяти не только целостную конструкцию образа, но и все детали, необходимые для его конструирования, то есть умения чётко организовать свою деятельность, подчинить свои действия заранее созданному плану. Решение этих задач требовало от детей не только наглядно - практических мыслительных действий, но и достаточно координированных движений рук, точности пространственных ориентировок. При изыскании методов совершенствования функций зрительного анализатора в управлении движениями в процессе конструктивной деятельности выявлен ряд важнейших закономерностей: 1. Временное ограничение зрительного контроля при выполнении движений способствуют повышению качества выполняемых движений (точность, координация и т. д.) и отчётливости мышечно - суставных отношений. В таких движениях двигательный анализатор играет ведущую роль и в процессе образования тонких дифференцировок, частично замещая функции зрительного или слухового анализаторов, 2. Эффективность процессов ограничения зрения при выработке пространственных дифференцировок движений существенно зависит от методики их применения. Для лучшего совершенствования пространственных дифференцировок целесообразно после выкладывания, например 3-4 конструктивных деталей при построении конструкции на точность воспроизведения движений с закрытыми глазами, предлагать выкладывать такое же количество деталей с открытыми глазами и т. д. При такой методике создаются наиболее благоприятные условия для сравнения двигательных ощущений. 3. Способность детей точно оценивать движения, используемая при наложении, приложении, вложении конструктивных деталей совершенствуется тем успешнее, чем точнее
ристики движений определяются в самых общих чертах (правильно, неправильно и т. п.). Как показали исследования, у детей с нарушением зрения развитие движений рук и глаз при выполнении различных предметно - практических заданий имели свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникали сложности в формировании двигательных умений. При этом отмечались снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора приводило к тому, что у детей не было ясного видений того, как они выполняли предметные действия и насколько они были качественными. Например, рисование, накладывание, прикладывание деталей и другие подобные действия трудно давались детям с нарушением зрения. В результате наблюдался сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживало ход развития зрительно - двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Всё это определяло замедленность в развитии двигательного анализатора у детей с нарушением зрения. Имеющиеся особенности в развитии зрительно - двигательных взаимосвязей, приводили к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приёмов, обеспечивающих успешность овладения зрительно - двигательными действиями. Прекрасной тренировкой для зрительного восприятия и зрительно - моторной координации, как показали занятия на этапе обучающего эксперимента, было копирование фигур, моделирование из деталей, графическое изображение конструкций.
Мы предлагали детям простые и более сложные фигуры. После выполнения заданий мы обращали внимание детей на ошибки (несоответствие размера, неправильное соотношение элементов, нечёткость линий), при необходимости задания повторялись. Усложнение заданий предусматривало использование карточек с «правым» и «левым» поворотом фигур. Дети с нарушением зрения, из-за сниженного зрительного анализа часто путали правые и левые повороты фигур. В дальнейшем задания усложнялись за счёт того, что копирование, моделирование из деталей, графическое изображение конструкций осуществлялось детьми по кратковременной экспозиции, а затем по памяти, по представлению. Если эти задания выполнялись без затруднений, то детям предлагались задания, где необходимо было расположить фигуры одну по отношению к другой. Приведём примеры: 1. Нарисовать овал (круг), поставить точку посередине (сверху, снизу, справа, слева). 2. Нарисовать квадрат, затем нарисовать по два кружка сверху и снизу и по одному справа и слева, расположить их так, чтобы они были симметричны (давались понятия о симметрии). 3. Симметрично дорисовать контурные предметные изображения (например, жука, бабочки). Развитие способности ребёнка вести руку по необходимой траектории мы начали с тренировки на больших движениях. Так дети, например, соединяли точки, поставленные на нелинованной бумаге разными цветными линиями, сначала непересекающимися, а затем пересекающимися. Если ребёнок умел
считать и знал цифры, ему предлагалось соединить цифры от 1 до 10 (от 1 до 20) прямыми линиями. Одновременно при этом тренировалась способность планировать своё движение. Для того, чтобы научить детей вести руку мы предлагали «раскручивать» спираль вправо, влево, рисовать волны и т. д. Широкое применение на пропедевтическом этапе обучения конструированию получили упражнения с конструктивными деталями: копирование простое (педагог сидит рядом), копирование с «перешифровкой», как бы с мысленным перевёртыванием на 180 градусов (педагог и ребёнок сидят напротив друг друга), задание выполнялось после предварительной подготовки. Сначала брали два кирпичика, из них строили какую -либо модель. А так как каждый кирпичик можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро, на торец), их можно по - разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом, сбоку, сзади, спереди, под углом 90 градусов и 45 градусов и т. д,), то есть получается много разных моделей. Постепенно задания усложнялись за счёт добавления конструктивных деталей, когда модели становились всё разнообразнее. Эти упражнения помогали обеспечить детям адекватное отражение пространственных отношений, безусловно, тренировалась зрительно - моторная координация. На занятиях по развитию конструктивной деятельности применялись так же игры «Сложи квадрат», «Сложи узор». В процессе этих игр у детей развивалась координация рук и глаз, целенаправленные движения с деталями на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, дифференци-
рованностъ пространственной ориентации со зрительным контролем, отрабатывались отношения «часть - целое». Важным здесь являлось развитие способности переносить элементы восприятия в элементы конструкции. Формировались определённые взаимосвязи между глазомером и проприоцептивно - двигательной памятью. Игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», состоящие из элементов геометрических фигур, позволяют создать простые и сложные символические изображения. Проведение этих игр имело определённую последовательность заданий и приёмов. Первоначально вместе с педагогом проводился анализ готовых символических изображении. Ребёнок должен был рассказать из каких элементов состоит изображение. После этого давались задания, предусматривающие анализ - синтез изображений: 1. Построение изображения по сенсорно - перцептивному образу. Ребёнку давался образец объекта и он должен был воспроизвести его структуру; 2. Воспроизведение изображения по мнемическому образу-представлению. Ребёнку предъявлялось для осмотра изображение (без ограничения времени) с установкой на запоминание. Затем оно убиралось и ему давалась инструкция воспроизвести изображение, затем проверялась правильность воспроизведения; 3. Построение изображения по семантическому образу. Ребёнок создавал изображение на основании словесного описания педагога. Зная, что истинное отражение пространственных категорий возможно только на уровне словесной ориентации, серьёзное внимание было уделено формированию умения обобщать
свои практические действия словесно. Например, после выкладывания узора, ребёнку предлагалось прокомментировать свои действия. Date: 2015-10-21; view: 445; Нарушение авторских прав |