Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Списки слов для педагогического обследования слуха школьников





Список 1 Список 2 Список 3 Список 4 Список 5 Список 6 Список 7 Список 8 Список 9 Список 10
Зайчик Часы Вова Дом Море Чашка Бык Чайка Урок Чай   Саша Окно Час Ворон Шишка Дым Часы Волк Птичка Ухо Щи Чайка Ухо Гром Часы Урок Вова Чижик Сеть Мыло Часы дом море Саша Рыба Ворон Окно Чашка Час Кисть Рыба Спичка Бык Ухо Шашка Волк Сеть Часы Чижик Урок Дым шишка чашка часы кисть спичка мыло окно гром рыба Урок Волк Щи Город Чай Часы Птичка Ухо Шашка море Чай Город Окно Спичка Дом Вова Рыба Кисть Часы зайчик Шишка Мыло Сеть Урок Чайка Щи Ворон Дым Море часы Чижик Бык Часы Мыло Окно Зайчик Гром Город Саша час

 

Если ребенок (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в центр реабилитации слуха.

В обследовании по поводу подозрения на снижение слуха нуждаются также те дети, которые не воспринимают хотя бы часть слов, произнесенных шепотом на расстоянии 6 м.

Иной должна быть методика обследования слуха детей, не владеющих речью. Сохранен ли у них слух, можно проверить на основе выработки условной двигательной реакции на звук.

Проверяющий садится за стол напротив ребенка, кладет его и свои руки на стол, а около них — крупную пуговицу, обращает внимание на свои губы и голосом нормальной разговорной громкости произносит звукосочетание (например, папапа, пупупупу или сисисиси). В момент произнесения слогов он рукой ребенка берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает одно кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без подсказки и побуждения выполнять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между произнесением ряда слогов нужно постоянно менять, иначе ребенок будет реагировать не на звук, а на ритм подачи речевого сигнала. Не надо требовать и ждать от ребенка повторения слогов: он должен отвечать на сигнал определенным игровым действием (бросать пуговицу, надевать на стержень кольцо пирамиды и т.п.). Во время этой работы не следует произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных.

Когда ребенок начнет сам четко, самостоятельно, без подсказки работать, видя губы говорящего, проверяющий садится рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит звукосочетание (например, папапапа) у самого его уха. При этом ребенок ощущает струю выдыхаемого воздуха: есть струя — бросает пуговицу, нет — ждет сигнала, т.е. ощущения, когда взрослый начнет произносить слоги. Если ребенок не реагирует на сигнал, то нужно повторить звукосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в баночку (или выполнить другое игровое действие). Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие в момент произнесения слогов.

Чтобы выяснить, слышит ли ребенок голос разговорной громкости и шепот и на каком расстоянии, проверяющий вновь произносит слоги голосом разговорной громкости у самого уха ребенка, но уже с использованием экрана, который закрывает струю воздуха. В качестве экрана может выступать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать лицо говорящего до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребенка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы ребенок или боковым зрением, или в зеркале, или в другом отражающем предмете не мог видеть педагога, произносящего слоги. Для проверки можно произнести слоги беззвучно, т.е. просто открывать и закрывать рот. Если в этих условиях ребенок все же выполняет игровое задание, значит, он видит движения губ или челюсти. В момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пуговицу в баночку (или выполняет любое другое действие). Если в этих условиях он не реагирует на звучание слогов (т.е. не выполняет ответного действия), то нужно убрать экран и вновь повторить слоги (ребенок в ответ выполняет игровое действие). После этого звукосочетание вновь предлагается на слух, т.е. за экраном. Если вновь нет реакции, то нужно усилить голос до громкого. После того, как будет выработана четкая реакция на громкий голос около уха (это доступно практически всем детям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ребенка реагировать на голос нормальной разговорной громкости.


Как только ребенок научится реагировать на звучание слогов, произносимых за экраном у ушной раковины голосом разговорной громкости, проверяющий начинает произносить слоги у его уха шепотом. В ответ на данный речевой сигнал ребенок выполняет определенное игровое действие: бросает пуговицу в баночку, надевает кольцо на стержень пирамиды и т.п. Проверяющий постепенно отходит от ребенка и определяет, слышит ли он шепот на расстоянии 6 м. Если ребенок справляется с этим заданием, то следует проверить, реагирует ли он с этого же расстояния (6 м) на звучание слов, в том числе высокочастотных и низкочастотных (например: чай, птичка, зайчик, дом, рыба, окно), произносимых шепотом. В ответ на услышанное слово от ребенка не требуется его повторение, он лишь выполняет предложенное ранее игровое действие: ставит кубик на кубик, бросает горошину в бутылочку и т.п. При этом следует проверить реакцию ребенка на шепот, воспринимаемый и правым, и левым ухом.

Проводя педагогическое обследование слуха по описанной выше методике, следует помнить — то игровое действие, которое предлагается ребенку в качестве ответа на звуковой стимул, должно быть интересно ему и доступно. Так, например, детям, страдающим детским церебральным параличом, в качестве ответного действия при нарушениях мелкой моторики рук следует предлагать действовать крупными предметами: переложить кубики (шары) из одной коробки (ведерка) в другую и т.п.

Также важно иметь в виду, что при обследовании слуха детей с подозрением на тяжелые речевые нарушения (например, сенсомоторная алалия), не следует в качестве тестового материала предлагать слогосочетания (а тем более слова), т.к. они похожи на речь, к которой у ребенка может быть негативное отношение. В этом случае условную двигательную реакцию лучше вырабатывать на звучание гласных, например, у___ или слога с сонорными согласными (м____а____, н____а____, л____а____), а затем проверять, реагирует ли он на произнесение гласных шепотом с расстояния 6 м. Целесообразно также проверять слух этих детей при протяжном произнесении звуков с___ и ш___, необычных звукосочетаний типа кш___.

В том случае, если выработать условную двигательную реакцию на звук у ребенка не удается, следует изменить методику обследования, проводя проверку так, как описано выше для детей второго-третьего годов жизни.

Итак, если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание слогов и слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии, можно заподозрить наличие у него снижения слуха.

Если же он ощущает звучание голоса разговорной громкости, но не реагирует на шепот, это свидетельствует о значительном снижении слуха. В этом случае следует проверить, на каком расстоянии ребенок реагирует на звучание голоса нормальной силы. С этой целью проверяющий пытается постепенно увеличить расстояние от уха ребенка: на 5 - 10 - 20 - 50 см и т.д. Дети с разными остатками слуха слышат голос разговорной громкости на разном расстоянии (глухие дети – от ушной раковины до 10-20 см, многие из них реагируют только на громкий голос, слабослышащие могут ощущать звучание голоса нормальной силы на большом расстоянии).


Если ребенок четко реагирует на произнесение слогов у ушной раковины только громким голосом, это говорит о снижении у него слуха на уровне глухоты.

Все дети с подозрением на снижение слуха направляются на аудиологическое обследование в московский городской детский центр реабилитации слуха.

Как мы видим, методики обследования слуха с целью выявления детей с подозрением на его снижение просты и доступны. Не нужно бояться гипердиагностики, т.к. важно не пропустить ребенка с нарушением слуховой функции. При первом же подозрении ребенок должен быть направлен в московский городской детский центр реабилитации слуха для проведения углубленного аудиолого-педагогического обследования.

Социальным работникам важно познакомиться с организацией и содержанием психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Для того чтобы правильно организовать обучение и воспитание неслышащего дошкольника, важно проведение комплексного психолого-педагогического обследования. При этом необходимо выявить исходный уровень его развития по различным линиям развития (физическое, социальное, познавательное, речевое), что позволит определить состояние его психофизического развития. Вместе с тем, педагоги часто ограничиваются лишь изучением уровня речевого развития и оценкой состояния слуха и произношения. В этом случае представление о ребенке окажется неполным, а его возможности могут быть занижены или завышены.

Психолого-педагогическое изучение дошкольников, имеющих сложные (комплексные) нарушения развития, также проводится по этим линиям. Однако имеет некоторые особенности, связанные с характером предъявления заданий, особой ранжированностью помощи ребенку со стороны педагога и др.

Предлагаемый комплект заданий включает изучение ребенка по следующим основным линиям развития:

1 Социальное развитие.

2. Физическое развитие.

3. Состояние игровой, конструктивной и изобразительной деятельности.

4. Познавательное развитие.

5. Развитие речи.

6. Состояние слуха.

Целью проведения комплексного психолого-педагогического изучения является выявление индивидуального уровня основных линий развития ребенка с нарушенным слухом. В содержание обследования входят задания, направленные на выявление как актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий) в социальном, физическом, познавательном развитии и т.д., так и на определение зоны его ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого). Предъявляемый детям набор заданий позволит выяснить как исходный уровень их развития в разных направлениях (линиях развития) – физическом, социальном, познавательном развитии, так и в целом определить уровень психофизического развития каждого ребенка, что чрезвычайно важно для определения тактики адекватного коррекционного воздействия.


Важным условием проведения углубленного, комплексного психолого-педагогического обследования является тесное сотрудничество и взаимосвязь всех его участников. При этом можно по-разному распределить функции между всеми специалистами. Например, в дошкольном учреждении изучение социального, физического развития, конструирования и изобразительной деятельности берет на себя воспитатель. Совместно с педагогом-психологом он проводит обследование игровой деятельности. Уровень развития речи детей и состояние их слуха определяет учитель-дефектолог. Изучение познавательного развития осуществляется учителем-дефектологом группы и педагогом-психологом. Обследование каждого ребенка может занять от 1-ой недели до 1-2-х месяцев. Важно помнить, что разным детям требуется разное количество времени.

В связи с тем, что дети с нарушенным слухом могут не владеть речью или владеть ею в недостаточном объеме, все задания предъявляются ребенку на невербальном уровне. При этом в ходе обследования педагогу следует широко использовать естественные жесты.

Основными методами изучения являются наблюдение за детьми в процесс их разнообразной деятельности и индивидуальные диагностические занятия. Кроме того, проводится беседа с родителями. В процессе беседы собираются сведения о составе семьи, родителях ребенка, режиме его дня дома, раннем развитии ребенка (когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.). Выясняется, какие заболевания перенес ребенок и, в каком возрасте.

На основании углубленного комплексного психолого-педагогического обследования раскрывается целостная картина возможностей каждого ребенка с нарушенным слухом. Такое обследование позволяет выявить не только актуальный уровень развития ребенка, но и зону его ближайшего развития. Достижения детей по основным линиям развития служат основой для создания индивидуальной коррекционно-развивающей программы для каждого ребенка. Становится реальным обеспечение индивидуализации процесса воспитания и обучения.

Остановимся на подробном описании проведения обследования.

Обследованиесоциального развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом направлено на выявление особенностей их взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками, поведения, эмоционально-волевой сферы, определения уровня их социальной компетентности.

Проведение обследования. Для оценки социального развития дошкольника с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра, лекотеки, группы кратковременного пребывания используется метод беседы и анкетирование родителей, по возможности организуются и наблюдения за детьми. В специальном дошкольном учреждении (группе) выявление особенностей социального развития проводится в процессе наблюдений за детьми в условиях, приближенных к естественным: при проведении режимных моментов, в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе свободной игры, во время прогулок. В ходе наблюдений ведутся записи о поведении ребенка. Используется, если возможно, видеосъемка.

Взрослого должно интересовать, какими средствами общения ребенок пользуется в обычной для него обстановке: экспрессивно-мимическими: улыбка, взгляд, естественные, специальные жесты, выразительные вокализации; предметно-действенными: движения, позы, приближения, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, выражение протеста и т.д.; речевыми средствами общения: высказывания, вопросы. Необходимо выяснить желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками. При этом отмечается: ребенок легко и быстро устанавливает контакт; контакт избирательный; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает; общительный с детьми (в большинстве случаев предпочитает играть с другими детьми, чем один; избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми); не очень общительный (в одинаковой степени любит играть с другими детьми и один); замкнутый, необщительный (любит играть один); умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; конфликты возникают, но редко; часто ссорится, играя с другими детьми; охотно делится игрушками, сладостями с другими детьми; не очень охотно, неохотно и т.д. Отмечается степень инициативности дошкольника в установлении контактов с ровесниками: инициативен, привлекает детей к своим действиям, руководит ими; проявляет инициативу, в играх взаимодействует на равных с другими детьми; проявляет инициативу редко, играет рядом, вступает в контакт с детьми при поддержке взрослого; с детьми взаимодействует кратковременно только при поддержке взрослого; или во взаимодействие с детьми не вступает, на побуждения взрослого не реагирует.

Важно отметить особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка: активный — пассивный; деятельный — инертный; уверенный — неуверенный; спокойный – неспокойный; раздражительный – нераздражительный; агрессивный (неагрессивный к другим детям); преобладающее настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения и т.п.); сосредоточенность на 5 -10 мин. — несосредоточенность и др. Следует выяснить, адекватно ли ребенок реагирует на режим дня дошкольного учреждения? Каков характер его сна, быстро ли он засыпает и просыпается? Какой у него аппетит?

Для оценки социального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом важно определить уровень их социальной компетентности: сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам. Выясняется, умеет ли ребенок регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям); не всегда регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами; не регулирует. Всегда выполняет знакомые правила общения со взрослыми (первым здоровается, прощается, благодарит, откликается на просьбу и т.д.); иногда выполняет знакомые правила общения со взрослыми, иногда нет; не выполняет; умеет относить к себе лично общие указания взрослого; как правило, не относит к себе лично общие указания взрослого. Выясняется, на сколько охотно ребенок выполняет просьбы взрослого и по собственной инициативе пытается проявлять заботу о близких (показывает игрушки, книги, угощает конфетами, придвигает стул и т.д.) – охотно, не всегда охотно или не выполняет просьбы взрослого и не пытается проявлять заботу о близких, о педагоге.

В ходе наблюдений за ребенком, беседы с его родителями выясняется уровень сформированности у детей навыков самообслуживания. При этом определяется степень его самостоятельности при выполнении бытовых процедур. Так, отмечается: ребенок самостоятельно ест, вытирает рот салфеткой, задвигает за собой стул; ест самостоятельно, но неаккуратно (проливает жидкую пищу, крошит, плохо пережевывает пищу и т.д.), может нарушать последовательность приема пищи (сначала выпить компот, а потом есть суп), не всегда вытирает рот салфеткой; или обычно ест с помощью взрослого; дошкольник самостоятельно, в нужной последовательности одевается и раздевается, аккуратно кладет на место свои вещи, следит за своим внешним видом или одевается самостоятельно и с небольшой помощью взрослого, бывает неаккуратным (раскидывает одежду, пачкает ее и т.д.), часто забывает класть вещи на место; не умеет сам одеваться и раздеваться, одевает взрослый. Ребенок умеет самостоятельно умываться, не обливаясь, засучивать рукава, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки полотенцем; или он самостоятельно умывается, но обливается, забывает засучить рукава, плохо вытирает лицо и руки, иногда забывает вымыть руки; обычно умывается с помощью взрослого; аккуратно и самостоятельно совершает свой туалет, пользуется туалетной бумагой, моет руки после посещения туалета; самостоятельно совершает свой туалет, но бывает неаккуратным, или обычно ребенок нуждается в помощи взрослого и т.п.

 

Целью обследования физического развития дошкольника с нарушенным слухом является определение уровня сформированности основных движений — ходьбы, бега, прыжков, лазания и др.

Для обследования физического развития детей используются упражнения по основным движениям разной степени сложности.

Проведение обследования: все упражнения по основным движениям предъявляются ребенку по показу. Так, педагог идет на пятках и на наружных сторонах стоп, перепрыгивает через веревки, бежит на носках; наклоняется вперед, касаясь пальцами рук носков ног; отбивает мяч о землю и т.д. После этого ребенку предлагают повторить действие. Если ребенок не приступает к выполнению упражнения, взрослому следует повторить показ. Количество показов упражнений не должно превышать трех раз. Все задания, которыми обследуется ребенок, сопровождаются естественными жестами.

Обучение: если у ребенка не получается воспроизвести показ взрослого, то его просят действовать одновременно с педагогом, т.е. по подражанию. Так, взрослый идет на пятках, и ребенок идет на пятках; взрослый бежит на носках, и ребенок бежит на носках; взрослый перепрыгивает через веревки и ребенок перепрыгивает через веревки. После обучения проверяется умение малыша справиться с заданием самостоятельно. Если после действий по подражанию ребенок затрудняется выполнить упражнение, используется метод пассивных движений (совместных действий). Так, педагог помогает ребенку ползти по гимнастической скамейке; перепрыгнуть через веревки; отбивать мяч о землю и т.д. Вслед за этим ребенку снова предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребенка: по каждому упражнению фиксируется: желание выполнять упражнение; общий фон настроения, заинтересованность в результате деятельности. Особое внимание обращается на способ выполнения упражнения – по показу, после подражания движениям педагога, после совместных действий со взрослым. Отмечается качество выполнения задания ребенком после обучения (точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение). Обращается внимание на амплитуду движений (большая, маленькая) и трудности сохранения равновесия.

Приведём примеры заданий:

Задания Возраст
3-4 4-5 5-6 6-7
Ходьба по прямой ограниченной дорожке, приставляя пятку одной ноги к носку другой (длина дорожки 2-2,5 м, ширина 15-20 см) +      
Ходьба на пятках и на наружных сторонах стоп   +    
Ходьба с мешочком песка на голове, приставляя пятку одной ноги к носку другой (прямо, по кругу, зигзагообразно)     +  
Ходьба по скамейке с перешагиванием набивных мячей, приседая на середине       +
Бросать мяч о землю и ловить его руками (3-4р.) +      
Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд)   +    
Отбивание мяча о землю на месте (не менее 10 раз подряд) правой и левой рукой     +  
Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, поймать руками 5-7 раз подряд       +
Прыжки из кружка в кружок +      
Прыжки поочередно через 4-5 линий, расстояние между ними 40-50 см   +    
Перепрыгивание на 2 ногах через 5-6 предметов высотой 20 см     +  
Прыжки через скакалку, вращая ее вперед       +

 

В ходе обследования игровой деятельности выявляется умение детей действовать с игрушками, определяется уровень развития их ролевой игры, характер игровых действий.

Изучение особенностей развития игровой деятельности проводится, прежде всего, в процессе наблюдений за детьми в ситуациях свободного поведения, когда дети действуют по собственному выбору и в привычных для них условиях (на прогулке, во время свободной игры в групповой комнате). Взрослому следует отметить проявления личной активности в действиях с предметами: интерес к игрушкам, какие занятия (предметы) привлекают ребенка, как долго он занимается одним делом, характер игровых действий. Важно выяснить, интересуется ли ребенок действиями сверстников, подражает ли им? Умеет ли устанавливать контакт с детьми (обычно сам включается в игру, играет в одиночку, наблюдает за игрой других, держится в стороне от других детей).

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет), индивидуально с каждым, проводится и специальная проверка.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с игрушками: «Смотри сколько игрушек, поиграй». При этом свои слова взрослый сопровождает естественными жестами. В распоряжении ребенка находится следующий набор игрушек: ряд сюжетных игрушек - кукла с одеждой, мишка, собака, разнообразная игрушечная посуда, кукольная кровать с постельными принадлежностями; набор строительных кубиков, несколько различных по величине и назначению машин, мяч, юла и др.

Если ребенок начинает играть самостоятельно, взрослый не вмешивается в его игру, наблюдая за его самостоятельной деятельностью.

Обучение: в случае бездействия ребенка педагог начинает играть сам, выполняя ряд игровых действий с различными игрушками, пытаясь вовлечь его в игру. Например, он дает ребенку в руки куклу и предлагает покормить ее, положить спать, одеть на прогулку и т.д. Если ребенок начинает играть сам, взрослый не вмешивается в игру. Если же ребенок не включается в игру с куклой, взрослый начинает действовать с другими игрушками. Например, нагружает несколько кубиков в машину, перевозит их в другую часть комнаты, выгружает и делает постройку, предлагая малышу принять участие в строительстве и т.д. После показа способов игровых действий ребенку снова предоставляется возможность свободной игры.

Оценка действий ребенка: интерес к игрушкам, играм (стойкий, нестойкий интерес, избирательный интерес, отсутствие интереса); какие игрушки использует ребенок для игры, их количество; какие игры предпочитает (индивидуальные, парные, групповые (с 3 и более детьми); дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с правилами; длительность игры.

Особое внимание обращается на характер игровых действий ребенка:

· неадекватные действия с игрушками (стучит куклой об стол; тянет игрушки в рот, швыряет их);

· манипуляции (рассматривание; постукивание и т.д.);

· отдельные предметные действия (пьет из чашки; бросает мяч и т.д.);

· процессуальные действия (нагромождение кубиков друг на друга; бесцельное катание машины и т.п.);

· несвязанные между собой предметно-игровые действия (кормление одной куклы, потом другой; возит машинку, поит куклу и т.д.);

· цепочка логически связанных игровых действий (умывание куклы, кормление куклы, затем укладывание ее спать и т.д.).

· отдельные игровые действия, носящие условный характер, роль осуществляется, но не называется;

· взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер, роль называется, ребенок может по ходу игры менять роль;

· ролевые действия, отображающие социальные функции людей, роли распределяются до начала игры, ребенок придерживается своей роли на протяжении всей игры.

Особое внимание обращается на содержание игры детей, отмечается, какие сюжеты развертывает ребенок, и на сколько они разнообразны: (индивидуальные и со сверстниками) бытовые, трудовые, общественные, соответствующие реальной логике действий взрослых; фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре; развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), наблюдается повтор сюжета, сюжет недостаточно развернут или сюжет игры бедный. Отмечается, что для ребенка является центральным содержанием роли: он передает в роли не только систему игровых действий, а также настроение, характер персонажа, его чувства, отношения между персонажами или, как правило, лишь систему игровых действий, или не берет на себя роль. Выясняются особенности взаимодействия дошкольников в процессе игры: проявление инициативы в развертывании сюжета игры, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Отмечается: ребенок проявляет инициативу в развертывании темы и сюжета игры, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, согласует свои замыслы с партнерами-сверстниками, включает в игру события, предложенные партнерами; охотно участвует в совместных играх, но предпочитает «подчиняться» требованиям более активных сверстников: откликается на предложения других, может включиться в игру сверстников, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится изменить привычный сюжет; ребенок пассивен, безынициативен в игре, не умеет согласовывать свои действия с действиями с партнерами по игре, часто конфликтует с детьми.

Фиксируется также использование предметов-заместителей и сопровождение действий ребенка речью.

С целью изучения возможностей дошкольников с нарушенным слухом в конструктивной деятельности взрослый предлагает им соорудить постройки разной степени сложности из строительного материала и из счетных палочек.

Проведение обследования. Большаячасть заданий предлагаются дошкольнику по образцу. Взрослый за экраном сооружает постройки: лесенку, двухэтажный дом, гараж, и т.д. Затем, открыв экран, взрослый предлагает дошкольнику воспроизвести такую же постройку. Он говорит: «Построй дом (гараж, лесенку)», сопровождая слова естественными жестами. При этом образец взрослого всегда находится перед ребенком. Постройки обязательно обыгрываются. Так; в доме живут мишка и зайка; в гараж приезжает машина и т.д. В ряде заданий от ребенка требуется воспроизвести постройку по рисунку, памяти, по собственному замыслу.

Обучение: Если ребенок не выполняет задание по образцу, ему предлагается справиться с ним по показу. Взрослый на глазах у ребенка строит дом, гараж и т.д. и предлагает ему повторить действие. Если у ребенка не получается воспроизвести показ взрослого, то используется метод совместных действий. Вслед за этим ребенку снова предлагается действовать самостоятельно. Если дошкольник не может выполнить задание по рисунку, ему предлагается справиться с ним по образцу.

Оценка действий ребенка: желание сотрудничать со взрослым; способ воспроизведения постройки: по образцу, по рисунку, по показу, после совместных действий; точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение, заинтересованность в результате деятельности.

Приведём примеры заданий:

 

Задания Возраст
3-4 4-5 5-6 6-7
Лесенка из 6-ти кубиков по образцу +      
Двухэтажный дом из 8 кирпичиков и 2-х трехугольных призм (по образцу)   +    
Постройка гаража по объемному образцу     +  
Постройка дома по схеме-рисунку из пяти кубиков и трех призм       +
Конструирование из 4-х счетных палочек по образцу (молоточек) +      
Конструирование из 5 счетных палочек по образцу   +    
Конструирование из 10 счетных палочек по памяти (лесенка)     +  
Конструирование из 10 счетных палочек по рисунку (елочка)       +

 

При оценке состояния изобразительной деятельности задания направлены на определение умений ребенка с нарушенным слухом в рисовании, на выявление уровня развития предметного рисунка.

Проведение обследования. Взрослый показывает ребенку реальный предмет (игрушку), называя его: шарик, огурец, помидор, дом, дерево и т.д. Такие предметы как огурец, помидор, дом педагог вместе с ребенком обследуют, при этом используются обводящие по контуру движения. Затем перед ребенком кладут лист бумаги и цветные фломастеры (карандаши, краски) и просят нарисовать шарик, огурец, помидор, дерево, зайку и т.п. Взрослый говорит «Нарисуй огурец (помидор, дерево, и т.п.)». В ряде заданий ребенка просят изобразить фигуры, прямые линии, точки в определенной последовательности по образцу взрослого. Старшему дошкольнику можно предложить задания на дорисовывание предметов. В ходе проверки широко используются естественные жесты.

Обучение: если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог на глазах у ребенка рисует огурец и помидор, дерево, дом, зайку, мишку и т.п. Затем ребенку дают лист бумаги и фломастер (краски) и просят повторить действие. Если ребенок не справляется с заданием, используется метод совместных действий. Взрослый рукой ребенка рисует огурец, помидор, дерево и т.п. После этого ребенка просят выполнить рисунок самостоятельно.

Оценка действий ребенка: желание сотрудничать со взрослым, способ выполнения задания: самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение; результат: точное соответствие заданному образцу, реальному предмету, неточное соответствие; отношение к результату деятельности.

Приведем примеры заданий:

 

Задания Возраст
3-4 4-5 5-6 6-7
Красный и синий шары c веревочками +      
Огурец и помидор с натуры   +    
Рисование с натуры: зайка     +  
Рисование на заданную тему – мишка в лесу       +
Декоративное рисование по образцу (чередование кругов и квадратов) +      
Декоративное рисование (чередование точек, прямых линий, дуг)   +    
Дорисовывание предметов (солнышко и листик)     +  
Дорисовывание предметов (дом и гриб)       +

Целью обследования познавательного развития ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом является определение уровня развития его восприятия, ориентировочной деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления, внимания, памяти, а также определение уровня сформированности количественных представлений.

Для изучения возможностей детей в познавательном развитии используются специальные задания разной степени сложности.

Проведение обследования. Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребенку раскрыть матрешку и собрать ее: «Сложи матрешку»; определить место матрешки в ряду пяти матрешек, выстроенных взрослым по величине; сложить целую картинку из частей: «Сделай целую картинку». Дошкольника, например, просят достать игрушку со шкафа, используя большой стул при наличии маленького, определить лишний предмет из четырех предложенных («Четвертый лишний»), разложить по порядку серию сюжетных картинок, выделить из множества 1; 2; 3; 4; 5 предметов (палочек, пуговиц), соотнести количество предметов с графическим образом соответствующей цифры, решить примеры и т.п. При этом все задания, которыми обследуется ребенок, сопровождаются естественными жестами.

Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, ему предлагается справиться с заданием после показа взрослого. Так, взрослый собирает матрешку, пирамиду; раскладывает серию сюжетных картинок; показывает, какой предмет из четырех предложенных на картине лишний и т.п. После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно выполнить задание. Если и после показа педагога ребенок не справляется с заданием, используется метод совместных действий, после чего ребенку вновь предстоит выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: желание сотрудничать со взрослым; сконцентрированность на выполнении задания; способы выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); заинтересованность в результате деятельности; характер действий ребенка (хаотические действия, пробы, примеривание, зрительная ориентировка), точность выполнения.

Приведем примеры заданий по познавательному развитию:

 

Задания Возраст
3-4 4-5 5-6 6-7
Сложить четырехсоставную матрешку +      
Сложить пятисоставную матрешку   +    
Включение в ряд из 6 матрешек     +  
Сложить пирамиду из 8 разноцветных колец, уменьшающихся по величине по схеме при наличии лишних колец       +
Сложить разрезную картинку из четырех частей +      
Сложить разрезную картинку из пяти частей   +    
Сложить разрезную предметную картинку из 6 частей       +  
Сложить разрезную картинку из 6 частей со сложной конфигурацией разреза       +
Достать игрушку со шкафа, используя большой стул при наличии маленького +      
«Четвертый лишний». Из четырех наборов предметных картинок (в каждом наборе 4 картинки) выбрать лишнюю - закрыть белой карточкой (стол, кровать, диван, хлеб; три кошки и собака; лошадь, собака, свинья, мальчик; цветок тюльпана, цветок ириса, цветок колокольчика и листик).   +    
«Четвертый лишний». Из четырех наборов предметных картинок, в каждом наборе 4 картинки, выбрать лишнюю - закрыть белой карточкой (елка, береза, дуб, василек; сапоги, ботинки, валенки, домашние тапочки; троллейбус, автобус, машина, самолет; лошадь, корова, овца, птица)       +  
Четвертый лишний». Выбрать один лишний предмет из четырех предложенных на картинке (куртка, плащ, шуба, майка; шоколад, торт, конфеты, яблоко; сыр, масло, молоко, хлеб; жук, стрекоза, бабочка, воробей)         +
Соотнести количество предметов (пуговиц) в пределах 3-х с количеством пальцев +      
Разложить серию из 3-х сюжетных картинок «Утро мальчика (девочки)»   +    
Разложить серию из 4-х сюжетных картинок («Дети лепят снеговика»)       +  
Разложить серию из 5-ти сюжетных картинок («Мальчик и подсолнух»)         +
Выделить из множества 1; 2; 3; 4; 5 (палочек, пуговиц)     +    
Соотнести количество предметов с графическим образом соответствующей цифры: подобрать карточки (цифры 1-8)       +  
Решить примеры на сложение и вычитание в пределах 10       +
Соотнести количество предметов с соответствующей цифрой (1-5)   +    
Выполнить счетные операции в пределах 5-ти с закрытым результатом     +  
Вставить пропущенные цифры в ряду (до 10)       +

 

Целью обследования состояния речи является выявление у ребенка интереса к речевому общению, встречной речевой активности, контактности ребенка; понимания обращенной устной речи, особенностей самостоятельной устной речи, навыков чтения и письма.

Проведение обследования. Предварительное представление о состоянии устной речи (понимании обращенной речи, собственной активной речи ребенка), ее различных функций, прежде всего коммуникативной, можно получить в ходе знакомства с особенностями социального, познавательного, физического развития, наблюдений за игрой, рисованием, конструированием. Важно выяснить, стремится ли ребенок к общению речью или предпочитает использование естественных жестов, выразительной мимики и движений; пытается ли он общаться со взрослыми, используя устную речь, а с детьми переходит на невербальное взаимодействие, или же использует одинаковые средства общения со взрослыми и детьми. Желательно зафиксировать результаты наблюдений за речью детей в свободной деятельности для того, чтобы позднее соотнести их с результатами специальной проверки состояния речи ребенка.

Специальная проверка позволяют более последовательно проанализировать речевое развитие ребенка, соответствие его состоянию слуха, возрасту, периоду обучения. Проверка состояния речи проводится в индивидуальной форме с учетом следующих показателей: возраста ребенка, состояния слуха, периода обучения в дошкольном учреждении или дома, наличия дополнительных нарушений развития. Каждый из этих факторов отражается в подборе материала, требованиях к его усвоению, степени помощи взрослого. Ребенок должен находиться в индивидуальных слуховых аппаратах.

Изучение состояния речи включает обследование устной и письменной речи. Учитывая, что в обучении детей с недостатками слуха рано вводится письменная форма речи, выявляется овладение ею в виде чтения (глобального или аналитического) и письма печатными буквами детьми всех возрастов.

В процессе исследования состояния устной речи проверяется импрессивная речь (понимание устной речи) и экспрессивная (собственная устная речь). Для детей всех возрастов необходимо подобрать задания, позволяющие выявить понимание обращенной речи: слов (различной степени обобщения), побудительных конструкций, фраз-сообщений, вопросов. Для проверки понимания ребенком устной речи взрослый сначала подбирает слова, в зависимости от возраста и сроков обучения это могут быть существительные, глаголы, прилагательные. Методика проверки понимания значений слов следующая. Перед ребенком взрослый раскладывает от 2-3 до 5-7 и более картинок с изображением знакомых ребенку предметов, не называя их. Затем он просит ребенка показать изображение того или иного предмета (Где рыба? самолет? машина?). В ответ ребенок указывает на соответствующие картинки. Таким же образом могут предъявляться глаголы, прилагательные (спит, ест, плачет, упал и др.). Можно предложить ребенку указать на предметы, которые есть в комнате (стол, стул, шкаф, телевизор, лампа), людей, которых в данный момент нет (папа, бабушка). Для старших дошкольников могут предлагаться для понимания названия предметов из различных тематических групп (названия овощей, одежды и др.), обобщающих слов (Покажи фрукты, животных, транспорт и т.д.). Если ребенок достаточно хорошо различает слова, нужно проверить, понимают ли он значения фраз. Для этого можно приготовить сюжетную картинку, на которой изображены различные действия детей и взрослых, попросить ребенка показать: Мальчики играют с мячом. Девочка прыгает. Мама качает малыша. Дедушка сидит на скамейке и читает книгу. Картинку можно использовать и для проверки понимания вопросов: Почему малыш плачет? Куда бежит девочка? Если ребенок правильно указывает на соответствующие ситуации, отвечает на вопросы, можно говорить о понимании им значений фраз–сообщений, вопросов. Особенно важно вывить понимание детьми с нарушенным слухом фраз побудительного характера. Детям предъявляют поручения (прыгай, нарисуй синий мяч, убери самолет, дай мне лошадку, покажи книгу в шкаф), структура которых зависит от этапа обучения. Перед ребенком располагаются предметы, с которыми он должны выполнить различные действия. Дети старше пяти лет могут не только выполнить действие, но и отчитываться о нем (Я нарисовал синий мяч.). Для старших дошкольников можно предложить более сложные инструкции, требующие получения или передачи информации другому лицу (Попроси у Алеши карандаши. Позови Таню играть.).

В проверку понимания речи входит предъявление ребенку простых вопросов вне наглядной ситуации (Как зовут маму? Сколько тебе лет? Где ты живешь?). Для выявления понимания устной речи старшему дошкольнику можно предложить угадать по описанию знакомые предметы (предметы или их изображения находятся перед ребенком). Взрослый описывает предмет (Круглое, желтое, сладкое, растет в саду. Что это?) Среди 3-4 изображений фруктов и овощей ребенок должен выбрать яблоко.

Обучение. Если ребенок не может выполнить задание после первого предъявления, т.е. не указывает на нужную игрушку или действия, не выполняет поручения и т.д., задание повторяется устно еще раз, а затем взрослый проводит обучение. Например, он называет слово и указывает на игрушку или картинку, или же выполняет поручения, фиксируя внимание ребенка. После обучения задание предъявляется еще раз.

Оценка понимания речи: отмечается заинтересованность в общении со взрослым, внимание к лицу говорящего человека, правильность понимания задания, адекватность выполнения, речь ребенка, форма речи (устная, устно-дактильная); использование жестов, выразительной мимики, движений: помощь взрослого в виде устно-дактильного предъявления речевого материла, чтение табличек.

Правильность понимания заданий и полное выполнение свидетельствуют о хороших возможностях восприятия и понимания устной речи, которые могут быть обусловлены как результативностью коррекционной помощи, так и состоянием слуха ребенка. Трудности восприятия и понимания устной речи глухими и слабослышащими детьми могут быть связаны с рядом факторов: коротким периодом и низким качеством коррекционной помощи, наличием других первичных нарушений (задержка психического развития, нарушения интеллекта, зрения, двигательной сферы).

Проверка состояния активной (экспрессивной) речи. Данный раздел проверки ставит задачей проверить уровень собственной речи ребенка. Первоначальное представление об активной речи ребенка можно составить во время проверки понимания речи, наблюдая, называет ли он предметы (действия, свойства), события на картинках, отвечает на вопросы. Для проверки активной взрослый подбирает игрушки или картинки с изображением различных знакомых предметов (в зависимости от возраста — от 10 до 15 картинок и более), Педагог выкладывает картинки по одной, просит ребенка назвать каждую. Детям старше четырех-пяти лет можно предложить назвать различные предметы одной тематической группы, представленные на картинках, и обозначить группу с помощью обобщающего слова (фрукты, одежда, игрушки, животные, посуда, мебель). Таким же образом можно поверить возможности использования глаголов, прилагательных. Предъявляя картинку, на которой изображены действия взрослых или детей, педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик (тетя)?», назвав действия людей (животных). Для проверки фразовой речи подбираются сюжетные картинки с доступным ребенку сюжетом, например: Дети играют. Семья дома. В парке. В лесу. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что изображено: Ребята строят дом из кубиков. Дедушка читает книгу. и т.п. В случае затруднений предлагаются наводящие вопросы, которые фиксируются в протоколе. Для старших дошкольниковс целью проверки состояния активной речиможно использовать более сложные задания: предложить детямрассказать о знакомых предметах (животных); составить рассказ или ответить на вопросы взрослого о семье, событиях дома или в детском саду. Важно выяснить, может ли ребенок составить связный рассказ. Для этого можно предложить серию картинок из 3-4, предложив задание: «Разложи картинки и придумай рассказ». Можно продемонстрировать картинку с изображением нелепиц (корова летает, ежик сидит за столом и др.) и предложить рассказать, так бывает или не бывает, как пошутил художник.

Оценка состояния самостоятельной речи ребенка: фиксируется желание пользоваться устной речью, интерес к предлагаемым заданиям, наличие речевой активности, стремление к контакту со взрослым; характер высказываний ребенка (развернутая или короткая фраза, слова); форма речи (устная, устно-дактильная); возможности воспроизведения знакомого речевого материала при наличии картинок и при отсутствии наглядной опоры; способы воспроизведения речевых действий ребенком (сопряженно-отраженное проговаривание, повторение за взрослым после неоднократного предъявления образца, с опорой на табличку, по напоминанию взрослого, самостоятельно). Фиксируется использование естественных и специальных жестов, мимики, выразительных движений.

Характеризуется структура фразы (из 2-3-4-х и более слов), типичные ошибки в речи ребенка (пропуски или искажение слов, пропуски слогов, звуков, опускание окончаний, пропуски предлогов и др.); состояние описательно-повествовательной речи старшего дошкольника: может ли описать знакомый предмет, указав его цвет, форму, величину, назначение; составить небольшой рассказ по картинке, рассказать о событиях из жизни.

Состояние устной речи следует оценивать, учитывая возраст ребенка, состояние его слуха, исходный (к началу обучения) уровень речевого развития, период обучения.

Проверка состояния письменной речи включает задания на проверку умений глобального и аналитического чтения и письма. Для детей младшего дошкольного возраста могут быть предложены задания, направленные на проверку глобального чтения, для старших дошкольников - аналитического чтения.

Проверка состояния глобального чтения (целыми словами) проводится на материале знакомых слов, количество которых для одновременного предъявления может колебаться от 2-3 до 7-10, что зависит от сроков обучения ребенка.Для проверки умений ребенка глобально воспринимать словапедагог заранее подбирает и выкладывает перед ребенком младшего дошкольного возраста 3-4 знакомые картинки, вместе с ребенком рассматривает картинки, называет изображенные предметы. Затем ребенку дается (молча) табличка с написанным словом и предлагается подложить ее к картинке. Если табличка подобрана правильно, взрослый просит ребенка назвать предмет, и прочитывает вместе с ним табличку. Затем данная табличка убирается (чтобы не уменьшался предлагаемый выбор), ребенку предлагается подложить табличку к другой картинке. В случае затруднений количество картинок уменьшается. Наряду с пониманием слов проверяется и возможности глобального чтения фраз различной коммуникативной направленности. Ребенку могут быть даны несколько картинок со знакомыми сюжетами (дети играют, мальчик моет руки и др.), предлагается положить таблички с соответствующими подписями к ним. Предлагаются только знакомые ребенку фразы, которые раньше отрабатывались на занятиях. Помимо фраз-сообщений, на табличках предлагаются побуждения (Прыгай. Нарисуй красное яблоко ….), вопросы (Где мама?....). Правильность понимания письменных конструкций определяется по адекватному ответному действию: выполнению инструкций, ответам на вопросы и т.п.

В соответствии с требованиями программ по развитию речи дети с нарушениями слуха старше пяти лет должны уметь читать аналитически, т.е. правильно читать устно или устно-дактильно и понимать прочитанное. В процессе обследования речи детям можно предложить прочитать текст, состоящий из 2-3 предложений, ответить на простые вопросы по тексту и выполнить задание. Например, ребенку шестого года жизни можно предложить такой текст: «На столе стоит синяя ваза. В вазе два красных цветка и три желтых. Нарисуй». После двукратного чтения текста ребенок отвечает на вопросы взрослого, а затем рисует соответствующий предмет. Детям седьмого года жизни можно предъявить более сложный для понимания текст, который, однако, должен быть знаком по тематике и не представлять трудностей в лексико-грамматическом плане. Для проверки понимания прочитанного используются вопросы по фактическому содержанию, пониманию причинно-следственных связей, оценке действий персонажей. Однако, учитывая, что речь некоторых детей неразборчива, имеет смысл предложить им сделать рисунок по тексту или подобрать иллюстрации, продемонстрировать действия.

Письмо. Наряду с навыками чтения, в обследование речи включаются и задания, выявляющие возможности овладения ребенком письмом печатными буквами. Для детей четвертого года жизни предлагаются задания на складывание слов из букв разрезной азбуки с использованием картинки с соответствующим предметом и таблички-образца.

Дошкольникам пятого года жизни предлагается составить из разрезной азбуки знакомые слова (по памяти) или предложения (по табличкам). У детей старше пяти лет проверяется умение писать печатными буквами. Можно предложить назвать знакомые предметы, изображенные на картинках, и сделать подписи к ним. Дети старшего дошкольного возраста могут написать предложение, передающее содержание простой сюжетной картинки, например: Ребята лепят снеговика. Мама купает девочку. Взрослый предлагает рассмотреть картинку, сказать, что на ней изображено. Если ребенок ошибается, взрослый исправляет ошибку, просит повторить предложение правильно, а затем написать предложение. Ребенок прочитывает написанное им предложение, указывает на действия персонажей на картинке. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены и другие задания: «Какие ты знаешь овощи? Напиши. Напиши дни недели. Напиши зимние месяцы.» и т.д.

Обучение.Чтение. Если в процессе проверки навыков глобального чтения ребенок не справляется с заданием, т.е. не может подобрать таблички с написанными словами к картинкам, проводится обучение. Для этого взрослый подкладывает табличку с написанным словом к картинке, вместе с ребенком прочитывает слово. Если же и после обучения ребенок не может подложить таблички к картинкам, предлагается подобрать таблички-дубликаты (парные таблички) при уменьшении выбора до 2-3 слов.

В процессе проверки аналитического чтения взрослый исправляет ошибки, связанные с недостаточным овладением техникой чтения (пропуски, перестановки слов и букв, неправильное ударение и др.), предъявляет образец чтения, просит ребенка повторно прочитать слово или предложение. Если после двукратного чтения текста ребенок не может ответить на вопросы или отвечает неправильно, взрослый дает пояснения, уточняя содержание прочитанного. Если ребенок не может подобрать иллюстрации к тексту, с их помощью ответить на вопросы, неправильно изображает предмет, о котором говорится в тексте, педагог проводит пояснения и просит ребенка выполнить задание еще раз.

Письмо. Если в процессе складывания слов из букв разрезной азбуки с опорой на табличку-образец ребенок допускает ошибки, взрослый еще раз вместе с ним прочитывает табличку, соотносит ее со словом, собранным ребенком, и предлагает исправить ошибку. Если ребенок старшего дошкольного возраста допускает ошибки в процессе письма слов и предложений (пропуски слов, букв, замены букв), взрослый может еще раз произнести слово или фразу (полезно сделать это в устно-дактильной форме, если ребенок владеет дактилологией), предложить ребенку прочитать написанное им медленно, чтобы найти ошибку. Если этот прием не окажет ожидаемого действия, взрослый указывает на ошибку и уточняет, как ее исправить. Ребенок повторно записывает слово или предложение, читает его, указывает на соответствующие реальные или изображенные объекты и явления.

Оценка состояния навыков чтения и письма:наличие интереса к чтению и письму; характер чтения: глобальное или аналитическое (послоговое, побуквенное); форма чтения (устно или устно-дактильно); ошибки в технике чтения старшего дошкольника (смешение букв, пропуски и др.); понимание прочитанного: может ответить на вопросы по тексту, выполнить предлагаемые задания.

Выбор методики оценки слуха у детей дошкольного возраста зависит от уровня владения речью и от состояния слуха (у говорящих детей).

У неговорящих детей вырабатывают условную двигательную реакцию на звук и определяют, на каком расстоянии они могут ощущать звучание речи и игрушек. Полученные в ходе целенаправленного обучения максимальные результаты сопоставляют с данными тонального слуха. При их совпадении можно говорить о той или иной степени снижения слуха.

У говорящих детей проверяют их возможность воспринимать на слух речь. При этом глухим детям предлагают различать на слух слова, а слабослышащим — распознавать их.

Для проверки слуха глухих детей, овладевших словесной речью в процессе обучения, подбирают три группы хорошо знакомых слов[7]:

1-я группа — три слова с различной слого-ритмической структурой типа: мяч-папа-бабушка (шар-мама-девочка; дом-рыба-собака и т.п.);

2-я группа — два слова с одинаковой слого-ритмической структурой и одно отличное от первых двух типа: рыба-папа-барабан (кукла-зайка-собака; лопата-машина-кофта и т.п.);

3-я группа — три слова с одинаковой слого-ритмической структурой типа: лопата-собака-тарелка (дом-кот-мяч; дедушка-яблоко-девочка; карандаш-самолет-молоко и т.п.).

К словам подбираются соответствующие картинки. Проверка проводится без звукоусиливающей аппаратуры (на одно и второе ухо).

Ребенку предлагают различать слова первой группы (сначала слухо-зрительно, а затем, прослушав образец звучания, и на слух). Если дошкольник различает эти слова, ему аналогично предъявляют речевой материал второй группы. Если он справляется и с их дифференциацией, то предлагают слова третьей группы. Ребенку, который различает и слова последней группы, для восприятия на слух предъявляют речевой материал всех трех групп, т.е. 9 слов: перед ним выкладывают соответствующие картинки, и он должен показать и назвать ту, которую на ухо произносит педагог. Если и это задание оказывается ему по силам, то можно предположить, что по состоянию слуха он не глухой, а слабослышащий ребенок, и его слух нужно обследовать другой методикой.

Следует отметить, что и глухой ребенок способен к различению на слух знакомых слов при выборе из девяти. Но это может быть результатом или раннего (в первые 1,5 года) начала коррекционной работы, или ее многолетнего (не менее 2,5-3 лет) проведения.

Результаты различения на слух слов сопоставляются с данными тонального слуха. Все глухие дети имеют очень высокие пороги восприятия (средняя потеря слуха на основных частотах 500, 1000и 2000 Гц более 85 дБ), но разный частотный диапазон: до 25, 500, 1000 ГЦ и более.

Дети, которые не различают на слух первую группу слов, имеют, как правило, сохранность частотного диапазона не более 250 Гц.

Дети, которые различают слова первой группы, но затрудняются в дифференциации слов второй группы, имеют частотный диапазон слуха, как правило, до 500 Гц.

Дети, которые различают слова первой и второй группы, но затрудняются в дифференциации слов третьей группы, имеют сохранность частотного диапазона, как правило, до 1000 Гц.

Дети, которые различают слова первой, второй и третьей группы, но затрудняются при дифференциации всех девяти слов, имеют частотный диапазон более 1000 Гц.

Дети, способные различать слова всех трех групп, но не узнающие на слух хорошо знакомые слова без опоры на картинки, являются пограничными.

Целесообразно провести проверку и с индивидуальными слуховыми аппаратами (если ребенок имеет слуховой протез с подобранным режимом звукоусиления), с тем чтобы определить возможности детей в восприятии речи с их помощью.

Слух слабослышащих говорящих детей проверяют в ходе распознавания ими знакомых слов. Как правило, используют списки Л.В. Неймана. К словам подбирают соответствующие картинки. Проверку проводят без использования звукоусиливающей аппаратуры (на правое и левое ухо).

Педагог в ходе общения с ребенком (или в процессе выработки условной двигательной реакции на звук) определяет, на каком расстоянии он реагирует на голос разговорной громкости, например, у ушной раковины (у/р), на 0,1 м от уха, на 0,5 м, на 2 м и т.п. Держа перед собой картинки и не показывая их ребенку, педагог с того расстояния, которое он выявил (т.е. у у/р; 0,1 м; 0,5 м и т.д.), произносит первое слово и просит дошкольника повторить его. Если ребенок слово узнал, он получает соответствующую картинку, а педагог, отойдя немного дальше, предъявляет следующее слово. Если дошкольник слово не узнал на слух, то оно повторяется ближе к его уху. Если и в этом случае оно остается не узнанным, педагог повторяет его для слухо-зрительного восприятия и отдает ребенку соответствующую картинку. Так определяется примерное расстояние, на котором дошкольник слышит речь: у/р, 0,4 м, 1,5 м и т.д.

Если ребенок воспринимает на слух слова на расстоянии 1 м и более, проверяют, узнает ли он их при произнесении шепотом и на каком расстоянии. Обследование начинают у уха дошкольника. При предъявлении первых 2-3 слов определяют возможность восприятия шепота (если ребенок не повторяет слово, произнесенное шепотом, нужно повторить его голосом разговорной громкости), и при положительном результате делают попытку увеличить расстояние.

Полученные результаты соотносят с данными тонального слуха (состояние слуха определяется по результатам лучше слышащего уха). В соответствии с классификацией Л.В. Неймана:

· дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м и слышащие шепот хотя бы у ушной раковины, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 500, 1000 и 2000 Гц до 50 дБ (тугоухость I степени);

· дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии 0,5-1 м и не слышащие шепот, имеют среднюю потерю слуха на основных частотах 50-70 дБ (тугоухость II степени);

· дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии у/р - 0,5 м, имеют среднюю потерю слуха на основных частотах 70-85 дБ (тугоухость III степени).

Часто в процессе обследования ребенок не повторяет слова. В этом случае нужно предложить их для различения на слух, т.е. выложить перед ним соответствующие картинки (6-10 картинок в зависимости от возраста), которые он должен показывать в ответ на слово, произнесенное педагогом. Результаты, т.е. расстояние, на котором дошкольник узнает слова в этих условиях, будут несколько лучшими, чем при распознавании на слух, что следует учитывать.

Проверку следует проводить на материале сбалансированных списков слов, которым, например, является материал, предложенный Л.В. Нейманом. Но если ребенок не знает большинства слов списка, то нужно составить свой комплект контрольного материала в соответствии с индивидуальным словарем каждого ребенка. Важно включить в тестовый материал как низко-, так и высоко- и среднечастотные слова типа: Вова, волк, вода; чай, ч







Date: 2015-10-21; view: 3390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.063 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию