Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы организации бюджетной системы
При всем разнообразии частичных равновесий в общественном секторе центральное место занимает равновесие спроса и предложения общественных благ, устанавливаемое с помощью государственного бюджета. В связи с этим важно понять основные принципы государственного финансирования и механизм формирования государственного бюджета. Как показывает мировая бюджетная практика, в странах с рыночной экономикой существует большое сходство структур государственного бюджета. Значительную долю доходной части бюджета составляют налоговые поступления. На них приходится от 3/4 до 4/5 всех доходов государственного бюджета. Оставшаяся доля доходной части бюджета падает на другие доходы: доходы от государственного предпринимательства, проценты от предоставления государственных кредитов, государственные займы и прочее. В некоторых критических случаях доходная часть бюджета пополняется с помощью государственной политики эмиссии денег, имеющей эффект раскручивания инфляции и отсрочки решения назревших проблем. За небольшим исключением доходы государственного бюджета не являются целевыми и закрепляемыми его статьями. Как ранее отмечалось, они формируются по принципу общего покрытия расходов (единой кассы, общего котла) и являются регулируемыми. На нижних уровнях бюджетного финансирования, на уровне региональных и муниципальных бюджетов связь доходов и расходов более сильная. Они содержат немало закрепленных бюджетных статей, широко используются целевые налоговые поступления. В формирование расходной части государственного бюджета большой вклад вносят расходы на оборону и госбезопасность, содержание государственного аппарата, научные исследования, социально-культурные нужды общества в целом, социальные трансферты, субсидии ряду отраслей народного хозяйства и обслуживание государственного долга. В соответствии со структурой госбюджета принято выделять две группы инструментов: первая группа, воздействующая на расходную часть бюджета, рассматривается в политике общественных расходов, а вторая группа факторов, воздействующих на доходную часть бюджета через налоги, является объектом налоговой политики. Формирование государственного бюджета (его составление, и исполнение) осуществляется в соответствии с принципами, которые в ряде стран зафиксированы в соответствующих статьях основного закона и в специальных законах, регулирующих финансово-бюджетный процесс. К этим принципам относится: 1) принцип гласности и открытости означает, что составление, рассмотрение и утверждение государственного бюджета должны быть достоянием гласности и открытости. Парламентское обслуживание бюджетного послания Президента и проекта госбюджета следует широко освещать средствами массовой информации. Одобренный парламентом государственный бюджет должен быть опубликован. 2) принцип ежегодности предусматривает ежегодное утверждение государственного бюджета на следующий год и составление бюджета с учетом календарного и бюджетного года. Этот 3)Бюджет включает как финансовые полномочия текущего года, так и обязательства на ближайшие годы. Он включает бюджет текущих!; В бюджетную практику ряда стран входит формирование текущего государственного бюджета в рамках среднесрочного финансового планирования. При составлении среднесрочного финансового плана, т. е. на пятилетний период, учитываются изменения основных параметров налоговых ставок, уровня инфляции, валютного курса, мировых цен, условий тарифных соглашений и другие показатели экономической конъюнктуры. Каждый год планового периода они ежегодно подвергаются проверке и корректируются с учетом изменившихся обстоятельств. В основу среднесрочного плана кладется прогнозная оценка инвестиционной активности и потребности в товарах и услугах с разбивкой по степени насущности и срочности. Они дополняются прогнозами местных бюджетов. Среднесрочный финансовый план составляется исполнительной властью и отражает ее видение социально-экономического развития страны. Этот план не утверждается парламентом. Он представляет собой ориентир при составлении и утверждении годового бюджета. Среднесрочное финансовое планирование — это разновидность индикативного планирования, оно не имеет директивного характера, но важно для определения динамики объема финансовых обязательств на будущие годы. 4) принцип полноты бюджетного процесса означает, что все доходы и расходы должны быть включены в общий бюджет. Не допустимо иметь скрытые бюджеты, не подконтрольные парламенту, ибо это может создать ситуацию финансовых злоупотреблений исполнительной властью. Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных органов власти. Свод бюджетов соответствующей территории представляет собой консолидированный бюджет. Общественное финансирование многих стран включает финансирование из государственного бюджета и за счет внебюджетных фондов. В связи с различием способов финансирования общий государственный бюджет состоит по существу из двух разнородных по своей природе бюджетов. Первый бюджет называется административным, поскольку он утверждается парламентом для его исполнения управленческой администрацией и предполагает покрытие общими доходами бюджета (общими налогами) общих расходов. В рамках этого бюджета у исполнительной администрации есть возможность маневрировать расходами разных статей бюджета в соответствии с принятой шкалой государственных приоритетов. Второй бюджет — это бюджет, базирующийся на самофинансировании в соответствии с принципом непосредственной целевой увязки конкретных доходов с конкретными расходами. Для полного учета всего бюджетного процесса рекомендуется составлять бюджет страны в системе национальных счетов. 5) единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, бюджетной классификацией, формами бюджетной документации и финансовой отчетности, согласованностью бюджетов разного уровня, единством денежной системы. Принцип единства бюджетного финансирования предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины, использование соответствующих методов финансового мониторинга, финансово-ревизионной работы, включая применение административных и финансовых санкций. 6) самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти разного уровня. 7) ясности бюджетного процесса требует строгой системности бюджетной классификации и простоты отслеживания хода финансовых операций в процессе исполнения государственного бюджета. В мировой бюджетной практике общепринято классифицировать расходы и доходы бюджета с институциональной точки зрения, т. е. по министерствам и ведомствам (ведомственный принцип). Такой подход к бюджетной группировке закрепляет ответственность за бюджетные операции на конкретную сумму за определенным административным органом власти. Им в обязанность вменяется составление собственных бюджетных планов. Они составляются в соответствии с принципом общей кассы (общего котла), предусматривающим установление баланса суммы доходов всех ведомств и суммы их расходов. В эти бюджетные планы включаются также финансовые обязательства на переходящие денежные средства. Ведомственные бюджетные планы подразделяются по уровню иерархической самостоятельности: более или менее самостоятельные управленческие структуры попадают под крупные разделы (главы) бюджетной классификации, а их подразделения — под параграфы. Бюджетная классификация, включающая подразделение бюджетных разделов на бюджетные параграфы, представляет собой разбивку расходов и доходов по группировочному принципу и соответственно составляются группировочные финансовые планы. Дальнейшее расчленение расходов и доходов по заданиям и функциям внутри отдельных параграфов находит отражение в функциональных финансовых планах, т. е. в бюджетах, составленных по функциональному признаку. Каждому виду плана соответствует адекватный по содержанию способ мониторинга, отслеживания хода бюджетных операций. 8) сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, которые определяется представительными органами власти разного уровня.
Date: 2015-10-21; view: 279; Нарушение авторских прав |