Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесияСтр 1 из 5Следующая ⇒ Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия. Бюджетное равновесие. Два подхода к установлению бюджетного равновесия. Механизм установления равновесия на смешанные общественные блага. Основы организации бюджетной системы.
Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия. Равновесие в общественном секторе представляет собой сложный структурно-образующий процесс. Его особенности можно наиболее полно выявить путем сравнения с рыночным равновесием. Во-первых, механизм установления равновесия в общественном секторе отличается от механизма рыночного равновесия. Рыночное равновесие — это саморегулирующийся, самонастраивающийся процесс установления равновесия с помощью механизма свободных рыночных цен, т. е. с помощью цен, уравновешивающих спрос и предложение. Спрос и предложение общественных благ отличаются от спроса и предложения частных благ. Если для частного блага — объем спроса представляет собой сумму спроса индивидуальных потребителей при данной цене (QS), то для общественного блага все должны потреблять один и тот же объем (Q). Кривая спроса на частное благо и получается путем сложения объема спроса для каждой цены (Р) вдоль горизонтальной оси (рис.1), а кривая спроса на общественные блага есть сумма спроса на каждую единицу такого блага вдоль вертикальной оси MB (рис. 2). Другое важное различие между спросом на общественные и частные блага состоит в том, что при рыночном спросе на частные блага с помощью цены становятся возможными точное и мобильное отслеживание и учет предпочтений и вкусов потребителей, но отсутствие рыночного спроса на общественные блага создает объективные трудности выявления предпочтений потребителей этих благ. Спрос на общественные блага зависит от готовности потребителей платить за общественные блага. Он выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, избирателей-налогоплательщиков, общественных опросов, коллективной договоренности потребителей, а также метода аналогии с рыночными ценами. Поэтому предельную полезность общественного блага можно рассматривать как готовность людей всех вместе заплатить за дополнительную единицу общественного блага. Равновесный объем общественных благ будет находиться на пересечении предельной полезности (предельной выгоды) общественных благ с предельными затратами на них.
P
D1 D2 D3 D = QS
q1 q2 q3 Q Q Рис. 1 Формирование спроса на чистое частное благо. P
D = ∑Pi = ∑MB P3 D3 P2 D2 P1 D1
Qs Q Рис. 2 Формирование спроса на чистое общественное благо.
Предложение общественных благ отличается от предложения частных благ. Поскольку все потребители должны потреблять объем общественных благ целиком, то при любом объеме предложения общественных благ объем потребления этих благ равен объему предложения. Другой особенностью предложения общественных благ является то, что оно осуществляется, как правило, на коллективной основе, сетью государственных и муниципальных учреждений или общественно-добровольными организациями. На рыночное равновесие большое влияние оказывают ограничения семейного бюджета. В общественном секторе равновесие устанавливается главным образом с помощью сознательно и целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой политики. Она получила название дискреционной фискальной политики. Финансово-бюджетный механизм и, прежде всего, государственный бюджет играет в уравновешивании спроса и предложения общественных благ такую же роль, как ценовой механизм в рыночном равновесии. Равновесие в общественном секторе в связи с большой ролью в его установлении государственного бюджета часто называют бюджетным равновесием. Во-вторых, концепция рыночного равновесий включает частичные равновесия (равновесия частных рынков), раскрывает механизм перехода с помощью механизма относительных цен к общему рыночному равновесию и показывает однородность природы этих видов рыночного равновесия. В отличие от рыночного равновесия общее равновесие в общественном секторе представляет собой сложную конфигурацию частичных равновесий, единство и различие которых определяется природой общественных благ. Совместный, коллективный характер потребления общественных благ придает общие черты равновесию спроса и предложения на эти блага, в частности преобладание принудительных, обязательных начал над добровольными, сознательных и организованных —над стихийными.
2. Бюджетное равновесие. Равновесие предложения и спроса на чистые общественные блага и многие виды социально значимых благ устанавливается в значительной степени с помощью государственного бюджета и является, по существу, бюджетным равновесием. Отличия равновесия общественного сектора от рыночного равновесия отражаются в специфических особенностях бюджетного равновесия: 1.В основе рыночной эквивалентности лежит коммерческий принцип соотнесения частных затрат и частных выгод. Частные фирмы несут полную экономическую ответственность за все взятые на себя обязательства по сделке с другими хозяйствующими субъектами и в случае нарушения обязательств они рискуют оказаться несостоятельными (обанкротиться). Их финансы отделены от государственных финансов. Бюджетное же равновесие базируются на принципе соотношения социальных затрат и социальных выгод. Именно этот принцип, а не коммерческий расчет является приоритетным в сфере производства и потребления общественных благ. Когда речь идет о безопасности народа, о его здоровье, национальных культурных ценностях, фундаментальных научных открытиях, коммерческий подход не пригоден, а в некоторых случаях (например, денежная оценка ценности самой жизни) его применение является безнравственным. Приоритет отдается социальным критериям над экономическими. В этом отношении экономика общественного сектора рассматривает такие же вопросы, как и экономика окружающей среды. 2. Бюджетное равновесие строится на принципе учета эффекта целого, синергетического эффекта. Последний не представляет собой механическую сумму частных эффектов. Подчинение частных интересов общественным является характерной особенностью бюджетного равновесия. Финансирование первичных звеньев общественного сектора неотделимо от государственного финансирования. 3. Особенностью бюджетного равновесия является ярко выраженное преобладание обязательного, принудительного характера установления финансовой сбалансированности и финансирования в соответствии с принципом единой кассы (единого котла) как производного от требования единства бюджетной системы. В соответствии с этим принципом не допускается увязка определенных налоговых поступлений с конкретными государственными расходами. В большинстве случаев поступающие доходы в бюджет включаются в общую сумму и их расходование осуществляется правительством в соответствии с тем, какие социально-экономические приоритеты устанавливает парламент при утверждении государственного бюджета. 4 Отличительная особенность бюджетного равновесия состоит в том, что существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ с помощью налогов, изымаемых государством в бюджет, и их использованием, а затраты на общественное благо обычно отдалены от получаемых выгод. Такая посредническая роль государства в регулировании спроса и предложения общественных благ мешает людям понять, что государственные расходы на общественные блага, предоставляемые бесплатно или на льготных условиях, находятся в зависимости от налогов, которые они платят государству. Создается иллюзия бесплатности получения общественных благ. На практике люди одобрительно относятся ко всякому повышению расходов, идущих на социальные нужды, но последующие за этим акции по повышению налогов на покрытия возросших государственных расходов воспринимают негативно. Указанная фискальная иллюзия населения учитывается политическими деятелями в борьбе за голоса избирателей. 5.Особенность бюджетного равновесия состоит в том, что государство одновременно выполняет функцию уплаты за общественное благо и функцию его поставщика, т. е., образно говоря, оно вынуждено одновременно быть и «лесником» и «браконьером». Бюджетное равновесие не опирается на принцип обратной связи, наиболее эффективно реализуемый с помощью рынка. В результате этого возникает искусственный спрос на общественные блага, а это ведет к их дефициту при расточительном использовании. Регулирование спроса и предложения с помощью государственного бюджета имеет много общего с регулированием на монопольном рынке, на рынке с негибкими ценами. Характерными чертами такого регулирования являются: рационирование (использование норм, стандартов), установление списка очередников, голосование ногами, теневой рынок и злоупотребление должностным положением, коррупция.
|