Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия





Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия.

Бюджетное равновесие.

Два подхода к установлению бюджетного равновесия.

Механизм установления равновесия на смешанные общественные блага.

Основы организации бюджетной системы.

 

Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия.

Равновесие в общественном секторе представляет собой сложный структурно-образующий процесс. Его особенности можно наиболее полно выявить путем сравнения с рыночным равновесием.

Во-первых, механизм установления равновесия в обществен­ном секторе отличается от механизма рыночного равновесия. Рыночное равновесие — это саморегулирующийся, самонастра­ивающийся процесс установления равновесия с помощью ме­ханизма свободных рыночных цен, т. е. с помощью цен, урав­новешивающих спрос и предложение.

Спрос и предложение общественных благ отличаются от спроса и предложения частных благ. Если для частного бла­га — объем спроса представляет собой сумму спроса индиви­дуальных потребителей при данной цене (QS), то для общест­венного блага все должны потреблять один и тот же объем (Q). Кривая спроса на частное благо и получается путем сло­жения объема спроса для каждой цены (Р) вдоль горизонталь­ной оси (рис.1), а кривая спроса на общественные блага есть сумма спроса на каждую единицу такого блага вдоль вертикальной оси MB (рис. 2). Другое важное различие между спросом на общественные и частные блага состоит в том, что при рыноч­ном спросе на частные блага с помощью цены становятся воз­можными точное и мобильное отслеживание и учет предпочте­ний и вкусов потребителей, но отсутствие рыночного спроса на общественные блага создает объективные трудности выявления предпочтений потребителей этих благ. Спрос на общественные блага зависит от готовности потребителей платить за общественные блага. Он выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, избирателей-налогоплательщиков, об­щественных опросов, коллективной договоренности потребителей, а также метода аналогии с рыночными ценами. Поэтому предельную полезность общественного блага можно рассмат­ривать как готовность людей всех вместе заплатить за допол­нительную единицу общественного блага. Равновесный объем общественных благ будет находиться на пересечении предель­ной полезности (предельной выгоды) общественных благ с пре­дельными затратами на них.

 

 

P

 

 
 

 


D1 D2 D3 D = QS

 

q1 q2 q3 Q Q

Рис. 1 Формирование спроса на чистое частное благо.

       
   
 
 


P

 

D = ∑Pi = ∑MB

P3

D3

P2

D2

P1

D1

 

Qs Q

Рис. 2 Формирование спроса на чистое общественное благо.

 

Предложение общественных благ отличается от предложе­ния частных благ. Поскольку все потребители должны потреб­лять объем общественных благ целиком, то при любом объеме предложения общественных благ объем потребления этих благ равен объему предложения.

Другой особенностью предложения общественных благ яв­ляется то, что оно осуществляется, как правило, на коллектив­ной основе, сетью государственных и муниципальных учрежде­ний или общественно-добровольными организациями.

На рыночное равновесие большое влияние оказывают огра­ничения семейного бюджета. В общественном секторе равнове­сие устанавливается главным образом с помощью сознатель­но и целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой поли­тики. Она получила на­звание дискреционной фискальной политики.

Финансово-бюджетный механизм и, прежде всего, государст­венный бюджет играет в уравновешивании спроса и предложе­ния общественных благ такую же роль, как ценовой механизм в рыночном равновесии. Равновесие в общественном секторе в связи с большой ролью в его установлении государ­ственного бюджета часто называют бюджетным равновесием.

Во-вторых, концепция рыночного равновесий включает час­тичные равновесия (равновесия частных рынков), раскрывает механизм перехода с помощью механизма относительных цен к общему рыночному равновесию и показывает однородность природы этих видов рыночного равновесия. В отличие от ры­ночного равновесия общее равновесие в общественном секторе представляет собой сложную конфигурацию частичных равновесий, единство и различие которых определяется природой об­щественных благ. Совместный, коллективный характер потреб­ления общественных благ придает общие черты равновесию спроса и предложения на эти блага, в частности преобладание принудительных, обязательных начал над добровольными, со­знательных и организованных —над стихийными.

 

2. Бюджетное равновесие.

Равновесие предложения и спроса на чистые общественные блага и многие виды социально значимых благ устанавливает­ся в значительной степени с помощью государственного бюд­жета и является, по существу, бюджетным равновесием. Отли­чия равновесия общественного сектора от рыночного равнове­сия отражаются в специфических особеннос­тях бюджетного равновесия:

1.В основе рыночной эквивалентности лежит коммерческий принцип соотнесения частных затрат и частных выгод. Част­ные фирмы несут полную экономическую ответственность за все взятые на себя обязательства по сделке с другими хозяйст­вующими субъектами и в случае нарушения обязательств они рискуют оказаться несостоятельными (обанкротиться). Их фи­нансы отделены от государственных финансов. Бюджетное же равновесие бази­руются на принципе соотношения социальных затрат и соци­альных выгод. Именно этот принцип, а не коммерческий рас­чет является приоритетным в сфере производства и потребле­ния общественных благ. Когда речь идет о без­опасности народа, о его здоровье, национальных культурных ценностях, фундаментальных научных открытиях, коммерчес­кий подход не пригоден, а в некоторых случаях (например, де­нежная оценка ценности самой жизни) его применение являет­ся безнравственным. Приоритет отдается социальным крите­риям над экономическими. В этом отношении экономика обще­ственного сектора рассматривает такие же вопросы, как и эко­номика окружающей среды.

2. Бюджетное равновесие строится на принципе учета эффекта целого, синергетического эффекта. Последний не представляет собой механическую сумму частных эффектов. Подчине­ние частных интересов общественным является характерной особенностью бюджетного равновесия. Финансирование пер­вичных звеньев общественного сектора неотделимо от государ­ственного финансирования.

3. Особенностью бюджетного равновесия является ярко выра­женное преобладание обязательного, принудительного характе­ра установления финансовой сбалансированности и финансиро­вания в соответствии с принципом единой кассы (единого кот­ла) как производного от требования единства бюджетной си­стемы. В соответствии с этим принципом не допускается увяз­ка определенных налоговых поступлений с конкретными госу­дарственными расходами. В большинстве случаев поступающие дохо­ды в бюджет включаются в общую сумму и их расходование осуществляется правительством в соответствии с тем, какие со­циально-экономические приоритеты устанавливает парламент при утверждении государственного бюджета.

4 Отличительная особенность бюджетного равновесия состо­ит в том, что существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ с помощью на­логов, изымаемых государством в бюджет, и их использовани­ем, а затраты на общественное благо обычно отдалены от по­лучаемых выгод. Такая посредническая роль государства в регулировании спроса и предложения об­щественных благ мешает людям понять, что государственные расходы на общественные блага, предостав­ляемые бесплатно или на льготных условиях, находятся в зависимости от налогов, которые они платят государству. Создается иллюзия бесплатности получения общественных благ. На практике люди одобрительно относятся ко всякому повышению расходов, идущих на соци­альные нужды, но после­дующие за этим акции по повышению налогов на покрытия возросших государственных расходов воспринимают негативно. Указанная фискальная иллюзия на­селения учитывается политическими деятелями в борьбе за го­лоса избирателей.

5.Особенность бюджетного равновесия состоит в том, что государство одновременно выполня­ет функцию уплаты за общественное благо и функцию его по­ставщика, т. е., образно говоря, оно вынуждено одновременно быть и «лесником» и «браконьером». Бюджетное равновесие не опирается на принцип обратной связи, наиболее эффективно реализуемый с помощью рынка. В результате этого возникает искусственный спрос на общественные блага, а это ведет к их дефициту при расточительном использовании.

Регулирование спроса и предложения с помощью государ­ственного бюджета имеет много общего с регулированием на монопольном рынке, на рынке с негибкими ценами. Характер­ными чертами такого регулирования являются: рационирова­ние (использование норм, стандартов), установление списка очередников, голосование ногами, теневой рынок и злоупотреб­ление должностным положением, коррупция.

 

Date: 2015-10-21; view: 1122; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию