Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Причины нарушения произношения





 

К причинам возникновения нарушений произношения звуков при наличии нормального слуха и интеллекта можно отнести следующие:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение.

 

Остановимся подробней на каждом из данных условий.

 

Усвоение произносительной системы языка является сложным процессом, в ходе которого ребенок учится воспринимать звучащую речь, чтобы затем воспроизвести ее. Произношение звуков, как одна из главных составляющих речевой системы, формируется в процессе общения.

 

Звуки речи усваиваются ребенком постепенно в течение нескольких лет после рождения. Процесс формирования правильного произношения, осуществляемый сложными системами мозга и речевым аппаратом, регулируется центральной нервной системой. При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает произносительными нормами. Для этого должна быть отработана система взаимодействия "центра", расположенного в коре головного мозга, и "периферии", которую составляют органы речи. Обмен сигналами, осуществляемый под контролем слуха, позволяет сформировать правильные звуковые образы. Для их реализации нужен развитый артикуляционный аппарат, обладающий специфическим речевым умением произвольно

принимать позиции, необходимые для произношения звуков. Принято считать, что до 5 лет при нормальном развитии всей психической сферы ребенок должен овладеть нормами произношения звуков родного языка.

 

Фонематический слух вырабатывается у ребенка в процессе развития речи и осуществляет операции различения и узнавания фонем. Фонемой (в лингвистике) называют минимальную единицу звукового строя языка, служащую для различения смысла слов и реализующуюся - в зависимости от местоположения - в разных своих вариантах.

 

Вместе с фонетическим слухом, который, по словам известного русского лингвиста Н.И.Жинкина, осуществляет "слежение за непрерывным потоком слогов", фонематический слух входит в понятие речевого слуха. Речевой слух принимает и оценивает чужую речь и контролирует собственную.



Формируясь по подражанию в процессе общения, произносительная сторона речи болезненно реагирует на несовершенство социума, в который включен ребенок. Поэтому любые ограничения общения с ребенком, подражание неправильной речи окружающих его людей, использование в общении образцов несовершенной детской речи – "сюсюканье", могут привести к задержке формирования правильного произношения.

 

 

Основные виды неправильного произношения

 

Нарушение произношения может касаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков.

Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: "лук" – "люк", "сам" – "сям".

 

Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение.

 

Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения:

 

ü сигматизм – дефект произношения свистящих и шипящих звуков;

ü ротацизм - дефект произношения звуков [Р], [Р’];

ü ламбдацизм – дефект произношения звуков [Л], [Л’];

ü каппацизм – дефект произношения звуков [К], [К’];

ü гаммацизм – дефект произношения звуков [Г], [Г’];

ü хитизм - дефект произношения звуков [Х], [Х’];

ü йотацизм - дефект произношения звука [j](йот).

 

Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп. Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки "пара-": парасигматизм и т.д.

 

Методические рекомендации по устранению речевых недостатков.

 

После выявления причин нарушения дикции приступаем к работе по исправлению индивидуальных недостатков:

1 этап – подготовительный. В его задачи входит укрепление мышц артикуляционного аппарата и закрепление на основе специальных упражнений верных форм, местоположений органов артикуляции и способа их работы при произнесении исправляемого звука.

2 этап – постановка звука. На этом этапе осуществляется верная постановка звука.

3 этап – автоматизация (закрепление) звука речи.

 

Самый важный этап – это подготовительный. Это этап интенсивных артикуляционных тренировок. Занятия должны проводится ежедневно по 20-30 минут, лучше в утренние часы. Для зрительного контроля за правильностью выполнения упражнений на первых порах необходимо использовать зеркало, небольшое, чтобы не рассеивалось внимание. Каждое артикуляционное упражнение повторяется 6-8 раз. Перед началом гимнастики желательно провести вибрационный массаж мускулатуры лица.










Date: 2015-10-21; view: 1307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию