Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация самостоятельной работы студентов





При подготовке к практическим занятиям студенты изучают литературу, указанную в настоящей программа и готовят сообщения об использовании методов, рассматриваемых на занятии в исследованиях (монографиях, диссертациях, статьях и тезисах сообщений на конференциях), посвященных вопросам, имеющих отношение к теме магистерской диссертации.

 

Тема 1. Современные представления о научном познании.

Общие понятие науки. Наука как социальный институт, результат и процесс. Понятие научного познания. Задачи научного познания: описание, объяснение и предсказание. Вненаучные формы знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное и игровое, народная наука, паранормальное, девиантное и религиозное. Научное знание как система. Понятие науки. Основные стороны бытия науки. Основные особенности научного познания: обнаружение объективных законов действительности, как основная задача; предвидение будущего; системность; постоянная методологическая рефлексия; объективная истина, как непосредственная цель и высшая ценность научного познания; объективная истина, как высшая задача; сложный и противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний; применение специфических материальных средств; строгая доказательность; опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. Структура научного знания. Классификация научного знания. Формы организации научного знания. Субъект научного познания. Объект (предмет, предметная область) науки. Идеалы и нормы научного познания, их функции. Философские основания науки. Научная картина мира.

 

Литература к теме 1.

Дынич В. И. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения / В. И. Дынич, М. А. Ельяшевич, Е. А. Толкачев и др. // Вопросы философии. 1994. № 9.

Лейман И. И. Наука как социальный институт. Л., 1971.

Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов. М., 2001.

Научная деятельность: структура и институты / под ред. Э. М. Мирского, Б. Г. Юдина. М., 1980.

Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М., 2007.

Стёпин В. С. Философия науки. Общие принципы: учебник дл аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. М., 1996.

Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Купцова. М., 1996.

Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.

 

 

Тема 2. Рациональность: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Понятия рациональности. История развития представлений о рациональности. История развития юридической рациональности. Классическая рациональность. Абсолютное пространство. Абсолютное время. Инертность и пассивность материи. Случайность – непознанная закономерность. Нейтральность познания по отношению к познаваемому объекту. Идеал объективного знания. Редукционизм. Социальная нейтральность науки. Вера в авторитет разума. Фундаментализм. Кумулятивность. Принцип наблюдаемости. Корреляция между постулатами науки и характеристиками метода. Системность. Информативность. Принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Бора. Случайность, возможность и действительность. Объект познания как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Институционализация науки. Парадигма целостности. Междисциплинарные исследования. Гуманитаризация естественно-научного знания. Синергетика: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. Включение в рациональность интуиции. Появление прагматических характеристик рационализма: пользы, удобства, эффективности. Позитивизм и неопозитивизм. Теория неполноты и непротиворечивости формальных систем. Структурализм и постструктурализм. Феноменология и герменевтика. Синергетика. Антропология.

 

Литература к теме 2.

Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Сов. государство и право. 1986. № 10.

Глигич-Золотарева М. В. Синергетика федерализма / М. В. Глигич-Золотарева, Н. М. Добрынин // Право и политика. 2006. № 11, 12.

Грунина В. А. Синергетические основы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2006.

Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов. М., 2001.

Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М., 2007.

Пастушкова О. В. Научные традиции и научные революции: учеб. пособ. Воронеж, 2006.

Стёпин В. С. Философия науки. Общие принципы: учебник дл аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. М., 1996.

Шундиков К. В. Методологический статус синергетики в юридических исследованиях // Современное право. 2007. № 1.

 

Тема 3. Основания методологии.

Философско-психологические и системотехнические основания методологии. Деятельность. Субъект. Объект. Структурные компоненты деятельности. Условия деятельности. Типы организационной культуры. Проект. Типы проектов. Класс проекта. Фазы проекта. Науковедческие основания методологии. Диалектико-материалистическая методология. Принципы диалектико-материалистической методологии в целом и юридической методологии в частности. Этические и эстетические основания методологии. Эстетическая культура, её элементы. Нравственная культура. Структурные эталоны нравственной культуры. Основы методологии практической деятельности. Основы методологии учебной деятельности. Введение в методологию художественной деятельности.

Литература к теме 3.

Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.

Кайдаков С. В. Проблема деятельности ученых и научных коллективов. Москва, 1981.

Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.

Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М., 2007.

Новиков Д. А. Управление проектами: организационные механизмы. – М., 2007.

Сырых В. М. Метод правовой науки: (Основные элементы, структура). – М., 1980.

Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер. М., 2004.

 

Тема 4. Методология научного исследования.

Характеристики научной деятельности. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности. Нормы научной этики. Средства и методы научного исследования. Материальные, математические, логические и языковые средства познания. Организация процесса проведения исследования. Проектирование научного исследования. Концептуальная стадия. Выявление противоречия. Формулирование проблемы. Определение цели исследования. Формирование критериев. Стадия построения гипотезы. Стадия конструирования исследования. Стадия технологической подготовки исследования. Технологическая фаза научного исследования. Стадия проведения исследований. Теоретический и эмпирический этапы. Стадия оформления результатов. Рефлексивная фаза научного исследования. Понятие оценки и рефлексии. Специфика организации коллективного научного исследования.

 

Литература к теме 4.

Кайдаков С. В. Проблема деятельности ученых и научных коллективов. Москва, 1981.

Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-методологические проблемы права / под ред.: Марченко М.Н. Вып. 2. М., 2007.

Ланге К. А. Организация управления научным исследованием. Л., 1971.

Лейман И. И. Наука как социальный институт. Л., 1971.

Научная деятельность: структура и институты / под ред. Э. М. Мирского, Б. Г. Юдина. М., 1980.

Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М., 2007.

Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. М., 2005.

Орлов А. И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М., 1979.

Тюрин Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. М., 1998.

 

 

Тема 5. Юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания.

Юридическое познание как деятельность. Понятие и виды научных методов познания права. Формирование юридических типов научного познания. Стили и образы юридического познания.

 

Тема 6. Методология юридической науки: понятие и принципы. Понятие и принципы методологии юридической науки. (Ауд. - 2 ч., самост. – 16 ч.).

Методология права как диалектико-материалистическая, общенаучная, частнонаучная и переходная от познавательно-теоретической к практически-преобразовательной деятельности категории. Предмет методологии права. Особенности методологии правоприменения.

 

Литература к темам 5-6.

Керимов Д. А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-методологические проблемы права / под ред. М. Н. Марченко. Вып. 2. М., 2007.

Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2004.

Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер. М., 2004.

Тарасов Н. Н. Методологические проблемы современного правоведения: дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

Честнов И. Л. Методология и методика юридического исследования: учебное пособие. СПб., 2004.

Шапиро Е. А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки: дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2000.

 

Тема 7. Общенаучные и философские методы познания права. (Ауд. - 2 ч., самост. – 16 ч.).

Общенаучные методы познания права. Философские методы познания права. Виды философских методов. Методы, при помощи которых формируются доказываемые суждения. Методы, при помощи которых складываются недоказываемые суждения. Логический метод.

 

Тема 8. Самостоятельные методы познания права.

Реальные методы. Материальные методы. Психологические методы. Социологический метод. Идеальные методы. Право как идеальное явление. Догматический (юридический, формально-юридический, логический, формально-логический, юридико-логический) метод (метод толкования права). Нормативный метод.

 

Тема 9. Несамостоятельные методы научного познания права. (Ауд. - 2 ч., самост. – 19 ч.).

Признаки несамостоятельных методов научного познания права. Особенности несамостоятельных методов познания права. Историко-правовой метод. Сравнительно-правовой метод.

Литература к темам 7-9.

Бехруз Х. Методологические императивы сравнительного правоведения: традиции, проблемы, перспективы // Право и политика. 2003. № 7.

Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.

Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

Петрушев В. А. Проблемы толкования права в Российской Федерации / Рос. Правовая акад. М., 2003.

Тихомиров А. Д. Юридическая компративистика: философские, теоретические и методологические проблемы. К., 2005.

Хабибулина Н. И. Толкование права: новые подходы к методологии исследования: монография. СПб., 2001.

Честнов И. Л. Методология и методика юридического исследования: учебное пособие. СПб., 2004.

 

Тема 10. Программа конкретного юридического исследования. (Ауд. - 2 ч., самост. – 18 ч.).

Важность проблематики конструирования программы конкретного юридического исследования. Структура программы конкретного юридического исследования. Методологический, процедурный и технологический разделы программы конкретного юридического исследования.

Литература к теме 10.

Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Козлов В. А. Конкретно-социологические исследования в области права: учебное пособие / В. А. Козлов, Ю. А. Суслов. Л., 1981.

Комплексные социально-правовые исследования / редкол.: В. П. Казимирчук, М. И. Козырь, М. И. Пискотин и др. М., 1977.

Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

Муромцев С. А. Определение и основное разделение права // Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004.

Право и социология / С. В. Боботов, О. Н. Григорьев, В. П. Казимирчук и др.; отв. ред.: В. П. Казимирчук, Ю. А. Тихомиров М., 1973.

Суслов Ю. А. Конкретные исследования и развитие социологии права. Л., 1983.

Сырых В. М. Метод правовой науки: (Основные элементы, структура). – М., 1980.

Честнов И. Л. Методология и методика юридического исследования: учебное пособие. СПб., 2004.

 

Тема 11. Традиционные методики конкретного юридического исследования. (Ауд. - 4 ч., самост. –22 ч.).

Опрос общественного мнения. Сравнительный метод. Проблема сравнимости. Проблема эквивалентности понятий и процедур, используемых в исследовании. Проблема универсальности. Проблема интерпретации сравниваемых явлений. Методики сравнения. Бинарное сравнение. Региональное сравнение. Глобальное сравнение. Кросс-темпоральное исследование. Контент-анализ.

Тема 12. Качественные методики конкретного юридического исследования.

Case study. Этнографический метод. Включенное наблюдение. Интерпретационный анализ. Биографический метод. Этнометодология. Психолингвистика. Интент-анализ. Методика ассоциативного эксперимента.

 

Литература к темам 11-12.

Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.

Пэнто Р. Методы социальных наук / Р. Пэнто, М. Гравитц. М., 1972.

Рогозин Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.

Садмен С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / С. Садмен, Н. Брэдберн. М., 2002.

Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой и И. Д. Павловой. СПб., 2000.

Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер. М., 2004.

Честнов И. Л. Методология и методика юридического исследования: учебное пособие. СПб., 2004.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История и методология юридической науки и правоприменения»

Вопросы предназначены для студентов 1 курса ИИП ХГУ им. Н.Ф. Катанова, обучающихся по направлению 030900.68 «Юриспруденция». Целью эзамена является контроль знаний студентов, выявление степени усвоения студентами материала курса, умения логически излагать основные положения учений о государстве, праве, политике и законодательстве.

При подготовке к эзамену студентам необходимо повторять курс в последовательности, предусмотренной в рабочей программе, чтобы закрепить знания полученные в процессе обучения и не оставить без внимания вопросы, не вошедшие в перечень зачетных.

  1. Понятие и предмет методологии права.
  2. Диалектико-материалистическая методология.
  3. Формирование юридических типов научного познания. Стили и образы юридического познания.
  4. Классическая рациональность.
  5. Неклассическая рациональность. Постнеклассическая рациональность.
  6. Позитивизм и неопозитивизм.
  7. Теория неполноты и непротиворечивости формальных систем.
  8. Структурализм и постструктурализм.
  9. Феноменология и герменевтика.
  10. Синергетика. Антропология.
  11. Философские методы познания права.
  12. Понятие и виды научных методов познания права.
  13. Реальные методы познания права.
  14. Материальные методы познания права.
  15. Психологические методы познания права.
  16. Социологический метод познания права.
  17. Идеальные методы познания права.
  18. Право как идеальное явление.
  19. Догматический метод (метод толкования права).
  20. Нормативный метод.
  21. Историко-правовой метод.
  22. Сравнительно-правовой метод.
  23. Юридическое познание как деятельность.
  24. Программа конкретного юридического исследования.
  25. Методологический раздел программы конкретного юридического исследования.
  26. Процедурный раздел программы конкретного юридического исследования.
  27. Технологический раздел программы конкретного юридического исследования.
  28. Традиционные методики конкретного юридического исследования.
  29. Качественные методики конкретного юридического исследования.
  30. Правовой эксперимент.
  31. Открытие первого юридического факультета в России. Первые профессоры права в России.
  32. Юридическое образование в начале 19 в.
  33. Устав российских университетов 1835 г.
  34. Правовые основы юридического образования в пореформенной России.
  35. Первый съезд юристов России 1875 г.
  36. Университетское юридическое образование в России во второй половине 19 в. – начале 20 в.
  37. Ведомственная подготовка правоведов в России во второй половине 19 в. – начале 20 в.
  38. Обучение юриспруденции в негосударственных (вольных) учебных заведениях в России во второй половине 19 в. – начале 20 в.
  39. Реорганизации юридического образования в 1919-41 гг.
  40. «Чистка» среди преподавателей юриспруденции.
  41. Становление в 1918-1930 гг. юридического образования в структуре органов внутренних дел.
  42. Постановление ВЦИК «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства» 1931 г.
  43. Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования" 1935 г.
  44. 1-е Всесоюзное совещание по вопросам науки советского права и государства 1938 г. Роль А.Я. Вышинского в формировании сталинского юридического образования.
  45. Заочное юридическое образование в 1930-50-е гг.
  46. Среднее специальное юридическое образование в 1930-50-е гг
  47. Постановление ЦК ВКП (б) "О расширении и улучшении юридического образования в стране" 1946 г.
  48. Юридическое образование в системе органов внутренних дел в 1940-70-х гг.
  49. Юридическое образование в СССР в 1950-60-х гг.
  50. Советское юридическое образование в 1960-1991 гг.

Date: 2015-10-21; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию