Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феномен полимотивации
Проблема полимотивации только своим названием является современной; примером того, в каких терминах она обсуждалась в концепциях прошлого, могут служить следующие слова К. Д. Ушинского: «...Большинство желаний в человеке—не простые желания, возникшие из одного какого-либо стремления, но желания сложные, возникшие из разных стремлений, которые соединились вместе каким-нибудь одним обширным представлением или обширною системой представлений именно потому, что разные стороны этого представления, или разные члены этой системы представлений удовлетворяют нескольким, различным стремлением человека» (1950. Т. 9. С. 507). В современной терминологии эти слова означаю г, что «...поведение чаще всего бывает полимотивированным....Любое поведение обнаруживает тенденцию к детерминированности скорее несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, чем единственной из них» (Maslow, 1943. Р. 390). Согласно Л. И. Божович, «...не только одна и та же потреб- ность может воплощаться в различных объектах, но и в одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности. Например, отметка в качестве мотива учебной деятельности может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет товарищей, и желание облегчить себе поступление в высшее учебное заведение, и многие другие потребности» (1972. С. 27). Сходных представлений придерживаются М. М. Филиппов (1968)27, Ш. Н. Чхартишвили (1974), В. И. Ковалев (1981) 28, В. С. Магун (1983), И. В. Имедадзе (19846) 29 и др. Однако нельзя не согласиться с выводом И. В. Имедадзе, согласно которому «...хотя утверждения о полимотивированности деятельности встречаются очень часто, они, как правило, имеют декларативный характер» (С. 89). Речь идет о том, что принцип полимотивации, с одной стороны, не оспаривается, с другой—последовательно не реализуется: «В советской психологии до последнего времени наблюдалась следующая картина: большинство исследователей, признавая полимотивированность человеческой деятельности (Леонтьев, 1975; Рубинштейн, 1946), изучали эту деятельность так, как если бы имелся один, отдельно взятый, доминирующий в данной ситуации мотив; иными словами, при проведении эмпирических и экспериментальных исследований психологи предпочитали работать с однозначными мотивами» (Калмыкова, Радзиховский, 1988. С. 37). Действительно, принципу полимотивации более отвечало бы понимание в концепции А. Н. Леонтьева процесса формирования мотива как опредмечиваняя в нем ряда потребностей, а не отдельной потребности, я 27 «...Та или иная потребность образуется не на базе какой-либо нужды, а на базе сложного переплетения уже имеющихся у человека потребностей» (С. 20). 28 «Множественность мотивов заключается не только в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно (целой совокупностью однородных мотивов, но и в том, что п° ведение и деятельность побуждаются, направляются и рео т' руются обычно разнородными мотивами» (С. 36). 29 «...Многие формы поведения человека имеют сложный. полипотребностный состав» (С. 92). соответственно определение мотива не как «предмета потребности»30, а как «предмета потребностей». Это несколько изменило бы изображаемую в данной концепции общую картину мотивации, исключая, в частности, прямолинейность соотнесения потребностей и деятельностей (ср. Имедадзе, 1984а), содержащуюся, например, в словах: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения» (Леонтьев, 1975. С. 102). Впрочем, представление об однозначном соответствии между деятельностью и 'потребностью.возможно, но при условии, если признать, что формирование нового полипотребностного мотивационного отношения означает возникновение новой потребности: «...не потребности находят свой предмет, а возникновение предмета потребности и есть происхождение самой потребности» (Имедадзе, 1984а. С. 37). Такое признание фактически лежит в основе выделения так называемых социогенных потребностей — в учебе, труде, художественном творчестве и т. п. Однако это значит, что в основе «особенных деятельностей» лежат не те же самые потребности, которые опредметились в их мотивах, иными словами, чте опредмечиваются в мотивы одни потребности — исходные, уже существующие, рождаются же в результате этого «чрезвычайного акта», другие—вторичные (или более высоких порядков), производные. В таком понимании тезис А. Н. Леонтьева «развитие потребностей происходит через развитие их объектов» (1971. С. 6) характеризует развитие не только отдельных потребностей (усвоение новых видов пищи означает развитие самой пищевой потребности), но и всей их системы: пищевая потребность вместе со многими другими вносит свой вклад в развитие мотивационного отношения к труду, так как он является условием их удовлетворения. 30 «Предмет потребности — материальный или идеальный, Явственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане — мы называем мотивом деятельности» (1971. С. 13). Недостаточный учет принципа полимотивации характерен для исследований мотивации в рамках «факторного» (см. Бибрих, Орлов, 1977), «когнитивного» (см. Магомед-Эминов, Васильев, 1986) подходов к этой проблеме, и так называемого ситуациониз-ма в исследованиях личности (Bowers, 1973; Michel, 1968, 1973). Одна из типичных экспериментальных схем, используемых в этих исследованиях, состоит в том, что некоторое поведение, побуждаемое специфическим мотивом, регистрируется в различных ситуациях, неминуемо вносящих в поведение свои порой существенные коррекции. Результаты таких исследований излагаются в форме, определяемой схемой эксперимента: наряду с описанием поведения, побуждаемого некоторым мотивом (достижения, помощи, агрессии и др.), прилагается перечень «ситуационных факторов», влияющих на проявление мотива; в теоретическом плане обсуждается вопрос о взаимодействии личностных (мотивы, «диспозиции») и ситуативных факторов (см. Хекхаузен, 1986; Atkinson, Birch, 1978). Однако поведение побуждают не факторы, а мо-тивационные процессы, и если эксперименты фиксируют изменение поведения в определенных ситуациях, то это значит, что в них актуализируются специфические мотивационные отношения, которые, взаимодействуя с изучаемым мотивом, вносяг коррекции в поведение. Способность ситуации активизировать мотивацию не представляет собой 'ничего необычного. Ряд потребностей по своей сути являются экзогенными, по терминологии Г. А. Меррея (Murray, 1964)—реактивными, предполагающими актуализацию именно внешними факторами. К экзогенной относится мотивация избегания,.возбуждаемая восприятием угрозы, а также не привлекающая к себе внимания исследователей, хотя не менее важная мотивация сохранения. С мотивационным «вектором» сохранения (Г. А. Меррей) человек относится к весьма широкому кругу разнообразных явлений—от общественного строя до освещенности рабочего места, от здоровья до нужного количества пуговиц на одежде, общая особенность которых состоит в том, что активность обычно вызывается констатацией их изменения, от- кдонения от сохраняемого состояния. На актуализацию мотивации влияют также появляющиеся новые возможности действия, изменения ^в вероятности достижения целей, в 'восприятии причинности и другие моменты, зависящие от ситуации. Поэтому естественно, что любое преобразование ситуации влечет сдвиги в актуализированной мотивации и способно влиять на поведение. Такого рода влияния и фиксируются в конкретных экспериментальных исследованиях в качестве «ситуационных факторов». Особенно отчетливо феномен полимотивации проявляется в многочисленных исследованиях выбора целей, проведенных в рамках проблем «ожидаемой ценности», уровня притязаний, мотивации достижений и др. (см. Хекхаузен, 1986. Гл. 5, 9). Мотиваци-онное взаимодействие, лежащее |b основе такого рода выборов, зафиксировано, например, в таком термине, как «результирующая валентность», отражающем тот факт, что итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе ее мотивацион-ного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха (Lewin а. о., 1946). Выделено много других моментов, показывающих сложность ситуативного мотивационного взаимодействия. Так, Дж. О. Рейнором (Raynor, 1969) была разработана модель, согласно которой человек при выработке отношения к цели учитывает не только непосредственные, но и отдаленные последствия ее достижения, что, впрочем, очевидно и наблюдается, например, в различном отношении студентов к отдельным изучаемым предметам. Однако и эти исследования по мере возможности избегают солимотивационной трактовки получаемых фактов, обнаруживая тенденцию обсуждать их в рлм-ках изолированных тем, в частности такого мотивационного конгломерата, какой представляет собой мотив достижений (Atkinson, Raynor, 1974, 1978). Ведь цели, достигаемые человеком, могут иметь самое различное мотивационное значение. Конечно, они, особенно успехи-неуспехи в их достижении, значимы Для человека не только сами по себе, но и как затрагивающие его амбиции, вовлекающие «эго» (Costel-1о, 1964; Ferguson, 1962), поэтому в формировании отношения к целям кроме специфической задейство- вана и неспецифическая по отношению к ним «я>^ мотивация (как это было показано в пионерских исследованиях уровня притязаний Ф. Хоппе). Взаимодействие обоих видов мотивации — одна из характерных причин, делающих реальные акты достижения полимотивированными31. Таким образом, прямо не развивая идею о поли-мотивированности поведения, исследования взаимодействия внутренних и ситуативных детерминант активности фактически, притом убедительно, ее поддерживают и предоставляют факты для ее развития Если представлять мотивационную сферу не как набор «гипотетических конструктов», формально взаимодействующих с ситуативными факторами, а как психологическое образование, предполагающее субъективное отражение и проявляющееся в виде эмоциональных отношений к явлениям действительности, то психический образ, отражающий и ситуацию, и актуальную мотивацию, получает значение инстанции, в которой такое взаимодействие происходит, а эмоции—самих действующих сил этого процесса. Разумеется, для развития принципа полимотивации необходима конкретизация данного обобщенного представления. Но возможна ли такая конкретизация? Упомянутая декларативность признания этого принципа скорее всего не случайна и обусловлена объективной сложностью вопроса. Так, Е. С. Калмыкова и Л. А. Радзиховский обсуждают проблему «амбивалентности мотивов» на материале произведений Ф. М. Достоевского, утверждая, что «...у современной психологической науки... нет пока аппарата для объяснения (или хотя бы четкого научного описания) соответствующих феноменов» (1988. С. 41). Однако рассмотрим, что в психологии в этом отношении есть, а также могло бы быть. 31 В определении X. Хекхаузена, согласно которому мотив достижений представляет собой «. стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может либо удаться, либо не удаться» (1986. Т. 1 С. 229), другие мотивы кроются за констатируемым различием отношений субъекта к достижениям в отдельных видах дея' тельности Виды полимотивации. Взаимодействие и сочета-дце различных побудительных сил в определении поведения не происходит однообразно, распадаясь на ряд характерных видов и форм. Так, уже из сделанных выше ссылок можно заключить, что указания на полимотивировадность активности охватывают по меньшей мере два различных случая. Во-первых, онтогенетическую фокусировку потребностей и непосредственно развивающихся на их основе мотивационных отношений в новые мотивацион-ные образования, приобретающие в результате фиксированное, стабильное полимотивационное, или поливалентное (В. С. Магун) 32, значение. Это—случай сложившейся в прошлом опыте и привносимой из него полимотивации, не требующей ситуативных взаимодействий. Ярким примером таких сложившихся комплексных мотивационных образований могут служить обсуждавшиеся выше дальние намерения, производные, как подчеркивалось, от целостной жизненной ситуации. Однако надо сказать, что на комплексной потребностной основе, конечно более или менее широкой, у человека формируются практически все опосредствованные мотивационные отношения, стало быть онтогенетически они являются поливалентными, а побуждаемая ими деятельность—полимотивированной. Во-вторых, складывающуюся в конкретной ситуации полимотивацию, создаваемую тем, что человек одновременно испытывает ряд взаимосодействующих или противоречивых побуждений и поэтому вынужден их согласовать, задерживать, найти компромисс и т. п. Данный случай полимотивации от предыдущего отличает то обстоятельство, что поведение является следствием реального 'взаимодействия побуж- 32 «Большинство инструментальных ценностей поливалентны. Если взять в качестве простейшего примера пиджак, то он и согревает, и служит для хранения мелких предметов, и украшает человека (Коломийцев, 1975. С. 16)....Здоровье является благом для человека и само по себе, и как средство для мно-тх видов деятельности»; «Ценности, лидирующие (по данным ^лирических исследований) в сознании респондентов, как правило, имеют поливалентный характер. Таковы «мир», «хорошая обстановка в стране», «дети», «друзья», «работа», «семейная жизнь», «деньги» и т. п.» (1983. С. 46—47). 7 В К Вилюнас дений и активного участия в этом процессе субъекта, сопоставляющего, взвешивающего возможности и варианты поведения и принимающего решения. Оба случая полимотивации конечно взаимосвязаны. С одной стороны, сложившееся в онтогенезе поливалентное мотив ационное отношение является следствием ситуативного взаимодействия, сложения к фиксации побуждений в прошлом; так, одновременное восприятие человеком некоторой цели как привлекательной и труднодоступной может быть итогом разочарований при прежних попытках ее достижения. С другой стороны, в ситуации актуализируются уже поливалентные, комплексные мотивационные отношения, поэтому случай ситуативного взаимодействия побуждений по существу означает не изначальное установление, а дальнейшее развитие полимотивации. Из-за взаимосвязанности онтогенетической и ситуативной суммации и сочетания побуждений классификационные схемы, выделяющие виды и формы полимотивации, могут касаться обоих процессов. Так, сходное различение проводит И. В. Имедадзе (19846), отдельно обсуждая «случаи взаимодействия потребностей» (С. 90) к полимотивацию в строгом смысле слова, с которой <<-мы имеем дело только тогда, когда одновременно действуют несколько мотивов, в состав каждого из которых могут входить множество потребностей» (С. 93). Отнестись к данному различению трудно из-за его привязанности не столько к фактам, сколько к терминам (потребности к мотива), крайне неоднозначно трактуемым в психологии (см. Имедадзе, 1984а, 1986; Манукян, 1984; Со-сновский, 1988; Тгасу, 1986; и др.). Однако приводимые автором примеры говорят о том, что оба 'вида взаимодействия могут иметь как онтогенетический, так и ситуативный характер. К последнему случаю относится, например, дополнительное присоединение к потребностям, побуждающим некоторое поведение, других потребностей (познавательной, самоутверждения) по ходу его совершения. С другой стороны, «одновременное действие нескольких мотивов» может иметь ранее сложившийся и не требующий ситуативного взаимодействия характер. Данный тип полимотивации связан с существованием в мотивационной сфере человека образова- ний, отличающихся мерой конкретности и общности. Различение конкретных, финально направленных мотивов, таких как приобрести определенную профессию, научиться играть на скрипке, заботиться о домашнем животном, и стоящих за ними более общих, например повышать свое образование, побольше в жизни увидеть, помогать слабым, не имеет в психологии, за немногочисленными исключениями (Бра-тусь, 1981; Додонов, 1984, Murray, 1964), широкого признания из-за, как можно думать, фактически существующего континуума мотивациовных образований по признаку конкретности-общности. Тем не менее в неявном виде данное различение, как бы выделяющее уровни стратегической и тактической мотивации, подразумевается в ряде концепций (Патяе-ва, 1983). Противопоставление мотивов разной общности оправдывается теу фактом, что между ними нет прямого соответствия, так как в процессе конкретизации более общие мотивы переплетаются, делая деятельность, отвечающую конкретным мотивам, полимотивированной. Так, забота о своей собаке может отвечать обобщенному мотиву «любви к животным» и вместе с тем задаче воспитания детей, охраны квартиры, необходимости совершать полезные для здоровья прогулки и др. Б. И. Додонов, предложивший различать непосредственно побуждающие деятельность предельные и стоящие за ними запредельные мотивы, связанные с ее социальным значением, писал: «Запредельные мотивы связывают отдельные, часто очень разные конкретные деятельности в определенные комплексы... В то же время каждая конкретная деятельность и со стороны общества, и со •стороны личности мотивируется не одним запредельным мотивом, а опять-таки целой их „связкой"» (1984. С. 127). Таким образом, при конкретизации обобщенных мотивационных отношений происходит как их своего рода дивергенция, рассеивание по разным мотивам, так и обратный процесс их конвергенции, фокусировки. Материал, который обсуждался в рамках проблем мотивационного опосредствования и формирования дальних намерений, позволяет утверждать, что такое переплетение представляет собой самый обыч- 7 * ныи и естественный процесс в развитии мотивацион ной сферы человека. Одна из классификационных схем, различающая виды полимотивации при конкурирующих мотивах следует из получившей широкую известность класса фикации конфликтных ситуаций К. Левина, выделяющей три типа одновременного действия противоположных побуждений (Lewin, 1935. Ch. 4; Miller, 1946). В ситуации типа «приближение—избегание», когда, например, человек решает вопрос, обращаться ли за помощью к неприятному для него лицу, одна и та же цель обладает для субъекта и позитивной, и негативной ценностью, другими словами—имеет амбивалентное мотивационное значение. В двух других случаях субъект оказывается перед выбором между несколькими целями, имеющими позитивное (ситуация «приближение—приближение») или негативное (ситуация «избегание—избегание») значение, т. е. когда он должен выбрать одно из альтернативных благ или зол. Важно подчеркнуть, что полимотивированным в этих случаях является не только акт выбора, но и последующее поведение, цель которого кроме собственного мотивационного значения приобретает его и от отвергнутой альтернативы. Особенно отчетливо это видно в случае конфликта «избегание—избегание», в котором выбранное меньшее зло имеет значение избавления от большего зла. Выделяется четвертый тип конфликтной ситуации («двойного приближения—избегания»), в которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т. е. одновременно и позитивными и негативными, целями, например, приобретать ли хороший, но дорогой или плохой, зато дешевый товар. Он, очевидно, является более сложным и сочетающим в себе особенности трех предыдущих типов. Для понимания взаимодействия конкурирующих или конфликтных побуждений важным является выдвинутое В. С.'Магуном (1983) положение о цене деятельности—тех потерях и затратах энергии, времени, средств и других ресурсов, которых требует ее выполнение. Речь идет о феномене, с которым «...мы сталкиваемся постоянно: если деньги потрачены на одно из благ, то их не хватает на покупку других; если время потрачено на одну группу дел, то его не хватает на другие; если вы недавно обращались к не очень близкому человеку с одной просьбой, то к нему нельзя сразу же снова обращаться за помощью; если много сил и энергии потрачено на работе, то дома уже не удается трудиться с полной отдачей» (С. 63). Таким образом, потребности человека находятся в конкурирующем отношении не только в буквально конфликтных ситуациях, при одновременной актуализации противоречащих побуждений, но также из-за того, что «...объем большинства ресурсов, которым располагает человек для деятельности, меньше, чем суммарный объем потребностей в этих ресурсах» (С. 62—63). Из-за этого обстоятельства решение удовлетворить некоторую потребность означает автоматический отказ от удовлетворения ряда других. Следует подчеркнуть, что мотивационное значение затрат, которых требует удовлетворение потребности, представляет собой не теоретический конструкт, а реальный психический феномен, активно участвующий как в процессах принятия решений, так и в последующей деятельности. Даже ненужная цель может получить побудительное значение при осознании, что она достается практически даром, а радость от нужного приобретения может серьезно омрачаться мыслью о том, во что оно обошлось. Распространенность и специфичность взаимодействия мотивацион-ных побуждений по линии фактора цены деятельности позволяет рассматривать его в качестве особой формы полимотивации. В отношении деятельности человека это значит, что она «...в общем случае является не только поливалентным, но и амбивалентным процессом, сочетающим полезные и вредные аспекты,, качества блага и цены за него» (С. 66). Одно из последствий данного представления состоит в различении мотивов-побудителей и мотивов-тормозов деятельности (Беляева и др., 1988). В вопросе о полимотивации при взаимосодействующих мотивах в советской психологии широкое признание получило выделение особого класса мотивов-стимулов (Леонтьев, 1975. С. 202), подключающихся к отдельным звеньям (действиям) выполняемой деятельности и обеспечивающих дополнительное побуждение именно этих звеньев. В роли мотивов-стимулов выступают любые поощрения или наказа- ния, связанные с промежуточными целями и результатами деятельности, например отметки в учебе. Представление о мотивах-стимулах изображает сложные виды человеческой деятельности как процесс, мотивируемый одновременно конечной целью {так называемыми смыслообразующими мотивами) и многочисленными побочными источниками побуждения, дополнительно подталкивающими отдельные шаги в ее направлении. Более полная схема соотношения различных мотивов в побуждении сложных видов деятельности была предложена Б. И. Додоновым (1978. Гл. 2.1; 1984). Согласно этой схеме деятельность побуждается следующим составом «предельных» мотивов: «...!) удовольствие от самого процесса деятельности—П...; 2) прямой результат деятельности (создаваемый продукт, усваиваемые знания и т. д.) —Р; 3) вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение по должности, слава и т. д.) —В; 4) избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения; депривация страха наказания—Д» (1984. С. 127). Каждый из этих мотивов, представляющих, по существу, различные формы мотивации, может вносить разный удельный вклад в суммарную мотивацию деятельности, причем как позитивный, так и негативный. Обозначив количественную меру такого вклада при помощи условных цифровых индексов, можно nOj лучить формализованное выражение мотивационной структуры конкретной деятельности. Например, формула П2РоВзД1-2 в отношении трудовой деятельности означает, что рабочему процесс труда доставляет заметное неудовольствие, к результатам труда он равнодушен, но его мотивирует вознаграждение за работу и несколько меньше—неприятные последствия ее невыполнения. Обозначенные Б. И. Додоновым различные формы побуждения деятельности в том или ином виде выделялись и обсуждались в психологической литературе. Нетрудно видеть сходство между соотношением первой (П, Р) и последней (В, Д) пары выделенных мотивов и различением внутренней и внешней мотивации (Ярошевский, 1971; Reykowski, 1970. S. 119^, в другой терминологии—интрннсивной и экстринсивной (Хекхаузен, 1986. Гл. 12). Идея выделения процессуального (П) и результативного (Р) компонентов внутренней мотивации перекликается с различением К. Бюлером (1924. § 36; Biihier, 1928) функционального удовольствия и удовольствия, связанного с результатами активности (констатируемыми или предвосхищаемыми), с различением В. Г. Асеевым (1976. С. 83) процессуального и дискретного моментов мотивации, с положением И. В. Имедадзе (19846) о совместном проявлении в поведении функциональных ц субстанциональных потребностей и др. Таким образом, существование различных форм мотивации поведения достаточно широко обсуждается п признается. Однако важно не только выделять эти формы, но и, что не всегда делается, признавать их способность обнаруживаться совместно и типичность такого обнаружения. Так, спорт, согласно Д. Н. Узнадзе, относится к ннтерогенному, т. е. внутренне мотивируемому поведению, побуждаемому «функциональной тенденцией» (1966. С. 335). Но несомненная способность спортивных упражнений доставлять функциональное удовольствие не исключает того, что человеку, особенно при профессиональном занятии спортом, не менее важными становятся результаты этих занятий и вознаграждение за них. Основной и самый легкий вывод из рассмотренных данных о полимотивации поведения состоит в том, что она представляет собой повсеместное, весьма сложное и разнообразное явление. Труднее осуществить синтез этих данных. Если пойти по пути простого их объединения, то первым шагом к предложенной Б. И. Додоновым схеме форм мотивации, сочетающихся в побуждении отдельной деятельности, следует добавить компонент, соответствующий представлению о цене деятельности. По существу это означает присоединение к побуждению деятельности альтернативной мотивации и учет того, что за ее выполнение человек кроме вознаграждения получает одновременно и наказание в виде потери ресурсов, а за невыполнение—награду в виде их сохранения. Понятно, что роль альтернативной мотивации особенно возрастает в ситуациях открытого конфликта. Далее, к данной картине относительно устойчивой полимотивации необходимо добавить многочислен- ные и динамичные ее изменения в результате подключения к ней ситуативных мотивов-стимулов и функционально им противоположных мотивов-помех. Самые неожиданные и разнообразные обстоятельства способны внести в привычный мотивационный фон деятельности свои, подчас существенные изменения. Так, занятие, обычно выполняемое без затруднений может стать невыносимым из-за порезанного пальца' Искусственное создание мотивов-стимулов представляет собой один из типичных приемов влияния на мотивацию другого человека, а также произвольного управления собственной мотивацией. Следует вспомнить также, что человеку очень свойственно стараться выполнять, когда возможно, несколько деятельностей одновременно. Так, читая по дороге на работу газету, он выполняет две деятельности, читая ее вслух третьему лицу—три деятельности, побуждаемые отдельными мотивами. Любая совместная деятельность людей находится под постоянным влиянием мотивации общения (Додонов, 1984); в «чужих» видах деятельности часто проявляется также нравственная мотивация (Джидарьян, 1988). Как можно видеть, данные о видах и формах полимотивации имеют феноменологический характер. Уточнение такого рода данных представляет наибольший интерес до тех пор, пока не выявляет проблемы, способствующие их упорядочению; дальнейшее накопление феноменологии без освещения таких проблем содержит в себе угрозу стать подобным, как предупреждал У. Джеме, «словесному описанию размеров скал в Нью-Гэмпшире» (1911. С. 325). Рассмотренный материал в качестве такой проблемы достаточно остро высвечивает вопрос о механизмах полимотивации, тех конкретных, процессах, которые обеспечивают взаимодействие побуждений; из него к тому же следует, что этот вопрос касается непременно универсальной особенности психического Поиск такой особенности вынуждает задеть несколько проблем «большой» методологии. Теория поля и полимотивация. Для описания феномена полимотивации несомненное преимущество перед другими имеет концепция К. Левина в силу того, что «...подчеркивает важность того факта, что любое событие есть результат множества факторов» (1980. С. 132). Топологическая развернутость, наличие временной перспективы и полевая природа «жизненного пространства» делают его значительно более правдоподобным основанием для актуализации, сохранения и взаимодействия многочисленных мотивационных оценок и побуждений, чем «пространство» корреляций, факторов и формул, часто используемое для описания этих явлений. Правда, теория поля соответствует в основном ситуативным мотивационным взаимодействиям; возникновение полипотребностных мотивационных отношений в онтогенезе ею не охватывается. Вместе с тем следует отметить, что теория поля представляет собой удобную основу именно для констатации и описания мотивационных взаимодействий, но не для уточнения реальных носителей и механизмов этих взаимодействий33. Впрочем, эта проблема находится в прямой зависимости от специфики интерпретации «жизненного пространства», в частности его онтологической природы, которая может получить различную трактовку. Дело в том, что если феноменологическое содержание концепции К. Левина пользуется широким признанием, то данная им теоретическая интерпретация этого материала часто оспаривается: «...Левин (Lewin, 1936) утверждал, что жизненное пространство складывается из психобиологичесюих явлений. Это положение было введено с тем, чтобы выйти за рамки данного в сознании (феноменально), избежать феноменологической ограниченности и возможного упрека в том, что модель жизненного пространства носит чисто менталистский характер и в конечном счете строится только на данных интроспекции. Левин подчеркивает поэтому, что в модели жизненного пространства учитываются все влияющие на поведение факторы и определяющие его закономерности независимо от того, переживаем мьт их или нет. Но 33 «Основная слабость теории поля определяется тем, что в моделях личности и окружения можно представить и объяснить поведение лишь задним числом. Эта теория предоставляет немного возможностей заранее установить значимые в определенных случаях условия и сделать выводы о поведении, которого следует ожидать» (Хекхаузен, 1986. Т. 1. С. 194). отнесение жизненного пространства к явлениям пои-хобиологического порядка оказалось лишь терминологическим обходом психофизической дилеммы» (Хекхаузен, 1986. Т. 1. С. 191). Стремление выйти за рамки феноменологии понятно и необходимо, но оно предполагает существенное изменение контекста обсуждаемых явлений и поэтому едва ли совместимо со стремлением совершить этот переход в рамках одного и того же психобиологического образования— «жизненного пространства». Трудность осмысления онтологического статуса этого образования, обладающего признаками кентавра, несомненно способствует попыткам пересмотра концептуальных объяснений К. Левина, которые могут иметь менталистский, фи-зикалистский или часто позитивистский уклон. Так, согласно позитивистской интерпретации «...целостное «жизненное пространство» (с его когнитивной структурой, валентностями и силовым полем, структурой и напряжением систем индивида) представляет собой сложную систему гипотетических переменных» (Madsen, 1968. Р. 140). К эмпирическим переменным теории поля К. Б. Мадсен относит только поведение («локомоцию»), потребность и цель. Но это значит, что валентности, силы, напряжения как носители мотивационных процессов являются продуктом научного творчества, моделирующим в теории некоторый аспект действительности, но не претендующим на прямое ей соответствие. Строго придерживаясь данной интерпретации, можно утверждать лишь то, что валентности существуют в концепции К. Левина, а есть ли они в реальной жизни — неизвестно. Но время показало, что позитивистское предписание строжайше рефлексировать и различать факты и предположения (гипотетические переменные) не привело к продуктивным концепциям, наоборот, способствовало появлению множества оторванных от реальности теоретических схем, не менее (хотя и иначе) умозрительных, чем те, в отрицании которых эта методология возникла. Дело, по-видимому, в том, что развитие науки движется не только фактами и предположениями, но и верой — источником, конечно, не самым надежным, но неминуемым. В этом отношении нет принципиального различия между убежде- нием в том, что психологию можно построить на основе интроспективных данных, и в том, что ее можно построить без них; как одно, так и другое относится к явлениям веры. Вера, таким образом, определяет то, что признается в качестве факта. Если в структурах мозга был бы найден какой-нибудь «центр» желания или, скажем, относительно надежный его коррелят в энцефалограмме, как сразу появились бы и концепции мотивации, пытающиеся охватить и объяснить это состояние. А тот факт, что человек ежедневно испытывает сотни желаний, научным не признается, поэтому современная психология эту тему фактически не развивает. Но за подобным игнорированием субъективной феноменологии не стоит ничего, кроме веры в то, что она является эпифеноменальной и не включенной в качестве неизбежного звена в регуляцию поведения. Противоположная вера, предписывающая серьезное отношение к субъективной феноменологии, позволяет в большей мере онтологизировать «жизненное пространство». Непосредственный субъективный опыт говорит о том, что оно представляет собой не гипотетическое построение, а факт, другими словами, что оно изображает определенную реальность, а именно субъективный образ действительности. То обстоятельство, что это изображение может быть упрощенным или содержать предположения теоретического происхождения и поэтому нуждаться в уточнении, не отменяет самого факта реальной вооруженности индивида субъективным образом себя и окружения, тем феноменальным полем, которое в концептуальном оформлении получило название «жизненного пространства». Онтологизация «жизненного пространства» в виде.субъективно переживаемого образа открывает возможность объединения и взаимообогащения представлений, связанных с этими понятиями. В советской литературе проблема психического образа, и в частности «образа мира», разрабатывается (Леонть-ев, 1979; Смирнов, 1985) без достаточного внимания к идеям К. Левина, которые явно могли бы способствовать уточнению структурных и динамических особенностей образа. Выше в этом направлении была сделана попытка ввести в «образ мира» градиент реальности. С другой стороны, статус субъективного образа определенно изменяет трактовку носителей ситуативной мотивационной динамики в «жизненном пространстве». При таком статусе его предметное содержание составляют не гипотетические переменные и не физические объекты, неизвестно как связанные с потребностями индивида и приобретающие соответственно им валентности, а именно субъективно отражаемые предметы. Валентность как способность этих предметов привлекать или отталкивать индивида при их понимании как субъективно отражаемых перестает быть просто констатируемым фактом и получает естественную интерпретацию пристрастного отношения индивида к отражаемому в образе содержанию. Эмоции на протяжении всей истории их познания рассматривались как нечто, оценивающее отражаемое содержание (см. Грот, 1879—1880), а когда к ним относились и желания, как побуждающее по отношению к нему действия (Вилюнас, 1976. С. 47— 56). Этот феноменологически очевидный факт в теории поля не отрицается, а только переименован и отражен в представлениях о валентности и порождаемых ею силах-побуждениях; едва ли нужно убеждать в том, что восприятие или представление предмета с удовольствием, неудовольствием или желанием означает, что он обладает валентностью, характером требования. Трактовка эмоциональных оценок и побуждений в качестве элементов и действующих сил «жизненного пространства» уточняет условия их обнаружения в образе, так как означает их проявление в образовании, обладающем определенной организацией: временной перспективой, градиентом реальности и др. Эта организация сказывается и на характере проявления эмоций; так, согласно теории поля возникающие в нем силы (или сила возникающих эмоциональных побуждений) зависят от психологического расстояния объекта от индивида. Для проблемы полимотивацни особое значение имеет представление о постоянно происходящем взаимодействии сил в «жизненном пространстве», которое при «менталистской» трактовке означает взаимодействие эмоциональных оценок и побуждений. Положение о долевой природе субъективного образа, акцентируемое его трактовкой по образцу «жизненного пространства», облегчает понимание взаимодействия эмоциональных переживаний, которое в виде поля приобретает онтологический базис для своего осуществления. Таким образом, онтологизация «жизненного пространства» в виде психического образа, при которой мотивационные процессы получают реальный субъективный носитель—эмоциональные отношения к предметам и воздействиям, вместе с тем открывает возможность перехода от феноменологии к механизму полимотивации, каким является взаимодействие эмоциональных переживаний, их суммация, слияние, взаимоподавление и т. п. Любопытные предположения по этому вопросу содержит другая «пространственная» концепция, возводящая слияние эмоциональных.переживаний в ранг одной из главных особенностей психического, а именно концепция В. Вундта. Date: 2015-10-21; view: 1022; Нарушение авторских прав |