Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смычные переднеязычные-зубные: Н, Д, Т





Описание артикуляций. Артикуляционным фокусом переднеязычных непалатализованных является место соприкосновения всей передней части языка (кончика и передней части спинки) с внутренней поверхностью верхних резцов и альвеол. Именно в этой части полости рта производится размыкание (после нагнетания в полости рта давления воздуха), в результате чего и происходит характерный звук. Следует помнить, что смычка производится всей периферийной частью языка, его краями с верхними альвеолами. Сила прижатия активной части языка к небу неодинакова у описываемых звуков, она возрастает от Н к Д и еще более к Т.

Звук Н отличается от остальных звуков включением в артикуляцию носового резонатора, т. е. пассивно опущенной небной занавески.

Звук Т отличается от остальных звуков тем, что при его произнесении голосовые связки не участвуют в артикуляции (т. е. отсутствием голоса). Именно поэтому требуется большая напряженность артикуляционных органов при смыкании.

У палатализованных (мягких) звуков артикуляционный фокус отодвинут назад—к передней части твердого неба. Соприкасается с этим участком передняя часть языка, а кончик его при этом опущен и касается нижних зубов. Язык становится выпуклым.

Последовательность освоения звуков в этом разделе аналогична последовательности в предыдущем, сначала пары твердая-мягкая, затем пары сонорный-звонкий и звонкий-глухой. Наконец, на материале скороговорок отрабатываются все шесть звуков вместе.

1. Нешироко открыть рот. Прижать язык к небу так, чтобы края языка по всему периметру касались верхних зубов. Сделать вдох через нос и при поднятой небной занавеске попытаться несильно выдохнуть его через рот. При этом воздух не должен проходить, в ротовой полости нагнетается давление. Выдохнуть через нос. Повторить так несколько раз. Затем делать выдохи через нос, прикрывая щель в передней части языка (отодвинув кончик языка книзу). Теперь воздух с тонким свистом выходит в зоне передних зубов. Если образуется шипение, значит открылась боковая щель—это неправильно. При правильном выдохе можно наблюдать в зеркальце, что язык имеет форму желобка. Необходимо запомнить это положение языка, оно является исходной позицией для многих согласных звуков.

2. Нешироко открыть рот. Прижать язык краями к верхним зубам, убедиться, что воздух через рот не проходит. Язык с некоторым усилием упирается в передние зубы. Наконец, кончик языка выползает за края зубов—но язык так же крепко прижат краями к альвеолами верхних зубов, хотя и продвинулся вперед. В артикуляционном фокусе теперь не кончик, а передняя часть спинки языка. Затем язык возвращается на место. Зафиксировать два положения языка—переднее и заднее. При переднем к верхним резцам и альвеолам прижата передняя часть спинки языка, при заднем—кончик языка. Изменить переднее положение так, чтобы кончик не высовывался изо рта, а прижимался к нижним резцам, и передняя часть была прижата не к верхним зубам, а к альвеолам. Энергичными движениями несколько раз привести язык в переднее и заднее положение, контролируя каждый раз, не просачивается ли воздух. Переднее положение соответствует артикуляции палатализованных, заднее—непалатализованных согласных.

3. Язык в переднем положении (кончик языка за нижними зубами, края прижаты к альвеолам верхних зубов, передняя часть спинки прижата к альвеолам резцов), рот приоткрыт, небная занавеска опущена (открыт проход в носовую полость). Открывая и закрывая щелочку у передних зубов (см. вторую часть упр. 1), производить звук голосом. То же делать при заднем положении языка. В переднем положении составляются слоги с гласными переднего ряда, а заднем—с гласными среднего и заднего ряда:

А) Переднее положение—исходная позиция: звук И.

И: - ни - ни - нинь

И: - не - не - нень

И: - ню - ню - нюнь

И: - ня - ня - нянь

И: - нё - нё - нёнь

 

В) ти—те—тё—тя—тю—ти

Г) та—то—ту—ты—тэ—та

Д) тя—та, ти—ты, те—тэ, тё—то, тю—ту.

 


9. а) титти

тетте

тюттю

тяття

тёттё

б) татта

тэттэ

тутту

тытты

тотто

в) тытти

тэтте

туттю

таття

тоттё

г) тятта

теттэ

тютту

титты

тётто


 


10. а) ить—ит

еть—ет

ють—ют

ять—ят

ёть—ёт

б) ат—ать

от—оть

ут—уть

ыт—ыть

эт—эть

в) тыт—тить

тот—тёть

тут—тють

тат—тять

тэт—теть

г) тит—тыть

тет—тэть

тют—туть

тят—тать

тёт—тоть


 

Далее проводятся упражнения, предназначенные для закрепления навыков различения переднеязычных-зубных в слогах и словах.


 


11. а) на—да—на

ни—ди—ни

но—до—но

не—де—не

ны—ды—ны

 

 

да—на—да

ди—ни—ди

до—но—до

де—не—де

ды—ны—ды

и т.д.

 

б) на—дда

ни—дди

но—ддо

не—дде

ны—дды

 

 

да—дда

ди—дди

до—ддо

де—дде

ды—дды

 

на—нна

ни—нни

но—нно

не—нне

ны—нны

 

да—нна

ди—нни

до—нно

де—нне

ды—нны

и т.д.


 


в) данда—надна

динда—нидна

дунди—нудни

денды—недны

донде—нодне

дюнду—нюдну

и т.д.

ндадна—днанда

ндидна—днинда

ндудни—днунди

ндедны—дненды

ндодне—днонде

ндюдну—днюнду

и т.д.

аднда—андна

иднда—индна

уднди—ундни

еднды—ендны

однде—ондне

юднду—юндну

и т.д.


 

Примечание: при произнесении сочетаний Д и Н на границе между ними не происходит размыкания, как в положении перед гласными. Последовательность артикуляционных движений такова: смычка—движение небной занавески (вверх или вниз)—размыкание.

 


12. а) да—та—да

ди—ти—ди

до—то—до

де—те—де

ды—ты—ды

дю—тю—дю

 

та—да—та

ти—ди—ти

то—до—то

те—де—те

ты—ды—ты

тю—дю—тю

и т.д.

б) да—тта

ди—тти

до—тто

де—тте

ды—тты

дю—ттю

 

та—тта

ти—тти

то—тто

те—тте

ты—тты

тю—ттю

 

та—дда

ти—дди

то—ддо

те—дде

ты—дды

тю—ддю

 

да—дда

ди—дди

до—ддо

де—дде

ды—ды

дю—ддю

и т.д.


 

Примечание: упражнения типа 11 в) для сочетаний Т и Д не осуществимы, т.к. в русском языке если бы реально и встречались такие сочетания, то первый в сочетании звук ассимилировал (уподобился) бы со вторым, таким образом, сочетание атда звучало бы как адда, а сочетание адта звучало бы как атта (ср. аналогичное замечание в разд. 1).

 


13. а) танна—данна

тинни—динни

тонно—донно

тенне—денне

тунну—дунну

тяння—дяння

и т.д.

 

натта—датта

нитти—дитти

нотто—дотто

нетте—детте

нутту—дутту

няття—дяття

и т.д.

 

тадда—надда

тидди—нидди

тоддо—ноддо

тедде—недде

тудду—нудду

тяддя—няддя

и т.д.


 


б) донта—тонта—нонта

динти—тинти—нинти

дунту—тунту—нунту

денте—тенте—ненте

дынты—тынты—нынты

дянтю—тянтю—нянтю

и т.д.

дотна—тотна—нотна

дитни—титни—нитни

дутну—тутну—нутну

детне—тетне—нетне

дытны—тытны—нытны

дятню—тятню—нятню

и т.д.


 


в) днатна—днанта

днитни—днинти

днотна—днонта

днетне—дненте

днутну—днунту

днятню—днянтю

и т.д.

нтадна--тнадна

нтидни--тнидни

нтодна--тнодна

нтедне--тнедне

нтудну--тнудну

нтядню--тнядню

и т.д.

тнанда--нтадна

тнинди--нтидни

тнонда--нтодна

тненде--нтедне

тнунду--нтудну

тняндю--нтядню

и т.д.


 


г) атнда—аднта

итнди—иднти

отнда—однта

етнде—еднте

утнду—уднту

ятндя—яднтя

и т.д.

датнда—таднта

дитнди—тиднти

дотнда—тоднта

детнде—теднте

дутнду—туднту

дятндя—тяднтя

и т.д.

натнда—датнда

нитнди—дитнди

нотнда—дотнда

нетнде—детнде

нутнду—дутнду

нятндя—дятндя

и т.д.


 

14. Следующие фразы следует произносить как скороговорки:

Антону и Донату надо натянуть тент на нить.

Юный Даня адъютант у деда Тита.

Надуты аденоиды у Нонны.

Ныне у Нины уединение и уныние.

Надо унять утят, тину утята удят.


Не один-то день нудит это анданте и тянет ноты андантино.

У Тони дуда дудит не туда: то тот дуду у Тони тянет, то не тот тон дуда у Тони тянет.

Тит одет да недоодет, надо Тита доодеть, отодеть да отдоодеть.

Дина и Нина один на один—они ныне наедине.

Едун тот удод, да на диете, едун и этот енот, да еды нету.

Не отнять у утят утиного одеяния.

От Дона до Анд не дойти Антону и до июня.

Дитя у няни нюнит нюни, но оная няня юна—не унять няне дитяти.

Тит, да ты тут? Ай да детина Тит. Аида, Тит, удить.

То не отдано, это не додано, тут не дотянуто. Надо неотданное отдать да доотдать, недоданное додать да доотдать, недотянутое дотянуть да дооттянуть.

Не иди, Анна, туда одна—не дойти одной дотуда, да и оттуда одной не то.

Ну и дуэт у дяди и тети—у дяди дуда, а у тети ноты.

Иной июнь—тени уют, а иной июнь—иней, тина, да одно уныние.

Донатину деду не до еды: то дети, то диета. А у дяди Донатина еда: то дыня, то утятина.

У Эдит одна идея—надоедать деду.

Таня, да надень ты дядины унты.

Йоду на дне ни йоты.

Антониной доныне недоедена дыня.

Деяния тайные тети Таниной.

Титан от титана не утаит тайны.

Титан-то он титан, но и он не утянет тонну один.

 

Рекомендуемая литература.

Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.—М, 1984.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.—М, 1983.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.—М, 1985.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.—М, 1989.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.—М, 1985.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова.—М, 1987, вып. 2.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.—М, 1985.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой.—М, 1989.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.—М, 1968.

Педагогическая практика студентов в детском саду для детей с нарушениями речи / Программа педагогических институтов.—М, 1985.

Педагогическая практика студентов 1—5 курсов / Программы педагогических институтов.—С, 1986.

Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова.—М, 1988.

Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.—М,. 1978.

Федоренко Л. П.. Фомичева Н. А. И др. Методика развития речи детей дошкольного возраста.—М, 1984.

Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по развитию речи детей дошкольного возраста.—М, 1989.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду.—М, 1989.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.—М, 1989.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.—М, 1981.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.—М, 1983.

 







Date: 2015-10-21; view: 422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию